Очно-дистанционное обучение в школе как модель организации учебного процесса

В статье "Очно-дистанционное обучение в школе как модель организации учебного процесса" освещаются цели, задачи и направления работы Ресурсного центра по дистанционному обучению. Рассмотрены этапы внедрения дистанционного обучения,  минусы и плюсы дистанционного обучения. Дифференцияция осуществляется через ведения дитанционных курсов по предмету, предпрофильной подготовке, профильному обучению, спецкурсов, элективных курсов. Обучение ведется с детьми, находящимися на домашнем обучении, при по...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Очно-дистанционное обучение в школе как модель организации учебного процесса


Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов (дистанционные курсы повышения квалификации, вебинары). Но в школьном образовании дистанционное обучения пока используется редко, хотя потребность в настоящее время реальная.

В своем выступлении я затрону вопросы: Что же такое дистанционное обучение? Как наше ОУ подходило к реализации электронного обучения, и внедрения дистанционных технологий в учебный процесс? В чем плюсы и минусы дистанционного обучения?

Если мы будем прорабатывать различные источники по данной теме, то найдём множество определений дистанционного обучения. Некоторые из них вы видите на экране.

Дистанционное обучение - интерактивное взаимодействие как между учителем и обучающимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ.

В настоящее время использование дистанционных образовательных технологий регламентируется рядом документов:

- приказ Минобрнауки от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий;

- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г.);

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 16 п.2 в котором говорится о том, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

В 2013 году наше ОУ подало заявку о создании ресурсного центра дистанционного обучения. Темой инновационной деятельности стало «Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения учебных предметов на уровне общего образования» (Приказ отдела образования № 36 от 30.01.2013).
Было высказано предположение, что ведение очно-дистанционного обучения будет способствовать удовлетворению личностно-значимых образовательных потребностей обучающихся путем создания и реализации индивидуальных маршрутов обучения учебных предметов при учете ряда факторов, отражающих индивидуальность обучаемого. Такое обучение по нашему мнению позволит осуществить полноценную подготовку выпускника школы в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС при учете специфики учебного предмета с консультированием у педагога.

Суть инициативы исходила из следующих факторов. Я назову основных два:

  1. Из теории поколений, которые разработали американские ученые, следует, что мы учим сейчас поколение детей Z (ЗЭТ), т.е. это поколение которое будет заканчивать школу к 2023 году, поколение которое обладает многими информационными технологиями. И если для нас это является новым, то они это хорошо знают, они в этих технологиях разбираются намного лучше, чем мы, старшее поколение. Это поколение еще называют сетевым поколением потому, что даже в своих рисунках 14-16 летние дети отображают виртуальный мир, отображают его в разных вариациях. Дети видят мир, который отличается от того, который мы с вами видим. И поэтому сейчас происходит эволюция в образовании, подобна той которая проходила в природе. Мы видим, что сегодня книгу заменяет электронная книга, а энциклопедии занимают различные информационные сайты, которыми пользуются все больше и больше людей.

Из статистики видно, что мужчины и женщины пользуются сетью Интернет примерно в одинаковом количестве - 50%. Если говорить о населенном пункте, то в городах их конечно больше, потому что больше доступ к Интернет и больше устройств, мобильных устройств, которыми могут пользоваться в первую очередь молодые люди даже не находясь за компьютером дома.

Если посмотреть на эту таблицу, мы видим, что наше молодое поколение пользуется разными социальными ресурсами, это свидетельствует об их заинтересованности виртуальным миром, и нам бы хотелось это направить в нужное русло.

Из вышесказанного вытекает вторая инициатива.

  1. Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования в нашем понимании является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий, т.е. обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедура выработки необходимых знаний и умений, хотя разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются.

Таким образом современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся представляется возможность оперативной связи, а педагогу - возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно.

Исходя из сказанного коллектив видит, что очно-дистанционное обучение позволит вести дифференцированную работу:

  • с больными детьми или детьми, находящимися на домашнем обучении;

  • обучающимися 10-11-х классов, готовящихся к поступлению в вузы;

  • обучающимися при подготовке к государственной итоговой аттестации;

  • обучающимися, заинтересованными в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • одаренными детьми;

  • обучающимися во время карантина;

  • детьми с ограниченными возможностями;

  • консультации для родителей;

  • а также дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях;

  • обратная связь во время больничного листа педагогов;

  • работа сродителями.

Мы исходили из того, что педагог сам создает курс исходя из специфики класса, возрастных особенностей, наличия разного уровня мотивации обучающихся, задач, которые он собирается решить с помощью дистанционного обучения.

В результате родители получают возможность: в реальном времени следить за результатами обучения ребенка; получать консультации педагогов школы дистанционно.

Учителя получают возможность: использования информационной среды для творческого профессионального роста; использования обширного электронного учебно-методического комплекса, а также - гарантированный канал доведения информации до родителей.

Как же мы подходили к реализации дистанционного обучения?

Первый этап это создание координационного совета, который курьирует деятельность школы по данной теме, а так же творческой группы педагогов (в составе 7 человек), которые первыми приступили к разработке дистанционных курсов.

Членами координационного совета была разработана нормативная база по дистанционному обучению:

- приказ о создании координационного совета;

- Положения о координационном совете (приказ 05.09.2013 № 32);

- План о координационном совете (приказ 09.09.2013 № 40);

- Положение об электронном обучении и использовании дистанционном образовательных технологий в образовательном процессе(приказ 09.09.2013 № 40);

- Положение о программе дистанционного курса (приказ 09.09.2013 № 40);

- должностные обязанности тьютора, сетевого методиста, сетевого преподавателя, администратора дистанционного курса;

- рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому и др.

Второй этап - обучение членов творческой группы и других педагогических работников на курсах повышения квалификации при ИРО Амурской области по программе «Современные технологии дистанционного обучения» (12 педагогов); семинарах: «Дистанционные элективные курсы как форма реализации творческого потенциала ученика и педагога», «Разработка курсов дистанционного обучения», «», педагогического совета «Дистанционное образование в образовательном учреждении», мастер классов: «Создание онлайн тестирования с помощью сайта онлайн тест пат», «Создание заданий в интернет сервисе LearningApps» (лёнин апс).

Третий этап -

  • выявление потребностей детей имеющих отклонения в здоровье, обучающихся на дому на оказание образовательных услуг в дистанционной форме, обучающихся выбравших спецкурсы;

  • выявление потребностей выпускников школы на оказание образовательных услуг при подготовке к ЕГЭ в дистанционной форме;

  • организация участия обучающихся в дистанционных предметных, межпредметных конкурсов и олимпиадах на базе ОУ;

  • проведение семинаров, практических занятий,;

  • разработка и внедрение предметных дистанционных курсов через Дневник .ру.

Четвертый этап - ведение ДО через систему дистанционного обучения Moodle, дистанционные уроки, апробирование системы online тестирования на базе сайта онлайн тест пат, изучение вопроса по проведению вебинаров на основе бесплатного сервиса OnWebinar.

Пятый этап - создание и размещение курсов по дополнительному образованию.

Шестой этап - трансляция уроков, курсов лучших учителей; организация и проведение конкурса по разработке дистанционных курсов среди учителей школы, посёлка.

Плюсы ДО:


  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  • Доступность - независимость от временного положения обучающегося.

  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между педагогом и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Минусы ДО:

  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.

  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. (Технические проблемы)

  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

  • Материальные затраты.

  • Проблемы времени.


© 2010-2022