Мониторинг образовательной деятельности образовательного учреждения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга и рейтинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Рейтинги в образовании становятся всё более популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг качества образования как средство объективной оценки образовательного процесса

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга и рейтинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Рейтинги в образовании становятся всё более популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.

Сегодня актуальная информация о результатах работы государственного учреждений и системы образования в целом часто является мало доступной для широкого круга пользователей. Поэтому существуют высокая потребность в систематизированной и наглядно представленной информации о системе образования. Одной из наиболее удобных форм представления такой информации являются различные рейтинги.

Следует отметить, что грамотный рейтинг очень важен для потребителей образовательных услуг: учащихся и их родителей, он является своеобразным навигатором для желающих дать своим детям достойное образование.

Эффективность деятельности государственного учреждения можно представить совокупностью формальных и сущностных характеристик, параметров, показателей.

К формальным показателям, в первую очередь, следует отнести показатели, которые наглядно представляют результаты учебной деятельности. Такими показателями являются "традиционные" успеваемость, качество знаний и степень обученности. Однако с точки зрения личностно ориентированного образования эти показатели не имеют никакой смысловой нагрузки для каждого отдельного ребенка. Это показатели из разряда "средней температуры больных по больнице", имеют довольно узкие границы применимости и используются в школах как "показатели" эффективности деятельности отдельного педагога и школы в целом.

В практике реализации идей личностно ориентированного образования различных педагогических коллективов все чаще используются средний балл, качество успеваемости, рейтинговый балл по предмету и в целом по всем предметам (рейтинг), коэффициент реализации ребенком в учебной деятельности своих интеллектуальных способностей. Последний параметр часто коротко называют прилежанием.

Иными словами, на вопрос "Что такое хорошо и что такое плохо?" каждый коллектив должен ответить сам исходя из контингента детей, профессионализма учителя, ресурсного обеспечения образовательного процесса. Т.е., считать ли средний балл 4,5 для учащегося, класса и т.д. отличным результатом или нет, необходимо самостоятельно.

Чаще всего основным параметром выступает средний балл.

Учащемуся, его родителям средний балл показывает:

а) его ранг в классе, параллели классов, школе в сравнении с другими учащимися;

б) ранг его класса среди других классов параллели и школе по отдельным предметам, образовательным областям и по предметам учебного плана;

в) степень реализации своих способностей (в сравнении с результатами психодиагностики умственных способностей по коэффициенту их реализации, определяемого как отношение среднего балла успеваемости по всем предметам учебного плана к показателю уровня способностей).

Как показывает практика, последняя функция среднего балла имеет большой мотивационный потенциал, является "информацией к размышлению", дающий импульс к самокорректировке.

Учителю-предметнику он показывает:

а) ранг отдельного класса среди остальных классов, в которых он работает и по преподаваемому предмету в целом по параллели классов, школе;

б) ранг "его" предмета в сравнении с предметами своей образовательной области или предметного цикла;

в) результат учебы каждого отдельного ученика;

г) степень «прилежания» ученика по его коэффициенту реализации способностей.

Для учителя средний балл служит основой для анализа своей педагогической деятельности, выявлению проблем и причин, корректировке используемых им педагогических технологий, информационного содержания предмета.

Классному руководителю:

а) рейтинг класса среди других классов;

б) рейтинг каждого своего воспитанника;

в) в сравнении с показателем способностей объективно оценить «прилежание» учащегося, профессионально грамотно строить свою работу с учеником, родителями, учителями-предметниками, специалистами (психологом, логопедом, социальным педагогом, валеологом и др.);

г) систематически отслеживать тенденцию изменения значения среднего балла и принимать соответствующие решения в отношении отдельных учащихся и класса в целом.

Средний балл является «сигналом» благополучия или неблагополучия не только в учебной деятельности учащегося, класса, побудительным мотивом к анализу причин неблагополучия и их устранения.

И, наконец, группе управления, администрации средний балл помогает оценить образовательную ситуацию (особенно в динамике и в сравнении с результатами психодиагностики) как в целом по школе, так и по отдельным классам, группам или параллелям классов, учебным предметам, образовательным областям или циклам, отдельным учителям и принимать соответствующие управленческие решения.

В связи с чем были составлены формы для определения основных показателей по каждому отдельному ученику на параллели 5-11х классов. Исходя из того что с увеличением класса, увеличивается количество изучаемых предметов.

Оценка состояния образовательной деятельности предполагает оценку двух составляющих качества предоставляемых образовательных услуг: условий и результативности.

Задача управленцев школы - реально способствовать профессиональному развитию преподавателей, обеспечивая им доступ к самым лучшим, самым актуальным и прогрессивным достижениям в области обучения, а также помогая им совершенствовать навыки преподавания таким образом, чтобы они в конечном итоге могли проводить более качественные и эффективные занятия.

В школе решается положительно проблема творческого роста учителя.

В течение трех лет курсовую подготовку прошли 82 педагога школы при областном ИПК и ПРО и ЦПК КГПИ.

Совершенствование единой системы непрерывно­го образования педагогических кадров, удовлетво­ряющей их современным потребностям, которая по­строена на личностной ориентации педагога и опирается на разветвленную систему городских методических объединений по разным направлениям методической деятельности. Курсовая подготовка оказывает несомненную помощь в профессиональном становлении и развитии учителей, повышает их научно-методический уровень.

Методическая служба делает акцент на современные методы обучения педагогов (интерактив, деловые игры, практикумы), а также сосредотачивает внимание на ключевых вопросах профессионального роста педагогических кадров. Системно осуществляется формирование технологической культуры учителя, создаются творческие группы по освоению технологий, интенсивно внедряются информационно-компьютерные технологии, которые помогают педагогам поддержать высокий уровень преподавания, реализовывать стандарты обучения и учитывать различия в условиях обучения и уровне подготовки учащихся.

Принципиально важным в методической работе мы считаем предоставление максимальных возможностей педагогу для повышения профессионального уровня внутри школы. На протяжении ряда лет темы методических советов касались вопросов профессиональной культуры.

Результатом такой системной работы является: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии, устойчивая исследовательская, технологическая, рефлексивно-оценочная культура, а главное - авторская педагогическая (дидактическая, методическая и воспитательная) система.

Список литературы:

1. Бардовский Г.А. Управле­ние качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин.- СПб.- 2001.

2. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер.- 2000.





4


© 2010-2022