Реализация инновационных процессов в социальной деятельности МБОУ ДОД «Дом детского творчества №2»

Инновационные процессы реализуются сегодня практически    во всех сферах человеческой деятельности. В данной статье представлен опыт работы по инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования.     В содержание инновационной деятельности Дома детского творчества включены: 1.  Участие   в экспериментальной деятельности. 2. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе. 3.   Проведение учебных занятий в нетрадиционных формах. 4.   Использование инновационных форм методической  работы с педагогами.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация инновационных процессов в содержании деятельности

МБОУ ДОД «Дом детского творчества №2»

Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества №2" является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей и их родителей.

Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в учреждении.

Образовательный процесс в нашем Доме творчества обеспечивают 23 педагога дополнительного образования: 1 педагога награжден знаком " Отличник народного просвещения ", 1 педагог - Почетный работник общего образования. Свыше 80 % педагогов учреждения имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования

постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка

преподавания в конкретном детском объединении. Если для педагога,

работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость. Инновационная деятельность в нашем учреждении направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, методов, средств, форм направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.

В содержание инновационной деятельности Дома детского творчества включены:

1. Участие в экспериментальной деятельности.

2. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

3. Проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.

4. Использование инновационных форм методической работы с педагогами.

Рассмотрим первый пункт инновационной деятельности. Вот уже четвертый

год наше учреждение имеет статус муниципальной экспериментальной площадки по теме: Система форм социальной адаптации детей в условиях дополнительного образования» под руководством кандидата педагогических наук, доцента Мильковой Елены Викторовны. В итоге наработан большой опыт по данной проблеме.

За весь период работы педагогический коллектив организовал и провел муниципальный семинар «Использование различных форм социальной адаптации в УДОД» 2011г, 3 педагога выступали на всероссийских научно-практических конференциях в г. Кемерово, статьи четырех педагогов опубликованы в сборнике «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально культурном пространстве образовательного учреждения» В этом году, как итог работы, будет выпушен сборник методических материалов .

Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами Дома творчества внедряются в практику инновационные технологии такие как:

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

- Личностно-ориентированное обучение

- Педагогика сотрудничества

- Игровые технологии являются ведущими в работе творческого объединения дошкольников «Солнышко».

Обучение в игровой форме приносит удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное дело. В игре, дети, не посещающие детские сады учатся социально-адаптироваться в кругу своих сверстников, имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления, что, несомненно, поможет им при обучении в школе.

Технологии дифференциации и индивидуализации. Дифференциация и индивидуализация лежат в основе личностно-ориентированных технологий - в центре внимания лежит личность каждого ребенка, раскрытие его таланта, возможностей, становление собственного «я». Используя именно эти технологии педагоги творческого объединения «Ритм» не только сохраняют и укрепляют здоровье обучающихся, но и демонстрируют высокие профессиональные результаты на конкурсах различного уровня, муниципальных мероприятиях и праздниках. В 2011г - 1место в областном конкурсе детских хореографических коллективов сельских территорий. А работа по индивидуальному плану позволила Подъезжевой Кристине занять 3 место в областном конкурсе театральных коллективов в номинации «Акробатический этюд»

Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста. В нашем учреждении проектная деятельность внедряется в творческие объединения, начиная с дошкольного возраста.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего учреждения и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Проект «Мариинск - фронту», посвященный 65-летию Победы ВОВ, над которым ребята творческих объединений декоративно-прикладного творчества работали в течение всего года занял 2 место на областной выставке экспозиций по декоративно-прикладному искусству.

Ребята из творческого объединения «Патриот» начали изучать историю названия улиц, на которых они живут. В результате стартовал проект «Их имена живут в названиях улиц», в котором приняли участие родители, педагоги, сами ребята и жители улиц. За небольшой промежуток времени была проделана огромная работа по сбору материала о тех героях, в честь которых названы улицы, оформлены тематические папки, изготовлены памятные доски. На заключительном этапе проведено торжественное мероприятие, где и были вручены памятные доски председателям уличных комитетов, с изображением портрета и краткой биографией героя. Эта работа внесла большую лепту в нужное и важное дело - сохранение истории своего города, а значит воспитание патриотов своей Родины.

Экологические проблемы родного края актуальны всегда. Проект «Все цвета радуги» ребят ТО «Лоскутная живопись» в стиле пэчворк стал победителем 3 степени «Всероссийского конкурса «Экология и человек»

В течение трех лет шла плодотворная работа над проектом «Струны души». Ребята из творческого объединения «Юный гитарист» задумали выпустить диск с песнями собственного сочинения и дали ему выход в свет. В этом году проект представлен на Всероссийской выставке достижений учащихся в номинации «Музыкальное произведение собственного сочинения».

В настоящее время концепция внедрения информационно-коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. Использование ИКТ при обучении открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

При подготовке к занятиям и на занятиях наши педагоги используют следующие электронные ресурсы учебного назначения:

- презентации;

- ресурсы Интернет.

Педагоги Азарова С.В., Черепанова О.С.представили свои разработки занятий на конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером» и стали лауреатами конкурса.

-обучающиеся ТО «Шахматы» на своих занятиях регулярно принимают участие в он-лайн играх на сайтах «Занимательные шахматы», «Игры для всех». Такие формы проведения учебных занятий способствуют улучшению качества игры, совершенствованию шахматного мастерства, что позволяет добиваться высоких результатов на соревнованиях различного уровня. В июне этого года ребята достойно представили город Мариинск на областном турнире по шахматам, в рамках фестиваля на Кубок сибирского банка, заняв командное 3 место. Кроме этого ребята не ограничиваются простои игрой, они сами составляют презентации по шахматам и принимают участие, в различных конкурсах представляя результаты своего труда.

Нетрадиционные формы проведения занятия - это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Например: Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.

Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие - сказка, занятие - сюрприз и т. д.

.Наши педагоги широко на практике применяют различные формы организации учебных занятий. Педагоги Азарова С.В. за разработку занятия «Своя игра» и Русалеева Н.И. за разработку занятия- путешествия стали призерами всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства «Урок -2020».

И еще один пункт инновационной деятельности. Работа с пед. кадрами. Перед руководителями профессиональных объединений педагогов зачастую стоит вопрос - как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Наши методисты используют в своей работе новейшие формы обучения, которые обеспечивает подготовку педагогов к инновационной деятельности, создают предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде.

За прошедший учебный год методистами учреждения было проведено 4 МО, 2 практических семинара,2 теоретических, 2 проблемно-ориентированных семинара. Все мероприятия были проведены в нетрадиционных формах: Мозговой штурм, Деловая Игра, Методический фестиваль, КВН. А так как единая методическая тема учреждения была «Виды методической продукции», то результат превзошел все ожидания. Педагоги раскрыли весь свой «скрытый» творческий потенциал, открыли «потайные» педагогические находки.

Свою методическую продукцию они представили на конкурс методических материалов внутри учреждения, а многие на всероссийский уровень. И вот результат: все педагоги имеют публикации в сборниках всероссийских научно-практических конференций, на различных электронных порталах, а методисты - Победители Всероссийского конкурса пед. мастерства «Педсовет ХХI».

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.





© 2010-2022