Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе

Аналитическое обоснование проекта« Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе».Цель: объяснить причину рожденияпроекта.Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.“Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ № 3 п. Дарасун»













ПРОЕКТ

«Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»































2015

Разработчики-составители творческого проекта:



Зубакова Н.Н. - директор МОУ «СОШ №3 п. Дарасун», высшая квалификационная категория;

Полтороносова М.А. - заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории;

Осоронова С.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, учитель высшей квалификационной категории;

Бружинская Л.М. - заместитель директора по воспитательной работе, учитель первой квалификационной категории.











Структура проекта:

1. Общие сведения о МОУ «СОШ №3 п. Дарасун».

2. Аналитическое обоснование проекта.

3. Концепция программы развития образовательной деятельности.

Основные характеристики организации образовательного процесса.

4. Компетентностная модель выпускника как результат деятельности проекта.

5.Мониторинг как система деятельности.

6. Презентация.









I.Аналитическое обоснование проекта « Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе».

Цель: объяснить причину рождения проекта.

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на свободное развитие человека, его продуктивной адаптации в меняющемся мире.

"Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации".*

Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе

*Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04

февраля 2010 г. Приказ -№271

Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход.

Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от имеющейся ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования. Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов - знаний; опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально - ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у обучающихся способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Инновационность проекта заключается в том, что он предполагает современные образовательные технологии прежде всего в учебной деятельности обучающихся. Предполагает тесную связь с другими проектами, которые работают в школе. Предполагает широкий охват внеурочной деятельностью обучающихся школы и современные технологии во внеурочной деятельности. Это проблема, которую школа должна решить через данный проект.

Данный проект является практико-ориентированным.

Объект: «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе »

Предмет: процесс обучения и воспитания в МОУ «СОШ №3 п. Дарасун»

II. Концепция программы развития проекта «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе »

Цель проекта: обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • создать условия для повышения качества формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;

  • мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в процессе обучения для развития способностей и реализации своих интересов в учении и воспитании;

  • приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • развивать навыки самоорганизации в процессе обучения;

  • создать условия для самовыражения и самореализации школьников;

  • создать условия для раннего профессионального самоопределения ;

  • формировать внутренние потребности к самопознанию и саморазвитию;

  • формировать систему способов деятельности и общения, позволяющую адаптироваться в обществе;

  • расширить спектр видов деятельности и творческой ориентации детей;

  • создать условия для развития интеллектуальной инициативы;

  • воспитывать умение творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.

  • Воспитывать активность и инициативу.

Проект является долгосрочным и рассчитан на обучающихся 1 - 11 классов.

Сроки и этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (2015 год):

Цель: формирование базовой культуры образования.

1. Анализ существующей педагогической практики школы,

обоснование инновационного ресурса развития.

  1. Анализ внутренних и внешних факторов развития, способствующие качеству образования .

  2. Совершенствование партнёрских отношений с отдельными социальными институтами современного образовательного пространства.

II этап - основной, практический (переход от отдельных инноваций

к системным изменениям качества образования в школе в условиях

сохранения и развития обучающихся) (2015-2017 г.г.):

Цель: формирование предметных компетенций,

качеств и ценностей гражданских, творческих, нравственных,

практически, валеологических.

  1. Запуск механизмов развития проекта.

  2. Отслеживание результатов внедрения модели и своевременная корректировка процесса.

III этап - Заключительный ( 2018г.).

Цель: развитие ключевых компетенций, коммуникативных, креативных, социальных, здоровьесберегающих на основе реализации предметных компетенций, овладение культурой, адекватное оценивание своего личного участия в развитии общества, внесение своего вклада в непрерывный культурообразующий процесс социума, отработка навыков ориентации в окружающем мире.

Обобщение полученных результатов, анализ, систематизация, обобщение опыта по реализации проекта через методические сборники.

Исполнители программы: участники образовательного процесса (учителя, педагоги дополнительного образования, обучающиеся, родители).

Основные показатели оценки реализации проекта:

1. Образовательные:

1. Совершенное владение современными технологиями в образовательном процессе.

2. Динамика показателей уровня качества образования.

3. Стабильность интереса к проекту у всех исполнителей.

4. Реализация образовательных программ, выходящих за рамки стандарта.

5. Высокий показатель исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время.

6. Стабильное активное участие в ролевых играх и конкурсах разных уровней.

2.Социальные

  1. Оптимизация образовательных услуг системы школьного и дополнительного образования.

  2. Состояние здоровья участников проекта.

3. Показатели социальной адаптации выпускников (поступление в ВУЗы, СУЗы, трудоустройство).

4. Психологический комфорт воспитанников.

3.Управленческие:

1. Оптимальный уровень мотивации и стимулирования всех участников

педагогического процесса.

2. Уровень аналитической культуры управления (репродуктивный,

конструктивный, исследовательский).

3.Уровень прогноза при планировании (реальность, достижимость, измеримость результатов.

Система организации контроля исполнения проекта:

Текущий контроль осуществляется администрацией и разработчиками проекта в форме

аналитических справок и отчетов.

Промежуточный контроль проходит в форме публичного доклада,

представляемого широкой общественности через школьные СМИ и публикация работ в газете Дневник РУ.

Итоговый контроль осуществляется в форме образовательного форума, каким является научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», итоговый педсовет.

Принципы работы проекта «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»

Цель: связать с задачами проекта, обеспечить его доступность, реализацию.

  • непрерывности - включение в работу учащихся всех возрастных групп;

  • принцип интеграции урочной, внеурочной воспитательной деятельности и дополнительного образования

  • реализации межпредметных связей;

  • свободы выбора учащимися вида и формы внеурочной деятельности;

  • принцип самореализации личности через созданные для этого условия;

  • социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к различным видам деятельности;

  • преемственности в развитии обучающихся на разных ступенях обучения;

  • принцип целостности.

IV Ожидаемый результат:

Цель: определить смысл проекта.
Для педагогов:

  • повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;

  • привитие интереса к занятиям исследовательской деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность и другим современным технологиям;

  • создание условий и привитие интереса к самообразованию;

  • реализация авторских программ, курсов, пособий.

- Повысилось педагогическое мастерство через самообразование, специальную подготовку через Интернет курсы.

- Педагоги проявляют глубокий интерес к занятиям исследовательской деятельностью через вовлечение школьников в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

- Появилась постоянная необходимость в самообразовании.

- Педагог поднялся на новую ступень самореализации (создает авторские программы и реализует их, делится опытом работы на разных педагогических уровнях, публикуется в научных сборниках и Интернет ресурсах).

Требования входящие в преемственность процесса обучения и воспитания в условиях проекта.

1. Соответствие осведомленности возрасту детей; объем, глубина, системность, прочность знаний в соответствии с требованиями программ на начальной ступени образования.

2. Кругозор, соответствующий возрастным особенностям.

3. Владение известными способами деятельности (сформированность умений и навыков в соответствии с требованиями содержания образования, освоение опыта организации учебной деятельности, владение основными способами организации самостоятельной деятельности).

4. Наличие опыта творческой деятельности по решению учебных задач,

использованию имеющихся знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных.

5. Сформированность образного мышления, основ словесно-логического мышления.

6. Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений (плана, макета, простейшего чертежа).

7. Развитая тонкая моторика и сенсомоторная координация.

8. Умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога.

9. Проявление активности и интереса к учебной деятельности, стремление к

овладению новыми знаниями, умениями, навыками.

10. Заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности.

11. Склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений

12. Владение всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением, письмом

Как результат для учащихся предполагается следующая модель выпускника школы:

Составляющие части модели:

  • широкая образованность;

  • ориентация на саморазвитие и самоопределение;

  • способность к творчеству;

  • социальная адаптация.

- Проявляется естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению, так как сформированы ключевые компетенции, выработано умение эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях.

-Развита интеллектуальная инициатива.

-Выработано умение творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.

- Сформирована установка на престижность занятий научной деятельностью.

- Усилена самостоятельность в поиске и освоении информации.

- Развита литературная речь.

Для родителей:
- удовлетворенность реализацией потенциала ребенка

V Программа мониторинга.

Цель: создать непрерывный процесс отслеживания результатов, чтобы избежать риска.

Программа реализуется в рамках проекта «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе ». Мониторинг как условие качественного образования в рамках проекта.

Цель мониторинга: обеспечение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития проекта.

Задачи мониторинга:

  • непрерывное наблюдение за состоянием проекта и получение оперативной информации;

  • своевременное выявление изменений, происходящих в работе проекта, и факторов их вызывающих, предупреждение негативных тенденций;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения.

Организация мониторинга:

I этап - определение объектов мониторинга и направлений, по которым будет вестись сбор информации. Отбор критериев, по которым

определяется состояние объекта на начальном этапе, на промежуточном и итоговом.

II этап - сбор информации - основной элемент в организации мониторинга.

Методы: экспертный опрос, самоанализ, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений, навыков обучающихся,

анкетирование, научно-практические конференции,интервью, самооценка, тестирование, методические совещания.

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.

Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

III этап - аналитический. Обработка и систематизация информации, которая послужит дальнейшему использованию данных мониторинга.

Обработка данных даст возможность:

  • определять относительное место обучающихся в группе;

  • выделять обучающихся с высокими и низкими показателями;

  • отследить динамику изменений результатов от года к году;

  • проводить сравнение обучающегося по заданным параметрам;

  • получить сравнительную оценку качества работы педагога;

  • определить уровень кадрового потенциала;

VI Форма продукта проектной деятельности (презентация)

Цель: обобщить результат деятельности участников проекта «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе », чтобы двигаться вперед, поделиться опытом работы.

  1. Систематизация данных мониторинга с их обсуждением на педсовете.

  2. Обмен опытом на муниципальном и региональном уровне.

  3. Выпуск методической брошюры.

Статья в Интернет-ресурсах.

Литература:

  1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. Изд-во: М. гос. ун-т печати, 2002.

  2. Вазина К.Я. Рефлексивная технология саморазвития человека (четвёртое издание). Изд-во: Нижний Новгород. ВГИПУ, 2009.

  3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - М.: Центр "Эйдос".

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Приказ - 271. old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  5. Палаева Л.И. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. - 3-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 // Учительская газете 2002. - № 31.

  8. Кузовлев В.П. Книга для учителя к учебнику "Английский язык для 10-11 классов общеобразовательных учреждений". - М.: Просвещение, 2003.

  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002.

  10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

  11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002.

  12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2.



© 2010-2022