- Преподавателю
- Директору, завучу
- Конспект урока Цирк искусство исполненное радости
Конспект урока Цирк искусство исполненное радости
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Л.И. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СОШ №23 им. Б.А. Кучера г.Севастополя
Сценарий урока
по «Искусству»
5-й класс
Тема семестра: «Синтез и взаимодействие искусств»
Тема урока:
«Цирк - искусство, исполненное радости»
подготовила учитель музыки
ОШ №23 им.Б.А.Кучера
Волкова Лариса Ивановна
Севастополь
2014г
Тема семестра: «Синтез и взаимодействие искусств».
Тема урока: «Цирк - искусство, исполненное радости».
Цели:
Образовательная: - помочь учащимся выявить виды искусства, входящие в цирковое представление, особенности музыки в цирке, тип оркестра, играющего цирковое представление, показать синкретичность циркового искусства (слияние музыки и изобразительного искусства); закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности; Повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении «Песенки о цирке» муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского. Формировать информационную, поликультурную и художественно-творческую компетентности.
Воспитательная:- воспитать эмоционально-ценностное отношение и интерес к музыке в цирке, цирковому представлению и фильмам о цирке.
Развивающая: - развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение, творческое воображение; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма); певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении настроение и характер музыки; развивать деятельно-творческие компетенции.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: интегративные, интерактивные, компьютерные.
Методы и приемы: интерактивные (работа в группах), словесный,
наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и вовращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, элемент игры, прием коллективных ответов.
Музыкальный материал:
1. «Песенка о цирке» музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.
2. И.Дунаевский. Марш из кинофильма «Цирк» (1936г).
3.Имре Кальман. Ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка».
4.Чарли Чаплин . Фрагмент фильма «Цирк» (1928г).
5. Фрагмент шоу Цирка дю Солей (Цирка Солнца).
Визуальный ряд:
4. Ю. Горбачёв. «Клоун на коне».
5. Марк Шагал «Большой цирк».
Оборудование: фортепиано, доска, карточки - оценки, CD, телевизор.
Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, DVD.
Эпиграф:
«Цирк - последнее прибежище
чистого искусства»
(Франсуа Мориак)
(1885-1970).
Ход урока
-
Организационный момент.
Вход в класс. Звучит «Песенка о цирке» муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Приветствие.
Добрый день вам, добрый день
В мире музыки, фантазии и песен,
Добрым будь, смелым будь,
И с искусством в волшебный путь.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.
У:- Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II семестра?
Д:- Тема «Синтез и взаимодействие искусств».
У: - Правильно! На прошлом уроке мы начали говорить о различных синтетических видах искусства, где объединены и музыка, и литература, и живопись, и хореография, и сценическое действие.
У: - Отгадайте загадку, о каком виде искусства в ней говорится?
Смена лиц в одно мгновенье,
Любят это заведенье.
Здесь всегда и шум и крик,
И ему названье …
Ответ учащихся (Цирк).
У:- Как вы считаете, что такое «цирк»?
Д:- Цирк - вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.
У:- А кто из вас был в цирке?
- Очень хорошо.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Цирк - искусство, исполненное радости».
III. Актуализация опорных знаний.
У:- Что такое синтез искусств?
Д:- соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое.
У:- Что является основой художественных образов в литературе и музыке?
Д:- слово и звуковая интонация.
У:- Искусство цирка своими корнями уходит в далёкую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае.
В Древней Руси на ярмарках, народных гуляниях устраивали выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, силачей и скоморохов.
Основой художественного языка цирка является трюк- эффектный искусный манёвр, или действие-зрелище, опасное или невыполнимое для неподготовленного человека.
Действия-трюки в сопровождении музыки, танцев, слова, художественного оформления образуют цирковой номер - образец синтеза искусств. Цирковые номера объединены сюжетом, так возникает цирковое представление, где у каждого артиста свой образ (клоун, гимнасты, дрессировщик, акробаты).
Современное искусство цирка ярко и эмоционально. Оно не знает национальных и возрастных границ.
Говорят, чудес на свете не бывает, -
Часто взрослые нам любят повторять.
Только в цирке все об этом забывают,
Начинают верить в чудеса опять.
Цирковое представление - это, как путешествие неизведанное, увлекательное, одинаково интересное для артистов и зрителей. Многие поэты, писатели, композиторы посвятили свои произведения артистам цирка.
IV. Вокально-хоровая работа.
У:- Кто помнит название песни, под которую мы вошли в класс?
Д: - Это «Песенка о цирке».
У: Кто её написал?
Д:- Композитор В.Шаинский.
У:- Сегодня мы продолжим работу над песней. Обратите внимание на характер песни.
У:- Как нужно её исполнять?
Д:- Энергично, весело, бодро.
У:- Но не крикливо. Во время песни старайтесь передать весёлое настроение, отвечающее поэтическим образам. Придерживайтесь контрастных динамических оттенков в исполнении припева.
Выразительное исполнение «Песенки о цирке» муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского. (Песня разучивалась на предыдущем уроке.)
У: - Какие чувства пробуждает у вас эта песня?
Д: - Радость, волнение, любовь к цирку.
У: - Верно.
(Исполнение песни классом стоя.)
У: - Спасибо. Можете садиться. (Учащиеся садятся).
У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства?
Д:- Да.
V. Изучение нового материала.
У:- Я предлагаю вам поработать в группах.
У:- Итак, проведём «экспертизу искусств».
У:- Я предлагаю создать группу экспертов, в составе которой будут принимать участие искусствоведы и музыковеды. Каждая группа экспертов сделает анализ произведений, и ответит на вопросы. Затем сравним выводы экспертов.
У:- Как вы думаете, можно ли представить спектакль в цирке без музыки?
Д: - нет.
У: - В какие моменты в цирке звучит музыка?
Д: - в шествии артистов по арене, в процессе исполнения фокусов, в тревожном ожидании трюка.
У: - Какая музыка украшает цирковое представление?
Д: - торжественная, маршевая.
У:- Послушайте её. Она называется - парад-алле.
(Дети слушают парад-алле).
У:- Примером блестящей цирковой музыки может быть легендарный марш Исаака Дунаевского к кинофильму «Цирк». Фильм вышел на экраны в 1936 году. Марш стал своеобразным цирковым гимном.
(Слайд №10).
Дети слушают марш.
У: - Какими чувствами наполнена эта музыка?
Д:- радостью, гордостью, ликованием.
У: - Какое настроение у зрителей она создает?
Д: - торжественное, веселое, счастливое.
У:- Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей?
Д: - призывные, торжественные интонации, пунктирный ритм.
У: - Почему композитор поручил исполнение этого марша эстрадно-симфоническому оркестру?
Д:- для создания торжественной обстановки.
У: - Голоса каких инструментов наиболее различимы в его общем звучании?
Д:- духовых инструментов.
У: - Вы согласны, что марш нужен в цирке?
Д: - Согласны, музыка нужна в цирке, чтобы украсить цирковое представление, создать весёлое настроение.
У:- Всегда ли в цирке должна звучать весёлая или торжественная музыка?
Д:- нет, не всегда.
У: - Сейчас вы прослушаете Арию Мистера Икс из оперетты венгерского композитора Имре Кальмана «Принцесса цирка».
Имре Кальман как то вспоминал: "Однажды, гуляя, я подошел к цирку и сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, - "Сильва", оперетту, действие которой происходит в театре, - "Баядера". А теперь напишу оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».
У:- После прослушивания сравните музыку марша и арии, и охарактеризуйте их на листочках в таблице средств музыкальной выразительности.
Дети слушают арию мистера икс.
У: - музыка арии привлекает широким лирическим распевом, искренностью больших чувств.
У:- Представьте, что сейчас на арену выходят клоуны.
Композитор Д.Б. Кабалевский написал пьесу для фортепиано, которую так и назвал «Клоуны». Послушайте её и проанализируйте характер и темп пьесы. А сыграет пьесу «Клоуны» для вас ученица музыкальной студии «Колокольчик» Максимова Валя.
( звучит пьеса Д. Б. Кабалевского «Клоуны»
VI. Физминутка:
Клоуны не дают скучать зрителям - и всех нас приглашают на веселую физкультминутку.
(физкультминутка «Клоуны»)
У: - Ребята, посмотрите еще один фрагмент фильма «Цирк», в котором играет Чарли Чаплин (1928 г).
У :- - «Цирк» - немой кинофильм, использующий образ «маленького бродяжки» Чарли Чаплина. Хотя Чаплин был номинирован на «Оскар» в номинации лучший актёр, Американская киноакадемия решила выделить его и вручила ему специальную почетную награду с формулировкой (За многогранность и гениальность в актерском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме «Цирк»).
У:- Сегодня древнее искусство цирка ищет новые формы художественного выражения. В феерических шоу Международного Цирка-театра дю Солей (Цирк Солнца) участвуют несколько тысяч актёров разных цирковых профессий.
Посмотрите фрагмент шоу цирка дю Солей.
Дети смотрят фрагмент фильма.
У:- Сейчас мы узнаем ответы наших экспертов о прослушанных
произведениях и проанализируем их.
(Ответы детей).
VII. Вывод урока.
У:- Сегодня на уроке мы познакомились с цирковым искусством.
У:- Какие виды искусства входят в цирковое представление?
Д:- музыка, литература, хореография, изобразительное искусство, кино, театральное действие.
У: - Каковы особенности музыки в цирке?
Д:- (музыка создаёт общую эмоциональную атмосферу в цирке, весёлое настроение, задаёт ритм, украшает выступление артистов).
У:- Что за оркестр играет во время представления?
Д:- Биг-бенд.
У:- Расставаний приходит пора,
Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда,
Цирк чудес говорит, до свидания!
Выход детей под музыку из класса.