Программа по профориентационной работе школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Калитинская средняя общеобразовательная школа» п.Калитино Волосовского района Ленинградской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________

Е.Б.Пеххо

Программа профориентационной работы

МОУ «Калитинская СОШ»

Цель программы:

- Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.

-Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.

Задачи программы:

- скоординировать работу учителей - предметников по выявлению, развитию способностей;

-скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу МО классных руководителей;

- разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки технологии, экономики, обществознания, элективные курсы по профессиональному информированию;

-обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.

- сформировать положительное отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной дея­тельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности,

-сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возмож­ностей своей личности.

Управление профессиональной ориентацией учащихся

Условия нового российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.

В системе образования заметно усилился процесс реорганизации - идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей.

Однако, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше - овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня - помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

В поиске направлений совершенствования профориентационной работы

значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.

Профориентация - комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-9 классы, технология - профильный уровень, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе, классными руково­дителями, учителями -предметниками, социальным педагогом, библиоте­карем.

Классный руководитель может использовать такие методы ра­боты как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изу­чение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкети­рование, составление психолого-педагогических характеристик уча­щихся.

Формы работы:

- профориентационные уроки;

- экскурсии;

- классный час по профориентации;

- встречи со специалистами;

- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Принципы профориентационной работы:

1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс­никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).


Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению.

1 ступень(1-4кл.).

Знакомство с профессиями родителей Знакомство с миром профессий. Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности.






Программа по профориентационной работе школы



Программа по профориентационной работе школы

2 ступень(5-9 кл.).

Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей, Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями.


Программа по профориентационной работе школы



3 ступень(10-11кл.)

Программа по профориентационной работе школы

Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе.

Модель работы с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Общешкольные родительские собрания

(информационное обеспечение о перспективах развития рынка труда, о нормативно-правовой базе получения среднего, профессионального образования, об ошибках в трудоустройстве учеников, о роли родителей в профориентации учащихся разных ступенях образования. )


Программа по профориентационной работе школы

Классные родительские собрания.

Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся(1-6кл.).

Воспитание у детей готовности к труду(7кл.).

Формирование профессиональных планов, работа с типичными ошибками в выборе профессий (8,9кл.).

Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте(10кл.). Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду. Самоопределение школьников(11кл.).

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Индивидуальные консультации родителей о перспективах развития рынка труда, о правилах приема в профессиональные заведения, о контрактно - целевой подготовке кадров.

Участие родителей в профессиональном информировании учащихся - выступления о своих профессиях.

Программа по профориентационной работе школы

Программа по профориентационной работе школы

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Программа по профориентационной работе школыПрограмма по профориентационной работе школы





ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

1-4 классы

1. Мир моих интересов.

2. Все работы хороши - выбирай на вкус.

3. Профессии наших родителей.

4. О профессиях разных, нужных и важных.

5. Путь в профессию начинается в школе.

6. Моя мечта о будущей профессии.

7. Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

1. Мир профессий. Человек-техника.

2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в
отделение связи.

3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую.

4. Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5. Мир профессий. Книга-выставка.

6. Мир профессий. Электронные помощники.

7. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

1. Познай самого себя.

2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор
профессии. Анкетирование.

3. Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Психологические характеристики профессий.

6. Они учились в нашей школе.

7. Выпускники школы-учителя.

8. Профессии с большой перспективой.

9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

10. Что век грядущий нам готовит?

11. Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. Сотвори свое будущее.

13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

1 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

Примерные виды и формы работы в 1 классе

Сентябрь

Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»

Октябрь

Экскурсия в школьный кабинет домоводства. Проведение беседы по материалам экскурсии

Ноябрь

Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями

Декабрь

Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)

Январь

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения

Февраль

Экскурсия в школьные учебные мастерские. Беседа по материалам экскурсии

Март

Экскурсия по городу

Апрель

Беседа «Весенние работы в саду, огороде, поле»

Май

Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия на пришкольный участок

-

2 класс

Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Примерные виды и формы работы во 2 классе

Сентябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода

Октябрь

Лес. Работники лесничества

Ноябрь

Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»

Декабрь

Знакомство с профессией портнихи (на базе школьной швейной мастерской)

Январь

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Февраль

Профессии наших пап

Март

Знакомство с профессиями наших мам

Апрель

Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря

Май

Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных растений из черенков


3 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Примерные виды и формы работы в 3 классе

Сентябрь

Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода

Октябрь

Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы

Ноябрь

Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика

Декабрь

Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного

Январь

Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин

Февраль

Я мастер. Сделай своими руками подарки папам

Март

Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Апрель

Знакомство с профессией повара

Май

Работа на пришкольном участке

4 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Примерные виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера

Октябрь

Знакомство с профессиями повара, кондитера. Экскурсия на предприятие общественного питания

Ноябрь

Работа на пришкольном участке

Декабрь

Экскурсия в типографию. Знакомство с профессиями печатника, переплетчика

Январь

Профессия моих родителей (встречи, беседы)

Февраль

Экскурсия на швейную фабрику. Знакомство с профессиями швеи-мотористки, закройщика

Март

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира

Апрель

Беседа «Весенние работы в саду, в поле, на огороде

Май

Беседа «Чем я могу помочь дома»

Примерный план профориентационной работы в 5 классе

Сентябрь

Классный час «Учеба - твой главный труд»

Октябрь

Трудовой десант

Ноябрь

Классный час - беседа о профессиях. «Кем ты хочешь стать?»

Декабрь

Оформление альбома «Гимн труду»

Январь

Экскурсия на стройку. Знакомство со строительными профессиями

Февраль

Экскурсия в типографию или на почту

Март

Подготовка к Празднику Труда и участие в нем

Апрель

Встреча с выпускниками школы

Май

Классный час с родителями «Профессия твоих родителей»

Примерный план профориентационной работы в 6 классе

Сентябрь

Беседа о работе библиотекаря. Экскурсия в библиотеку

Октябрь

Экскурсия на почту «Знакомство с работниками почтового отделения»

Ноябрь

Встреча с выпускниками школы. Беседа о профессии каменщика, маляра, с дальнейшим написанием сочинения о строительных профессиях

Декабрь

Практикум. Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Январь

Беседа о профессии цветовода. Работа в зимнем саду

Февраль

Знакомство с работой дворника

Март

Встреча с электриком школы и беседа о соблюдении правил безопасности при работе с электрическими приборами

Апрель

Экскурсия на строительство жилого дома, встреча со строителями

Май

Беседа о профессии пожарного «Будь осторожен с огнем». Д/ф с посещением пожарной выставки

Примерный план профориентационной работы в 7 классе

Сентябрь

«Дело твоей жизни». Анкета. Беседа «Кем я хочу быть»

Октябрь

Беседа «Как готовить себя к избранной профессии». Трудовой десант.

Ноябрь

«Дорога в рабочие». Встреча с выпускниками

Декабрь

«Что ты знаешь о будущей профессии». Викторина

Январь

«Куда пойти работать» (в течение года).

«Надомный труд и совместительство». Перечень работ для надомников. Беседа с приглашением работника социального обеспечения

Февраль

Встреча с родителями рабочих строительных специальностей

Март

Как избежать ошибок в выборе профессии (анкетирование психолога с анализом)

Апрель

«Кем быть, куда пойти учиться» - экскурсии в учебные заведения (по выбору)

Май

«Посещение профориентационного центра». Экскурсии в учебные заведения города

Примерный план профориентационной работы в 8 классе

Сентябрь

Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Октябрь

Беседа о профессии плотник, столяр. Трудовой десант.

Ноябрь

Экскурсии на промышленные предприятия

Декабрь

Производство, дисциплина труда.

Январь

Беседа с родителями по профессии слесарь-сантехник, монтажник

Февраль

Беседа о профессиях швеи, вышивальщицы с посещением швейного предприятия

Март

Подготовка и участие в празднике Труда и анкетирование по профориентационным вопросам

Апрель

Экскурсия в городской Центр занятости

Май

Экскурсии в учебные заведения (по выбору)

Примерный план профориентационной работы в 9 классе

Сентябрь

«Право выбора». Беседа психолога

Октябрь

Трудовое право - статьи Конституции. Трудовой десант.

Ноябрь

Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции

Декабрь

Участие в выставке «Ярмарка профессий»

Январь

Экскурсия в сельскохозяйственный техникум

Февраль

Экскурсия в городской Центр занятости

Март

День открытых дверей СПбГАУ

Апрель

Экскурсия на выставку «Образование и карьера»

Примерный план профориентационной работы в 10 класс

Сентябрь

«Право выбора». Беседа психолога

Октябрь

Трудовое право - статьи Конституции. Трудовой десант.

Ноябрь

Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции

Декабрь

Участие в выставке «Ярмарка профессий»

Январь

Экскурсия в сельскохозяйственный техникум

Февраль

Экскурсия в городской Центр занятости

Март

День открытых дверей СПбГАУ

Апрель

Экскурсия на выставку «Образование и карьера»

Примерный план профориентационной работы в 11 класс

Сентябрь

«Право выбора». Беседа психолога

Октябрь

Трудовое право - статьи Конституции. Трудовой десант.

Ноябрь

Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции

Декабрь

Участие в выставке «Ярмарка профессий»

Январь

Экскурсия в сельскохозяйственный техникум

Февраль

Экскурсия в городской Центр занятости

Март

День открытых дверей СПбГАУ

Апрель

Экскурсия на выставку «Образование и карьера»

Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

13


© 2010-2022