- Преподавателю
- Директору, завучу
- Семинар на тему: Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Семинар на тему: Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ладонкина Е.Ю. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7
Методическое объединение классных руководителей «Воспитание»
Тема семинара:«Теоретические основы взаимодействия семьи и школы»
1. Приветствие участников и знакомство с планом работы.
2. Игра «Круг общения» - каждой группе дается 1 задание;
-
«Пять причин»
-
«Я - умею!»
-
«Мои удачи»
-
«Похвала»
-
«Я - классный руководитель»
3. Теоретическая часть - вступительное слово ЗДВР и выступление групп;
4. Ситуации - каждой группе предлагается конкретная ситуация и они должны найти выход из нее.
5. Итог - выход на программу «Воспитание = семья и школа» - авт. Акутина С.П.- к.п.н, доцент, Арзамасский гос. пед институт им. А.П. Гайдара
5. Анализ семинара (анкета)
6. Рефлексия - написание синквейна.
25 классных руководителей - 5 групп
1 группа - «Самое главное для ребенка - чтобы его любили» - роль семьи в формировании личности ( стр. 1 - 3)
2 группа - «Ребенок - зеркало, в котором родители могут увидеть себя» - роль семьи в развитии моральных качеств. (стр. 11 - 14)(типы материнства и отцовства - стр. 50)
3 группа - «Чтобы вырастить ребенка хорошим человеком, надо тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени» - типы семейного воспитания (стр. 15-17)
4 группа - «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» - семья и школа - партнеры в воспитании (типы неправильного воспитания)(стр. 29 - 31)
5 группа - «Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям» - законы воспитания в семье (стр. 20 - 21)
На выступлении каждой группе дается 10 минут.
1. Приветствие:
Игра «Круг общения»
Чтобы создать благоприятную творческую атмосферу и хорошее настроение участникам можно начать свою работу несколькими играми.
1. «Пять причин»
Участники группы пишут пять причин своего прихода сюда, затем озвучивают их.
2. «Я - умею!»
Несмотря на каждодневное общение педагогов, далеко не все знают о способностях, талантах и различных умениях коллег. В этом упражнении педагоги озвучивают свои «умения», а эстафету ответов передают, прикасаясь к плечу товарища.
3. «Похвала»
Все встают и громко хвалят сначала соседа справа, затем соседа слева, а потом и себя.
4. «Мои удачи»
Работа классного руководителя всегда сопровождается маленькими и большими победами в решении различных проблем. Поделиться своими удачами не всегда получается, а так хочется! В этом упражнении педагоги озвучивают удачи в работе со своим классом, а эстафета выступления передаются, как и прежде.
5. «Я - классный руководитель»
Всем участникам необходимо сказать эту фразу хором с различными интонациями (радостно, саркастически, удивленно, гордо, с ликованием).
На этом игровая часть окончена и все участники приступают к работе
2. Теоретическая часть - вступительное слово ЗДВР
Тема нашего семинара : «Теоретические основы взаимодействия семьи и школы» выбрана не случайно. Педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет, единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей. Неизменным остается одно - и педагоги и родители заинтересованы в том, чтобы воспитать в ребенке Человека.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, выдвигают единые требования к ребенку.
Классный воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Ваше общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.
Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. Ваше «вхождение» в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
Опираясь на опыт признанных педагогов - С.И. Сухомлинского, А.С. Макаренко, на методические рекомендации В.М. Корытовой «О работе классного руководителя» можно выделить 3 основных направления работы классного руководителя с родителями.
-
Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
-
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
-
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Традиционной и основной формой связи семьи и школы является родительское собрание.
В процессе нашей работы высветилась одна проблема. Родительские собрания… как их готовить и проводить, чтобы была реальная воспитательная отдача?
-
Родительское собрание -одна из основных и универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Обычно классный руководитель в течение года проводит 4 родительских собрания. Первое родительское собрание проходит в первой декаде сентября и носит организационно-установочный характер. Второе и третье родительские собрания - тематические. Темы самые разнообразные. Четвертое родительское собрание - по итогам года. Оно как правило проводится вместе с родителями и детьми, носит праздничный характер, предусматривает награждение детей и родителей
Виды родительских собраний:
-
Организационные;
-
Аналитические;
-
Итоговые;
-
Комбинированные;
Алгоритм проведения родительского собрания:
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
-
Возрастные особенности детей;
-
Преобладание типов семей
-
Уровень образованности и заинтересованности родителей;
-
Проблемы классного коллектива;
-
Цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
-
Изучение научно-методической литературы;
-
Анализ документации;
-
Проведение микроисследования;
-
Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
-
Объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
-
Запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
-
Приглашение родителей и других его участников;
-
Привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
-
Оформление и оборудование места проведения собрания;
3. Рекомендации по проведению родительского собрания:
-
Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
-
Оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
-
Оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
4. Структура проведения родительского собрания:
-
Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменения учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарности тем родителям, которые помогли классу и школе.
-
Анализ развития детей за определенный период:
- личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностики);
- учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
-
Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
Внеучебная проблема:
-
Выделяем существующую (возникшую) проблему;
-
Определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
-
Предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
Учебная проблема:
-
Выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
-
Анализируются причины затруднений;
-
Идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
-
Даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашний заданий, требования к ведению тетрадей и т.п.);
-
Лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!!
-
Принятие решения собрания.
-
Индивидуальные консультации с родителями.
ВАЖНО!!!
-
Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
-
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
-
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
-
Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
-
Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают)
Семь правил успешного проведения родительского собрания
-
Уважайте! 5. Учитесь!
-
Помогайте! 6. Спрашивайте!
-
Объясняйте! 7. Благодарите!
-
Доверяйте!
Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»
-
Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
-
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание.
-
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
-
Постарайтесь понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
-
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
-
Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
3. Выступление групп - домашнее задание
Каждой группе было дано домашнее задание - приготовить родительское собрание на конкретную тему (фрагмент). Давайте вместе с вами посмотрим практическое применение теоретических знаний.
1 группа - «Самое главное для ребенка - чтобы его любили» - роль семьи в формировании личности ( стр. 1 - 3)
2 группа - «Ребенок - зеркало, в котором родители могут увидеть себя» - роль семьи в развитии моральных качеств. (стр. 11 - 14)(типы материнства и отцовства - стр. 50)
3 группа - «Чтобы вырастить ребенка хорошим человеком, надо тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени» - типы семейного воспитания (стр. 15-17)
4 группа - «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» - семья и школа - партнеры в воспитании (типы неправильного воспитания)(стр. 29 - 31)
5 группа - «Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям» - законы воспитания в семье (стр. 20 - 21)
На выступлении каждой группе дается 10 минут.
4. Ситуации
Каждой группе предлагается конкретная ситуация и они должны найти выход из нее.
5. Итог семинара
Выход на программу «Воспитание = семья и школа» - авт. Акутина С.П.- к.п.н, доцент, Арзамасский гос. пед институт им. А.П. Гайдара
6 Анализ семинара - анкета
-
Ваше отношение к семинарской форме работы МО «Воспитание»?
-
Актуальна ли тема семинара?
-
Что полезного и интересного Вы отметите в прошедшем семинаре?
-
Над чем стоит задуматься организаторам семинара на будущее?
-
Хотели бы Вы принять участие в следующем семинаре - «Использование классным руководителем игровых методик в воспитательной работе»?
7. Рефлексия - в виде синквейна
Правила написания синквейна
Синквейн - это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка - два, три прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка - три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5-я - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием…