Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Программа "Одарённые дети" разработана для реализации в 1-11 классах средней общеобразовательной школы. Результаттом реализации программы должно стать решение следующих задач: Ø  Создание системы работы с детьми: ·        Обеспечение самораскрытия одарённых учащихся, умственного, эмоционального, социального развития и индивидуальных  различий  учащихся. ·        Оказание помощи одарённым учащимся в самораскрытии (творческая направленность). ·        Удовлетворение потребностей учащихся в новой и...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы




Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы







Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы


Цели программы:


  • Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:


  • Создание системы работы с детьми:


  • Обеспечение самораскрытия одарённых учащихся, умственного, эмоционального, социального развития и индивидуальных различий учащихся.


  • Оказание помощи одарённым учащимся в самораскрытии (творческая направленность).


  • Удовлетворение потребностей учащихся в новой информации.


  • Коммуникативная адаптация; самопрезентация в отношениях обучающихся.


  • осуществление социальной защиты одарённых детей;


  • развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей;


  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;


  • разработка научного, методического и информационного сопровождения процесса развития одарённых детей;


  • создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Модель одарённого ребенка



  • личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;


  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, овладевающая средствами и способами исследовательского труда;


  • личность, способная осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность;


  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;


  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющая право на свободу выбора, самовыражения;


  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Признаки, отличающие одарённых учеников


У одарённых учеников отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одарённые дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одарённых детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одарённые дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одарённости и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одарённости. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одарённость выражается в более «быстром» обнаружении решения:

  • Как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку.

  • Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию.

  • Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью.

  • Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации.

  • Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Основные направления программы



Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа берёт курс на развитие способностей всех детей.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:


  • Развивающее направление - формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.


  • Координационное направление - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.


  • Информационное направление - привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одарённых детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми.


  • Диагностическое направление - включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одарённые дети».


  • Кадровое направление - предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Направления работы

педагогического коллектива

с одарёнными детьми:

I - Выявление одарённых детей.


II - Диагностика (индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка).

III - Формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка.

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Урочная деятельность


Внеурочная деятельность

I - Выявление одарённых детей.

Цель: Создание базы данных об учащихся, обладающих неординарными интеллектуальными и творческими способностями.

Этапы выявления «Одаренных детей»

Начальная школа

Среднее звено (углубленное изучение отдельных предметов - гуманитарное, естественно-математическое, ИЗО, музыка, физическое)

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

9 -11 классы

Профильное обучение

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы


Формы выявления одарённых детей:


  • наблюдение;


  • общение с родителями;


  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;


  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Содержание деятельности:


  1. Выявление одарённых детей проводится в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.


  1. Поиск, выявление и развитие одарённых и способных учащихся остаётся одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы на II и III ступени обучения школьников.


Определение одарённости, психологических особенностей

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Общие интеллектуальные способности

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Академические способности

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Продуктивное мышление

Психомоторные способности

Способности к лидерству

Художественные и артистические способности


Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы


Ответственные: классные руководители 1 - 11 классов.

II - Диагностика (индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка).

Цель: Получение информации о направленности интересов учащихся, дающей возможность для объективного суждения о способностях и характере одарённости ребёнка.

Содержание деятельности:


  1. Изучение педагогами школы диагностических методик одарённости школьников.


  1. Разработка технологий, позволяющих работать с одарёнными детьми в условиях недифференцированного обучения, т.е. без создания специальных классов и введения особых программ.


  1. Использование психологических тестов исследования интеллектуальных возможностей учащихся с целью создания классов с углублённым изучением отдельных предметов на II ступени обучения.


  1. Определение путей выявления одарённых (творческих) детей, особенности общения с ними на уроках, направления внеклассной работы с одарёнными школьниками и их родителями.

Ответственные: учителя-предметники (каждый по своему предмету), руководители методических объединений школы.

III - Формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка.

Цель: Создание оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

Содержание деятельности:

Урочная деятельность:

  1. Формирование классов с углублённым изучением отдельных предметов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей.

  2. Корректировка учебных планов для классов с углублённым изучением отдельных предметов.

  3. Создание индивидуальных программ обучения и воспитания.

  4. Введение сквозных факультативных и специальных курсов.

  5. Сотрудничество с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке.

  6. Создание предпрофильных и профильных классов.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • гибкий и мобильный учебный план;

  • независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

  • планирование и принятие решений самими учащимися;

  • конструирование учебного плана на базе интересов учащихся.

Принципы специализации учебных программ применительно к одарённым детям:


  • Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей.

  • Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний.

  • Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения.

  • Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии.

Внеурочная деятельность:


  1. Расширение системы дополнительного образования.

  2. Организация Научного общества учащихся.

  3. Проведение предметных недель.

  4. Организация и проведение дней науки и искусства.

  5. Вечера творчества.

  6. Творческие конференции для учащихся.



Направления контроля за развитием познавательной деятельности одарённых школьников:


  • создание для ученика ситуа­ции успеха и уверенности;

  • сотрудничество учителя и ученика;

  • возможность выбора учени­ком уровня сложности и трудности контрольного за­дания;

  • возможность выбора учени­ком формы контрольной процедуры;

  • учет временного фактора в зависимости от индивиду­альных возможностей уче­ника;

  • использование форм кон­троля, позволяющих осуще­ствить ориентацию на уче­ника без принуждения;

  • тематический учет знаний;

  • использование метода ма­лых групп;

  • логическая обусловленность своевременности контроля;

  • гарантирование ученику права на повышение оценки;

  • использование на началь­ном этапе безоценочного контроля;

  • принцип гуманизации при осуществлении контроля;

  • поощрение ученика.



Ответственные: заместители директора по воспитательной и по учебно-воспитательной работе.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (работа с одаренными детьми)

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы

Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годыПрограмма Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы


Учебные планы

Учебники, методическая литература

Дидактические, раздаточные материалы

Наглядные пособия

Компакт - диски по предметам

Компьютерные учебные игры, программы





Результативность работы с одарёнными детьми анализируется на:


  • совещании при директоре;

  • методических объединениях;

  • административном совещании;

  • педсовете.

Этапы реализации Программы



Первый этап.


Организационный включает в себя разработку (корректировку) программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.

Второй этап.


Этап реализации - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этап.


Завершающий - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.




Локальные акты, регламентирующие деятельность коллектива школы по работе с одарёнными детьми:


  • Положение о Научном обществе учащихся.

  • Положение о предметных олимпиадах.

  • Положение о предметной неделе.

  • Положение о днях науки и искусства.

  • Положение о прохождении текущей аттестации в форме реферата.


© 2010-2022