- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы
Программа Одарённые дети на 2010-2015 учебные годы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова О.Ю. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цели программы:
-
Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
-
Создание системы работы с детьми:
-
Обеспечение самораскрытия одарённых учащихся, умственного, эмоционального, социального развития и индивидуальных различий учащихся.
-
Оказание помощи одарённым учащимся в самораскрытии (творческая направленность).
-
Удовлетворение потребностей учащихся в новой информации.
-
Коммуникативная адаптация; самопрезентация в отношениях обучающихся.
-
осуществление социальной защиты одарённых детей;
-
развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей;
-
подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
-
разработка научного, методического и информационного сопровождения процесса развития одарённых детей;
-
создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Модель одарённого ребенка
-
личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
-
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, овладевающая средствами и способами исследовательского труда;
-
личность, способная осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность;
-
личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
-
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющая право на свободу выбора, самовыражения;
-
личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Признаки, отличающие одарённых учеников
У одарённых учеников отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одарённые дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одарённых детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одарённые дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одарённости и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одарённости. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одарённость выражается в более «быстром» обнаружении решения:
-
Как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку.
-
Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию.
-
Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью.
-
Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации.
-
Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Основные направления программы
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа берёт курс на развитие способностей всех детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
-
Развивающее направление - формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
-
Координационное направление - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
-
Информационное направление - привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одарённых детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми.
-
Диагностическое направление - включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одарённые дети».
-
Кадровое направление - предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Направления работы
педагогического коллектива
с одарёнными детьми:
I - Выявление одарённых детей.
II - Диагностика (индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка).
III - Формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
I - Выявление одарённых детей.
Цель: Создание базы данных об учащихся, обладающих неординарными интеллектуальными и творческими способностями.
Этапы выявления «Одаренных детей»
Начальная школа
Среднее звено (углубленное изучение отдельных предметов - гуманитарное, естественно-математическое, ИЗО, музыка, физическое)
9 -11 классы
Профильное обучение
Формы выявления одарённых детей:
-
наблюдение;
-
общение с родителями;
-
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Содержание деятельности:
-
Выявление одарённых детей проводится в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
-
Поиск, выявление и развитие одарённых и способных учащихся остаётся одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы на II и III ступени обучения школьников.
Определение одарённости, психологических особенностей
Общие интеллектуальные способности
Академические способности
Продуктивное мышление
Психомоторные способности
Способности к лидерству
Художественные и артистические способности
Ответственные: классные руководители 1 - 11 классов.
II - Диагностика (индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка).
Цель: Получение информации о направленности интересов учащихся, дающей возможность для объективного суждения о способностях и характере одарённости ребёнка.
Содержание деятельности:
-
Изучение педагогами школы диагностических методик одарённости школьников.
-
Разработка технологий, позволяющих работать с одарёнными детьми в условиях недифференцированного обучения, т.е. без создания специальных классов и введения особых программ.
-
Использование психологических тестов исследования интеллектуальных возможностей учащихся с целью создания классов с углублённым изучением отдельных предметов на II ступени обучения.
-
Определение путей выявления одарённых (творческих) детей, особенности общения с ними на уроках, направления внеклассной работы с одарёнными школьниками и их родителями.
Ответственные: учителя-предметники (каждый по своему предмету), руководители методических объединений школы.
III - Формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка.
Цель: Создание оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.
Содержание деятельности:
Урочная деятельность:
-
Формирование классов с углублённым изучением отдельных предметов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей.
-
Корректировка учебных планов для классов с углублённым изучением отдельных предметов.
-
Создание индивидуальных программ обучения и воспитания.
-
Введение сквозных факультативных и специальных курсов.
-
Сотрудничество с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке.
-
Создание предпрофильных и профильных классов.
Формы работы с одарёнными детьми:
-
гибкий и мобильный учебный план;
-
независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
-
планирование и принятие решений самими учащимися;
-
конструирование учебного плана на базе интересов учащихся.
Принципы специализации учебных программ применительно к одарённым детям:
-
Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей.
-
Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний.
-
Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения.
-
Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии.
Внеурочная деятельность:
-
Расширение системы дополнительного образования.
-
Организация Научного общества учащихся.
-
Проведение предметных недель.
-
Организация и проведение дней науки и искусства.
-
Вечера творчества.
-
Творческие конференции для учащихся.
Направления контроля за развитием познавательной деятельности одарённых школьников:
-
создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
-
сотрудничество учителя и ученика;
-
возможность выбора учеником уровня сложности и трудности контрольного задания;
-
возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;
-
учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
-
использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
-
тематический учет знаний;
-
использование метода малых групп;
-
логическая обусловленность своевременности контроля;
-
гарантирование ученику права на повышение оценки;
-
использование на начальном этапе безоценочного контроля;
-
принцип гуманизации при осуществлении контроля;
-
поощрение ученика.
Ответственные: заместители директора по воспитательной и по учебно-воспитательной работе.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (работа с одаренными детьми)
-
Учебные планы
Учебники, методическая литература
Дидактические, раздаточные материалы
Наглядные пособия
Компакт - диски по предметам
Компьютерные учебные игры, программы
Результативность работы с одарёнными детьми анализируется на:
-
совещании при директоре;
-
методических объединениях;
-
административном совещании;
-
педсовете.
Этапы реализации Программы
Первый этап.
Организационный включает в себя разработку (корректировку) программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.
Второй этап.
Этап реализации - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Третий этап.
Завершающий - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Локальные акты, регламентирующие деятельность коллектива школы по работе с одарёнными детьми:
-
Положение о Научном обществе учащихся.
-
Положение о предметных олимпиадах.
-
Положение о предметной неделе.
-
Положение о днях науки и искусства.
-
Положение о прохождении текущей аттестации в форме реферата.