- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа предпрофильной подготовки школьников
Программа предпрофильной подготовки школьников
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпова И.М. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа курса предпрофильной подготовки
«Учусь общаться»
Проблема профессионального самоопределения школьников в современной школе очень актуальна. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 90-х годах, потеряли свою востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие профессии , многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты как юриспруденция, экономика, маркетинг, менеджмент и др. , говорит о большой популярности этих профессий. Многие учащиеся и их родители стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. В результате - неправильно выбранная профессия, которая затрагивает не только самого человека, но и общество. В связи с этим важной составляющей профессиональной подготовки учащихся является просвещение молодых людей в вопросах выбора профессии, познания своих особенностей, склонностей, способностей, что позволит учащимся раскрыть и лучше узнать себя, облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения. В получении знаний о себе, развитии своих коммуникативных способностей может помочь старшеклассникам программа «Учусь общаться».
Программа разработана на основе идей программ:
- Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия»,
- «Твоя профессиональная карьера» под ред.Бондаревой В.П.;
-Пряжникова Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники»;
-Программа « Профессиональное самоопределение школьников» под ред. Пагуновой И.Н. , ПМС-центр г. Дзержинска.
Цели и задачи.
Основной целью Программы является содействие профессиональному самоопределению учащихся, формированию у них готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы, развитию их коммуникативных способностей.
Этому способствует решение следующих задач:
1.Познакомить школьников с миром профессий, с конкретной ситуацией на рынке труда.
2.Способствовать формированию ответственного отношения к своему будущему, умению адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с профессиональным выбором.
3.Познакомить учащихся с базовыми понятиями психологии общения.
Целевая группа: учащиеся 9-х классов.
Ожидаемый результат:
Ожидается, что в результате усвоения Программы «Учусь общаться» учащиеся будут уметь:
1.осознавать свои личные особенности, интересы, склонности;
2.пользоваться правилами выбора профессии;
3.определиться в выборе дальнейшего образовательного маршрута и в целом профессиональной деятельности, и, при необходимости, корректировать свой выбор в зависимости от условий рынка труда;
.4.использовать полученные знания по психологии общения в повседневной жизни.
Занятия предполагают следующую структуру:
1.Введение(цели и задачи занятия).
2.Информационный блок.
3.Психологические и профориентационные упражнения.
4.Рефлексия.
Суть профориентационных занятий заключается не только в том , чтобы подобрать подростку профиль дальнейшего обучения, но и в том , чтобы оказать ему поддержку в умении ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальные пути их достижения, извлекать уроки из неудачи и в конечном итоге брать на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Тематическое планирование по элективному курсу «Учусь общаться» (17часов).
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
1.
Представление о себе и проблема выбора профессии.
1
12.01
2.
Профессиональные пробы по профессии типа «Человек-человек».
1
19.01
3.
Социальные проблемы труда.
1
26.01
4.
Социально-психологический портрет современного профессионала.
1
02.02
5.
.Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
1
09.02
6.
Темперамент.Его определение по Айзенку.
1
16.02
7.
Эмоциональные состояния личности.
1
02.02
8.
.Вербальное и невербальное общение.
1
09.02
9.
Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
1
16.02
10.
Человек в новых социально-экономических условиях.
1
23.03
11.
Человек среди людей.
.1
06.04
12.
Оценка способности школьника к выбору профессии.
1
13.04
13.
Формирование мотивации к созданию портфолио.
1
20.04
14.
Собеседование с работодателем.
1
27.04
15.
Уточнение образовательного запроса об-ся.
1
11.05
16.
Соотнесение образовательныхпотребностей и возможностей об-ся для окончательного определения образовательного маршрута.
1
18.05
17.
Индивидуальные консультации для об-ся.
1
25.05
Программа курса предпрофильной подготовки по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера»
Проблема профориентации школьников является одной из острых социальных, психологических, экономических и педагогических проблем.
Сложная ситуация на рынке труда ставит перед школой задачу не просто знакомить с трудом взрослых, воспитывать интерес к нему, но и подводить учащихся к готовности сознательного выбора будущей профессии.
Подростку трудно самостоятельно разобраться в многообразном и сложном мире профессий и не менее трудно разобраться в своем внутреннем мире, в личных качествах. Необходимо психолого-педагогическое управление этим процессом. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 90-х годах, потеряли свою востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие профессии , многие из которых появились совсем недавно.В связи с этим важной составляющей профессиональной подготовки учащихся является просвещение молодых людей в вопросах выбора профессии, познания своих особенностей, склонностей, способностей, что позволит учащимся раскрыть и лучше узнать себя, облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
Программа разработана на основе идей программ:
- Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия»,
- «Твоя профессиональная карьера» под ред.Бондаревой В.П.;
-Пряжникова Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники»;
-Программа « Профессиональное самоопределение школьников» под ред. Пагуновой И.Н. , ПМС-центр г. Дзержинска.
Цели и задачи.
Основной целью Программы является содействие профессиональному самоопределению учащихся, формированию у них готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы.
Этому способствует решение следующих задач:
1.Познакомить школьников с миром профессий, с конкретной ситуацией на рынке труда.
2.Способствовать формированию ответственного отношения к своему будущему, умению адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с профессиональным выбором.
Целевая группа: учащиеся 9-х классов.
Учащиеся должны знать: правила выбора профессии, понятие о профессиях, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, понятие о темпераменте, ведущих потребностях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения, значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества, о предпринимательстве, о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: составлять личный профессиональный план, анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Тематическое планирование по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
1.
.Внутренний мир человека и возможности его познания.
1
08.09.
2
Диагностика интересов, склонностей, способностей.
1
15.09
3.
Многообразие мира профессий.Секреты выбора профессии.
1
22.09
4.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
1
29.09
5,6.
Особенности эмоционально-волевой сферы и профессиональный выбор.
2
06.10
13.10
7.
Склонности.Интересы. Задатки. Способности.
1.
20.10
8.
Индивидуальные особенности и возможности личности.
1
10.11
9.
Определение социального интеллекта по Д.Гилфорду.
1
17.11
10.
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
1
24.11
11.
Способность быть внимательным.
1
01.12
12
Способность к запоминанию.
1
08.12
13.
Индивидуальные стили переработки и кодирования информации.
1
15.12
14
Сфера «Человек-техника»
1
22.12
15.
«Человек-природа»
1
29.12
16.
«Человек-человек»
1
17.
«Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ».
1