• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Проект «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

Проект «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

 Модернизация системы образования остро поставила вопрос о преодолении  разрыва, о создании механизма преемственности между ступенями общеобразовательной школы. Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Шанс на исправление ситуации появляется в связи с введением ФГОС, который расширяет представление об образовательном результате, с...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»Проект «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


391200, Рязанская область, г.Кораблино, ул.Шахтёрская, д.21

Тел./ факс: (49143) 5-00-39 / (4943) 5-00-39, E-mail: [email protected]

ОКПО 24287229, ОГРН 1026200661365, ИНН/КПП 6206001753 / 620601001







МАТЕРИАЛЫ

на фестиваль-конкурс образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную, инновационную и исследовательскую деятельность
















Кораблино, 2013


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ




МАТЕРИАЛЫ

на фестиваль-конкурс образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную, инновационную и исследовательскую деятельность



















Кораблино, 2013

Тема проекта:

«Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту».

Автор: Лукьянова О.А. - заместитель директора по УВР МОУ Кораблинской средней общеобразовательной школы №2

На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами обучения по-прежнему остается в центре внимания педагогического сообщества. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-12 лет. Содержанием кризиса является субъективация новообразования стабильного периода:

- стремление к экспериментированию с собственными действиями;

- склонностью к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего;

- чувство взрослости, не подкреплённое реальной ответственностью.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

•сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.

Всё это порождает серьёзные педагогические проблемы.

Именно поэтому модернизация системы образования остро поставила вопрос о преодолении данного разрыва, о создании механизма преемственности между ступенями общеобразовательной школы, об осмыслении необходимости формирования своей собственной системы педагогической деятельности у каждого учителя и педагогического коллектива в целом.

Шанс на исправление ситуации появляется в связи с введением ФГОС, который расширяет представление об образовательном результате, создаёт единую систему целей-результатов, осуществляет преемственность между стандартами разных уровней обучения.

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта обнажает существующее противоречие: российской системе образования необходимо получать новый образовательный результат, а сложившаяся педагогическая практика (искаженное представление об образовательном результате, неразработанность диагностического инструментария для его измерения, неготовность педагогов к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий, отсутствие преемственности между начальной и основной школой и др.) не в состоянии обеспечить этот результат. Именно это определило актуальность и практическую значимость проекта.

Один из вариантов создания механизма преемственности между уровнями общеобразовательной школы предлагает Образовательная система «Школа 2100». Этот вариант был апробирован в общеобразовательных учреждениях Ростовской области в 2008-2011 гг. под руководством Российской академии образования, Учебно-методического центра Образовательной системы «Школа 2100».

Проведённый эксперимент, с одной стороны, позволил выйти на новое понимание преемственности в деятельности педагогов начальной и основной школы; с другой - показал, что в целом в системе образования существует серьёзная проблема - необходимость освоения учителем образовательных технологий деятельностного типа. В результате у учителя формируется новый стиль педагогического мышления, что эффективность обучения зависит от степени готовности учащихся к самостоятельному открытию знаний. Перед учителем стоит задача освоение новых технологий, методов, способов обучения, позволяющих перейти от роли ментора-наставника к новой роли партнёра.

Мы решили воспользоваться разработкой данного эксперимента, так как он уже апробирован и имеет определённые результаты.

Экспериментальная база проекта: МОУ Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанской области.

Основная идея проекта заключается в организации преемственности начальной и основной школ в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

Цель проекта: добиться сохранения качественного уровня выполнения Федеральных государственных образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счёт построения единой образовательной среды, единого комплекса технологий (системно-деятельностный подход, оценивание учебных достижений).

Задачи:

- использовать алгоритм деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием, разработанным Учебно-методическим центром Образовательной системы «Школа 2100».

- организовать образовательную среду в школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы;

- организовать образовательную среду для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;

- ввести предметное обучение в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;

- организовать новые условия труда для учителей-предметников;

- подготовить (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися школы в рамках ФГОС;

- создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- формировать социально-открытый уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;

- создать психолого-педагогические условия для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процессов.

Практическая значимость проекта

Реализация проекта позволит:

Учащимся:

  • в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками;

  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;

  • получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;

  • раскрыть свои ресурсы и способности;

  • приобрести навыки самообразования;

  • обеспечить положительное отношение пятиклассников к образовательному процессу, повысить мотивацию у обучению;

  • не снизить качество обученности.

Родителям:

  • получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет новых подходов к организации образовательной среды;

  • познакомиться с системой предметного обучения в 4- классе, в условиях максимально комфортных для их детей

Педагогам:

  • разработать интегрированные уроки по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе

  • повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей.

- овладеть методами изучения личности ребенка, методами развития познавательных способностей;

- овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся исходя из их индивидуальных способностей.

Образовательному учреждению в целом:

  • начать проект по новой системе организации учебного процесса в 4-х классах

  • создать условия для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в условиях модернизации образовательного процесса

К данному моменту в школе проведена следующая подготовительная работа:

  • обсуждена и принята идея организации предметно-образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС (с родителями выпускных классов начальной школы и педагогическим коллективом);

  • решен кадровый вопрос обеспечения реализации проекта;

  • проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, методических ресурсов;

  • проводится первичная комплексная диагностика участников проекта.

Выработан алгоритм организации преемственности:

1. Образование временного методического объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год);

2. Договорённость об общих целях (портрет выпускника);

3. Открытые уроки в 4-х классах для учителей основной школы;

4. Совместные уроки в 4-х классах учителей основной и начальной школы;

5. Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса;

6. Открытые уроки в 5-ом классе для методического объединения;

7. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов;

8. Определение эффективности - диагностика, анализ.

С целью изучения мнения по изменению образовательной среды для учащихся школы был проведен опрос родителей и учителей.

В качестве основных факторов, влияющих при переходе учащихся из 4 класса в 5-й родителями и учителями были отмечены следующие:

- содержание обучения;

- методы и формы обучения;

- требования к учащимся;

- образовательное пространство;

- смена классного руководителя;

- количество новых учителей;

- организация свободного времени.

Более 90% родителей выразили согласие по организации таких направлений деятельности школы для более эффективного перехода из 4-го класса в 5-й как:

- привлечение учителей-предметников, которые будут вести уроки в 5-ом классе к преподаванию в начальной школе;

- выработка единых требований к образовательному процессу между учителями начальной школы и учителями-предметниками основной школы.

- разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах;

- диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную;

- анализ уроков в 5-ом классе;

- организационные аспекты обеспечения успешной адаптации школьников в 5-ом классе (один из предметов учебного плана ведёт учитель начальных классов (мир деятельности), имеющий соответствующее образование;

- Данные проведенного исследования стали основой для разработки проекта.

Этапы проекта

Первый этап - подготовительный (2011-2012 учебный год):

  • разработка подходов к организации образовательной среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;

  • повышение квалификации сотрудников школы, участвующих в реализации данного проекта;

Второй этап - основной (2012-2014 уч. г.г.):

  • определение влияния новой организации образовательной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности школы;

  • мониторинг проектной деятельности;

  • анализ промежуточных итогов проекта.

Третий этап - аналитический (2014-2015 учебный год):

  • оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;

  • выявление влияния организации образовательной среды на результативность образовательной деятельности школы;

  • выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;

  • распространение опыта школы по использованию основных методов и механизмов организации предметно-образовательной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС на 2 уровне обучения.

  • Описание проекта

Участники проекта:

Ученики 4-х классов начальной школы, далее 5-х классов основной школы

Учителя начальной школы

Учителя-предметники

5 классы

Родители

Служба сопровождения (социальный педагог)

школьный врач

Администрация

Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:

Для реализации проекта в школе задействованы:

- учителя начальных классов и учителя - предметники, отвечающие за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;

  • социальный педагог, обеспечивающий условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;

  • педагоги-дополнительного образования, отвечающие за реализацию программ по внеурочной деятельности

Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

При реализации проекта предусматриваются:

  • оборудованные учебные кабинеты для учащихся 4-х классов, 5-х классов;

  • специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников, предназначенных для:

  • общения;

  • подвижных занятий;

  • групповой и индивидуальной работы;

  • презентации своих достижений и т.д..

Информационное обеспечение проекта:

1. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него - к глобальной информационной среде.

2. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

Основные направления по реализации проекта:

  • Организация предметно-образовательной среды для учащихся школы

  • Формирование информационного пространства начальной школы

  • Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса

Алгоритм проекта «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

Этапы

Сроки

Ответственные

Изучение опыта Образовательной системы «Школа 2100» в области проблемы преемственности

сентябрь 2012 г.

администрация

Создание временного методического объединения учителей начальной и основной (5-х классов) школы

январь

2013 г.

зам. дир. по УВР Лукьянова О.А.

На заседаниях методического объединения достижение согласования целей, содержания и технологий

февраль 2013 г.

администрация, учителя начальной школы и основной (5-х классов) школы

Посещение уроков в 4-х классах учителями предметниками (5-х классов) с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего обучения.

февраль-март 2013 г.

администрация, учителя начальной школы и основной (5-х классов) школы

На заседаниях методического объединения разработка совместных уроков в 4-х классах.

Проведение совместных уроков в 4-х классах, где учителя начальной школы выступают в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной - консультантами в ньюансах своего предмета (оба учителя готовят и проводят урок, распределяя между собой эпизоды урока).

март-апрель 2013 г.

учителя начальной школы и основной школы

Диагностика нового результата в начальной школе (личностные, метапредметные и предметные) (при выходе из начального модуля)

май 2013 г.

администрация, учителя начальной школы

Посещение уроков в 5-х классах и анализ с целью реализации преемственности и решения проблем адаптации учащихся и реализации преемственных технологий

сентябрь-октябрь 2013 г.

администрация, учителя начальной и основной школы

На заседаниях методического объединения решение проблем адаптации

октябрь-декабрь 2013 г.

учителя начальной школы и основной школы

Определение эффективности организации преемственности (анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива

январь-май 2014 г.

администрация

Обработка результатов

администрация


Ожидаемые результаты проекта


Направления


Ожидаемые результаты

Обновление и совершенствование качества образования

Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению ФГОС второго поколения.

Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Качественное улучшение образовательных результатов учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Развитие системы поддержки талантливых детей

Расширение реальных возможностей для самореализации личности ребенка.

Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов).

Развитие и обновление педагогического потенциала

Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем.

Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов и учителей-предметников, работающих в начальной и основной школе к внедрению ФГОС второго поколения.

Осознание педагогами целесообразности разработки новой модели образовательной среды школы, обученность их в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие.

Современная образовательная инфраструктура

Организация предметной образовательной среды для учащихся начальной школы.

Создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни

Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий.

Расширение самостоятельности

Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы

Формы предоставления результатов:

  • Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)

  • Выступления сотрудников школы на конференциях и семинарах

(доклады, тезисы)

  • Статьи в периодических изданиях

  • Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-образовательной среды в начальной школе

  • Специальная страница на сайте школы.

Тиражируемость результатов проекта:

Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.

Модель организации образовательной среды будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений города.

Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации образовательной среды в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства школы, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.







© 2010-2022