- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа развития воспитательной работы
Программа развития воспитательной работы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Димакова Ю.О. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
развития воспитания обучающихся
на 2014-2016 гг.
Чернышевск, 2014
Содержание
1 Паспорт Программы
3
2 Современное состояние воспитательного процесса в училище
5
3 Концептуальные основы развития воспитания в училище
9
4 Основные направления развития воспитательной деятельности
10
5 Мониторинг и управление процессом реализации Программы
11
1 Паспорт Программы
Наименование Программы
Программа развития воспитания обучающихся
ГПОУ «Чернышевское многопрофильное училище»
на 2014-2016 гг.
Разработчик:
Андреева Ю.О.- заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Цель программы
Создание воспитательно-развивающей среды училища, способствующей развитию личности студента, воспитанию профессионально компетентного специалиста, гражданина, человека с высоким уровнем культуры и нравственности
Задачи программы
-
Обеспечение эффективной реализации воспитательной функции училища в условиях инновационного образования.
-
Внедрение современных подходов к воспитанию обучающихся в процессе обучения.
-
Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося в училищной среде.
-
Определение воспитательных приоритетов и разработка рекомендаций по организации воспитательной деятельности на цикл обучения.
-
Создание системы диагностики качества воспитательно-развивающей среды.
Сроки реализации
2014-2016 г.г.
Исполнители
Администрация училища, педагогический коллектив, обучающиеся
Важнейшие целевые показатели:
-
Доля обучающихся, удовлетворенных качеством учебно-воспитательного процесса.
-
Количество обучающихся - призеров и победителей творческих конкурсов и спортивных соревнований различных уровней
Ожидаемые результаты реализации программы
-
Создание механизма педагогического сопровождения воспитательного процесса на цикл обучения;
-
формирование продуктивных связей личности обучающегося с училищной средой;
-
стимулирование развития социально ценных качеств личности обучающегося;
-
рост достижений обучающихся в учебной, исследовательской, социокультурной, профессиональной, инновационной деятельности;
-
осознание обучающимися и преподавателями принципов корпоративной культуры училища;
-
удовлетворенность обучающихся качеством учебно-воспитательного процесса;
-
воспитание конкурентоспособного выпускника в соответствии с требованиями инновационной экономики, общества, рынка труда.
Программа является документом, открытым для изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется на основании решений педагогического совета училища.
2 Современное состояние воспитательного процесса в училище
Воспитательная работа в ГПОУ «Чернышевское многопрофильное училище» основывается на органической взаимосвязи учебной, внеучебной, социокультурной деятельности образовательного учреждения. Целевые установки воспитания обучающихся выработаны на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федеральных целевых программ.
В условиях реализации ФГОС, воспитательная система училища выстраивается с ориентацией на компетентностную модель личности выпускника как носителя такого качества, которое позволит выполнять профессиональные функции, принимать решения и нести персональную ответственность за результат деятельности; организовывать успешное взаимодействие с людьми и учиться в течение всей жизни. Такой подход позволяет сделать воспитательный процесс более целесообразным, управляемыми и эффективным.
Воспитательная система училища представляет собой комплекс взаимодействующих компонентов, единство отношений и связей ее отдельных элементов (их взаимодействие и интеграция), направленных на выполнение функции развития личности будущих специалистов.
Важнейший инструмент воспитания в училище - это коллектив, действующий на гуманистических принципах, объединяющих студентов и преподавателей общими целями, общей деятельностью, взаимной ответственностью.
Воспитательная работа в училище регламентируется нормативно-правовыми документами, определяется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с перспективным, годовым и текущим планированием, отражена в деятельности всех подструктур воспитательного пространства и должностных обязанностях субъектов педагогического процесса.
Задачи воспитательной работы связаны с многофункциональным характером воспитательной системы, спецификой образовательного учреждения; они определяются ежегодно, исходя из анализа результатов деятельности педагогического и студенческого коллективов.
Воспитательная работа в училище строится с учетом диагностики профессионально-личностного развития студентов на всех этапах их жизнедеятельности в училище. Психологическая служба, работая в тесном контакте с педагогическим коллективом, студенческими активами групп осуществляет диагностику индивидуальных, личностных особенностей обучающих, изучает динамику развития межличностных отношений в группе, в системе взаимодействия «преподаватель - обучающийся», оказывает психологическую помощь обучающимся, классным руководителям, родителям, проводит тематические классные часы, консультации, тренинговые занятия.
В учиилще создана такая система внеучебной воспитательной работы, которая способна обеспечить удовлетворение разнообразных потребностей личности каждого обучающегося: через вовлечение студентов в работу органов студенческого самоуправления, спортивных секций, различных кружков, участие в фестивалях, смотрах, конкурсах различного уровня.
Коллектив училища укрепляет творческие и социальные связи с культурно-просветительными и культурно-досуговыми учреждениями посёлка, спортивными организациями.
Формирование базовой культуры, общих компетенций будущих специалистов не представляется возможным без воспитания у обучающихся гражданственности и патриотизма. В училище действует программа патриотического воспитания «Научиться быть гражданином», разработанная на период до 2018 г.
Профилактика правонарушений и других социально-негативных явлений в студенческой среде, обеспечение защиты прав несовершеннолетних осуществляется на основе комплексной программы волонтерского движения «Время выбрало нас» на 2014 - 2016 годы».
Система профилактической работы среди обучающихся училища представляет собой комплекс мероприятий, направленных не только на информационное обеспечение, консультирование и проведение тематических мероприятий, но и на развитие творческого потенциала студентов, создание в училище условий для их творческой реализации. Важным направлением деятельности является обогащение учебных групп позитивным опытом студенческого самоуправления. В колледже действует студенческий совет, старостат, деятельность которых регламентируется Положениями.
С целью совершенствования внутренней системы оценки состояния воспитательной работы, ежегодно в училище проводятся опросы обучающихся по вопросам организации учебно- воспитательной работы в училище и анкетирование классных руководителей по актуальным вопросам воспитательной деятельности.
Анализ результатов анкетирования показывает, что большинство обучающихся удовлетворены качеством и уровнем организации внеучебной деятельности в училище.
Таким образом, на сегодняшний день в училище сложилась система воспитания обучающихся, реализующая гуманистический характер образования с приоритетом общечеловеческих ценностей жизни, здоровья человека, общества и государства и ставящая интегральную цель воспитания - формирование жизнеспособной, гуманистической, социально активной личности будущего специалиста.
Вместе с тем, современная общественно-политическая и экономическая ситуация, реализация Федеральных государственных образовательных стандартов, требуют принятия новых программных документов и определения новых задач для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности училища и перехода на новый качественный уровень.
3 Концептуальные основы развития воспитания в училище
В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится о формировании в процессе обучения и воспитания целостной личности, сочетающей в себе гуманистические черты, способность творческого самовыражения, умение совершенствовать свои профессиональные качества, способность принимать личную ответственность за свое индивидуальное становление и развитие в течение всей последующей жизни.
В соответствии с вышесказанным, а также исходя из общегосударственной концепции развития воспитания в системе СПО, коллектив училища понимает воспитание как целенаправленный процесс создания условий развития, саморазвития и самореализации личности студента.
Воспитательная деятельность в этом контексте трактуется как создание условий для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций студента, формирование профессиональной направленности, формирование здорового образа жизни, развитие сотрудничества студентов и преподавателей, развитие творческой деятельности, соотносимой с общим направлением его будущей специальности.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года коллективом училища определена ведущая цель воспитательного процесса: формирование и развитие разносторонней, гармонично развитой личности будущего специалиста. На период обучения студентов в училище эта цель конкретизируется с учетом профессиональной подготовки, современных социальных условий и потребностей общества, а также возможностей училища.
В основу программы развития воспитания заложены следующие основные концептуальные идеи: ценностно-ориентированный подход к построению воспитательной системы; открытость воспитательной системы; стимулирование социально позитивных форм активности личности; моделирование профессионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка.
4 Основные направления развития воспитательной деятельности
Реализация Программы осуществляется через систему конкретных мер научного, нормативного, правового, кадрового, и программно-методического обеспечения с механизмом координации деятельности субъектов ее выполнения по следующим основным направлениям:
-
развитие социокультурного и информационного пространства училища;
-
совершенствование социально-педагогического, психолого-педагогического сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса;
-
развитие системы студенческого самоуправления;
-
совершенствование духовно-нравственного, гражданско-патриотического и экологического воспитания студентов, стремления вести здоровый образ жизни;
-
развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя;
-
совершенствование системы диагностики и мониторинга уровня воспитанности и развития личности обучающегося;
-
создание системы менеджмента качества воспитательной работы;
-
совершенствование системы морального и материального стимулирования студентов и преподавателей - активных участников воспитательной деятельности;
-
модернизация системы привлечения финансовых средств (фандрайзинг) для развития материально-технической базы и расширения возможностей воспитательной работы в училище;
-
расширение степени открытости воспитательной системы училища в ее взаимодействии с внешней средой
Реализация Программы будет осуществляться посредством внедрения целевых программ, отражающих данные направления, а так же в результате опытно-экспериментальной деятельности училища.
5 Мониторинг и управление процессом реализации программы
Наиболее общий критерий оценки качества воспитания студентов училища - динамика их личностного роста.
Критериями оценки качества созданных в училище условий для воспитания являются:
-
разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении;
-
наличие органа студенческого самоуправления;
-
обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами;
-
наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для студентов и педагогов - активных участников воспитательного процесса;
-
обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами;
-
эффективность воспитывающей и развивающей среды образовательного учреждения.
Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания; организация воспитательной работы; мотивация классных руководителей и контроль их деятельности.
Мероприятия, направленные на обеспечение мониторинга и управления процессом реализации программы:
-
Диагностика эффективности воспитательно-развивающей среды училища
-
Диагностика отношения студентов к процессу обучения в училище (установление типа связи со средой)
-
Диагностика степени включенности студентов в воспитательный процесс
-
Разработка рекомендаций по организации воспитательного процесса (по курсам обучения)
-
Проведение семинаров и тренингов для организаторов внеучебной работы
-
Анализ результатов организации внеучебной работы в студенческих коллективах учебных групп, в училище