- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа деятельности школьной-организации Растим патриотов России
Программа деятельности школьной-организации Растим патриотов России
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Компаненко Т.А. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Кадетская школа- интернат пгт Куйбышевский Затон»
Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ «Кадетская школа Зам.дир. по В.Р. МБОУ»Кадетская школа
-интернат пгт Куйбышевский Затон» -интернат пгт Куйбышевский Затон»
______________________ ___________________
«____» _________________________г. «_____»_________________________г.
Программа деятельности
школьной организации
Автор-составитель: Компаненко Т.А.
Педагог- организатор МБОУ «Кадетская
школа- интернат пгт Куйбышевский Затон»
Содержание
-
Пояснительная записка .......................................................................3
-
Планируемые результаты освоения обучающимися .......................5
-
Содержание программы………………………………………….......8
-
Формы подведения итогов…………………………………………...9
-
Список литературы..............................................................................10
-
Формы подведения итогов работы …………………………………
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит Кадетской школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, любовь к родине, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Поэтому перед нами стоят задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России; охранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью; воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства; воспитание коллективизма и ответственности.
Правовой базой для составления программы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Устав школы
• Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью "Гражданина - патриота России". Содействие развитию кадетского движения в школе. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Содержание программы рассчитано на учащихся 5-11 классов МБОУ «Кадетская школа- интернат п.г.т. Куйбышевский Затон».
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, биологией, военной и стрелковой подготовкой, ОБЖ, ИЗО, музыкой, технологией и т.д.)
Для реализации программы « Растим патриотов России» необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, записи с фильмами, для оказание помощи ветеранам, карта Р.Т. ,города и страны, символы Р.Т., фотографии городских улиц, а также улиц Камско- Устьинского района.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций. Расходы на транспорт, посещение театров, музеев, филармоний, выставок , участие в Республиканский и Всероссийских военно -патриотических соревнований по военно- прикладным видам спорта и.т.д.
Содержание программы
Программа «Растим патриотов России» состоит из 4 направлений:
-
«Связь поколений»
-
«Растим патриотов России»
-
« Мой край родной»
-
« Я и семья»
№
Название направления
Формы занятий
1.
« Связь поколений»
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2.
«Растим патриота России»
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины встречи с ветеранами ВОВ, воинами интернационалистами, акции « 100 добрых дел», «Поздравь ветерана», встречи, диспуты, соревнования по военно -прикладным видам спорта (школьный, муниципальный, республиканский уровень)
3.
«Мой край родной»
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4.
« Я и семья»
Беседы , родительские собрания, родительский всеобуч, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.( совместно с педагогом- психологом)
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
«Связь поколений» Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, , спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», «Виват кадет» музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», конкурс -смотр строя и песни, посвященный Дню Победы, Уроки мужества, встречи с ветеранами, воинами - интернационалистами, операция «Поздравь ветерана», конкурс детского рисунка
« Служить Отчизне », выпуск боевого листка и тематических газет.
«Растим патриота России». задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии). Военно-патриотическая работа со школьниками -это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность - ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Основные направления программы в духовно-нравственном развитии и воспитания обучающихся: Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
Знать права и обязанности кадета;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки ;
Знать историю Кадетской школы;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива;
Знать историю государственного флага и герба Р.Ф., Р.Т., Камско- Устьинского района.
Основные государственные праздники;
Уметь рассказать некоторые праздники;
Основные направления в воспитании нравственного, чувственного и этического сознания .
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что - то полезное для себя и своих родных
Знать как вести себя в обществе с другими детьми, подростками;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Основные направления в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности : труд и творчество, наука
Знать , что лениться - это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате (казарме), на рабочем месте, дежурство в классе.
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
Шефство над обелиском.
Знать различные профессии;
Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Основные направления в воспитании ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Ухаживать за цветником (или клумбой) у школы.
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Основные направления в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены .
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать, зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в агитбригадах
Основные направления в воспитании ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга - лучший друг».
Знать сказки, стихи, песни;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом на праздник
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Проводить заочное путешествие.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного кадета
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в музей; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• волонтёрская работа ( помощь ветеранам ВОВ, шефство над обелиском);
Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в акциях;
Создание и реализация проектов.
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
4. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.
14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
МБОУ «Кадетская школа- интернат п.г.т. Куйбышевский Затон»
План работы школьной организации
«Растим патриотов России»
на ____________ учебный год.
№
Название мероприятия
Ответственный
Класс
Дата
1
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Классные часы
Беседы
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
В течении года
Выбор песенного репертуара для кадетского хора
Педагог- организатор
5-11
сентябрь
2
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
Педагог- организатор
Воспитатели
Педагог- психолог
5-11
В течении года
Марш -бросок
Воспитатели
Педагог- организатор
5-11
октябрь
3
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (беседы, классные часы, трудовые десанты)
Тематические классные часы, трудовые десанты, акции «Чистый школьный двор» конкурсы, шефство над обелиском.
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
В течении года
Работа над проектом «Книга- памяти»
Педагог- организатор
6
ноябрь
Участие в проекте «Твори добро»
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
ноябрь
Принятие торжественной клятвы кадета
Администрация школы
Воспитатели
Педагог- организатор
5-11
ноябрь
4
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
В течении года
Соревнования по военно- прикладным видам спорта»
Воспитатели
Учитель физической культуры
Педагог- организатор»
5-11
В течении года»
5
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
В течении года
Концерт посвященный Дню Защитника Отечества
Педагог- организатор
5-11
февраль
Соревнования по военно прикладным видам спорта
(команды ПУ-72,ЗСОШ, КШИ)
Воспитатели
Учитель физической культуры
Педагог- организатор
9-11
февраль
Встреча с воинами- интернационалистами
в честь празднования Дня вывода войск из Афганистана
Возложение венков.
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
февраль
Конкурс рисунков
«Моё Отечество»
Педагог- организатор
Педагог дополнительного образования
5-7
март
6
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
7
Тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
Педагог- организатор
Воспитатели
5-11
В течении года
Подготовка к концертной программе посвященная Дню Победы
Педагог- организатор
Педагог дополнительного образования
5-11
апрель
Участие в проекте
«Твори добро»
Педагог- организатор
5-11
апрель
Участие в акции «Зажигай»
Педагог- организатор
5-11
апрель
Концерт посвященный Дню Победы
Встреча с ветеранами ВОВ.
Педагог- организатор
5-11
май
Экскурсия по Казани
(посещение театров, музеев)
Педагог- организатор
5-11
май
14