Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» Тарбагатайского района Республики Бурятия.

Основным направлением деятельности нашего образовательного учреждения является создание современной образовательной инфраструктуры для воспитания менталитета здорового образа жизни. Специфика нашей школы-интерната обязывает педагогический коллектив заниматься внедрением здоровьесберегающих технологий. Ежегодно мы стараемся наполнить новым содержанием здоровьесберегающие технологии.

2002-2006 годы.

Разработана и внедрена Комплексная программа по формированию у детей навыков здорового образа жизни. Основной целью программы стало: воспитание культуры здоровья учащихся.

В этот период в школе-интернате введены следующие инновации:

  • Режим дня в соответствии с СанПиНами;

  • 5-ти разовое витаминизированное питание;

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе - 1-1,5 ч.

  • В учебный план ОУ введен учебный курс «Урок здоровья» по программе Касаткиной в 5-7 классах.

  • 3-й час физической культуры с 2002 года.

  • Введен мониторинг соматического здоровья.

  • Создан кабинет «Здоровый ребенок».

  • Приобретена и начала действовать галокамера.

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Результаты работы в этот период превзошли ожидания.

Итоги экспресс-оценки соматического здоровья по методике

Г.Л. Апанасенко

Уровень здоровья

Входная диагностика, %

Промежуточная диагностика, %

Итоговая диагностика

Низкий

41,45

31

14,24

Средний

56,55

65

69,05

Высокий

2

4

16,71


Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе



Динамика роста культуры здоровья у школьников школы-интерната
(Методика Н.Гаркуши, 2006 г.)

Уровни результативности воспитания культуры здоровья

Входная %

Промежуточная %

Итоговая %

Низкий уровень

32,6

29,7

15,2

Средний уровень

50

41,3

51,8

Высокий уровень

17,4

29

33


Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Анализ результатов программы указал на необходимость продолжения и углубления деятельности в области здоровьесбережения. В то же время становится понятным, что без формирования культуры здоровья учителя результат ничтожно мал. В связи с этим в 2007 году была разработана и утверждена новая программа развития школы-интерната, основанная на активном внедрении здоровьесберегающих технологий «Школа социально-педагогической поддержки и реабилитации здоровья - Теплый дом». Основной философией программы стало тепло домашнего очага, печи в доме, теплых взаимоотношений в семье.

Цель работы школы-интерната в условиях реализации программы: Оптимизация и развитие целостной здоровьесберегающей образовательной среды в школе-интернате для обеспечения условий эффективной профилактики и реабилитации здоровья, обучения и воспитания ребенка в целях его успешной социализации.

Основные задачи:

  • Создание условий для формирования социально-адаптированной личности ребенка через реализацию технологий психолого-педагогического сопровождения и медико-социальной помощи учащимся в условиях санаторной школы-интерната

  • Оздоровление детей и профилактика туберкулеза, создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни путем использования методик реабилитационной педагогики

  • Проектирование и отработка нового содержания и технологий образования через реализацию программ предпрофильного обучения в условиях школы-интерната

  • Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий.

  • Создание индивидуальной образовательной траектории с использованием технологии «Портфолио ученика», внедрение предпрофильной подготовки, повышение качества образования

  • Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических

кадров.Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Особенности программы:

  • Дети оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.

  • Практическая значимость содержания программы.

За 4 года достигнуты следующие результаты:

1. Повышение качества образования;

2. Начата активная и плодотворная работа медико-психолого-педагогического консилиума;

3. Педагогический коллектив вступил в опытно-экспериментальную работу в рамках Республиканского эксперимента «Сохранение и укрепление здоровья школьников в образовательных учреждениях Республики Бурятия» и в декабре 2008 на коллегии Министерства образования и науки РБ школе-интернату присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки в рамках эксперимента «Сохранение и укрепление здоровья школьников в образовательных учреждениях РБ».

В это время в школе-интернате начали использовать оздоровительные методики Института самовосстановления человека(г. Москва), которые основаны на технологиях оздоровления народов Востока.

В течение ряда лет эти оздоровительные методики выполнялись ежедневно на каждом уроке в течение 3-х минут по следующему графику:

1 урок - массаж биологически активных точек;

2 урок - глазодвигательная гимнастика;

3 урок - суставная гимнастика для рук;

4 урок - суставная гимнастика для ног;

5 урок - скрутки для шейного и грудного отделов позвоночника;

6 урок - скрутки для поясничного отдела позвоночника.

Кроме того, эти упражнения выполнялись на занятиях по самоподготовке, на утренней зарядке, на динамической перемене.

Весь комплекс упражнений по методике ИСЧ можно заучить за один день. Здесь самое главное - делать упражнения с позитивным настроем (основа пользы от упражнений - самовнушение).

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школеСтатья о здоровьесберегающей деятельности в школе

С помощью вышеназванной методики оздоровления повышаются защитные силы организма, предупреждают развитие дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника и суставов. Кроме того, данный метод может стать полезным при заболеваниях многих органов и систем (за счет положительного влияния на позвоночник). Польза каждого комплекса упражнений очевидна.

Выявление адаптационного потенциала ученика по методике Р.М. Баевского

Состояние АП

Входная, %

Промежуточная, %

Итоговая, %

Удовлетворительная адаптация

78,95

85,29

94,7

Напряжение механизма адаптации

18,42

14,71

5,3

Неудовлетворительная адаптация

2,63

-

-

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе



Кроме того, здоровьесберегающая деятельность осуществлялась через:

  1. Создание позитивного микроклимата в классах, через признание каждого ребенка личностью;

  2. Активизацию и самостоятельность Совета школьного самоуправления через экономическую игру «Новая цивилизация», провозглашение государства Саянтландии, введение валюты «саянтаво», выпуск школьной газеты «Калейдоскоп».

  3. «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая» (П.Я. Гальперин)
    В связи с чем обязательным в УВП стало разнообразие форм ведения как учебных так и внеучебных занятий.

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школеСтатья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Это мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, направленные на формирование у детей общечеловеческих ценностей, здоровый образ жизни, на охрану репродуктивного здоровья. Последнее проводилось через реализацию проекта «Здоровая цивилизация» совместно со специалистами Клиники дружественной с молодежью при Республиканском центре планирования семьи. Это не только беседы, тренинги, но и просмотры фильмов, пошив подушек для стульев, соблюдение личной гигиены и т.д.

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школеСтатья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Внедрение валеологических компонентов в УВП затронуло не только внеурочную деятельность, но и был реализован через здоровьесберегающий аспект всех предметных областей учебного плана:

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

С 2009 года в школе-интернате внедряются элементы оздоровительной методики Ю.П. Гущо. Оздоровительная методика Ю.П. Гущо основана на

Динамической и статической гимнастике-йоге. Это метод эмоциональной регуляции в комплексе с дыхательной гимнастикой. Длится она 25-30 минут. Не смотря на простоту каждого упражнения суммарный эффект их велик, в нашем случае снизились показатели простудных заболеваний. Этот комплекс упражнений способствует тонусу всех групп мышц, повышает иммунитет и снижение уровня заболеваниями органов дыхания

В апреле 2009 года на базе нашей школы прошел Республиканский семинар школ - экспериментальных площадок, где мы демонстрировали итоги экспериментальной работы, где здоровье учащихся рассматривался как один из основных результатов работы школы.

Национальная стратегия-инициатива «Наша новая школа» позволила расширить спектр составляющих здоровьесберегающих технологий, т.к. она требует введения новых моделей оздоровления. В этой связи появились идеи связывающие здоровье с национально-региональным компонентом. Так с 2011 года педагоги ОУ используют офтальмотренажеры с изображением национальных бурятских узоров. Например: в качестве такового используется узор, часто встречающийся в дизайне бурятской одежды, мебели, интерьера «Улзы».

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе


Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Кроме того, в спальных комнатах, на тумбочках и столиках детей появились фигурки слонов, черепах, жаб, пирамид , на стенах висят картины-веера с изображением сакуры и др. Это результат воспитательных мероприятий. По буддийской философии слон является символом силы, победы, славы, долголетия, процветания; жаба символ богатства, пирамида символ умиротворения и т.п. Казалось бы, мелочь, но это успокаивает детей, вселяет в них веру в хорошее. У входа в школьный двор расположена коновязь (сэргэ).

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Этот факт не только носит воспитывающий характер, но имеет здоровьесберегающий аспект. Разная высота коновязей, при закреплении узды (воображаемой) к ней способствует растяжению позвоночника учащихся разного роста и возраста, т.к. это приводит к эластичности межпозвонковых дисков.

Любые из предложенных примеров и приемов можно использовать самостоятельно, постепенно встраивая их в свой распорядок дня.
Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе В настоящее время широкое распространение получила восточная медицина. В 2011 году был заключен договор о сотрудничестве с Центром восточной медицины, в частности с доктором-педиатром, КМН, Бартановой Е.А. Под ее руководством началось внедрение нетрадиционных оздоровительных методик:

  • климатотерапия (туристические слеты, спортивное ориентирование, игры на свежем воздухе, походы по терренкурам);

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

  • ароматерапия. Ароматерапия проводится с использованием растительных масел полученных из местных растений (сосна, лиственница). Используются масла растений вырабатывающих фитоноциды, веществ способствующих уничтожению болезнетворных бактерий.

  • Фитотерапия - неотъемная составляющая нашей школьной жизни (использование отваров из грудных сборов, отхаркивающих, общеукрепляющих, повышающих иммунитет )

  • Одним из уникальных способов лечебного воздействия, который применяется в нашей школе-интернате - Су Джок- терапия. В основу этого оздоровительного метода положено благоприятное лечебное воздействие на биологически активные точки, которые находятся на кистях рук и стопах ног. Этим объясняется название данного уникального метода лечения, поскольку «су» - это кисть, «джок» - стопа. Удивительно, что данный метод нетрадиционного лечения дает возможность воздействовать практически на любой орган, даже самый недоступный сустав. Причем вполне можно самостоятельно освоить Су Джок терапию. Даже при ее неправильном применении организму ребенка не будет причинен какой-либо серьезный вред. Неправильные действия не принесут никакого результата. Су Джок просто не сработает.

Согласно философии восточной медицины, природа создала отдельные участки человеческого тела по принципу подобия.

Су Джок-терапия используется не для замены традиционного лечения, а как помощь ему! Как же определить зоны и точки соответствия?

Традиционные инструменты Су Джок - специальные эластические кольца, диагностические палочки, металлические или намагниченные звездочки. Их можно приобрести в аптеках или магазинах. Эти предметы пригодны для самолечения. Этими предметами интенсивно массируют болезненную зону, а затем для закрепления эффекта с помощью лейкопластыря прикрепляют семечко. Семена - неотъемлемый элемент Су Джок терапии. В них содержится поистине волшебная энергия, дающая жизнь растению. Эту силу можно использовать на благо человека. Взаимодействуя с зонами соответствия, семена восстанавливают энергетический потенциал - и боль отступает.

Семена прикладывают на несколько часов (до суток), при необходимости их заменяют новыми. Если семечко потрескалось, почернело, стало мягким или сморщилось, значит, оно свое «отработало» и его следует заменить. Для терапии используют только отборные семена. Незрелые и деформированные не годятся. Не следует использовать семена плодов, вызывающих у вас аллергическую реакцию, а также те, которые подверглись противопаразитной обработке и т.п.

Использовать этот метод оздоровления можно и в походе, и дома, и на работе. Ведь рука и необходимые знания всегда с вами.

Применение Су Джок терапии при заболеваниях дыхательных путей производится следующим образом:

Наиболее распространенными являются заболевания верхних дыхательных путей у детей и взрослых (насморк, боли в горле, головная боль). Су Джок в таких случаях рекомендует промассировать импровизированным щупом точки проекции носа, горла, гортани в основной системе соответствия и в системе пальцев. Наклеивают необжаренные зерна гречихи на область соответствия вилочковой железы (у детей) и носа. Основаниями для отбора данного направления работы послужил положительный опыт и результаты мониторинговых исследований проведенных в школе-интернате.

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школеСтатья о здоровьесберегающей деятельности в школе







В результате нашей работы мы пришли к выводу: Теорию и практику быть здоровым можно постигать в школе без увеличения учебной нагрузки и материальных затрат. Сегодня растет удовлетворенность всех участников образовательного процесса, что ведет к оптимизации усилий коллектива по внедрению здоровьесберегающих технологий и к росту научно-методического обеспечения образовательного процесса.

И никогда не устареет истина, содержащаяся в словах Сократа: «Здоровье - не все, но без здоровья все - ничто». Поэтому, за школой, которая бережет и создает здоровье - будущее.

Накопленный материал по проектированию здоровьесозидающей среды, организации здоровьесберегающей деятельности, по привитию воспитанникам навыков здорового образа жизни, потребовал систематизации и распространения. Нами избрана тема модельной методики оздоровительной деятельности - «Повышение иммунитета у школьников с ослабленной дыхательной системой на основе методов нетрадиционной восточной медицины».

Программа стажировки адресована специалистам РУО, курирующим данное направление, педагогам ОУ, реализующим направление «Сохранение и укрепление здоровья школьников» национальной инициативы «Наша новая школа», а также всем, кто интересуется здоровьесберегающей деятельностью в ОУ.

В апреле 2012 года нами проведены стажировочные курсы для группы из 26педагогических работников Тарбагатайского района .

ВСтатья о здоровьесберегающей деятельности в школеСтатья о здоровьесберегающей деятельности в школеноябре 2012 года проведены стажировочные курсы для 15стажеров из Забайкальского края:

В феврале 2013 года приняли участие в Республиканском форуме стажировочных площадок. По итогам работы в этом направлении издано два сборника методических материалов в 2012 и в 2013 году.

Работа по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» продолжается.

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе

Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе




Статья о здоровьесберегающей деятельности в школе


© 2010-2022