Педагогический совет: «Психологический комфорт на уроке »

Педагогический совет на  указанную тему будет востребован педагогическими коллективами, которые находятся в поиске  новых подходов в организации образовательной и воспитательной деятельности. Как показывает практика, традиционные подходы себя исчерпали, так как они  не обеспечивают создания условий для развития личности и его дальнейшей социализации в обществе. Каковы условия психологического комфорта на уроке и воспитательном мероприятии? Какие формы и методы социализации наиболее эффективны дл...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий педагогического совета

«Психологический комфорт на уроке и воспитательном мероприятии как условие развития личности и его успешной социализации в обществе»

Педагогический совет на указанную тему будет востребован педагогическими коллективами, которые находятся в поиске новых подходов в организации образовательной и воспитательной деятельности. Как показывает практика, традиционные подходы себя исчерпали, так как они не обеспечивают создания условий для развитимя личности и его дальнейшей социализации в обществе. Каковы условия психологического комфорта на уроке и воспитательном мероприятии? Какие формы и методы социализации наиболее эффективны для обучающихся и воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната 8 вида? На эти вопросы необходимо ответить на педсовете.

Цель: анализ психологического климата на уроках и воспитательных мероприятиях; выявление наиболее эффективных методов и форм социализации для обучающихся и воспитанников

Задачи:

  • разработать программу наблюдений за уроком, воспитательным мероприятием с позиции создания комфортных условий для обучающихся и воспитанников.

  • начать создание банка наиболее эффективных методов и форм социализации обучающихся и воспитанников;

  • разработать «Заповеди учителя и воспитателя школы-интерната как основы психологического обеспечения урока и воспитательного мероприятия».

Участники: администрация, педагогические работники.

Форма проведения: «Мозговой штурм», работа в группах.

Этапы подготовки:

  1. Создание творческих групп по подготовке к педсовету.

  2. Подготовка подборки научно- методической литературы по проблеме «Психологический комфорт на уроке и воспитательном мероприятии».

  3. Взаимопосещение учебных занятий и внеклассных мероприятий.

  4. Анкетирование обучающихся.

  5. Подготовка «Заповеди учителя и воспитателя школы-интерната».

  6. Подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

Оформление педагогического совета: на классной доске записана тема педсовета.

Листы ватмана, прикрепленные к стене; фломастеры для проведения «Мозгового штурма»; лепестки ромашки, сделанные из бумаги. Подготовлены рабочие места для 5-ти групп и экспертной группы.

В качестве ведущего выступает заместитель директора по учебной работе, ответственный за данный педагогический совет.

Ход проведения педсовета

1.Вступительная часть. С целевыми установками педсовета выступила директор школы- интерната. Знакомство с целью, задачами, планом педсовета.

За время работы педагогического совета мы должны методом «Мозгового штурма»:

  • разработать программу наблюдений за уроком, воспитательным мероприятием с позиции создания комфортных условий для обучающихся и воспитанников.

  • начать создание банка наиболее эффективных методов и форм социализации обучающихся и воспитанников;

  • разработать «Заповеди учителя и воспитателя школы-интерната как основы психологического обеспечения урока и воспитательного мероприятия».

2.Информационно- теоретическая часть.

Выступление заместителя директора по учебной работе о ходе проведения подготовительной работы к педсовету, о выводах, сделанных после анкетирования , посещения учебных и воспитательных занятиях.

Далее познакомила с особенностями личностно ориентированного обучения и воспитания. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:

• ученик, воспитанник - не средство, а цель образования и воспитания;

• ученик, воспитанник - субъект образовательного и воспитательного процессов, имеющий право на участие в них, на их изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение к желаемому результату;

• воспитание без диалога с учеником, без уважение к нему - давление;

• школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

Условия социума сегодня таковы, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, нередко у него формируется отношение к миру как некоему опасному и даже враждебному сообществу.

Усугубляет ситуацию нежелание детей учиться, нежелание родителей заниматься воспитанием. Нередки в практике школы конфликтные ситуации в отношении с учащимися и их родителями. Это провоцирует состояние повышенной тревожности учащихся, и, как следствие - нервные срывы. Анкетирование показало, что есть дети, которые часто конфликтуют с педагогами и воспитателями. Отсюда проблема: необходимость обеспечения благоприятного психологического климата в школе - интернате всех участников образовательного и воспитательного процессов. Возникают вопросы, на которые хотелось бы получить ответы: что мешает созданию в учреждении благоприятного психологического климата; что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?

«Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков» В.С.Сухомлинский

Принимая термин «Экология воспитания», что можно делать: пытаться понять особенности психотипа ребенка; общаться с ним как с равным, принимая его позицию; «лечить добром»; не назидать. Чего нельзя делать: унижать, проявлять личную неприязнь к ученику; допускать бестактность, говорить повышенным тоном; отвечать на грубость таким же тоном.

Профессиональные заповеди. Нужны ли они? Чем полезны? Сегодня мы постараемся составить их для нашей школы- интерната.

Ведущий: педагог-психолог провела анкетирование «Школьные конфликты» и сегодня познакомит нас с их результатами (мультимедийная презентация).

Учащимся были предложены вопросы анкеты (Приложение 1):

Анкетирование показало, что конфликтные ситуации имеют место в школе. Они отражают психологические процессы во взаимоотношениях учителей и обучающихся. Коллектив педагогов достаточно слаженный, профессиональный. Учителя влияют на отношение к учёбе (83%). Дети делятся радостями, переживаниями, огорчениями, обращаются за помощью к педагогам (72%). Обучающимся нравится общаться с педагогами, но объяснить «почему?» - не могут. В основном отмечают «…ласковая, добрая, не кричит, угощает булочками, водит нас в парк, не ругается». На вопрос «Какие уроки ты хотел бы прогулять? Почему?», дети отметили русский язык (не люблю долго писать, не получается красиво), труды (скучно, неинтересно), математику (много думать, писать)

Ведущий: творческие группы работали над решением проблем и сейчас мы слушаем их отчеты.

Первая группа «Экология в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью» (мультимедийная презентация).

Выступает руководитель творческой группы.

Экология: «ЭКОС»- дом, жилище; ЛОГОС- ученье.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Под экологией в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью понимается взаимоотношение участников образовательного процесса (учитель-ученик) в условиях образовательного пространства, где главной становится задача: создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся и воспитанников путем внедрения научно-эффективных технологий личностно ориентированной и здоровьесберегающей.

Педагогами успешно применяется технология И.С. Якиманской, сочетающая в себе обучение, понимаемого как нормативно-сообразную деятельность общества и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы работы с больными детьми, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика.

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция - «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

2. Подача информации с позиции «МЫ».

3. Установление личного контакта.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов.

Визуальный - это контакт глаз.

Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.

Вторая функция «соучастия».

1. Демонстрация расположенности.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях - умении слышать и умении задавать вопросы.

3. Оказание помощи.

Третья функция « возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи.

2. Поддержание оптимистического рубежа.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Ведущий: мы предлагаем каждой творческой группе продолжить заполнение таблицы, которая в дальнейшем послужит основой для составления заповедей учителя и воспитателя.

Экология воспитания

что можно

что нельзя

Пытаться понять особенности психотипа ребенка; общаться с ним как с равным, принимая его позицию; «лечить добром»; не назидать …


Унижать, проявлять личную неприязнь к ученику; допускать бестактность, говорить повышенным тоном; отвечать на грубость таким же тоном



Ведущий: работа в группах.

Задание: определить основные требования к личностно ориентированному уроку.

Участникам педсовета выдаются печатные листы, на которых необходимо выбрать требования к личностно ориентированному уроку.

По мере отработки, на экране появляются требования к личностно ориентированному уроку:

• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. получить неправильный ответ;

• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

• оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

• поощрение стремлений находить свой способ работы(решение задачи, вполнение письменного упражнения); анализировать способы работы других учеников в ходе урока выбирать и осваивать наиболее рациональные;

• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по- другому;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся;

  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;

  • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Ведущий: и вновь отчеты творческой группы: интересное начало урока, воспитательного мероприятия. Группа подготовила видеофильм.

Просмотр фильма «Оргпсихологический момент - камертон урока».

Ведущий: работа в группах.

Задание: составить копилку « мудрых решений».

Каждая группа на лепестках ромашки пишет свое «мудрое решение».

На доске появляется «Копилка мудрых решений»

  • Урок не должен быть монотонным, с частой сменой деятельности у агрессивных детей.

  • Урок должен быть современным, с использованием ИКТ.

  • На уроке должна быть предоставлена возможность самореализации.

  • На уроке должна иметь место проектная, исследовательская работа.

  • Открытые, не резкие жесты.

  • Уверенная поза.

  • Четкая, спокойная, доброжелательная речь.

  • Юмор.

  • Внимательный взгляд, не напрягающий ученика.

  • Терпение, спокойствие.

  • Разумные твердые и последовательные требования.

  • Контроль над собственными негативными эмоциями.

  • Вера в успех ребенка, доверие к нему.

Итог: ПОИСК + ПОЗИТИВ

Ведущий. И вновь отчеты творческой группы: опытом организации познавательной деятельности на уроке и воспитательном мероприятии (мультимедийная презентация).

Учитель географии познакомила с опытом организации познавательной деятельности на уроках географии (мультимедийная презентация):

«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно». Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей. Поэтому меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Этому значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования. Способствует следующий фактор:

• успех начинается с признания детьми учителя учить (авторитет, личность учителя);

• психологический климат, обстановка жизнерадостности;

• разумное сочетание репродуктивных и творческих методов;

• начало урока, как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока;

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;

• стимулирование школьников к высказываниям без боязни ошибиться;

• оценка деятельности по процессу достижения результата.

Далее воспитатели поделились опытом организации познавательной деятельности на воспитательном мероприятии.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД): фронтальная, индивидуальная, групповая (звеньевая), коллективная

Фронтальная ФОПД имеет достоинства: воспитывает в детях чувство коллективизма; позволяет воспитанникам рассуждать; формирует устойчивые познавательные интересы; педагог получает возможность влиять на весь коллектив.

Недостаток фронтальной ФОПД: нацелена на некоего абстрактного обучающегося.

Эффективнее всего использовать фронтальную форму при проведении встречи «Круглый стол с острыми углами», упражнений - откровений «Конверт дружеских пожеланий», «Мои пять самые…(презираемые качества человека, любимых дел, ненавистных явлений в жизни, главных дел, ценных вещей).

В индивидуальной ФОПД ценно, что учитываются особенности каждого воспитанника, сообразно его подготовке и возможностям; дети учатся индивидуальному труду, им представляются большие возможности для самостоятельной работы. Способствует воспитанию самостоятельности и служит подготовкой для занятий самообразованием.

Недостаток индивидуальной формы работы: несколько ограничивает общение воспитанников между собой; уменьшает стремление передавать свои знания и умения другим и участвовать в коллективных достижениях; работают «рядом, но не вместе»

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые.

Достоинства: приучение воспитанников к коллективным методам работы; в формировании положительных нравственных качеств личности.

Недостатки: трудность комплектования групп и организации работы в них; слабая способность воспитанников самостоятельно разобраться в задании; неспособность избрать самый экономный путь выполнения задания.

Только в сочетании с другими формами обучения - фронтальной, индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. В нашей деятельности, любое дело является познавательным, это открытие.

Далее воспитатели провели мини мастер - класс по использованию игр процессе организации познавательной деятельности воспитанников.

Учителя гуманитарного цикла познакомили с опытом работы по организации активной познавательной деятельности на уроке (мультимедийная презентация):

-Умственная активность в процессе обучения называемой «гимнастикой для ума», имеет особое значение. Учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, побуждающими мыслительную активность учащихся.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий: избегать монотонности, не допускать учебных перегрузок, использовать обучение как источник стимуляции познавательных интересов, стимулировать познавательные интересы многообразием занимательности, использовать проблемные ситуации.

Таким образом, у детей с нарушением интеллекта необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Для развития познавательных интересов детей в классах VIII вида на уроках необходимо выполнение следующих условий:

- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с нарушением интеллекта необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Ведущий. И вновь отчеты творческой группы: конфликты на уроке, воспитательном мероприятии. Как их избежать?

Конфликт - неизбежное явление социальной жизни. Это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействие), приводящие к конфликту.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта.

Типы конфликтов: межличностный конфликт, между личностью и группой, межгрупповой.

стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма.

Предупреждение конфликтов - умение определить, что общение стало предконфликтным, и вернуться из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию.

Эффективными являются два способа: забота человека о снижении своей тревожности и агрессивности; умение улыбаться собеседнику в ходе общения.

Приёмы для предотвращения конфликта:

• не отвечать на агрессию агрессией;

• не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• дать возможность оппоненту высказаться;

• стараться выразить свое понимание в связи с возникающими у оппонента трудностями;

• не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов;

• предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

Советы педагога-психолога.

«Важно уметь не избегать конфликты и не подавлять их, а важно уметь управлять конфликтами» (Корнелиус).

Кодекс поведения в конфликте.

  1. Дайте ребенку «выпустить пар».

  2. Если ребенок раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.

  3. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он - страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит он переполнен отрицательными эмоциями.

  4. Попросите ребенка спокойно обосновать свои претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.

  5. Сбивайте агрессию ребенка неожиданными приемами. Например, доверительно попросите у ребенка совета.

  6. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него.

  7. Сделайте комплимент, выразите сочувствие.

  8. Не давайте ребенку отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

  9. Попросите ребенка сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать. Отношения к человеку - это фон или условия, в которых придется решать. Неприязненное отношение к ребенку может заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ребенком проблему и сосредоточьтесь на ней.

Ведущий : прослушав советы, решите педагогические ситуации.

Проблемные ситуации высвечиваются на слайдах:

№ 1.Учитель диктует отрывок текста из учебника. Дети пытаются занять себя разными способами: кто-то добросовестно пишет, но большинство перешептываются, перекидывают записки. Мальчики на задней парте затеяли потасовку.

№2. Урок заканчивается, ученики записывают домашнее задание. Лена выбрала этот момент для своей провокации - она говорит своей подруге так, чтобы слышали все: «Достала! Опять задала огромную домашку! Как будто делать больше нечего, кроме дурацкой истории.

№ 3. Ученик срывает урок.На ваше требование покинуть класс он ответил грубостью. Какой будет ваша реакция в сложившейся ситуации.

№ 4. Целый класс солидарно отказывается выполнять домашнее задание, которое вы предложили. Ваши действия.

№ 5. Вы обнаружили, что кто-то из учащихся на Вашей странице журнала поставили оценку. Ваша реакция.

№ 6.Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем отметкой. Какой будет Ваша РЕАКЦИЯ.

Ведущий: пятая группа представит наиболее интересные формы и методы социализации обучающихся и воспитанников.

Задание всем присутствующим: на плакате написать наиболее понравившиеся формы и методы для создания школьного банка.

1.Формы и методы социализации детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Начальный этап школьного обучения с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей в обществе.

Работу по социализации начитаем с 1 класса. Формируем у учащихся умение ориентироваться в новой социальной среде.

На предметах общеобразовательного цикла стараемся по возможности приближать учебный процесс к реальным жизненным условиям. На уроках русского языка и чтения идёт развитие речи с элементами культуры речи, закрепление основных формул речевого этикета, культуры речи. Это позволяет научить школьников общаться с одноклассниками и взрослыми; уважать другую точку зрения. На уроках развития речи акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идёт формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; с социальными нормами поведения: в быту, на улице, в транспорте, в магазине.

Важное место в объёме школьной работы по социализации обучающихся занимают воспитательные мероприятия. Беседы, проведение праздников, тематических классных часов способствуют социальному становлению и развитию детей. В воспитательный процесс включаем социоориентированные игры: «Поступай правильно», «Торопись обрадовать», «Зеркало настроения», «Идём в гости». Проводим уроки здоровья, нацеленные на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. «В гостях у Мойдодыра», «На приёме у врача». Организованна библиотечно-образовательная деятельность, регулярно посещаем детскую городскую библиотеку, где с детьми проводят беседы и игры на различные темы.

2.Формы и методы социализации обучающихся 5-9 классов (мультимедийная презентация).

Социализация ребёнка - это процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. В процессе социализации различают первичную (внешнюю) социализацию и вторичную социализацию. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации ребенка.

Методы социализации: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, тестирование, библиографический метод.

Биографический метод - один из наиболее часто используемых методов социальной педагогике. Существуют различные источники библиографических данных: направленные интервью, свидетельство родственников, различного рода переписка, фотография, автобиографические фрагменты, сообщение о своей жизни в целом, об отдельных жизни.

3.Формы и методы социализации воспитанников (мультимедийная презентация)

Ребёнок с ОВЗ нуждается в особом подходе. Процесс социализации протекает в разных видах деятельности. Деятельность обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувства, активизирует волю, является важнейшим источником овладения межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребёнка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, является игра, учение, труд.

В практике социализации постоянно возникают ситуации, когда ребёнок или подросток на может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими перед ним, ему необходима помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей ситуации такая помощь может быть оказана воспитателем, работающим с данными детьми.

В практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи: игротерапия, арттерапия.

К основным видам арттерапии относят: рисуночную терапию, музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, сочинение историй, сказкотерапию, куклотерапию.

Рациональное использование методов социализации даёт положительные результаты.

Методы социализации детей:

• методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей;

• методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе;

• методы контроля эффективности социально-реабилитационного процесса;

• методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей словесные, наглядные, практические;

• методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе соревнование поощрение, наказание;

• метод контроля эффективности социально-реабилитационного процесса наблюдение за деятельностью детей;

• методы психодиагностики.

4. Формы и методы социализации, применяемыми на уроках профессионально-трудового обучения (мультимедийная презентация).

Социализация личности - это процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе.

Для нас социально-трудовая адаптация лиц с ОВЗ предполагает систему мероприятий, направленных на включение детей с проблемами в развитии в социально-полезную трудовую деятельность.

Профессионально-трудовое обучение должно быть социально значимо, то есть:

• должно практически готовить обучающихся к включению в производительный труд общества;

• должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков обучающихся;

• трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка.

Формы социализации обучающихся: беседы о труде, профессиях, праздники труда, КВНы, выставки и демонстрация моделей, «День открытых дверей» в ПУ (участие), просмотры роликов о производстве и труде взрослых, экскурсии на выставки изделий, на предприятия, в ПУ, в службу занятости.

Методы социализации:

• занятия в мастерских с сообщением определенных сведений профессионально ориентационного характера;

• введение профессионально ориентационного материала в обычный урок;

• профессионально ориентационный урок или беседа;

• занятия в кружках;

• экскурсии на предприятия, в УПК, профессиональные учебные заведения, на выставки, в службу занятости;

• встречи со специалистами.

Благодаря разнообразным формам и методам учитель помогает ребёнку поверить в свои силы, добиться успеха, полюбить труд.

Ведущий: сейчас мы вновь работаем в группах.

Задание: составить программу наблюдений за уроком, воспитательным мероприятием с позиций создания комфортных условий для обучающихся и воспитанников.

Обсуждение: каждая группа представляет свою программу, сдает её экспертной группе. (Приложение 2).

Ведущий: в начале педсовета было дано задание каждой творческой группе представить заповеди учителя и воспитателя.

Каждая творческая группа представляет заповеди. (Приложение 2).

Инициативная группа готовит проект решения педагогического совета, подводит итог педсовета.

Решение:

  1. Применять в работе разработанные заповеди учителя и воспитателя.

  2. Продолжить создание банка наиболее эффективных методов и форм социализации.

  3. Доработать программу наблюдений за уроком, воспитательным мероприятием с позиций создания комфортных условий для обучающихся и воспитанников.

Литература:

  1. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.Московский психолого- социальный институт, Воронеж:НПО «МОДЭК», 2001.

  2. Петрушин В.И.Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.:Педагогический поиск, 2001.

  3. Шадриков В.Д., Анисомова Н.П. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990.



(Приложение1).



Анкета для учащихся

  1. Бывают ли у вас конфликты с учителями?

  2. Бывают ли у вас конфликты с воспитателями?

  3. Как часто бывают у вас конфликты?

  4. Влияет ли учитель на ваше отношение к учебе?

  5. Кто из учителей проявляет внимание к тебе, поддерживает?

  6. К кому из учителей ты пойдешь поделиться со своими бедами и радостями?

  7. К кому из воспитателей ты пойдешь поделиться со своими бедами и радостями?

  8. Совет кого из учителей для тебя очень значим?

  9. С кем из учителей тебе нравиться общаться? Почему?

  10. Какие уроки ты хотел бы прогулять ? Почему?






(Приложение 2).

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА УРОКОМ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЕМ С ПОЗИЦИЙ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

  1. Что предпринимает учитель, воспитатель в начале урока, воспитательного мероприятия, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе?

  2. Успешным ли было начало урока, воспитательного мероприятия с позиций реализованных возможностей для формирования внутренней мотивации?

  3. Включены ли учащиеся и воспитанники в познавательную деятельность на всех этапах урока, воспитательного мероприятия?

  4. Представляется ли возможность выбора заданий, путей продвижения к результату?

  5. Дифференцируется ли работа с учащимися и воспитанниками?

  6. Создаются ли учителем, воспитателем ситуации успеха для учащихся и воспитанников?

  7. Умеете ли слушать учеников и воспитанников?

  8. Терпимы ли к различным мнениям?

  9. Помогает ли учитель, воспитатель самовыражению учащихся и воспитанников, признает ли за ними право не согласиться, остаться при своем мнении, спорить, доказывать?

  10. Создает ли условия для рефлексии действий учащихся и воспитанников?

  11. Проявляют ли дети интерес к уроку, воспитательному мероприятию на всем его протяжении?

  12. Имеют ли место психологические паузы, разгрузки, шутки, эвристические сюжеты, как способ доказать истину или опровергнуть посылку?

  13. Чувствуется ли утомление у детей к концу урока, воспитательного мероприятия?
























(Приложение 3)

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

  • Учитель и воспитатель должен входить в класс, в группу с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю и воспитателю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

  • Учитель и воспитатель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся и воспитанников, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

  • Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока и воспитательного мероприятия является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися и воспитанниками.

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

  • Психологический дискомфорт на уроке и воспитательном мероприятии для учителя и воспитателя, а затем и для учащихся и воспитанников, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю и воспитателю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  • Приходить в кабинет, на воспитательное мероприятие нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку, к воспитательному мероприятию. Стремиться к организованному началу.

  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

  • Начинайте урок, воспитательное мероприятие энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

  • Увлекайте учеников, воспитанников содержанием материала, контролируйте темп урока, воспитательного мероприятия, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс, группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может отвлечься.

  • Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

  • Заканчивать урок, воспитательное мероприятие общей оценкой работы класса, группы, отдельных учеников, воспитанников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке, воспитательном мероприятии. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращать урок, мероприятие со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.

  • Помнить, налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

  • Обращаться за помощью к самим ученикам, воспитанникам. С нарушителями, которых дети не поддерживают, легче справиться.

  • Не допускать конфликтов с целым классом, группой, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

  • Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.







© 2010-2022