- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа по патриотическому воспитанию
Программа по патриотическому воспитанию
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пасовец Л.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Введение
Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры.
"Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе её развития, - по мнению профессора А.Н.Ванеева, - потребовали переоценки ценностей" . И главное, на что направлено образование в настоящее время, - это воспитание гражданина, формирование у ученика активной жизненной позиции.
В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание, подчёркивает К.С.Черевик, является одним из основных звеньев процесса социализации личности. "Социализация, - по определению учёных А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации".
Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения. Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. А к истории можно относиться по-разному, но главное - её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом. Человек не может жить без прошлого, оно нужно ему, чтобы уяснить для себя связь и характер текущих явлений, понять, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. И сегодня особенно остро ощущается подобная связь. Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.
История культуры занимает важное место в нашем историческом прошлом, она связана с событиями в развитии науки, искусства, просвещения, литературы, театра, народных традиций, праздников и обрядов, отражает характерные черты своего времени. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.
Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.
Социальное воспитание ребёнка - это приобщение его к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Пояснительная записка
Программа "Истоки" представляет собой модифицированную (адаптированную) образовательную программу. Данная программа предусматривает изменения с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности детей, нестандартности индивидуальных результатов воспитания и обучения.
Создание образовательной программы "Истоки" продиктовано потребностью детей младшего школьного возраста знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщина удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.
Актуальность образовательной программы "Истоки" заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают не только российские педагоги и ученые, но и зарубежные: К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.
Цель программы:
-
создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.
Задачи программы:
-
воспитание любви к своей малой Родине;
-
приобщение детей к жизни, быту и культурным традициям донских казаков;
-
развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственых качеств воспитанников;
-
сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения.
Программа расчитанна на детей младшего школьного возраста.
Срок реализации программы: 3 года. Количество часов: 216 часов. Количество занятий: 2 часа в неделю, время занятий: 40 минут.
Процесс освоения образовательной программы "Истоки" включает в себя: овладение детьми теоретического и практического материала о жизни, быте и традициях донских казаков на основе казачьего фольклора, исторических данных о месте донского казачества в истории Российского государства, исторических сведениях о родном Усть - Донецком районе через разнообразные формы занятий и мероприятий. Основные педагогические технологии, используемые при реализации программы: музейная педагогика (опора на музейные уроки) и здоровьесберегающая технология (опора на экскурсии). Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи и др.
-
Первый год обучения по программе "Истоки" предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).
-
Второй год обучения по программе дает возможность детям глубже узнать о жизни, быте и традициях донского казачества через исторические источники, музейный материал.
-
Третий год овладения программой "Истоки" расширяет и углубляет знания детей о быте, жизни и традициях донских казаков на основе исторического материала о родном Усть - Донецком районе, станице Усть - Быстрпянской.
Особенностью программы "Истоки" является ее интегрированность. Занятия проводятся не только в МБОУ УБСОШ, но и предусматривают выход за его пределы: на предприятия, на экскурсии и др. Сам воспитанник учится маслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и ее региональный компонент. Среди многообразия источников программы немаловажное место занимает книги о Ростовской области.
Педагогический мониторинг
Контроль за освоением обучающимися данной программы осуществляется поэтапно.
Назначение контроля:
-
1 этап - предварительный: выявление первоначального уровня знаний;
-
2 этап - промежуточный: корректирование и управление образовательным процессом;
-
3 этап - итоговый: определение успешности и эффективности реализации программы.
В конце каждой темы также осуществляется тематический контроль.
Методы контроля: беседа, тестирование, творческая работа ребенка, экспертная оценка.
Знания и умения детей определяются по активности освоения материала во время самих занятий и при проведении мероприятий различного уровня.
Ожидаемые результаты программы
По итогам освоения программы "Истоки" воспитанники должны:
1 год обучения:
-
овладеть следующими компетенциями:
-
понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
-
понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;
уметь:
-
рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
-
использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
2 год обучения:
-
овладеть следующими компетенциями:
-
понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
-
понятие о месте казачества в истории Российского государства;
-
понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,
уметь:
-
рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
3 год обучения:
-
овладеть следующими компетенциями:
-
история и современность родного Усть - Донецкого района, станицы Усть - Быстрянской;
-
замечательные казаки, прославившие донской край;
уметь:
-
рассказать об истории своей малой Родины;
-
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.
Оснащение педагогического процесса
-
Литература для занятий (список прилагается).
-
Раздаточный материал для занятий (указывается в планах занятий).
-
Карта России.
-
Карта Усть - Донецкого района.
-
Гимн России.
-
Флаг и герб России.
-
Гимн Ростовской области.
-
Флаг Ростовской области.
-
Герб Ростовской области.
-
Выставочный материал о жизни, быте и традициях донских казаков (на основе личного семейного музея).
1 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
1
1
2
Народная культура
1
1
3
Казачий фольклор
1
1
4
Казачьи сказки
30
20
50
5
Пословицы и поговорки донских казаков
14
4
18
6
Итоговое занятие
1
1
Итого
48
24
72
Содержание тем
1. Вводное занятие.
Цели и задачи программы. Техника безопасности. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ об охране культурного наследия.
Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.
2. Народная культура. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.
3. Казачий фольклор. Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры.
Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.
4. Казачьи сказки.
-
Сказочный мир казаков неповторим.
-
Казачья сказка "Бисеринка". Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
-
Взаимовыручка друзей в сказке "Бисеринка".
-
Казачья сказка "Иван Светильник". Комментирование сказки.
-
Добро и зло в сказке "Иван Светильник".
-
Казачья сказка "Про сына купца и дочь сапожника". Комментированное чтение сказки.
-
Занятия казаков в сказке "Про сына купца и дочь сапожника".
-
Казачья сказка "Ванюша и Баба Яга". Неповторимый казачий говор в сказке.
-
Казачья сметливость и находчивость в сказке "Ванюша и Баба Яга".
-
Казачья сказка "Про царскую дочь и пастуха". Комментирование сказки.
-
Казачьи профессии в сказке "Про царскую дочь и пастуха".
-
Казачья сказка "Свадебный каравай". Умение казака держать свое слово.
-
Казачий свадебный обряд в сказке "Свадебный каравай".
-
Казачья сказка "Про царскую дочь и козленка". Комментированное чтение сказки.
-
Необыкновенный казачий говор в сказке "Про царскую дочь и козленка".
-
Казачья сказка "Танюша и мачеха". Доброта казаков в сказке.
-
Казачьи обычаи в сказке "Танюша и мачеха".
-
Казачья сказка "Черная коровушка и Аннушка". Комментирование сказки.
-
Доброта и трудолюбие казаков в сказке "Черная коровушка и Аннушка".
-
Казачья сказка "Кот и лиса". Хитрость в сказке.
-
Казачья сказка "Казак и лиса". Казачье трудолюбие и находчивость в сказке.
-
Казачья сказка "Глупец и жеребец". Жадность и глупость в сказке.
-
Казачья сказка "Митяй - казак бесстрашный". Комментированное чтение сказки.
-
Любовь к Родине казака в сказке "Митяй - казак бесстрашный".
-
Казачья сказка "Казак Чигин". Комментирование сказки.
-
Патриотизм казаков в сказке "Казак Чигин".
-
Сказка "Горе - Злосчастие". Казачья мудрость в сказке.
-
Умение казака преодолевать житейские трудности в сказке "Горе - Злосчастие".
-
Сказка "Своенравная жена". Комментирование сказки.
-
Устои казачьей жизни в сказке "Своенравная жена".
-
Сказка "Лихо Одноглазое". Казачий говор в сказке.
-
Казачья сметливость и терпение в сказке "Лихо Одноглазое".
-
Сказка "Казак и Судьбина". Комментированное чтение сказки.
-
Казачья мудрость в сказке "Казак и Судьбина".
-
Сказка "Лобаста". Неповторимый казачий говор в сказке.
-
Казачий семейный лад в сказке "Лобаста".
Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.
5. Пословицы и поговорки донских казаков.
-
Пословицы и поговорки о казачьей дружбе.
-
Пословицы и поговорки о любви казака к Отечеству.
-
Пословицы и поговорки о верном служении казака своему Отечеству.
-
Пословицы и поговорки о казачьем добрососедстве.
-
Казачьи пословицы и поговорки об атамане.
-
Пословицы и поговорки о верном друге - коне.
-
Казачьи пословицы и поговорки о доброте.
-
Пословицы о казачьей семье.
-
Пословицы и поговорки о казачьей вере.
-
Пословицы и поговорки казаков о добре.
-
Пословицы и поговорки о казачьем трудолюбии.
-
Пословицы и поговорки о казачьем счастье.
-
Пословицы и поговорки о совести казака.
-
Пословицы и поговорки о верности казачьему слову.
-
Пословицы и поговорки о казачьей скромности.
-
Пословицы и поговорки о казачьем порядке.
Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.
6. Итоговое занятие.
Формы организации занятия: выставка, экскурсия.
2 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
1
1
2
Народная культура. Быт и культура казаков
12
6
18
3
Казачьи ремесла.
4
4
8
4
Народная одежда. Одежда казаков
7
4
11
5
Устои казачьей жизни
6
4
10
6
Казачья символика
5
2
7
7
Обычаи, обряды и праздники казаков
4
3
7
8
Яркие страницы в истории донского казачества
6
3
9
9
Итоговое занятие
1
1
Итого
45
27
72
Содержание тем
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, программа. Техника безопасности.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
2. Народная культура. Быт и культура казаков.
-
Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
-
Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры.
-
Быт, обычаи, обряды, праздники, традиции дончан - замечательное наследие наших предков -казаков.
-
История происхождения донского казачества.
-
Сказ о славной донской реке - Доне Тихом, Доне Ивановиче.
-
Первые казачьи городки.
-
Казачья усадьба.
-
Курень - основное казачье жилище.
-
Печь - в доме хозяйка.
-
Казачья стряпка.
-
Хата - малораспространенное жилище на Дону.
-
Убранство и обереги казачьего жилища.
-
Посуда донских казаков.
-
Глиняные горшки да чугунки.
-
Казачья солоница - главный предмет казачьего стола.
-
Плетеные изделия в казачьем быту.
-
Медная посуда.
-
Утюги в казачьем быту.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, беседа, иллюстрированный рассказ.
3. Казачьи ремесла.
-
Станичные ремесла в старину и современные профессии казаков.
-
Умелые корзинщики.
-
Ковали-кузнецы.
-
Замечательные гончары.
-
Донские мельники.
-
Хлеборобы - золотые руки.
-
Трудолюбивые бахчевники.
-
Чабаны да пастухи.
Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.
4. Народная одежда. Одежда казаков.
-
Народная одежда - мастерство народа.
-
Русская народная одежда - основа казачьей одежды.
-
Одежда казаков.
-
Мужская казачья одежда.
-
Зипун да кафтан, черкеска да бурка.
-
Женская казачья одежда.
-
Черты восточной одежды в женском казачьем костюме.
-
Элементы русской одежды в казачьем женском костюме.
-
Украшения в одежде казачек.
-
Русская народная одежда.
-
Домотканые полотняные изделия в казачьем быту.
Формы организации занятий: викторина, конкурс, беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.
5. Устои казачьей жизни.
-
Казачья семья - основа жизни казаков.
-
Роль отца и матери в казачьей семье.
-
Воспитание мальчика в казачьей семье.
-
Обычай посадки маленького казака на коня.
-
Воспитание девочки в казачьей семье.
-
Маленькая казачка - главная помощница своей матери.
-
Казачья родословная.
-
Имя и фамилия казака.
-
Современная казачья родословная.
-
Замечательные дончане - наши современники.
Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.
6. Казачья символика.
-
Гимн Всевеликого Войска Донского.
-
Флаг Всевеликого Войска Донского.
-
Казачий круг.
-
Символы казачьей власти.
Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.
7. Обычаи, обряды и праздники казаков.
-
Крещение.
-
Масленица.
-
Пасха.
-
Троица.
-
Покров.
Формы организации занятий: музейный урок, выставка, экспозиция, экскурсия, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.
8. Яркие страницы в истории донского казачества.
-
Ермак Могучий - один из самых почитаемых героев в истории донского казачества.
-
Донские казаки - защитники Азова.
-
Донской казак Степан Разин.
-
Старинная крепость Таганрог.
-
Кондратий Булавин - атаман Бахмутского городка.
-
Емельян Пугачев - донской казак.
-
Матвей Иванович Платов - самый выдающийся казачий военачальник.
-
Яков Петрович Бакланов - знаменитый казачий генерал.
-
Добрый конь - верный друг казака.
-
Донские казаки - прославленные защитники Отечества.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
9. Итоговое занятие.
Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия
3 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
1
1
2
Усть - Донецкий район на карте Ростовской области
1
1
2
3
Родной район Усть - Донецкий - частичка Донского края
3
1
4
4
Историческое прошлое Усть - Донецкого района
2
2
5
Возникновение хуторов и станиц района
6
2
8
6
Станица Усть - Быстрянская . История возникновения
2
2
4
7
Современная станица Усть - Быстрянская.
8
2
10
8
Станицы, хутора и поселки района в наши дни
6
2
8
9
Родная станица Усть - Быстрянская на карте Усть - Донецкого района
1
1
2
10
Достопримечательности станицы Усть _ Быстрянской
4
2
6
11
Замечательные станичники
3
1
4
12
Ветераны Великой Отечественной войны родной станицы Усть - Быстрянской
3
1
4
13
Усть - Быстрянцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества
5
3
8
14
Семейные традиции станичников. Родословная
3
5
8
16
Итоговое занятие
1
1
Итого
48
24
72
Содержание тем
1. Вводное занятие.
Цели и задачи, программа. Техника безопасности. Конституция РФ о государстве и гражданах России.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
2. Усть - Донецкий район на карте Ростовской области.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
3. Родной район Усть - Донецкий - частичка Донского края.
-
Донской край как составляющая Российского государства.
-
Усть - Донецкий район: образование, культура, здравоохранение.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
4. Историческое прошлое Усть - Донецкого района.
-
Возникновение района, наименование его.
-
Территория района.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
5. Возникновение хуторов и станиц района.
-
Хутор Рубежный.
-
Станица Нижнекундрюченская.
-
Станица Раздорская.
-
Станица Мелиховская.
-
Хутор Листопадов.
-
Станица Верхнекундрюченская.
-
Хутор Пухляковский.
-
Хутор Апаринский.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
6. Станица Усть - Быстрянская. История возникновения.
-
Название станицы.
-
Расположение станицы.
-
Достопримечательности ст. Усть - Быстрянской.
-
Объекты станицы.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
7. Современная станица Усть - Быстрянская.
-
Карта станицы.
-
Улицы Усть - Быстрянской.
-
Администрация района.
-
Образование.
-
Культура.
-
Здравоохранение.
-
Производственные объекты.
-
Районный краеведческий музей.
-
Герои станицы Усть - Быстрянской.
-
Фестиваль "Струны души".
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
8. Станицы, хутора района в наши дни.
-
Сельские поселения.
-
Производственные объекты.
-
Образование.
-
Культура.
-
Достопримечательности.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
9. Родная станица на карте Усть - Донецкого района.
-
Территория станицы Усть - Быстрянской.
-
Станица Усть - Быстрянская - моя Родина.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.
10. Достопримечательности станицы Усть - Быстрянской
-
Мемориал воинской славы.
-
Братская могила воинов освободителей в годы Великой Отечественной войны.
-
Казачья дружина Усть - Донецкого юрта 1 Донского казачьего округа.
-
Казачьи дома - курени.
-
Казачье подворье.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
11. Замечательные станичники.
-
Петрова М.Т., Попов П.Я. - победители соцсоревнований.
-
.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
12. Ветераны Великой Отечественной войны станицы Усть - Быстрянской.
-
Зинаида Александровна Никитина
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
13. Усть - Быстрянцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества.
-
Р.И. Высоцкова - мастерица - золотые руки.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
14. Семейные традиции станичников. Родословная.
-
Казачья семья.
-
Современная семья.
-
Роль родителей в семье.
-
Воспитание детей в семье.
-
Традиции современной семьи.
-
Семейные праздники.
-
Казачья родословная .
-
Современная родословная.
Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.
15. Итоговое занятие.
Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия.
По итогам обучения воспитанники должны:
1 год обучения
-
овладеть следующими компетенциями:
-
понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
-
понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;
уметь:
-
рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
-
использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
2 год обучения
-
овладеть следующими компетенциями:
-
понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
-
понятие о месте казачества в истории Российского государства;
-
понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,
уметь:
-
рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
3 год обучения
-
овладеть следующими компетенциями:
-
история и современность родного Усть - Донецкого района, станица Усть - Быстрянская;
-
замечательные казаки, прославившие донской край;
уметь:
-
рассказать об истории своей малой Родины;
-
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.
3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.
4. Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. - Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989.
5. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.
6. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: Советская Россия, 1988.
7. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
8. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург: Норинт, 2001.
9. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. - Спб: Профессия, 2004. - 304 с.
10. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. - Спб: Профессия, 2004.
11. Веденяпина М.И. Пушкинская библиотека: вчера, сегодня, завтра.// Библиополе. - 2004. - № 1.
12. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.
13. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Я., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2003.
14. Гриханов Ю.А. Что нужно каждому знать о библиотеке/ М.: Книга, 1997.
15. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.
16. Даль В.И. Энциклопедия русского слова.- М.: Эксмо, 2002.
17. Домострой /Сост. вступ. ст., пер, и коммент. В.В.Колесова; Подготов. текстов В.В.Рождественского, В.В.Колесова, М.В.Пименовой. - М: Сов. Россия, 1990.
18. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М.: Профиздат, 1983.
19. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.
20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.
21. История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990.
23. Конституция Российской Федерации. - Спб: Регата, 2000.
24. Круглый год: русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.В. Крыловой. - М.: Правда, 1991.
25. Линкова И.Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.
26. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984.
27. Массовая библиотека: Теория и практика. Сборник / Рос. гос. б-ка. Ред-сост. Ю.А.Гриханов. - М., 1993.
28. Массовая библиотека на пути перемен: Методические рекомендации. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Ред.-сост. A.M. Еремина. - М., 1990.
29. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск: ЗАО "СКФ", 2005.
30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001.
31. Педагогика /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Профиздат, 2002.
32. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.
33. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
34. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.
35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.
36. Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Вып. 2: Участие библиотеки в возрождении, развитии культурного наследия: Методические рекомендации /Рос. гос. б-ка; Сост. В.А. Доброва, О.В.Осипова. - М.: Либерия, 1997.
37. Скуднова Т.Д. 50 имён из истории отечественной педагогики. - Таганрог: Икар, 2000.
38. Сковозников В.Д. К понятию "пушкинской традиции" (Пушкин и поздний Жуковский)// Русская словесность. - 2001. - № 6.
39. Сохраняя традиции, искать новое // Библиотека.- 1996.- №6
40. Степанов А.В. Строго между нами. - Чулым: Нива, 1997.
41. Степанов А.В. Одолень-трава. - Чулым: Нива, 2000.
42. Степанов А.В. Запах чёрной смородины. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.
43. Суглобов Г.А. О свычаях - обычаях и религиозных обрядах. - М.: Советская Россия, 1987.
44. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие/ Санкт - Петербургский гос. инс-т культуры: С. - Петербург, 1992.
45. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы - Цимлянск: Придонье,1998.
46. Сухоносов Н.С. Позывные любви. - Волгодонск: Волгодонское полиграф. объедин., 1999.
47. Тихомиров И.И. Художественная литература в помощь нравственному воспитанию читателей// Нравственное воспитание читателей/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1985.
48. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
49. Чечётин А.И. Искусство театральных представлений. - М.: Советская Россия, 1988.
50. Черевик К.С. Социальная политика: Учебно методическое пособие - Таганрог: Изд-во Е.А.Кучма, 2001.
51. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.