Разработка модульных программ на основе компетенций

Разработка модульных программ на основе компетенций.  В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено обновлению структуры и содержания технического и профессионального образования: Упорядочить структуру подготовки кадров. Обновить государственные общеобязательные стандарты ТиПО, образовательные программы. Разработать модульные программы для  получения нескольких квалификаций, создать банк данных модульных программ.Данный материал рекомендован для работы при составлении рабочих учебных планов по рабочим профессиям.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка модульных программ на основе компетенций.


Горбатова Т.В.,

Заместитель директора по учебной работе

КГУ «Зыряновский технологический колледж», г.Зыряновск


РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено обновлению структуры и содержания технического и профессионального образования:

  • Упорядочить структуру подготовки кадров.

  • Обновить государственные общеобязательные стандарты ТиПО, образовательные программы.

  • Разработать модульные программы для получения нескольких квалификаций, создать банк данных модульных программ.

Существует множество подходов к разработке модульных программ на основе компетентностного подхода, мы предлагаем два подхода: функциональный анализ и DACUM.

Упрощённая организационная схема

обучения по модульной системе.

Разработка модульных программ на основе компетенций.






DACUM - это сокращение от Разработка Учебной Программы. DACUM - это методика, основанная на групповом подходе с использованием мозгового штурма для разработки учебной программы на основе анализа профессии для определения соответствия её содержания требованиям этой профессии.

Функциональный анализ - это описание трудовой деятельности через функции и результаты.

Для успешной разработки модульной программы необходима творческая группа, причем её должны составлять 5-14 профессионалов от производства и образования под руководством квалифицированного фасилитатора.

Разработка модульных программ на основе компетенций.

Результаты нынешнего этапа реформирования системы профессионального образования Казахстана, во многом связаны с введением новых учебных программ, учитывающих изменения экономической ситуации и требования рынка труда. Как показывает опыт многих европейских стран, решить такие задачи можно на основе модульного принципа составления программ для обучения рабочих и специалистов.

На основе анализа современного состояния содержания ПО можно выделить такие актуальные проблемы данной области, как:

  • устаревший характер значительной части учебной информации;

  • недостаточное отражение потребностей рынка труда в учебных планах и программах, по которым ведется обучение;

  • несоответствие реального уровня профессиональной подготовки в профлицеях и колледжах требованиям работодателей к квалификации специалистов;

  • отсутствие качественных учебно-методических средств, позволяющих сравнительно быстро и экономично переориентировать программы профессиональное обучение на новые специальности.

Решение перечисленных и ряда других проблем обновления содержательного компонента ПО станет возможным при условии введения модульного принципа построения учебных программ, позволяющего гибко строить образовательного процесса и, тем самым своевременно и точно учитывать изменения рынка труда и потребности обучающихся. Разработка и практическая реализация модульных программ позволит изменить структуру содержания профессионального обучения, усовершенствовать формы и методы контроля его результатов, что в итоге повысит качество профессиональной компетентности специалистов данного звена.

В системе начального и среднего профессионального образования работа по модульным программам находится на стадии становления.

Традиционный подход к построению учебных программ основан главным образом на информационно-познавательном принципе, не позволяющем в должной мере решать задачи, связанные с целенаправленным развитием определенных свойств и качеств (включая профессиональные) обучаемых. Для большинства традиционных программ и учебников характерны перегрузка теоретического и фактологического материала, излишняя детализация второстепенных вопросов, слабая развивающая направленность, поскольку большинство вопросов и заданий для самостоятельной работы носит репродуктивной характер. В рамках таких программ не предусмотрены возможности уровневой дифференциации содержания предметов с тем, чтобы учитывать особенности учебной деятельности обучаемых. Эти и другие недостатки обусловили поиск таких подходов к структурированию программ, которые имели бы большую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации нужного и конкретного учебного материала для определенной категории обучающихся и специальных целей.

Модульные программы - один из вариантов удовлетворения указанной потребности. Они имеют следующие преимущества:

1. Организация процесса обучения на основе такой технологии представляет большие возможности для развития учащегося как субъекта учебной деятельности за счет планомерного, педагогически и информационно оснащенного самообразования и самообучения.

2. Модульной обучение предоставляет самые широкие возможности для осуществления индивидуализации образования путем:

  • индивидуализации темпа усвоения учебного материала;

  • варьирования средств, методов и форм усвоения знаний и умений;

  • индивидуализации контроля учебной деятельности и повышения роли самоконтроля;

  • усиления развивающей направленности педагогического взаимодействия.

3. Наличие в модуле средств входного, промежуточного и итогового самоконтроля учащихся развивает их способности самостоятельной самоорганизации и ответственности.

4. Модульные программы позволяют без ущерба сократить нормативное время изучения предметов на 20% - 30%.

5. Автономный и тематически разноплановый характер модулей позволяет на основе их сочетания строить и создавать целенаправленные модульные программы, обеспечивающие развитие конкретных профессиональных умений и способностей.

Из данного перечня следует, что принципиальными отличиями модульного обучения и традиционной системы образования являются следующие моменты:

  • содержание образования предоставляется в форме законченных автономных учебных комплексах - модулях, являющихся одновременно и банком информации, и методическим руководством по его усвоению;

  • активное взаимодействие педагога и обучающихся в образовательном процессе с помощью модулей обеспечивается предварительной самостоятельной подготовкой учеников к занятиям и учетом со стороны педагога уровня этой подготовки;

  • сущность модульного обучения предполагает неизбежность и обязательность соблюдения паритетных, субъектно-субъектных отношений между педагогам и обучаемым;

  • для достижения конкретных учебно-познавательных и профессиональных целей возможной объединение в одной модульной программе модулей по разным дисциплинам.

В настоящий момент практически во всех учреждениях ТиПО Восточно-Казахстанской области есть специалисты - модераторы, прошедшие специальные курсы по разработке модульных программ на основе компетенций на базе межрегионального центра по повышению квалификации педработников системы ТиПО Карагандинской области. Необходимо использовать имеющийся потенциал и передовой педагогический опыт.

Модернизация системы технического и профессионального образования для обеспечения отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования зависит от успешного и своевременного внедрения в ПО модульных образовательных стандартов и учебных программ.

Уважаемые коллеги "Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».

(Абай)


© 2010-2022