Проектная работа по теме: «Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Проектная работа

по теме: «Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»









Выполнила:

Алещенко Г.П. ГУ «Давыденовская ош»,
















.


Оглавление


  1. Введение ............................................................................... 1стр.


  1. Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся.


  1. Влияние традиционной системы оценивания на мотивацию

обучающихся ……………………………… ……… … 2стр.

  1. Особенности критериального подхода в оценивании учебных достижений обучающихся. ........... ... . ......... 3-5 стр.

  2. Методические формы и методы, используемые на уроках как факторы формирования положительной мотивации обучающихся...................................................................... 6стр.


  1. Заключение …………………………………………………… 7стр.

  2. Список литературы …………………………………………… 8стр.







I. Введение

все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В.А.Сухомлинский

Общеизвестно, что ученика нельзя успешно учить, если он относиться к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся - одно из направлений модернизации казахстанского образования. Новым подходом в этом направлении является критериальный подход.

Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, при оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста.

А для этого необходимо внести значительные изменения в традиционную систему оценивания знаний. Применяемый в школах процесс оценивания направлен преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, что находит свое выражение в традиционной пятибальной шкале. Что такое «5»?

Это отметка, которую ставят за идеально выполненную работу? А как

она выглядит -идеальная работа? Кто об этом знает точно и должен ли знать об этом ученик, выполняя задание? Всегда ли мы можем найти ответы на поставленные вопросы? Чем мы руководствуемся при оценивании работ учащихся?

Мы обучаем наших учеников предметным ЗУНам, а потом оцениваем результаты их работы, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, количество решенных задач, число допущенных ошибок -вот и готова отметка «5» или «2». А если оцениваемая работа носит творческий характер, в которой ученик имеет свой нестандартный взгляд на личностно-значимую для него проблему? Наша задача -научить ученика увидеть проблему, поставить цель, выдвинуть гипотезу, разработать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать вывод, иными словами, формировать у учащихся универсальные умения и навыки.

Возможно, именно эти умения и навыки станут для учащихся самыми необходимыми в постоянно меняющемся мире, где недостаточно обладать только академическими знаниями. Поэтому в последнее время многие педагоги все чаще применяют новые технологии обучения, где оценивание

приобретает качественно новую роль.



1

II. Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся.

2.1. Влияние традиционной системы оценивания на мотивацию учащихся.

Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели.

Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения программы.

Методы критериального подхода серьезно отличаются от традиционных, при которых учащиеся становятся заложниками таких факторов, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или его представлений о методе оценивания вообще, вроде: «На пятерку знаю только я, ученик же по определению не может получить выше четверки». Один учитель оценивает выученный урок, другой выставляет отметку за знание всей темы, третий примешивает сюда оценку поведения, прилежания и т.д. Это приводит к тому, что традиционная система оценивания не способствует становлению и развитию самооценки, мало способствует эффективному обучению.

Необходимо создание психологической комфортной образовательной среды для мотивации ученика к успешной учебной деятельности.

В последние годы в мировой педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха.



2

2.2. Особенности критериального подхода в оценивании учебных достижений обучающихся.

Критериальное оценивание - способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.

Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). Основанием такой практики является утверждение, что все должны учиться на «пять». В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

В начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году. В начале четверти, полугодия учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.

Особенности критериального подхода:

  • Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной;

  • Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса;

  • Появляется возможность рефлексии деятельности ученика;

  • Ученик осмысливает результаты своей деятельности;

  • Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.

  • Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!».Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки. «Критерии - это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. В начале каждой темы учитель предлагает перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности.» Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получит определенное количество баллов. Перед каждым зачетом оформляется таблица, в которую заносятся критерии,баллы. Выполнив задания ученического уровня в своем темпе, каждый ученик получает возможность последовательного выполнения заданий алгоритмического, эвристического и творческого уровней, получив соответствующую оценку в зависимости от достигнутого уровня усвоения. При выполнении самостоятельной работы и тематического зачета каждый ученик, несмотря на свои высокие способности, начинает свою деятельность с выполнения заданий обязательного (ученического) уровня. Это обеспечивает получение всеми опорного знания, а самое главное - гарантированного выполнения обязательного уровня всеми учениками. Опыт показывает, что благодаря «зачету» двоечники обеспечивают себе преодоление ученического уровня. Как правило, первый раз преодолев уровень, они стремятся дальше, у них появляется мотив к учению, уверенность в самом себе.

Положительную мотивацию создает также применение «прозрачного журнала», где оперативно и наглядно для всего класса фиксируются учебные достижения учащихся по мере последовательного выполнения ими уровневых заданий . В экспериментальных классах по апробации данной технологии на краю доски вывешивается «прозрачный журнал» в виде специально приготовленной таблицы.В процессе фиксирования выполненных заданий каждым из учащихся на этом журнале, они получают возможность наблюдать за продвижением друг друга и получать информацию о степени завершения выполнения уровневых заданий. В результате создается дух здорового соревнования. Опыт показал, что ученик, сравнивая динамику своего продвижения с динамикой других более успешных учащихся, старается не отставать от них, тем самым мотивируется к успеху, у него появляется желание показать себя с лучшей стороны и урок приобретает игровой характер. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать.

Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает поставленным задачам развития учащихся.

Критерии разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания устного ответа:

  1. Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

  2. Использование научной терминологии в контексте ответа;

  3. Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

  4. Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии оценивания реферата:

  1. Содержание раскрывает тему ;

  2. Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;

  3. Оформление реферата соответствует требованиям;

  4. Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;

  5. Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)

Критерии оценивания выполнения таблицы:

  1. Полное заполнение граф таблицы;

  2. Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

  3. Эстетичность оформления работы.

Критерии оценивания эссе:

  1. Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;

  2. Аргументы соответствуют проблеме;

  3. Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка.

Рабочий лист с указанием критериев оценивания показывает, за какие достижения ученик будет получать баллы. Это поможет, заранее оценив свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы.

2.3. Методические формы и методы, используемые на уроках как факторы формирования положительной мотивации обучающихся

Одним из интереснейших методов критериального подхода является метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные умения, работа с информацией, личностные качества участников.

В оценочной диагностике используются как стандартные тесты, проверочные работы, диктанты, работы с глоссарием и т.п., так нестандартные задания для повышения мотивации.

К ним относятся: эвристические задания, интеллектуальные и открытые задания, задачи на составление опорных конспектов и вопросов разного уровня к тексту, диагностические олимпиады, тексты разных типов. Кроме того, составление коллажей, написание эссе, рассказов, сказок, стихов, плакатов. Несомненно, активные методы обучения, блистательно пропагандируемые Д.Н.Кавтарадзе, - игровые методики.

Данная система применялась на зачетном уроке по пройденной теме в наиболее слабом классе, где проявлялась пассивность и апатия учащихся к процессу обучения . Чтобы расшевелить и побудить учащихся готовить домашние задания, работать на уроке было предложено оценивать с помощью балльной системы свою работу и работу одноклассников, дав возможность в процессе деятельности увеличить свои баллы. Совместными усилиями были рассмотрены все требования ,предъявляемые к выполняемым заданиям. Данная работа проходила на протяжении нескольких уроков и цель была достигнута.

Ребята активно работали, выставляли и считали баллы, оценивая себя и одноклассников. Никого не надо было «тянуть за уши», не возникали вопросы «а за что». Произошло повышение успеваемости, небольшие сдвиги в показателях качества знаний.


6

III. Заключение.

Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся. Без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха.

Практика работы в школе показала, что критериальный подход формирует у учащихся положительные эмоции к учебному процессу и учитель всегда может найти ответы на поставленные вопросы по оцениванию работ.

Критериальный подход способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, обучение превращается в совместную работу по критериям, принятым обеими сторонами.







7

IV.Список литературы:

1. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Библиотека «Первого сентября». 2007. Вып. 6 (12).

2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в интерактивные методы обучения. М., 2009.

3.Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. Просвещение, 1995. - 143 с.

4.Красноборова А.А.Критериальное оценивание в школе:учеб.пособ.(Текст)/А.А.Красноборова.Перм.гос.пед.ун-т.-Пермь,2010.-84с.(4,5гл).

5.Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения/ Г.К.Селевко//Школьные технологии.-1997.-№4-с.22








8

© 2010-2022