• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Проектная работа Тема «Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию»

Проектная работа Тема «Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»


Проектная работа

Тема «Обеспечение преемственности программы формирования

универсальных учебных действий при переходе от

начального к основному общему образованию»



Выполнили: Директор МБОУ «Дым-

Тамакская основная

общеобразовательная

школа» Ютазинского муниципального

района Иванов Артур Михайлович.

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1» г.Лениногорска

Яковлева Валентина Петровна.

ГБООУ «Новокашировская санаторная

школа интернат»

Шавалиева Милеуша Илгизовна

слушатели курсов повышения

квалификации

по проблеме: «Организация

деятельности

образовательной организации в

условиях

введения ФГОС ООО»

«Проектная работа допущена к защите»

Руководитель проектной работы

___________ _____________________

(подпись) (инициалы,Ф)

«_______» ______________________2013г.



Казань-2013

Оглавление


Введение…………………………………………………………………………..……………3

1. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного

общего образования…………………………………………………………………………...6

2. Характеристики универсальных учебных действий……………………………………....11

3. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы формирования

УУД…………………………………………………………………………………………....15

4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных

действий при переходе от начального к основному общему образованию……………...22

5. Заключение…………………………………………………………………………………..27
6. Список использованной литературы……………………………………………………….37








Введение

Сегодня мир очень быстро меняется, объём информации стремительно увеличивается и технический прогресс не стоит на месте. Зачастую бывает довольно трудно сориентироваться в быстро изменяющихся условиях жизни. Поэтому трудно предположить, какие требования предъявит наше общество к школьникам в год выпуска. Мы учим их, ориентируясь на запросы сегодняшнего дня и потребности современного рынка труда. Но знания накапливаются и теряют свою актуальность за достаточно короткий период времени. Это стало одной из причин жесткости требований стандартов второго поколения, которые предъявляются к выпускнику общеобразовательных школ. Кроме того, в последние годы стало очевидно, что выпускники российских школ не достаточно конкурентоспособны на рынке труда, они не умеют применять навыки, полученные в школах, на практике.

Новый ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

К функциям универсальных учебных действий можно отнести следующие:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.








1. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее - программа развития универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Теоретико-методологической основой для составления программы является пакет методических материалов по разработке стандартов второго поколения.

Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры на ступени основного общего образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий основного общего образования;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и в социуме;

  • обеспечить развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе содержит:

  • описание основных подходов по развитию универсальных учебных действий в основной школе, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;

  • планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

  • условия развития УУД;

  • преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию;

Данная программа является основой внутришкольного контроля за качеством деятельности по формированию УУД и используется при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Задачи формирования УУД

  • обеспечить смысл учебной деятельности для учащихся и развитие учебной и познавательной мотивации.

СМЫСЛ - отношение мотива и цели -

  • возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

Ценностные ориентиры основного образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:

- формирование основ гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

- формирование основ социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

- развитие умения учиться, трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

- формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике основной школы.

Это человек:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Модель ученика второй ступени обучения:

Целевое назначение

  1. Обеспечить прочное усвоение учащимися знаний умений и навыков, предусмотренных обязательным минимумом содержания основного образования по всем предметным областям.

  2. Обеспечить прочное овладение учащимися общеучебными умениями и навыками самостоятельного приобретения и пополнения знаний.

  3. Целенаправленно развивать интеллектуальные способности учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности, формировать познавательные мотивы, готовность к самообразованию.

  4. Создать условия для формирования у учащихся повышенного общекультурного уровня образованности по различным областям гуманитарных знаний.

  5. Развивать коммуникативную культуру учащихся (умение вести диалог, правильно излагать мысли, навыки публичных выступлений).

  6. Воспитывать ответственное отношение к себе, своему здоровью, своему будущему, формировать гуманность и миролюбие по отношению к другим людям.

  7. Создать психологическую основу для выбора образовательного маршрута.

Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом

  • видеть свою роль не столько в передаче знаний и опыта, сколько в развитии у учащихся мотивации к приобретению знаний, выработке ценностного отношения к знаниям, привитии навыка самостоятельного и непрерывного образования;

  • помогать ученику в обретении высокой самооценки, создать психологически комфортную творческую обстановку, ситуацию успеха для развития каждой личности;

  • создавать атмосферу уважения друг к другу, признания индивидуальности, условия для развития и совершенствования ребенка;

  • использовать инновационные методы и активные формы в обучении и развитии ребенка;

  • постоянно учиться и повышать уровень своего профессионального мастерства.

Выпускник основной общей школы:

  • освоил на уровне государственного стандарта учебный материал по всем предметам школьного учебного плана за курс основной общей школы;

  • обладает сформированными устойчивыми учебными интересами, готов к сознательному выбору дальнейшего образовательного маршрута;

  • понимает сущность образовательной деятельности, обладает общеучебными умениями, навыками самооценки и самоконтроля;

  • знает и применяет способы укрепления здоровья, способен развивать основные физические качества;

  • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, ориентироваться в соблюдении прав и обязанностей;

  • умеет понимать и ценить прекрасное, способен к творческой деятельности;

  • усвоил основы коммуникативной культуры, навыки бесконфликтного поведения.











2. Характеристики универсальных учебных действий.

В результате изучения всех без исключения предметов в основной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В ФГОС основного общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы - «учить ученика учиться в общении».






3.Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Личностные УУД.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.









4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы от одной ступени обучения к другой.
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:
• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступень основного общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения - обусловлены следующими причинами:
• необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
• недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель - ученик», «ученик- ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и опроса темы. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительские собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.

Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками. Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном

Очень полезно проведение совместных семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста.

Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе (Приложение 1).

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий по этапам.



4 класс

5 класс

Личностные универсальные учебные действия

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

5. Умение находить ответ на вопрос о том «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»


- осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?)


- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я - член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)

- личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)

Регулятивные универсальные учебные действия

1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.


-самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность


- управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала


-представление человека о своих возможностях достижения цели определенной сложности


- умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу

Познавательные универсальные учебные действия

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении задач творческого характера.

9. Развитие дедуктивного способа мышления.


-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов
-объяснение с какой позиции учащийся приступает к разрешению проблемы;

-описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия

- определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;

- определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;

-выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;

- сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;

- оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом;

- указание на сильные и слабые стороны своей деятельности.

- определение мотивов своих действий

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

9. Владеть способами разрешения конфликта.


-учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение


- осуществление действий обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли.

-уметь договариваться


-умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу







Заключение


Одним из самых важных и непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности.

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается.

Организация преемственности формирования УУД предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между ступенями обучения способствует сближению условий воспитания и обучения детей. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. Многочисленные исследования детей по вопросу осуществления преемственности связей между ступенями обучения позволяют выделить следующие параметры:

  • преемственность в содержании обучения и воспитания;

  • преемственность в формах и методах образовательной работы;

  • преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Организация преемственности осуществляется на всех этапах обучения: при переходе от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию и, наконец, при поступлении в высшее учебное заведение. С целью обеспечения преемственности формирования УУД создается концепция их развития. При этом на каждой ступени обучения выделяются базовые универсальные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для определенной ступени обучения. Так, например, в основной школе (5-6 класс) на первое место выходят личностные УУД (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я - концепции и самооценки; развитие морального сознании и ориентировки учащегося в сфере нравственно - этических отношений) и т. д.

Наиболее остро проблема преемственности проявляется в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:

  • недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения, которое приводит к снижению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

  • обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Преемственность формирования универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную может быть обеспечена за счет:

  • принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

  • четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

  • целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др);

  • взаимодействия программ обучения;

  • взаимопосещения уроков в начальной школе учителями, работающими в среднем звене;

  • преемственности форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления;

  • единства подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах;

  • знания возрастных особенностей учеников.

Организация преемственности при переходе от начального образования к основному должна осуществляться следующим образом:

  1. проведение диагностики (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

  2. организация адаптационного периода обучения, в который проводится работа по коррекции и развитию универсальных учебных умений обучающихся.

  3. в дальнейшем проходит ежегодная стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними выстраивается система работы по преемственности (контрольные и проверочные работы, тесты).

  4. в конце основной школы проводится итоговая диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к продолжению обучения в старшей школе.

При этом на каждом новом этапе развития универсальных учебных действий необходимо проводить контроль уровня их сформированности при помощи различных методик и заданий. Это поможет определить проблемы развития УУД у учащихся и скорректировать действия по их формированию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

• в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

  • формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе

на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

  • преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

  • основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация педагогов на формирование умения учиться, понимание значения развития универсальных учебных действий для дальнейшего обучения учащихся.





Приложение 1

План работы по преемственности начального и среднего звена

на 2013-2014 учебный год

Мероприятия

Цель проводимого мероприятия

Сроки

Ответственные

Выход

1

Собеседование зам. директора по УВР с учителями и классными руководителями 5-х классов

Ознакомление классных руководителей с окончательными списками, особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы на период адаптации

Август

Зам. директора по УВР

Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации

2

Заседание методического совета

Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на год

Август

Руководитель МС

Доведения уточненного плана работы по преемственности до педагогического состава школы.

3

Стартовый контроль знаний и умений учащихся 5-х классов по русскому языку, математике и чтению

Определить степень сохранности ЗУН учащихся за курс начальной школы

2-я неделя сентября

Руководители МО

Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы.

4

Родительские собрания 5-х классов при участии учителей - предметников и школьного психолога

Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием.

2-я неделя сентября

Классные руководители

Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся, предупреждение взаимных претензий.

5

Классно-обобщающий контроль 5-х классов

Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей обучающихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения

2-я неделя октября

Администрация

Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов.

а)

Посещение уроков

Ознакомление особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 классов

Сентябрь - 1-я неделя октября

Администрация, учителя начальных классов

Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь

б)

Контрольные срезы знаний после повторения основных вопросов курса начальной школы по русскому языку (диктант), математике (к\р), чтению

Диагностика уровня подготовленности учащихся к успешному продолжению обучения, оценка реального состояния уровня ЗУН. Сравнение полученных результатов с результатами на выпуске из начальной школы.

4-я неделя сентября

Руководители МО

Обработка полученных результатов, обсуждение на заседаниях МО.

Подготовка материала к педагогическому консилиуму по 5 классам.

в)

Анкетирование учащихся

Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально - психологического климата в классном коллективе.

4-я неделя сентября

Зам. директора по УВР

Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классом в целом.

г)

Анкетирование родителей

Определение круга претензий

2-я неделя сентября

Индивидуальная работа с родителями и учителями - предметниками

д)

Изучение организации домашней работы

Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителем, наличие индивидуального домашнего задания (при посещении уроков).

Определение степени помощи родителей при выполнении домашней работы учащимися (по анкетам, результатам собеседования).

4-я неделя сентября, 1-я неделя октября

Зам. директора по УВР

Индивидуальная работа с учителями-предметниками, с родителями

е)

Проверка школьной документации

Проверка ведения контроля за дисциплиной учащихся. Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники учащихся, ознакомление с культурой ведения учащимися тетрадей и дневников.

3-я неделя сентября

Зам. директора по УВР

Собеседование с учителями и классными руководителями.

ж)

Анализ уровня здоровья учащихся

Выявление учащихся, требующих индивидуального подхода по состоянию здоровья.

1-я неделя сентября

Зам. директора по УВР

Собеседование с учителями зам. директора по соц. защите

з)

Посещение внеклассных мероприятий

Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период.

Сентябрь - 1-я неделя октября

Зам. директора по ВР

Помощь классным руководителям в коррекции плана работы, организации ученического актива, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива

6.

Родительские собрания 5-х классов при участии учителей - предметников и школьного психолога.

Ознакомление родителей с итогами проверочных контрольных работ, с психико-эмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода учащихся в средне звене.

3-я неделя октября

Классный руководитель 5 класса

Рекомендации родителям о ликвидации обнаруженных проблем.

Индивидуальная работа с родителями.

7.

Малый педсовет по преемственности с участием администрации, учителей начальной школы и средней школы, работающих в 5-х классах.

Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене.

4-я неделя октября

Зам. директора по УВР

Индивидуальная работа с учителями - предметниками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с учащимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы.

8.

Психолого-педагогический консилиум по 5-м классам.

Подведение предварительных итогов успеваемости учащихся 5-х классов в 1 триместре. Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям средней школы. Определение перспектив дальнейшего развития учащихся и классных коллективов.

4-я неделя

октября

Зам. директора по ВР

Завершение работы по вопросам адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

9

Родительские собрания 5-х классов при участии учителей - предметников.

Предварительные итоги успеваемости в 1 четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов.

3-я неделя ноября

Классный руководитель 5 класса.

Совместная деятельность классных руководителей и родителей по дальнейшему формированию и развитию классных коллективов.

10

Предварительная расстановка кадров для работы в 5-х классах на следующий учебный год.

Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дальнейшего плана работы по преемственности.

Январь

Администрация

Собеседование с учителями-предметниками и классными руководителями будущих 5-х классов о целях и задачах предстоящей работы по преемственности.

11.

Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов и педколлектива учителей и классных руководителей, будущих 5-х классов.

Определение целей и задач мероприятий по подготовке учащихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене.

Февраль

Зам. директора по УВР

Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний.

12

Контрольные срезы знаний учащихся 4-х классов по математике (к\р), русскому языку (диктант)

Промежуточный контроль ЗУН:

- проверка уровня усвоения знаний учащимися по математике по темам: сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, решение задач;

- проверка уровня усвоения знаний учащимися по русскому языку по темам: предложение, словосочетание, состав слова, части речи, правописание окончаний существительных, правописание слов с безударными гласными.

Декабрь

Зам. директора по УВР

учителя русского языка и математики.

Индивидуальные беседы с учителями 4-х классов. Рекомендации по коррекции знаний учащихся.

13

Знакомство с классными коллективами выпускных 4-х классов. Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классными руководителями будущих 5-х классов.

Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности. Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление психолого-педагогических проблем. Знакомство учащихся с их новыми учителями.

Январь - май

Зам. директора по УВР

Проведение в 4-х классах пробных уроков учителями средней школы. Внедрение НОТ учащихся, приближенной к требованиям средней школы, внедрение программы постепенного ознакомления учащихся со «взрослой» лексикой, разработка и проведение коррекционных мероприятий.

14

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей русского языка и математики.

Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в среднюю школу.

Февраль

Учителя математики и русского языка

Проведение председателями МО средней школы консультаций для учителей начальной школы, для учителей русского языка и математики будущих 5-х классов. Обмен опытом посредствам открытых уроков. Совместные заседания МО учителей начальных классов и МО учителей средней школы.

15

Анкетирование родителей учащихся 4-х классов.

Изучение запроса родителей на продолжение образования в средней школе.

Март

Классные руководители.

Предварительный выбор профиля обучения в 5-х классах. Предварительное комплектование 5-х классов.

16

Психологическое тестирование учащихся 4-х классов.

Изучение личности выпускника начальной школы.

2-я неделя апреля

Зам. директора по УВР

Составление психологической характеристики классных коллективов, организация занятий психологического тренинга.

17

Родительское собрание 4-х классов по вопросам преемственности начальной и средней школы, профилизация в средней школе, с участием педагогов и классных руководителей, будущих 5-х классов.

Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе

Апрель

Зам. директора по УВР

Предварительное комплектование 5-х классов.

18

Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку (диктант) и математике (к\р)

Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность - выпускников 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе.

4-я неделя апреля.

Директор, зам директора по УВР

Анализ работ на заседаниях МО. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к педконсилиуму.

19

Психолого-педагогический консилиум по 4-м классам.

Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика 4-го класса требованиям средней школы.

1-я неделя мая

зам директора по УВР

Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и классных коллективов. Проект комплектования 5-х классов.

20

Совещание при директоре

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год.

2-я неделя мая

Директор школы

Разработка плана работы по преемственности на следующий учебный год с учетом опыта и пожеланий педколлектива.

21

Экскурсии выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов

Знакомство учащихся с кабинетной системой средней школы.

2-я неделя мая

Классные руководители 4-х классов и классные руководители будущих 5-х классов.

22

Выпускной праздник учащихся 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов

Торжественный перевод выпускников начальной школы в среднюю школу.

Последняя неделя обучения

Зам. директора по УВР

23

Совещание при директоре

Комплектование 5-х классов

4-я неделя мая, июнь

Директор школы

Кл.руководитель 5 кл.

Составление списочного состава 5-х классов, утверждение педагогического состава и классных руководителей будущих 5-х классов.



Список использованной литературы

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с. : ил.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с. : ил.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. -19 с- (Стандарты второго поколения).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М. Просвещение 2010. 191 с. Сост. Е.С. Савинов.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2011.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2010.

8. Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой - М.: Просвещение, 2011.

9. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под. ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой- М.: Просвещение, 2010.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов- М.: Просвещение, 2011.

11. Начальная школа: переход в среднее звено: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы / авт.-сост. И.А Лазуткина, Г.В. Шакина. - Волгоград: Учитель, 2010.


© 2010-2022