Справка об итогах контроля организации дифференцированного подхода на уроке

Справка по результатам ВШК организации дифференцированного подхода на уроке. Цель - обеспечение развивающей образовательной среды. В результате контроля посещены уроки, проведено собеседование с учителями на выявление осознанного отношения к дифференцированному обучению для обеспечения овладения всеми учащимися базовым уровнем образовательных программ, предоставления максимального развития задатков и способностей каждого учащегося. В результате контроля выделено несколько способов организации ди...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Рощинский

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области РФ



Справка

об итогах контроля организации

дифференцированного подхода на уроке.


Цель: обеспечение развивающей образовательной среды.

Сроки: 10.02 - 15.02. 2014 г.

Проверяли: администрация.

Содержание контроля: посещение уроков, собеседования с учителями, проверка тетрадей, дневников учащихся.

Результаты контроля. В соответствии с планом ВШК 10.02-15.02 проведен контроль организации дифференцированного подхода в образовательной деятельности. В ходе посещения уроков, собеседования с учителями, проверки соответствующей документации выявлено, что учителя МБОУ СОШ п. Рощинский осознают необходимость дифференцированного подхода в обучении для обеспечения овладения всеми учащимися базовым уровнем образовательных программ, предоставления возможности максимального развития задатков и способностей каждого учащегося.

Результаты контроля работы учителей позволяют выделить несколько способов организации дифференцированного подхода в обучении:

- дифференциация учебных заданий по уровню трудности,

- дифференциация учебных заданий по объему,

- дифференциация заданий по уровню творчества,

- дифференциация работы по степени самостоятельности.

Дифференциация заданий по уровню трудности используется в системе работы учителей математики Зубовой Н.Е., Леденевой Н.А., Густовой Г.Е., учителей русского языка Варламовой А.И., Титковой О.А., что соответствует структуре КИМ ГИА 9 класса и ЕГЭ 11 класса. Эта система просматривается при организации работы на уроке и в контрольных работах. Так, например, контрольные работы по алгебре и началам анализа в 10 и 11 классах содержат задания базового уровня (до первой черты), повышенного уровня (до второй черты) и высокого уровня сложности (после второй черты). Уровневая дифференциация заданий постоянно используется учителями начальных классов, что заложено в системе оценивания результатов образовательной деятельности по ФГОС («ученик научится» и «ученик получит возможность научиться»). По мере необходимости и возможности данная работа ведется и учителями других предметов. Но, следует отметить недостаточность данной работы на уроках физики и химии. Эти предметы содержат большой объем практического материала, выпускники выбирают их на ЕГЭ, и дифференциация заданий по уровню сложности должна быть заложена в систему преподавания данных учебных дисциплин.

Дифференциация заданий по уровню объема отмечена при посещении уроков в начальной школе, русского языка и математики, биологии, информатики и др. Такой способ дифференциации обусловлен разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости, обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Поэтому детям с высоким темпом работы предлагаются дополнительные задания, которые не являются обязательными для всех учеников. Дополнительные задания, используемые в работе учителей МБОУ СОШ п. Рощинский, являются или однотипными с предлагаемыми в основной части работы, либо нестандартными, либо из других разделов (на повторение). Такие задания обычно даются индивидуально, на карточках. Например, при выполнении самостоятельной тестовой работы по обществознанию в 9 классе (учитель Батищева И.Н.), учащимся с высоким темпом работы предлагается дополнительное творческое задание (высказать собственное мнение по статье… Конституции).

Дифференциация заданий по уровню творчества определяется уровнем познавательных способностей учащихся. Учащиеся с низким уровнем обучаемости получают задания репродуктивного характера. Например, на уроках русского языка в 3 классе (учитель Тырнова Н.А.), в 5 классе (учитель Варламова А.И. задания репродуктивного уровня предлагаются обычно из учебника: вставить пропущенную букву, изменить окончание слова, расставить знаки препинания, написать проверочное слово и т.п. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных, требующие определенного творчества учащихся. Это, например, подобрать рифмы, при работе над лексическим значением слова - выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении.

Дифференциация заданий по степени самостоятельности предполагает одинаковую по содержанию работу, но одни учащиеся выполняют её самостоятельно, а другие под руководством учителя. Очевидно, что помощь учителя требуется учащимся с низким уровнем обучаемости. Учащиеся способные к исследовательской деятельности, умениям делать анализ и выводы обладают достаточным уровнем самостоятельности при выполнении любой работы на уроке. Для достижения оптимального темпа урока с помощью данного способа дифференциации учителя обычно используют групповую форму работы. Например, на уроках математики во 2 классе (учитель Кондратьева В.И.), географии (учитель Николаева Н.С.), русского языка (Титкова О.А.) и др., учителя при выполнении самостоятельной работы формируют разноуровневые группы (3 уровня). В группах высокого уровня работа полностью является самостоятельной. В группах среднего уровня требуется частичная помощь (в виде дополнительных инструкций, схем, подсказок). В группах низкого уровня работа почти полностью осуществляется с помощью учителя. Дифференцированная работа по степени самостоятельности организуется на разных этапах урока: при самостоятельном изучении нового материала, при выполнении практических заданий, при организации самостоятельной работы обучающего характера. В практике работы учителей и организация групп разноуровневого состава, в этом случае слабые учащиеся могут получить помощь не только от учителя, но и от одноклассников. Эффективна дифференциация по степени самостоятельности при выполнении лабораторных работ по физике и химии. Но в системе работы учителей физики (Климкина Г.Ю.) и химии (Щептевой О.В.) такой вид дифференциации практикуется не всегда.

Дифференцированный подход используется в практике работы учителей МБОУ СОШ п. Рощинский и при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние задания распределяются по степени сложности, учащиеся выбирают их самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. В ходе контроля выявлены следующие виды дифференцированного домашнего задания: по степени сложности, опережающие задания творческого или поискового характера (подготовить сообщение по теме..., написать сказку с использованием группы словарных слов, написать отзыв о прочитанной книге), и т.п.

Выводы и предложения:

  1. В содержании и методике преподавания предметов в МБОУ СОШ п. Рощинский прослеживается дифференцированный подход, но его нельзя назвать системным.

  2. Недостаточен уровень организации разноуровневых форм обучения на уроках физики (учитель Климкин Г.Ю.) и химии (учитель Щептева О.В.).

  3. С целью осуществления личностно-ориентированной направленности процесса обучения всем учителям использовать в системе уровневую дифференциацию, как средство развития личностных особенностей учащихся.

  4. Наставникам молодых специалистов по химии и физике Селезневой И.В. и Леденевой Н.А. оказать методическую помощь Климкину Г.Ю. и Щептевой О.В. в использовании дифференцированного подхода.

Зам. директора по УВР _______ Густова Г.Е.

© 2010-2022