- Преподавателю
- Директору, завучу
- Разработка интерактивного педсовета на тему Здоровьесберегающий аспект урока в условиях гуманизированной общеобразовательной организации
Разработка интерактивного педсовета на тему Здоровьесберегающий аспект урока в условиях гуманизированной общеобразовательной организации
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козлова И.П. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ХАРЦЫЗСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА
С УГЛУБДЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 26
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Сценарий педагогического совета по теме:
«Здоровьесберегающий аспект урока в условиях
гуманизированной общеобразовательной организации»
Выполнила директор
Козлова Ирина Петровна
Донецк - 2016
Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающий аспект урока в условиях гуманизированной общеобразовательной организации» проводится в форме групповой работы на основе элементов интерактивного обучения.
Для работы во время педсовета коллектив учителей объединяется в несколько групп.
Педсовет по теме: «Здоровьесберегающий аспект урока в условиях гуманизированной общеобразовательной организации»
-
Вступление. Формулирование цели педагогического совета.
Обращение к педагогическому коллективу:
- Быть здоровым - это природное стремление каждого человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив, потому что имеет хорошее самочувствие, удовлетворение от собственного труда. Он постоянно направлен на самоусовершенствование, стремясь быть красивее и моложе.
Современная наука свидетельствует о том, что здоровье человека - это одна из глобальных проблем, которую пытаются решить не только врачи, но и психологи, физиологи; которая может рассматриваться как философская, социальная, экономическая, биологическая ценность. Это - явление системного характера, динамичное, которое постоянно взаимодействует с окружающей средой и постоянно изменяется.
Современное определение понятия «здоровье» не ограничивается только медицинским подходом (отсутствие болезни). Общепринятая формулировка здоровья определяется преамбулой устава Всемирной организации здравоохранения (1946 г.): «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Специалисты утверждают, что здоровье человека от медицины зависит только на 7-10%, на 20% - от экологии, на 20% - от генетического состава, на 50% - от способа жизни. По статистическим данным в первый класс поступают 60% детей с психосоматическими нарушениями, заканчивают же обучение в школе только 10% практически здоровых юношей и девушек, а 90% имеют отклонения в состоянии здоровья.
При подготовке к педсовету были посещены уроки разных учителей с целью отслеживания, каким образом педагоги создают необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся во время урока. Посещенные уроки показывают, что в школе создана система формирования позитивной мотивации на здоровый способ жизни, методика проведения уроков отвечает здоровьесберегающему аспекту, соблюдаются санитарно-гигиенические условия урока, целесообразно распределяется время между этапами урока; рационально организована работа учителя и обучающихся. Важную роль играют отношения между учителем и обучающимися во время уроков.
Таким образом, цель педагогического совета следующая: мы должны решить, что можно поменять в нашей работе, как построить процесс обучения, сделать его более эффективным для формирования здоровой и просоциальной личности школьника, создания у него своеобразного «поведенческого иммунитета» к рискованному поведению, при этом учитывая природу ребенка и особенности его интеллектуальных функций с целью оказания помощи молодежи научиться действовать независимо в современном мире..
Поэтому тема педсовета звучит так: «Здоровьесберегающий аспект урока в условиях гуманизированной общеобразовательной организации».
-
Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета.
Наша работа сегодня будет построена в виде групповой работы.
(Входя в аудиторию, каждый учитель вытягивает карточку с
символом, соответствущим определенной группе.)
-
Формулирование понятия «здоровье». (Использование приема «Мозговой штурм»)
Задание группам: Обсудите и постарайтесь сформулировать определение понятия
Здоровье - это…
Запишите ваше определение на отдельном листе.
(Группы работают в течение 2 минут, сформулированное
определение оставляют у себя).
(Варианты ответов, предложенных группами: здоровье - это …
- физическое, социальное и духовное благополучие человека;
- нормальное состояние организма, при котором температура тела, давление,
состояние внутренних органов постоянные и неизменные;
- состояние, в котором находится организм, когда человек чувствует себя хорошо;
- это родник жизни, который мы должны беречь, так как вся система организма
взаимосвязана;
- это нормальная работа органов и систем организма.)
-
Составление диаграммы по теме «Виды здоровья»
(Использование приема «один-вдвоем-все вместе»)
Группам предъявляется текстовый теоретический материал.
Задание: Изучите материал статьи и представьте текстовую информацию в виде краткой таблицы или схемы, содержащей основные критерии и понятия.
Материал статьи:
Раньше считалось, что если человек свободен от болезней, значит он здоров. Некоторые люди считают, что здоровье - это когда люди способны выполнять ежедневную рутинную работу.
Выделяют следующие виды здоровья
-
Физическое. Это когда у вас достаточно энергии и сил для выполнения вашей работы и обязанностей. Все системы организма согласовано работают. Ваша иммунная система способна противостоять любым инфекциям и болезням. Физическое здоровье предполагает полноценный отдых, здоровое питание, оптимальные физические нагрузки.
-
Эмоциональное. Это принятие себя и понимание собственных эмоций. Наличие возможности слушать других и сопереживать их чувствам. Оно подразумевает переход от эмоциональной зависимости к взаимозависимости. Включает в себя оказания поддержки другим людям.
-
Психическое. Включает в себя способность чётко и логически думать и на основании этого, принимать соответствующие решения. Также важным являются: умение смотреть на вещи с разных сторон, готовность к принятию новых решений и оценка риска, возможность творческой самореализации.
-
Социальное. Подразумевает положительное взаимодействие с друзьями, семьей и другими членами общества. Оно определяет заботу о других, признание, применение различных социальных навыков.
-
Духовное. Отвечает за жизненные цели и умение находить гармонию в себе. Помогает найти своё место в мире. Включает в себя: поиск истины и мудрости, умение слушать свой внутренний голос.
Все виды здоровья представляют собой единые элементы одной большой системы, которые тесно связаны друг с другом. Отсутствие одного из них лишает ценности другие.
(На выполнение задания отводится 5-7 минут
После того, как задание выполнено, группам
предлагается продемонстрировать результат
с помощью документ-камеры. Возможны
комментарии учителей.)
Вариант ответа:
Здоровье
Тело ЦНС
-
Определение причин ухудшения психического здоровья школьников.
Задание группам:
Из предложенного перечня (раздаются карточки) выделите причины, которые являются причинами ухудшения психического здоровья школьников. После обсуждения расположите карточки, которые вы выбрали на специальной магнитной доске. (+ - это правильный ответ).
+ перегрузка учебных программ,
- занятия спортом,
+ перегрузка учебников фактологическим материалом,
- несбалансированное, нерегулярное питание,
- устный фронтальный опрос,
+«болезнь учителей»: мой предмет - самый главный,
- экскурсии,
-нерациональный режим дня,
+ лишний вес учебников,
- недостаток двигательной активности,
+ большой объем домашних заданий,
- нездоровый сон,
- вредные привычки.
-
Пути решения проблемы: формирование здоровой и просоциальной личности через использование педагогической технологии «Развитие жизненных навыков»
Группам предлагается таблица для изучения и обсуждения, в результате которого нужно прийти к выводу, какими формами, методами и приемами необходимо пользоваться учителю во время урока, для того чтобы решить две задачи: 1) научить обучающихся, 2) сохранить их здоровье. (В скобках указаны цифры, которые соответствуют навыкам, указанным в верхней части таблицы; их нужно сопоставить самостоятельно, работая в группах).
ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ, БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Навыки, которые благоприятствуют социальному благополучию (межперсональные навыки)
Навыки, которые благоприятствуют социальному благополучию (внутриперсональные навыки)
Когнитивные (интеллектуальные навыки)
Эмоционально-волевые навыки
-
Навыки эффективного общения
-
Навыки сопереживания
-
Навыки разрешения конфликтов
-
Навыки противодействия социальному давлению
-
Навыки групповой работы и лоббирования
-
Навыки самосознания и самооценки
-
Навыки анализа проблем и принятия решений
-
Навыки критического мышления
-
Навыки самоконтроля
-
Навыки управления стрессами
-
Навыки мотивации успеха и способности осмысления закалки воли
- умение быть членом команды, работать на результат (5)
- умение оказать поддержку и помощь (2)
-умение четко выразить свою мысль (1)
- навыки уверенного поведения (4)
- умения разрешать конфликты взглядов на основе толерантности (3)
-умение открыто выражать свои чувства без тревоги и обвинений (1)
- умение преодолевать стеснительность (4)
-способность понимать чувства, нужды и проблемы других людей (2)
- активное слушание (1)
-умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов (3)
-навыки установления контактов и мотивации (5)
-умение отстаивать собственную позицию (4)
- умение выразить понимание чувств, нужд и проблем других людей (2)
-восприятие разных стилей поведения, лидерские навыки (5)
-адекватная реакция на критику (1)
-умение разрешать конфликты интересов при помощи конструктивных переговоров (3)
- умение отказываться от опасных предложений (4)
-умение выразить уважение к вкладу других людей (5)
- умение отличать факты от мифов, стереотипов и личных представлений (3)
- умение определить суть проблемы и причины ее появления (2)
- способность реально оценить собственные способности и возможности, преимущества и недостатки (1)
- постановка жизненной цели (1)
- анализ отношений, ценностей, социальных норм, факторов, влияющих на них (3)
- позитивное отношение к себе, к другим людям и к жизненным перспективам (1)
- способность сформулировать не менее трех вариантов решения проблемы (2)
- умение предвидеть последствия каждого варианта решения проблемы для себя и других (2)
- анализ влияния ровесников и СМИ (3)
- способность адекватно воспринимать оценивание других (1)
- умение оценить реалистичность каждого варианта решения проблемы, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства (2)
- умение выбрать оптимальное решение проблемы (2)
- способность осознавать свои права, потребности, ценности и приоритеты (1)
- способность осознавать собственную уникальность (1)
- умение найти соответствующую информацию и достоверные источники (2)
- планирование времени (2)
- развитие настойчивости и трудолюбия (3)
- умение переживать неудачи (1)
- контроль вспышек гнева (1)
- методы релаксации (2)
-вера в то, что ты являешься хозяином своей жизни (3)
- способность концентрироваться на достижении цели (3)
- умение справляться с тревогой, горем, утратой, травмой, насилием (1)
- настрой на успех (3)
Таким образом, использование технологий «Развитие жизненных навыков» и интерактивных методов обучения способствует формированию здоровой и просоциальной личности, выработке у обучающихся своеобразного «поведенческого иммунитета» к рискованному поведению, что, в свою очередь, поможет молодежи научиться действовать независимо в современном мире.
-
Демонстрация видеофрагментов уроков проведение мастер-классов коллег с использованием здоровьесберегающих технологий или.
-
Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения.
Задание:
Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса?
Какие риски могут ожидать нас?
(Группы обсуждают вопросы в течение
1-2 минут. Обмен мнениями с коллегами.)
Эффекты
Риски
1. Эффективное усвоение знаний.
1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция)
2. Снижение утомляемости.
2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия.
3. Повышение учебной мотивации
3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»).
4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.
4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).
5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.
6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.
7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.
8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».
-
Проведение тестирования учителей «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и продуктивно работать?»
Вопросы теста.
-
Если утром Вам необходимо встать пораньше, Вы:
-
Заводите будильник
-
Доверяете внутреннему голосу
-
Полагаетесь на случай?
-
Проснувшись утром, Вы:
-
Сразу же вскакиваете с кровати и беретесь за дела
-
Встаете и, не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу
-
Еще несколько минут продолжаете нежиться под одеялом?
-
Из чего состоит Ваш обычный завтрак?
-
Из кофе или чая с бутербродами
-
Из мясного блюда и кофе или чая
-
Вообще не завтракаете дома и отдаете предпочтение более питательному ланчу часов в 10.
-
Какой вариант рабочего распорядка Вам больше всего импонирует?
-
Необходимость точного прихода на работу в определенное время
-
Приход в диапазоне +/- 30 минут
-
Гибкий график
-
Вы желаете, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала Вам возможность:
-
Успеть поесть в столовой
-
Поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе
-
Поесть, не торопясь, и еще немного отдохнуть.
-
Как часто в суете служебных дел и обязанностей у Вас появляется возможность пошутить и посмеяться с коллегами?
-
Ежедневно
-
Иногда
-
редко
-
Если на работе Вы оказываетесь втянутыми в конфликтную ситуацию, как Вы намереваетесь ее решить?
-
В процессе долгих дискуссий
-
Флегматичным отстранением от пререканий и споров
-
Четким объяснением и отказом от пререканий.
-
Вы надолго задерживаетесь после работы?
-
Не больше, чем на 20 минут
-
До 1 часа
-
Более 1 часа.
-
Чему Вы обычно посвящаете свое свободное время?
-
Общественной работе
-
Хобби
-
Домашним делам.
-
Что обозначают для Вас встречи с друзьями или приход гостей?
-
Возможность отвлечься от забот
-
Потеря времени и денег
-
Неминуемое зло
-
Когда Вы ложитесь спать?
-
Всегда примерно в одно и то же время
-
Зависит от настроения
-
После окончания всех дел
-
Как Вы используете свой отпуск?
-
Весь сразу
-
Часть - летом, а часть - зимой
-
По 2-3 дня, когда накопится много дел
-
Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
-
Ограничиваетесь ролью болельщика
-
Делаете зарядку на свежем воздухе
-
Считаете, то повседневная рабочая и домашняя физическая нагрузка заменяет спорт
-
За последние 14 дней Вы хотя бы один раз:
-
Танцевали
-
Занимались физическим трудом или спортом
-
Прошли пешком не менее четырех километров?
-
Как Вы проводите летний отпуск?
-
Пассивно отдыхаете
-
Физически работаете, например, в саду
-
Гуляете и занимаетесь спортом
-
Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:
-
Любой ценой стремитесь достичь своего
-
Надеетесь, что Ваши старания обязательно принесут плоды
-
Намекаете окружающим на Вашу действительную ценность.
КЛЮЧ:
Найдите в таблице оценки для каждого из Ваших ответов и просуммируйте их.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
30
10
20
0
0
30
0
30
10
30
30
20
0
30
0
0
2
20
30
30
10
10
0
10
20
0
0
30
30
30
30
20
30
3
0
0
0
20
30
0
30
0
30
0
0
0
0
30
30
10
400-480 баллов. Вы набрали почти максимальную сумму баллов и можно уверенно сказать, что Вы умеете жить. Вы хорошо организуете режим работы и активного отдыха, что, безусловно, позитивно отразится на результатах Вашей служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность Вашей жизни добавит ей монотонности, - и наоборот, сэкономленные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
280-400 баллов. Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, Вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы даже во время авральной работы. Важно, чтобы Ваша служебная деятельность и семейная жизнь и в дальнейшем оставались уравновешенными, без «стихийных бедствий». Но у Вас еще есть резервы для повышения продуктивности за счет более разумной организации своей работы в соответствии с особенностям Вашего организма.
160-280 баллов. Вы - «золотая середина», как и большая часть людей. Если Вы и далее будете жить в режиме, а лучше сказать в такой «запарке», то Ваши шансы дожить до пенсии с хорошим здоровьем невелики. Опомнитесь, пока не поздно, а то время работает против Вас. У Вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные гигиенические навыки и служебные привычки. Примите совет как предупреждение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
Менее 180 баллов. По правде говоря, не завидная у Вас жизнь. Если Вы уже жалуетесь на какой-то недуг, особенно сердечно сосудистой системы, то можете уверенно обвинять в них Ваш собственный образ жизни. Считаем, что и на работе дела у Вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук утром. Необходим совет специалиста - врача-гигиениста или психолога. Но будет лучше, если Вы сами найдете в себе силы перебороть существующий жизненный кризис и, пока не поздно, вернуть здоровье.
-
Подведение итогов. Выводы.
Проект решения педагогического совета.
-
Администрации школы:
-
Создать условия для внедрения в учебно-воспитательный процесс педагогической технологии «Развитие жизненных навыков» и интерактивных методов обучения для формирования позитивной мотивации обучающихся.
-
Внедрять в работу школы Дни здоровья (не менее двух раз в год).
-
Проводить встречи с родителями, общественностью с целью ознакомления с методиками здоровьесберегающих технологий для формирования гармонически развитой личности молодежи, ее социальной адаптации, интеллектуальному и эмоциональному благополучию, здоровому поведению.
-
-
Всем учителям школы:
-
Проводить на уроках физкультминутки, физкультпаузы, минуты релаксации (в соответствии с возрастными особенностями обучающихся).
-
Не перегружать обучающихся домашним заданием, разрабатывать разноуровневые домашние задания согласно санитарно-гигиеническим нормам - 1/3 от классной работы.
-
Проводить коррекцию календарных планов относительно написания итоговых контрольных работ с целью снятия перегрузки обучающихся.
-
Разработать, провести и предоставить методическое обеспечение уроков с использованием интерактивных методов обучения.
-
-
Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:
-
Разработать методические рекомендации по внедрению активных методов групповой работы во время уроков.
-
Провести повторный опрос обучающихся с целью оценивания эффективности внедрения педагогической технологии «Развитие жизненных навыков» и отслеживания изменений в их отношении к здоровому образу жизни.
-
-
Психологу школы разработать психологические советы по внедрению в учебно-воспитательный процесс навыков, благоприятствующих психологическому благополучию всех его участников.
-
Получение обратной связи. Рефлексия.
Задание: закончите предложения:
Сегодня на педсовете я…
Мне понравилось …
Мне не понравилось…