- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проблемы влияния свойств нервной системы на развитие характера человека
Проблемы влияния свойств нервной системы на развитие характера человека
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Захарченко М.Н. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФИО автора: Горбатова Татьяна Васильевна
Общие сведения: заместитель директора по учебной работе, преподаватель высшей категории, КГУ «Зыряновский технологический колледж»
Направление конференции: Проблемы развития в психологии.
Название статьи: Проблемы влияния свойств нервной системы на развитие характера человека.
В настоящее время многие области деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.
Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью в ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.
Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко. С возрастом черты характера могут сглаживаться, компенсироваться жизненным опытом. Данная работа является исследование взаимосвязи между уровнем невротизации, психопатизации и акцентуациями характера.
Эмпирическое изучение взаимосвязи
свойств нервной системы и особенностей характера человека.
Объект нашего исследования - свойства нервной системы и особенности характера человека, а предмет - взаимосвязь свойств нервной системы и особенностей характера человека.
Гипотеза - взаимосвязь между свойствами нервной системы и особенностями характера существует.
Цель исследования - определить и описать взаимосвязь свойств нервной системы с особенностями характера человека.
Задачи:
-
Провести эмпирическое исследование взаимосвязи свойств нервной системы и особенностей характера человека
-
Проанализировать полученные результаты.
Используемые методики:
-
Методика исследования основных свойств нервной системы Я.Стреляу;
-
Тест-опросник Шмишека.
-
Методики изучения особенностей нервной системы
- Методика «Сила нервной системы»
- Методика «Уравновешенность нервной системы»
- Методика «Подвижность нервной системы»
В эксперименте приняли участие 21 человек в возрасте 16-17 лет, студенты 2 курса КГУ «Зыряновский технологический колледж».
Результаты диагностических исследований.
-
Опросник для изучения темперамента Я.Стреляу.
Предлагаемы вопросы Опросника для изучения темперамента, относятся к различным свойствам темперамента.
Исследование проходило в КГУ ЗТК в срок февраль-март 2013 года.
Сводная таблица результатов опроса.
№ п/п
ФИ
Сила по возбуждению
Сила по торможению
Подвижность
Уравновешенность
Как видно из полученных результатов «Сила по возбуждению» составляет довольно большой уровень концентрации данного свойства у 16 опрошенных, что составляет 76%. Соответственно у 24 % респондентов довольно низкий уровень возбуждения.
Что подтверждают полученные результаты по шкале «Сила торможения» 9 человек (42%) наблюдается высокий уровень торможения процессов нервной системы.
Уровень «Подвижности» у 19 человек (90%) довольно высок.
Неуравновешенность в сторону возбуждения - 15 опрошенных (71%).
Неуравновешенность в сторону торможения - 6 опрошенных (29%).
1
Респондент
42
46
43
42:46
К<1
2
Респондент
52
43
51
52:43
К>1
3
Респондент
65
59
70
65:59
К>1
4
Респондент
29
32
45
29:32
К<1
5
Респондент
70
55
63
70:55
К>1
6
Респондент
34
32
58
34:32
К>1
7
Респондент
46
64
31
46:64
К<1
8
Респондент
48
47
49
48:47
К>1
9
Респондент
58
47
66
58:47
К>1
10
Респондент
48
25
58
48:25
К>1
11
Респондент
47
38
51
47:38
К>1
12
Респондент
44
24
59
44:24
К>1
13
Респондент
50
17
62
50:17
К>1
14
Респондент
46
37
51
46:37
К>1
15
Респондент
29
32
45
29:32
К<1
16
Респондент
48
28
58
48:28
К>1
17
Респондент
46
38
51
46:38
К>1
18
Респондент
35
32
58
35:32
К>1
19
Респондент
48
64
31
48:64
К<1
20
Респондент
28
32
45
28:32
К<1
21
Респондент
44
25
58
44:25
К>1
Вывод: из этого можно заключить, что данной группе подавляющее большинство, это подростки с высоким уровнем возбудимости (76%) и подвижности (90%), хотя у 1/3 можно отметить уравновешенность и преимущество свойств торможения нервной системы.
Данная методика позволила подтвердить наше предположение о существовании взаимосвязи между свойствами нервной системы и особенностями характера.
-
Опросник Х.Шмишека. Акцентуация характера.
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).
-
Гипертимный - личности со склонностью к повышенному настроению.
-
Застревающие - со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
-
Эмотивные, аффективно лабильные.
-
Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
-
Тревожные.
-
Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
-
Демонстративные, с истерическими чертами характера.
-
Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
-
Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
-
Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
-
демонстративность;
-
педантичность;
-
возбудимость;
-
застревание.
Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Сводная таблица результатов опроса.
№ п/п
ФИ
Гипертимность
Дистимичность
Циклотимность
Эмоциональность
Демонстративность
Застревание
Педантичность
Тревожность
Возбудимость
Экзальтированность
Ложь
1
Респондент
12
9
21
9
14
16
20
12
24
24
1
2
Респондент
24
6
24
15
16
10
6
12
18
18
1
3
Респондент
18
12
21
2
4
6
8
2
21
18
1
4
Респондент
15
16
18
13
16
14
14
9
12
18
1
5
Респондент
15
12
24
12
16
12
14
12
24
24
1
6
Респондент
21
6
12
12
12
10
14
3
9
18
2
7
Респондент
15
9
15
9
12
10
12
6
12
12
1
8
Респондент
18
6
15
6
14
14
12
12
12
18
2
9
Респондент
24
0
12
12
14
12
8
0
6
18
3
10
Респондент
3
12
15
12
10
6
12
3
9
18
1
11
Респондент
18
0
21
9
18
12
6
12
15
24
1
12
Респондент
21
3
24
0
8
12
6
6
15
24
1
13
Респондент
15
9
21
12
10
12
6
6
9
18
3
14
Респондент
24
12
24
6
12
14
8
9
18
24
3
15
Респондент
15
12
24
12
7
12
6
6
21
18
2
16
Респондент
18
9
21
9
12
8
4
0
18
18
1
17
Респондент
18
12
21
5
14
8
10
9
18
24
2
18
Респондент
18
6
12
15
14
12
8
6
9
12
2
19
Респондент
18
6
24
9
8
8
14
15
15
18
1
20
Респондент
18
15
21
12
20
2
12
15
12
24
1
21
Респондент
18
15
24
6
16
6
12
3
21
24
1
Гипертимность - 5 чел.
Дистимичность - 0 чел.
Циклотимность - 14 чел.
Эмоциональность - 0 чел.
Демонстративность - 1 чел.
Застревание - 0 челк.
Педантичность - 1 чел.
Тревожность - 0 чел.
Возбудимость - 5 чел.
Экзальтированность - 8 человек.
Вывод: как видно из результатов исследования для большинства опрошенных (14 человек - 67%) характерна циклотимность, т.е. «Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения - «патологический счастливчик». В патологии - невроз навязчивых состояний.)».
У 8 человек (38%) можно отметить экзальтированность - Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость - чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.
И 24% отличаются возбудимостью - Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.
Проводя анализ полученных результатов исследования по методике Я. Стреляу и опросника Смишека можно отметить, что для группы с высоким уровнем возбудимости и подвижности характерны вышеперечисленные особенности характера - это резкие перепады настроения и склонность к повышенной импульсивности.
Возвращаясь к нашей гипотезе хотим отметить, что сила нервной системы напрямую связана с особенностями характера.
-
Методика изучения особенностей нервной системы.
К свойствам нервной системы относятся физиологические свойства, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В качестве основных свойств нервной системы В.Д. Небылицыным выделены: сила, динамичность, лабильность, и подвижность нервных процессов.
Для боле объективной информации мы взяли методику 1.1. «Сила нервной системы». Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомлению и охранительного торможения.
Сводная таблица результатов опроса по методике
1.1. «Сила нервной системы».
№ п/п
ФИ
10-8 (5)
7-6 (4)
5-4 (3)
3-2 (2)
1-0 (1)
1
Респондент
+
5 - преобладает сила нервной системы;
2
Респондент
+
4 - имеет место сила нервной системы;
3
Респондент
+
3 - свойство неопределенно;
4
Респондент
+
2 - имеет место слабость;
5
Респондент
+
1 - преобладает слабость.
6
Респондент
+
7
Респондент
+
8
Респондент
+
9
Респондент
+
10
Респондент
+
11
Респондент
+
Как видно из таблицы в данной группе большинство 14 человек (67%) - это подростки со слабой нервной системой, они способны накапливать возбуждение и кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Хотя 19% опрошенных имеют сильную нервную систему.
12
Респондент
+
13
Респондент
+
14
Респондент
+
15
Респондент
+
16
Респондент
+
17
Респондент
+
18
Респондент
+
19
Респондент
+
20
Респондент
+
21
Респондент
+
Итого:
1
3
3
13
1
Методика 1.2. «Уравновешенность нервной системы»
Динамичность нервной системы - это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов.
Лабильность - свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.
Сводная таблица результатов опроса
по методике 1.2. «Уравновешенность нервной системы».
№ п/п
ФИ
10-8
(5)
7-6
(4)
5-4
(3)
3-2
(2)
1-0
(1)
1
Респондент
+
5 - преобладает неуравновешенность;
2
Респондент
+
4 - имеет место уравновешенность;
3
Респондент
+
3 - свойство неопределенно;
4
Респондент
+
2 - имеет место неуравновешенность;
5
Респондент
+
1 -преобладает неуравновешенность.
6
Респондент
+
7
Респондент
+
8
Респондент
+
9
Респондент
+
10
Респондент
11
Респондент
+
+
12
Респондент
13
Респондент
+
Из результатов опроса видно, что в данной группе преобладают неуравновешенные личности (62%), хотя у 5 человек (24%) имеет место уравновешенность. К сожалению, как и в методике 1.1., так и в методике 1.2. у 3-х человек свойство неопределенно.
14
Респондент
+
15
Респондент
+
16
Респондент
+
17
Респондент
+
18
Респондент
+
19
Респондент
+
20
Респондент
+
21
Респондент
+
Итого:
1
4
3
11
2
Методика 1.3. «Подвижность нервной системы».
Подвижность нервной системы - скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а так же взаимного превращения.
Сводная таблица результатов опроса
по методике 1.3. «Подвижность нервной системы».
№ п/п
ФИ
10-8
(5)
7-6
(4)
5-4
(3)
3-2
(2)
1-0
(1)
1
Респондент
+
5 - преобладает подвижность;
2
Респондент
+
4 - имеет место подвижность;
3
Респондент
+
3 - свойство неопределенно;
4
Респондент
+
2 - имеет место инертность;
5
Респондент
+
1 -преобладает инертность.
6
Респондент
+
7
Респондент
+
8
Респондент
+
9
Респондент
+
10
Респондент
+
11
Респондент
+
12
Респондент
+
13
Респондент
+
Полученные результаты исследование говорят о том, что по-прежнему, как и в двух предыдущих методиках (1.1. и 1.2.) у 67% наблюдается подвижность нервной системы, хотя у 4- респондентов (19%) имеет место инертность.
14
Респондент
+
15
Респондент
+
16
Респондент
+
17
Респондент
+
18
Респондент
+
19
Респондент
+
20
Респондент
+
21
Респондент
+
Итого:
2
12
3
3
1
Вывод: Можно отметить, что большинство 3/4 части (14 из 21 человек) опрошенных со слабой нервной системой, они накапливают возбуждение и способны к кратковременному действию сверхсильных раздражителей, а так же преобладает неуравновешенность и подвижность нервной системы.
Для остальных (7 человек) характерна полная противоположность особенностей нервной системы. У них сильная нервная система, преобладает уравновешенность и вместе с тем для 4- респондентов характерна инертность.
Заключение.
В эксперименте приняли участие 21 человек в возрасте 16-17 лет, студенты 2 курса КГУ «Зыряновский технологический колледж». Как видно из результатов проведенных диагностик у основной части студентов (3/4) преобладает неуравновешенность, высокий уровень возбудимости (76%).
Акцентуация характера - для большинства (67%) респондентов характерна циклотимность и возбудимость, т.е. склонность к импульсивности, недисциплинированности, подверженность влиянию неблагополучных компаний.
Возвращаясь к нашей гипотезе, хотим отметить, что сила нервной системы напрямую связана с особенностями характера. Выдвинутая нами гипотеза подтверждена в полном объеме.
Практическую значимость исследования мы видим в возможности применения результатов исследования в практике консультирования родителей по вопросам формирования характера студентов подросткового и юношеского возраста. Методическая помощь руководителям групп при составлении объективной характеристики, а так же при построении воспитательной работы в группе с учетом особенностей нервной системы студентов, выявлении группы риска (лиц склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки.
Итоги полученные в результате экспериментальной работы помогут в реализации проблемной темы нашего колледжа - «Организация продуктивного взаимодействия педагогов и обучающихся, как способ повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда».
Список использованной литературы:
-
Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. СПб., 2001.
-
Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Изд-во ин-та практической психологии. 1995.
-
Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.
-
Теории личности / Под ред. Б.В.Зейгарник. СПб.: Питер, 1999.
-
Настольная книга практического психолога, том 1, Е.И.Рогов, Владос-Пресс, 2001.
-
Психология, А.А.Крылов, М., 2000.
-
Общие основы психологии, книга 1, Р.С.Немов, М., 1999.