Программа работы летнего отряда «Вдохновение» «Наследники славных традиций»

Данная авторская программа поможет, скорее всего, руководителю школьного музея, возможно, и тому, кто собирается организовать профильный отряд во время летних каникул.  Хотелось бы отметить, что в КТП не указаны тематические, экскурсионные выезды, они могут быть любыми (на Ваше усмотрение). Целью данной программы является создание условий для развития школьного  и музейного движения в образовательном пространстве.   Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие разв...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова




Программа

работы летнего отряда «Вдохновение»

«Наследники славных традиций»





Хабаровск

2015 г.



Информационная карта программы работы профильного отряда


  1. Полное наименование программы. Программа работы летнего

Отряда «Вдохновение» «Наследники славных традиций»


  1. Авторы программы:

Чиринько Надежда Александровна, учитель русского

языка и литературы;

Богданова Татьяна Валерьевна, заместитель директора по ВР


  1. Учреждение, заявившее программу.

МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова г.Хабаровска

4. Полный адрес учреждения: 680022 г.Хабаровск, ул. Чехова, 1 а.

5. Образовательная область, в которой реализуется программа.

Патриотическая направленность деятельности.

6. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа.

Программа ориентирована на учащихся 6-7-х классов. Помогает развитию навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся, поисковой деятельности, формированию их гражданско-патриотических качеств.

Программа рассчитана на период с 2015 г. по 2017 г.


  1. Должностные обязанности членов отряда

Чиринько Н.А. - руководитель отряда. Осуществляет общее руководство, оформляет необходимую документацию, проводит инструктаж по технике безопасности, поддерживает связь с административными учреждениями. Руководит сбором и обработкой изучаемых материалов.

Участники отряда - осуществляют выполнение содержательной части работы отряда, осуществляют сбор материалов, который готовят к оформлению в различные формы наглядности. Выполняют требования ТБ поведения в рамках мероприятий, экскурсий и экспедиций.


Режим жизнедеятельности отряда (в каникулярный период)

8.45-9.00 общее построение отряда

9.00-9.30 завтрак

9.30-11.30 практическая и исследовательская деятельность; походы, выезды,

экскурсии с целью сбора материалов для работ учащихся по

избранной тематике

11.30-12.30 спортивная и творческая деятельность

12.30-13.00 обед

13.00-14.30 подведение итогов дня











Музей хранит историю вещей
И тех, кого уж с нами нет, людей,
Он будет возрастать повсюду славой,
Пока гордимся мы историей своей.



Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.

Музей школы № 1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами, а также музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Задача музея - пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны.

Наш школьный музей «Патриот», как и любой другой, пожалуй, призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Цели и задачи

Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно - патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы «Наследники славных традиций» решаются следующие задачи:

- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать человеческую систему ценностей;

- формировать гармонию подрастающего человека с самим собой и окружающим миром;

- раскрыть в ребенке творчество его души, умение ценить жизнь;

- формировать личностную установку на милосердие;

- развивать активную гражданскую позицию;

- вовлекать учащихся в процесс сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;

-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий;

- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов;

-повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, распространение передового опыта и повышение профессионального мастерства.

-укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Ресурсное обеспечение программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея.

Совет школьного музея:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;

- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.

Социально - экономическая эффективность программы.

Количественное и качественное развитие школьных музеев.

Принципы работы школьного музея

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Школьный музей «Патриот» предусматривает мероприятия по знакомству с историей Великой Отечественной войны. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Надо отметить, что главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов ВОВ.

Своеобразность патриотического направления воспитания, продиктована традиционно сложившейся системой учебно-воспитательной работы на базе музея школы № 1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова, поэтому личный контакт с ветеранами, их родственниками, жителями микрорайона, стали частью воспитания. Педагогу не нужно придумывать материал для патриотической беседы, он «всегда под рукой» - это богатый опыт ветеранов, бабушек и дедушек, пап и мам. И человек начинает «видеть» мир вокруг себя, учится сопереживать, открывает в себе такие качества, как забота о ближнем, доброжелательность, толерантность.

Одним из важных принципов работы школьного музея является также строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Формы работы в школьном музее

- практическая работа на местности;

- учебные экскурсии вне музея;

- уроки в музее, встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее

- уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий.

- экскурсии, встречи в музее.

Материально-техническая обеспечение

Школьный музей «Патриот».

Школьная библиотека, медиатека.

Два больших спортивных зала, пришкольный стадион, электронный тир, актовый зал, столовая.

Учебные кабинеты с ИКТ оборудованием, электронными образовательными ресурсами.

Наглядные материалы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Технические средства обучения.

Видео, фотоматериалы, архивные материалы музея.

Основные направления деятельности музея:

1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

2. Поисковая, научно-исследовательская работа.

3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.

4. Развитие сетевого взаимодействия.

5.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Совет содействия: зам. директора по воспитательной работе, председатель родительского комитета школы, руководитель музея

Совет музея: директор школы, зам директора по ИКТ, руководитель школьного музея, социальный педагог, руководители детских объединений учитель изо и технологии, члены актива музея.

Рабочие группы: (формируются советом музея ежегодно на первом заседании.) 1. Поиск и исследование 2. Архивариусы 3. Экскурсоводы 4. Оформители 5. Программисты 6. Творческая группа.
















Календарно-тематическое планирование к программе «Наследники славных традиций». 4 часа в неделю. Планирование рассчитано на 2015 у.г по 2017 у.г.


№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

Введение в музееведение

2

3

5

История музейного дела в России

2

2

4

Школьный музей : его специфика и место в музейной сети

4

2

6

История школьного музея «Патриот», руководители, основатели

4

8

12

Наследие в школьном музее

6

4

10

Функции школьного музея

4

10

14

Родной край, город в истории государства российского

2

6

8

Организация школьного музея

3

6

9

Моя семья и родной край

8

8

16

Комплектование фондов школьного музея

7

7

14

Наша школа в истории края, города

3

6

9

Учёт и хранение материалов

4

6

10

Социально-экономическая история края, города

4

6

10

Фонды школьного музея (+каникулярное время)

8

8

16

Формы работы в школьном музее

4

15

19

Культурное наследие родного края, города

2

3

5

Учёт и описание музейных предметов

10

10

20

Военная слава ветеранов 23-й снайперской школы

10

-

10

Экспозиция школьного музея

6

-

6

Тексты в музейной экспозиции

2

-

2

Наше природное наследие

4

-

4

Экскурсионная работа в школьном музее

4

9

13

Краевые, городские и районные мероприятия

10

50

60

Публикация на сайте школы материалов проектной деятельности музея (+каникулярное время)

10

10

20

Создание виртуального музея и размещение его на сайте школы (+каникулярное время)

10

50

60

Подготовка и участие в НПК

15

2

17

Беседы, встречи с ветеранами, участниками ВОВ. Работа с архивными и литературными источниками, исследовательская работа

15

30

45

ИТОГО:

424 ч.


Ожидаемые результаты.


В результате реализации проекта школьный музей станет современным, привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса.

Осуществляя социальный заказ общества на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в сфере общего образования, потенциал музея включается в учебно-воспитательный процесс по формированию современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит реализовать системно-деятельностный подход в рамках перехода на ФГОС нового поколения. В образовательную и воспитательную деятельность школы включаются музейные уроки: «Фронтовой быт солдата», «Массовый героизм как источник победы в Великой Отечественной войне», классные часы: «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я - гражданин России», викторины, уроки Мужества, тематические экскурсии и др. Они развивают лучшие гражданские качества школьников через активизацию эмоционально-познавательной сферы, включение их в творческую деятельность.

В результате реализации проекта учащиеся освоят:


  • базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность;

  • активную деятельностную позицию;

  • способы решения проблем творческого и поискового характера.

  • приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.

  • научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.

  • получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.

  • апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов, экспозиционеров.

  • создадут сайт школьного музея и его виртуальное представительство, что расширит информационное пространство в сети, а также электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции.



В результате реализации проекта педагоги:

  • Повысят профессиональную компетентность в области музейной педагогики через семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации.

  • Освоят и внедрят музейные педагогические технологии в урочную и внеурочную деятельность.

  • Используют ИКТ ресурсы школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

  • Привлекут детей группы риска, неуспешных в учёбе к работе в музее, где они себя реализуют.

Педагоги начальной школы, реализующие ФГОС второго поколения, включат ресурс школьного музея в учебный план и программу духовно-нравственного развития.




В приложении нашей программы мы включили фотоотчет с разных мероприятий, которые проводились и проводятся до сих пор в нашей школе. Это и различные семинары, и встречи с ветеранами, курсантами, в которые вовлечены ребята начальной школы, среднего и старшего звена. Это и игры, это и выступления. Все это, так или иначе, сопряжено с жизнью школьного музея.

А совсем недавно нами была открыта еще одна музейная комната, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сбор материала, подлинных вещей и многого другого позволило нам открыть выставку: «Секунда до войны. Постоянство памяти». В этой комнате не просто вещи, а память людей, кто когда-то держал их, кому-то дарил или только собирался, это предметы быта и обихода; для многих это единственное, что осталось с тех страшных времен, это их жизнь, их время, это то, ради чего стоило жить. Фотоотчет также можно увидеть в приложении.










Список литературы:


1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М.,

1980.

2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в

школе №2, 2003.

3. Методика историко-краеведческой работы в школе/ под ред. Н.С.

Борисова. М., 1982.

4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение

жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по

истории, М., 1974.

6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста

истории школы/Преподавание истории в школе №2, 2003.

7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

© 2010-2022