- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на педагогическом совете Метапредметный подход в обучении и универсальные действия
Выступление на педагогическом совете Метапредметный подход в обучении и универсальные действия
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щуракова Л.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Щуракова Л.А.
Выступление на педагогическом совете
Метапредметный подход в обучении
и универсальные действия
Сегодня, в связи с переходом на стандарты второго поколения меняются требования к деятельности учителя и к результатам этой деятельности.
Как грамотно спроектировать учебное занятие, учитывая новые требования?
Учителю необходимо:
-
знать новые подходы (компетентностный, метапредметный)
-
знать структуру педагогического процесса
-
знать дидактическую структуру учебного занятия.
Что такое компетенция?
-
сompetent (лат.) - соответствующий, способный;
-
сompetere - требовать, соответствовать, быть годным;
-
сompetence (англ.) - способность (компетенция).
Компетенции в самом обобщенном их понимании - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
Компетенция (в макетах ФГОС) - способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Что такое компетентность?
-
Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
-
Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
-
Уровень практической реализации компетенции.
-
Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению.
-
Компетентность=компетенция.
Компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика
Компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика).
А.В. Хуторской
Чем отличается компетентностный подход от традиционного?
Традиционный подход
Компетентностный подход
-
Ориентированность на передачу/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений, навыков (ЗУН) - содержания образования
-
Основная формула результата образования: «знаю, что»
-
Репродуктивный характер образовательного процесса
-
Доминирующая роль контроля в учебном процессе
-
Применение статистических методов оценки учебных достижений (тест-отметка)
-
Ориентированность на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
-
Основная формула - «знаю, как»
-
Продуктивный характер образовательного процесса
-
Ведущая роль практики и самостоятельной работы в учебном процессе
-
Комплексная оценка учебных достижений (портфолио-продукты творческого обучения)
Компетентностное (компетентностно ориентированное) содержание образования означает:
-
интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы) и метапредметный характер содержания образования;
-
ориентация на компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия;
-
продуктивный характер педагогических технологий и методов обучения;
-
связь с практикой (жизнедеятельностью).
Метапредметность и межпредметность
-
метапредметность - направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования (например: метапредметы «Знание», «Технология», «Творчество»; метауроки «Порядок и Хаос», «Человек» и др.);
-
межпредметность - направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин (полипредметность) с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции (например: предметы «Естествознание», «История науки», «Экология», «МХК»; модули или темы «Глобальные проблемы современности», «Психология здоровья» и др.).
Метапредметный подход был чрезвычайно популярен в 20-е годы XX века.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 г. и тогда называлось методом проектов. В 1932 г. метод проектов осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
Сегодня мы говорим о метапредметном подходе и о метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия - умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляются в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Взаимосвязь с метапредметными результатами.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется
- мобильность;
- креативность;
- способность применять свои знания на практике;
- умение мыслить нестандартно.
Всё это требует качественных изменений в деятельности учителя. В связи с вышесказанным необходимо:
1. Изменить привычную структуру урока.
2. Уходить от традиционных педагогических технологий.
3. Создавать метапрограммы - программы совместной учебной деятельности учащихся, реализующиеся в процессе решения ситуационных заданий и направленные на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ:
Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Новый ФГОС.
Метапредметные результаты освоения ООП общего образования должны отражать:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Схема проектирования учебного занятия (традиционная)
-
Содержание учебного материала (СУМ)
-
Цели и задачи учебного занятия (Ц)
-
Форма организации познавательной деятельности (ФОПД)
-
Методы обучения (МО)
-
Вспомогательные дидактические средства (ДС)
-
Контроль (К)
Современный проект учебного занятия (схема)
-
Л-личность
-
Ц- целеполагание
-
СУМ-содерж. уч. материала
-
ФОПД-форма организации познават. деят-ти
-
МО - методы обучения
-
ДС-дидактические средства
-
Р-рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю).
Алгоритм построения урока (учебного занятия - УЗ)
в системе компетентностного подхода
1-й этап: целеполагание
Содержание этапа:
1. Учет (определение) особенностей учащихся.
2. Определение места УЗ:
- в соответствии с особенностями учащихся;
- в системе содержания образования (предмет, курс, модуль, связи: внутри- и межкурсовые, с доп. образованием и воспитанием);
- в процессе формирования компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное УЗ?).
Например, базисная ключевая компетенция курса «Право» - правовая, а ее составляющие, т.е. частные (вспомогательные) компетенции: терминологическая правовая компетенция, процессуальная, документоведческая, а также отраслевые компетенции и т.п.).
3. Определение цели УЗ.
4. Определение основных задач УЗ.
Постановка задач УЗ (урока)
1 - воспитательная (формирование ценностей, ценностных отношений, нравственной оценки и т.д.) - аксиологический компонент компетенции;
2 - учебная (изучение, закрепление, обобщение) - когнитивный компонент;
3 - развивающая (учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т.д.) - операциональный.
2-й этап
Проектирование содержания и его компетентностная интерпретация
Разложение содержания УЗ на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический):
Теория - понятия, процессы, формулы, личности, фактаж и т.п.
Практика - умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям
Воспитание - нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы
2. Установление связей внутри содержания (этапность формирования компетенции)
3. Прогнозирование форм предъявления этапов и результатов их прохождения
3-й этап - выбор формы организации познавательной деятельности (тип урока)
4-й этап - определение условий перевода или интериоризации знания (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности?), закрепление или практическая отработка
5-й этап - подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) для проверки уровней освоения компетенции
6-й этап - подбор процедур анализа и коррекции знаний.
Итогом метапредметного УЗ должен стать готовый продукт, созданный учениками. Учебная рефлексия:
Основная задача - вывести учащихся не на их оценку учителя и его учебного занятия, а на самооценку («Я» сегодня на уроке …)
- Создание ситуации успеха.
Темы метапредметного занятия:
1. Определение и понятие
2. Рисунок и схема
3. Знание и информация
4. Цель и задача
5. Роль и позиция
6. Модель и способ
7. Содержание и форма
8. Символы и знаки
Примеры метапредметных уроков (Интренет-ресурсы):
1. Математика + информатика
2. «Порядок и хаос»
3. Урок биологии и т.д.
Полезные ссылки:
1. Из опыта работы
2. Материалы семинаров
Также необходимо остановиться на метапредметных программах. Метапредметная программа - это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся.
Метапредметные программы имеют ряд преимуществ перед учебными программами разных типов:
1. Они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков.
2. Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат - своеобразный «продукт» программы.
3. Как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.
4. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.
Метапредметные программы являются одним из вариантов построения личностно-ориентированного образования, поскольку способствуют раскрытию неповторимости каждой личности, которая «по-своему открывает новое для всех, лучше и полнее выражая суть всех людей, своими делами раздвигая наличные возможности людей» (Э. В. Ильенков).
Однако знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов,
т. е. не возникает идеи об использовании ЗУН, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов. (Например, при изучении истории требуется знание карты, а эта тема 6 класса по географии.)
Необходимость решения этой проблемы усиливается и тем, что в образовательных учреждениях имеется разный набор программ, и важно определить систему формирования актуализации и развития межпредметных знаний и умений, избежать ненужного дублирования, разночтений и, самое главное, отсутствия системного усвоения их без ссылки на определенный предмет. Для составления метапредметных программ надо работать в методических объединениях учителей.
9