Методическая разработка программы Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних

Социально-экономическое развитие общества обнажило проблемы в области воспитания школьников. Растет социальная неоднородность семей учащихся, увеличивается количество детей, находящихся в социально-опасном положении. Появилась необходимость усиления роли школы и педагогов в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде не...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Методическая разработка программы

«Профилактика асоциального поведения

среди несовершеннолетних».


(срок реализации программы - 3 года)




Автор программы

Социальный педагог

Н.А.Куливец






Оглавление.


Сведения об авторе, пояснительная записка

3

Паспорт Программы «Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних».

4

Актуальность программы.

6

Цели и задачи.

9

Реализация программы «профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних».

9

Ожидаемые результаты.

15

Сроки и этапы реализации программы «Профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних».

15

Список литературы.

18




















I. Пояснительная записка.


  1. Сведения об образовательном учреждении.

Муниципальное образовательное учреждение Шахунская средняя общеобразовательная школа № 14 находится на ул.Комсомольской д.27.

Наша школа старейшая школа города Шахуньи и Шахунского района.

В связи со строительством железной дороги Нижний Новгород - Котельнич в 1919 году на станции Шахунья была открыта начальная школа. В 1927 году состоялся первый выпуск из средней школы № 14. До 1993 года школа находилась в подчинении Горьковской железной дороги, в 1993 году перешла в ведение отдела образования Шахунского района.

Наше учебное заведение имеет славную историю и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Педагогический коллектив школы № 14 своей главной задачей считал и считает создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребёнка через обеспечение высокого уровня образования по изучаемым предметам в соответствии с запросами социума и времени.


  1. Организационно-педагогические условия МОУ СОШ № 14.

Количество учащихся - 752 (при проектной мощности 625 чел).

Количество классов комплектов - 33

- начальная школа - 12

- основная школа - 15

- средняя школа - 6

Количество смен - 2

1 смена 1,2,4,5,9,11 классы - 526 человек

2 смена 3,6,8 классы - 226 человек

Общее количество педагогических работников 53 человека.


  1. Социальная среда.

МБОУ СОШ № 14 находится в центре города Шахуньи. Социокультурную среду можно охарактеризовать как благополучную, так как в микрорайоне школы располагаются все культурно - просветительные и спортивные учреждения города: Дворец культуры, центральная районная библиотека, детская художественная школа, детская музыкальная школа, фольклорно-этнографический музей, музей станции Шахунья, Дом пионеров, физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант».

В микрорайоне школы в основном многоэтажные дома. В непосредственной близости находятся объекты железнодорожного транспорта, железнодорожный вокзал, привокзальная площадь с фонтаном, которая является местом отдыха молодежи, продовольственные магазины. Часть детей, обучающихся в школе, проживают вблизи железной дороги. Дети проходят в другую часть города через перекидной мост либо через пути, тем самым нарушая правила перехода железной дороги.

На территории школы имеется прогулочная площадка для групп продленного дня.

Улица Комсомольская имеет асфальтовое покрытие, по обеим сторонам имеются тротуары и дорожные знаки об ограничении скоростного режима.

Влияние культуры, науки, общества, норм общественной жизни - макросреда, оказывающая огромное влияние на социальный опыт детей.

Не менее важное, если не большое значение имеет микросреда, т.е. семья, школа, улица и т.д. А.С.Макаренко говорил: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Благодаря семье и школе происходит освоение учениками опыта и знания предшествующих и настоящих поколений.

Методическая разработка целевой программы муниципального образовательного учреждения Шахунской средней общеобразовательной школы № 14

«Профилактика асоциального поведения

среди несовершеннолетних»

2014 - 2017 годы


II. Паспорт программы «Профилактика асоциального поведения

среди несовершеннолетних» на 2014 - 2017 годы.

Наименование

Программа «Профилактика асоциального поведения

среди несовершеннолетних» МБОУ СОШ № 14 (далее Программа)


Основание для разработки Программы.

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  3. Закон РФ «Об образовании».

  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г.

  5. Федеральный закон РФ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  6. Районная целевая программа «Комплексные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Шахунского района на 2007-2010 гг.».

Заказчик Программы.

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 14.

Разработчик программы

Н.А.Куливец - социальный педагог МБОУ СОШ № 14

Цель Программы

Создать условия для комплексного решения проблем профилактики и реабилитации детей и подростков асоциального поведения.

Задачи программы

  1. Совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических работников по проблеме асоциального поведения несовершеннолетних и их безнадзорности.

  2. Психолого-педагогическая, медицинская, правовая поддержка и реабилитация детей и неблагополучных семей.

  3. Проведение исследовательской работы: наблюдений, диагностики регулирования и коррекции личности детей и подростков с асоциальным поведением.

  4. Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения современных педагогических технологий, направленных на развитие здорового образа жизни, формирования у обучающихся правовых знаний и умений.

  5. Организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних.

  6. Контроль за учащимися с девиантным поведением и неблагополучными семьями.

Сроки и этапы реализации Программы

  1. Первый этап 2014-2015 учебный год - диагностический.

  2. Второй этап 2015-2016 учебный год - этап реализации.

  3. Третий этап 2016-2017 учебный год - этап полной реализации.

Основные направления Программных мероприятий

Реализация программы «профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних» осуществляется по следующим направлениям:

  1. Работа с подростками асоциального поведения.

  2. Работа с родителями.

  3. Профилактика наркомании, курения и правонарушений.

  4. Работа с социально незащищенной категорией детей.

Исполнители основных мероприятий Программы

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 14

Ожидаемые результаты

  1. Активная профилактическая деятельность педагогов МБОУ СОШ № 14.

  2. Развитие системного подхода к профилактике асоциального поведения;

  3. Уменьшение факторов риска возникновения асоциального поведения;

  4. Стабилизация и дальнейшее снижение показателей, характеризующих асоциальные девиации среди несовершеннолетних;

  5. Формирование ценностных ориентаций детей и подростков с асоциальным поведением;

  6. Уменьшение факторов риска употребления психоактивных веществ, правонарушений.

III. Актуальность программы.

Социально-экономическое развитие общества обнажило проблемы в области воспитания школьников. Растет социальная неоднородность семей учащихся, увеличивается количество детей, находящихся в социально-опасном положении. Появилась необходимость усиления роли школы и педагогов в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних.

В последнее время проблема детей с асоциальным поведением стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

Причины асоциального поведения учащихся - это следствие дефектов в системе его взаимосвязей с микросредой:

  • неблагоприятные условия семейного воспитания,

  • отрицательное влияние стихийно-группового общения,

  • недостатки в учебно-воспитательной работе.

Педагоги должны помочь воспитаннику в решении основных задач:

  • получить хорошее образование,

  • овладеть умениями и навыками в трудовой деятельности,

  • развить творческие способности,

  • реализовать физические возможности,

  • научиться жить в обществе

Семьи, которые относятся к группе «риска», испытывают влияние следующих неблагоприятных факторов:

  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

  • социально-демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями);

  • социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем);

МБОУ СОШ № 14 имеет большой потенциал и возможности в работе по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних.

Профилактические мероприятия ведутся по следующим направлениям:

  • выявление учащихся, склонных к нарушению норм морали и права и отстающих в учебе,

  • определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

  • вовлечение «трудных» учащихся в различные виды внеурочной деятельности (кружки, секции по интересам),

  • изменение условий семейного воспитания, оказание помощи семьям «группы риска»,

  • формирование толерантного сознания.

Несмотря на то, что в МБОУ СОШ № 14 достаточно благоприятные социально-педагогические условия макросреды, не наблюдается значительного снижения учащихся, стоящих на учёте в ПДН и ВШК. Список неблагополучных семей увеличивается.

Категория

20011-2012

2012-2013

2013-2014

дети "группы риска" стоящие на ВШК

13

11

7

несовершеннолетние, стоящие на учете в ПДН

2

4

4

неблагополучные семьи

4

6

3

малообеспеченные семьи

55

43

226

многодетные семьи

17

20

23

опекаемые дети

13

13

12

Дети, обделенные родительским вниманием, чтобы самоутвердиться в этой жизни, проявить свою самостоятельность совершают противоправные действия.

Наблюдается новая тенденция среди родителей: они оставляют своих детей на бабушек, дедушек, уезжая в крупные города в поисках работы. Дети, оставшиеся без попечения родителей, совершают правонарушения, иногда это протекает в асоциальных группах.

По данным анонимного анкетирования в декабре 2009 года на вопрос «Пробовал ли ты наркотики?» из 123 опрошенных в возрасте от 15 до 18 лет положительно ответил один ученик. На вопрос «Ты куришь?» из 50 мальчиков положительно ответили 12 человек, из 70 девочек положительно ответили 5 человек. На вопрос «Пробовал ли ты спиртные напитки?» из 120 опрошенных в возрасте от 14 до 117 лет положительно ответили 94 человека.

В 2009 - 2010 учебном году были вновь поставлены на учет в ПДН 4 человека. Это учащиеся 5-х классов (2 чел.) 6-7 кл. (2 чел.), за причинение телесных повреждений, за правонарушения, за кражу, за употребление спиртных напитков.

Основными причинами возникновения у подростков асоциального опыта являются конфликтность и педагогическая несостоятельность семьи, бытовые условия и криминализация среды свободного времяпровождения, школьная неуспеваемость и т.д.

Данные по Шахунскому району и Нижегородской области показывают, что подростки по-прежнему являются самой криминально активной частью населения. Все преступления совершаются из-за наличия свободного времени, отсутствия организованного досуга, контроля со стороны родителей, а также вследствие употребления алкоголя и наркотиков. Следовательно, реализация данного направления профилактики асоциального поведения актуальна и необходима для дальнейшего развития нашей школы.

К работе над реализацией программы «Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних» привлечены:

  • педагоги,

  • родители,

  • работники Хмелевицкого реабилитационного центра,

  • работники медицинских учреждений города,

  • комиссия по делам несовершеннолетних,

  • управление социальной защиты,

  • центр занятости,

  • инспектора по делам несовершеннолетних.

IV. Цель и задачи программы.

Цель программы: Создание условий для комплексного решения проблем профилактики и реабилитации детей и подростков асоциального поведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Создать банк данных учащихся с асоциальным поведением через наблюдение, анкетирование, паспорта класса.

  2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с асоциальным поведением через наблюдение, диагностику, коррекцию личности.

  3. Внедрять технологии личностного ориентированного обучения, здоровьесбережения, направленные на развитие здорового образа жизни, через урочную и во внеурочную работу.

  4. Осуществлять социально-психолого-педагогическую, медицинскую, правовую поддержку и реабилитацию детей и неблагополучных семей: через работу социально-педагогической службы.

  5. Содействовать организации досуговой занятости, летнего отдыха, трудоустройства учащегося с асоциальным поведением: через систему дополнительного образования, службу социальной защиты, центр занятости населения.

  6. Совершенствовать систему работы педагогов школы по профилактике асоциального поведения, через ШМО, педагогические советы, Совет по профилактике.

  7. Повысить уровень педагогической культуры родителей, через работу родительских лекториев, индивидуальных консультаций.

V. Реализация программы «Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних» осуществляется по следующим направлениям.


  1. Работа с подростками асоциального поведения.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

Создание банка данных о детях с асоциальным поведением.

ежегодно

Социальный педагог, инспектор ПДН, секретарь КДН

Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ПДН.

ежемесячно

Социальный педагог, психолог, классный руководитель

Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики.

1 раз в четверть

Социальный педагог, зам.директора по ВР

Контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам учащихся «группы риска».

ежедневно

Социальный педагог

Вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции

ежегодно

Классный руководитель, социальный педагог

Посещение классных часов, уроков.

1 раз в неделю

Социальный педагог

Работа Совета профилактики

1 раз в четверть

Социальный педагог

Дни инспектора в МОУ СОШ № 14

1 раз в четверть

Социальный педагог

Организация летнего труда и отдыха «трудных» школьников

В конце года

Социальный педагог, классный руководитель

Сотрудничество с органами опеки, попечительства, КДН и ОДН ОВД.

ежедневно

Социальный педагог

Участие классных коллективов в работе клуба «Подросток и закон».

1 раз в месяц

Социальный педагог, педагог доп.образования

Проведение недели правовых знаний

апрель

Социальный педагог, классный руководитель

Оформление уголка правовых знаний

1 раз в четверть

Социальный педагог

Организация льготного питания обучающихся.

ежегодно

Ответственный за льготное питание

Разработка карты выявления учащихся «группы риска»

2014-2015

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог


Диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков с асоциальным поведением.

2014-2015

Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог

Методика определения глубины педагогической запущенности подростков «группы риска».

2015-2016

Социальный педагог, педагог-психолог

Определение степени педагогической запущенности учащегося по методу карты наблюдений.

2015-2016

Социальный педагог, классный руководитель.


  1. Работа с родителями.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

Корректировка банка данных и составление списка семей (детей) по социальному статусу:

  • многодетные семьи;

  • неполные семьи;

  • дети-инвалиды;

  • дети, находящиеся под опекой;

  • неблагополучные семьи;

  • дети «группы риска».

Составление социального паспорта школы.

ежегодно

Социальный педагог, классный руководитель

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по таким семьям.

ежегодно

Педагоги МОУ СОШ № 14, социальный педагог, инспектор ПДН

Посещение обучающихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьёй и ребенком, оказания помощи семье.

ежемесячно

Классный руководитель, инспектор ПДН, секретарь КДН, социальный педагог

Индивидуальные семейные консультации

еженедельно

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Индивидуально-консультативная помощь родителям, не выполняющим родительские обязанности по воспитанию ребенка.

ежемесячно

Социальный педагог, классный руководитель

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей:

  1. «Права и обязанности родителей»;

  2. «Взаимоотношение в семье - отражение в ребенке»;

  3. «Пути решения конфликтных ситуаций»;

  4. «Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений».

ежегодно

Классный руководитель, инспектор ПДН, социальный педагог

Оформление уголка «Для Вас, родители!»

1 раз в четверть

Социальный педагог

Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей.

ежегодно

Классный руководитель, зам.директора по ВР

Диагностика семейного воспитания:

  • анкета «Определение детско-родительских отношений»

  • тест «Понимаете ли вы своего ребенка?»

  • анкета для родителей «Ваша потребность в детях».

2014-2015

Социальный педагог, классный руководитель

Диагностика семейного воспитания:

  • анкета для родителей «Благополучные ли отношения с детьми?»

  • тестирование для родителей «Какой Вы воспитатель?», «Кто Вы своему ребенку?»

2016-2017

Социальный педагог, классный руководитель


  1. Профилактика наркомании, курения и правонарушений.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

Диагностика по выявлению вредных привычек:

  • анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании;

  • анкета «Здоровье - это…»;

  • анкета «Портрет курильщика».

2014-2015

Социальный педагог, классный руководитель

Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения.

Один раз в четверть

Классный руководитель

Классные часы нравственности

Один раз в четверть

Классный руководитель

Тренинговые занятия «Вредные привычки и здоровье» (5 классы)

Один раз в четверть

Классный руководитель

Тренинговые занятия «Курение как угроза здоровью» (7 классы)

Один раз в четверть

Классный руководитель

Тренинговые занятия «Курильная опера» (8 классы)

Один раз в четверть

Классный руководитель


Тренинговые занятия для 9-11 классов «Курение и его последствия для организма»

Один раз в четверть

Классный руководитель, работники ЦРБ

Месячник «ХХI век - без наркотиков» (1-11 классы)

ноябрь

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог

Беседа «Закон и ответственность» (7-8 классы)

ноябрь

Социальный педагог, инспектор ПДН

Беседа для 4-6 классов «Наркотики: употребление и злоупотребление»

апрель

Классный руководитель, фельдшер школы

Беседа для 6 классов «От шалости к правонарушениям»

ноябрь

Социальный педагог, инспектор ПДН

Конкурс сочинений «Письмо другу: как не стать наркоманом» (9 классы)

декабрь

Классный руководитель

Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция «Мы за здоровый образ жизни».

декабрь

Классный руководитель, социальный педагог

Дни «Здоровья»

Два раза в год

Зам.директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководитель

Родительское собрание для 7-9 классов «Наркомания: признаки, причины, последствия»

Один раз в год

Классный руководитель



VI. Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы, по нашему мнению, будут созданы все необходимые условия по профилактике и реабилитации детей и подростков асоциального поведения.

  • Создан банк данных учащихся с асоциальным поведением, включающий результаты анкет и социальный паспорт.

  • Разработано психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с асоциальным поведением в контакте с классным руководителем, социальным педагогом, психологом.

  • Внедрены технологии личностного ориентированного обучения.

  • Создана социально-психологическая служба для детей и подростков с асоциальным поведением.

  • Организована досуговая занятость, система летнего отдыха и трудоустройства учащихся.

  • Разработан план работы школы по профилактике асоциального поведения с учетом личностного подхода и индивидуальных данных.

  • Разработаны и проводятся родительские лектории, индивидуальные консультации, которые помогли повысить уровень педагогической культуры родителей.

  • Стабилизация и дальнейшее снижение факторов риска возникновения асоциального поведения у детей и подростков нашей школы.

VII. Сроки и этапы реализации программы

«Профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних».

  1. Первый этап 2014 - 2015 учебный год - диагностический

Проводимые мероприятия

Ответственные

Разработка карты выявления учащихся «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог.

Диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков с асоциальным поведением.

Социальный педагог, классный руководитель

Диагностика семейного воспитания:

  • анкета «Определение детско-родительских отношений»

  • тест «Понимаете ли вы своего ребенка?»

  • анкета для родителей «Ваша потребность в детях».

Социальный педагог, классный руководитель

Диагностика по выявлению вредных привычек:

  • анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании;

  • анкета «Здоровье - это…»;

  • анкета «Портрет курильщика».

Социальный педагог, классный руководитель


  1. Второй этап 2015 - 2016 учебный год - этап реализации.

Проводимые мероприятия

Ответственные

Определение глубины педагогической запущенности подростков «группы риска».

Социальный педагог, педагог-психолог

Определение степени педагогической запущенности учащегося по методу карты наблюдений.

Социальный педагог, педагог-психолог

Проведение различной консультативной помощи семьям.

Социальный педагог, педагог-психолог

Проведение недели правовых знаний.

Социальный педагог, педагог-психолог

Работа Совета профилактики.

Социальный педагог

Дни инспектора в школе.

Социальный педагог

Повышение квалификации педагогических работников по проблеме асоциального поведения несовершеннолетних и их безнадзорности.

Привлекаемые службы

школы

Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения, современных педагогических технологий, направленных на развитие здорового образа жизни, формирование у обучающихся правовых знаний и умений.

Привлекаемые службы

школы

Организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних.

Классный руководитель, социальный педагог

Диагностика семейного воспитания:

  • анкета для родителей «Благополучные ли отношения с детьми?»

  • тестирование родителей «Какой Вы воспитатель?», «Кто Вы своему ребенку?»

Социальный педагог, классный руководитель

Подведение предварительных итогов реализации Программы, корректировка программы

Привлекаемые службы школы


  1. Третий этап 2016-2017 учебный год - этап полной реализации

Проводимые мероприятия

Ответственные

Полная реализация программы «Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних».

Привлекаемые службы школы

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Социальный педагог, классный руководитель

Обобщение результатов работы по программе «Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних».

Социальный педагог






VIII. Литература.

  1. Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области «Дети против наркотиков». Эл.почта: [email protected]

  2. Сайт НИРО niro.nnov.ru.

  3. «Воспитательная работа с «проблемными» учащимися.

Автор-составитель Н.М.Гончаров Волгоград. 2007 г.

  1. «Профилактика девиантного поведения детей и подростков»

Авторы: А.В.Митькина, С.А.Фадеева, Г.Н. Дождикова, М.Г.Баринова. Нижний Новгород. 2007 г.

  1. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в школе с трудными подростками.

Составитель Л.И.Белозёрова. Киров. 1998 г.

  1. Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков.

Составители: А.П. Моисеев, А.В. Добролюбов, Е.П. Кусовенко, Е.А.Левицкая.

Нижний Новгород. 2004 г.

  1. Журнал «Классный руководитель» № 5. Москва. 2007 г.

  2. Мастер класс для заместителей директора школы по воспитательной работе.

Авторы-составители Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. Москва. 2008 г.



Методическая разработка программы Профилактика асоциального поведения среди несовершеннолетних


© 2010-2022