Социально-исследовательский практико-ориентированный проект на тему «Сохраним природу села Пущино-сохраним свою жизнь»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-исследовательский практико-ориентированный проект на тему


«Сохраним природу села Пущино- сохраним свою жизнь»

Цель:

воспитание у детей чувства любви к природе;

уважения ко всему живому;

помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родного села;

формирование экологической культуры.

Задачи: воспитание экологического сознания;

привлечение к поиску механизмов решения актуальных

проблем местного значения через социально значимый проект.

В ходе исследовательской работы решить вопрос:

что могут сделать ученики школы-интерната, чтобы помочь селу сохранить родную природу.

Выяснить:

Значение природы для человека.

Есть ли в настоящее время угроза природе и. жизни человека?

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

2.Повышение пропаганды экологической культуры обучающихся;

3.Привлечение внимания населения с.Пущино к проблемам благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

Сроки реализации проекта: май-октябрь 2015 года.

Основные направления социально значимого проекта:

1.Учебно-исследовательская работа, состоящая в оценке социальной значимости темы исследования.

2.Участие воспитанников в различных мероприятиях и акциях по благоустройству села, очистке территории от мусора.

Этапы проекта.

1 этап. Подготовительный.

Организация творческих проектных групп.

Определение цели и задач проекта.

Оценка экологической обстановки в с.Пущино.

Определение основных направлений по благоустройству территорий, очистке зон и территории школы-интерната.

2 этап. Практический.

Выполнение учебно-исследовательских работ учащимися.

Участие в конкурсах, викторинах по экологии.

Участие в акции «Очисти горячий источник»

Благоустройство территории школы-интерната.

Поддержание в порядке клумб на территории школы.

Сообщение о результатах проведенных мероприятий, результатах учебно-исследовательских работ.

3 этап. Обобщающий.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо - сама наша планета вместе с атмосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохраним природу - сохраним жизнь»

В исследовании принимали участие ученики школы-интерната. Визуальные наблюдения показали, что действительно, на территории села имеются места, загрязненные бытовыми отходами, село выглядит не очень опрятно в зимнее время. Подтвердил факт актуальности проблемы и опрос жителей села. Очевидно, что проблема загрязнения в с. Пущино существует и чтобы ее решить, учащиеся школы-интерната приняли решение осуществить проект «Сохраним природу села Пущино-сохраним свою жизнь». В ходе нашего проекта ребята пытались решить вопрос, а что могут сделать дети школы-интерната, чтобы помочь родному селу стать экологически чище и привлекательнее. Проект учил школьников приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, нести ответственность за состояние окружающей среды. Ребята концентрировали внимание на конкретной жизненной проблеме и решили ее не только теоретически, но и практически. При поиске путей решения проблемы основные усилия мы направили на выяснение степени и причины загрязнения села. Провели агитацию населения против загрязнения села бытовыми отходами, а также сами организовали и приняли участие в субботниках по очистке территории села от мусора. Для работы дети образовали проектные группы, каждая из которых работала в определенном направлении: группа экологов, группа комитета по охране природы, группа медицинских работников, группа экономистов. Каждая группа отчитывалась о проделанной работе. В ходе проекта дети самостоятельно добывали информацию по проблеме, оформляли и обрабатывали ее. Прежде всего было анкетирование жителей села. Анализ позволил выявить мнение жителей о степени загрязнения села, самой грязной территории, об утилизации отходов жителями; мнение о том, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Дети провели исследования по проблеме загрязнения бытовыми отходами, изучили состав бытового мусора и сроки его разложения в природе. Проведена экскурсия, в ходе которой дети выявили степень загрязненности села и визуально определили состав мусора в селе. Агитационные мероприятия проводились методом изготовления листовок, призывающих следить за чистотой села. В ходе проекта поддерживалась тесная связь с начальником отдела местного самоуправления М.И.Головачем. Практическая часть проекта реализовывалась в весеннее и осеннее время. Дети участвовали в уборке территории школы-интерната, села. Ребята приняли участие в субботнике по расчистке горячего источника, названного в народе «Тухлый ключ», находящегося на территории села. Итоги работы над проектом подвели на школьной линейке.

представитель комитета по охране природы,

медицинский р

Все меньше - окружающей природы.

Все больше - окружающей среды.

Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить...

К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений - люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города...

Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский предостерегал от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один - полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.

За последние 25 - 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2 - 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что привело к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Отрицательные последствия для человечества мы уже видим.

50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Факты тревожны. Вот что пишет в своем стихотворении В.Глебов.

«И только ахает Природа ...»

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве - там и тут.

И в наше озеро стекают и удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку -

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет...

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной...

И снова - горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах - черные болячки -

Беда, куда ни погляди...

И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди...

... Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой -

Шибали запахи волной.

Не море - сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы -

Ее созданье - Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься...

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?

Загрязнение воздуха на 43 - 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.

На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.

Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 - 24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ...).

Что необходимо сделать для сохранения природы?

Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы села Пущино-частицы нашей Вселенной может сделать каждый школьник?

Быть активными защитниками природной среды.

Соблюдать правила поведения в лесу, на берегу водоемов ...

Соблюдать правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений...)

Заботится о братьях наших меньших(муравьях, птицах, ежиках ...)

Украшать в зеленый наряд родное село

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.

В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите..


© 2010-2022