Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ НПО

Десятова Ирина Викторовна

завуч, ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», ЯНАО

E- mail: [email protected]


Одним из важнейших направлений профессионально-технического образования является расширение возможностей для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» сказано, что специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных, индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и(или) психического недостатка.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили возникновение процессов, направленных на создание безбарьерной образовательной среды для данной категории детей и подростков. Получение подростками с ОВЗ начального профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социологизации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности[1, с. 2]. Профессиональная подготовка является основой для реабилитации инвалидов с интеллектуальными нарушениями. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.

В ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО обучаются выпускники коррекционной школы по профессиям: «Портной», «Мастер отделочных строительных работ» со сроком обучения два года и присвоением I, II, III рабочих разрядов. Они учатся в обособленных группах, но в одну смену с учащимися, обучающимися на базе общеобразовательной школы. Опыт работы с такими детьми показывает, что за два года можно подготовить специалистов из числа подростков с ограниченными образовательными возможностями на уровне вышеуказанных разрядов. Причем ограничивающим фактором для большинства из них является сложность теоретического материала. В овладении практическими навыками учащиеся затрудняются меньше, особенно ко второму курсу, что показывают результаты контрольного среза знаний, умений и навыков.

Одним из важнейших условий успешного адаптирования к новым условиям обучения является обеспечение сопровождения обучающегося в образовательном процессе. В условиях организации профессиональной подготовки подростков с ОВЗ необходим дифференцированный подход[3, с. 85], что позволяет применять уровневую программу освоения обучающимися будущей профессии.

Анализ психолого-педагогической литературы по теории дифференцированного обучения (Г.К. Селевко, Н.П. Гузик, О.Б. Лошнова и др.), научных исследований и публикаций(Н.К. Гончаров, И.Э.Унт, И.В. Дубровина, Т.И. Дуброва и др.) позволил сделать вывод, что проблема обучения и социологизации подростков с ОВЗ решается через реализацию принципа развивающего обучения. Для реализации данного принципа с позиции разностороннего развития личности дифференциация обучения предполагает тщательно подобранные для каждого обучающегося условия обучения, формы и методы педагогического сопровождения, которые учитывают индивидуальные особенности подростков с легкой формой нарушения интеллекта[3, с. 91].

Уровневая дифференциация (В.В. Фирсов, В.А. Орлов, В.В. Гузеев), как вид внутренней дифференциации, в процессе подготовки к профессиональной деятельности данной категории подростков заключается в выявлении и развитии различных познавательных интересов и способностей обучающихся, профессиональных склонностей и намерений. Диагностика данных особенностей в начале обучения, мониторинг на протяжении всего обучения профессии согласно программным требованиям являются неотъемлемыми составляющими при дифференциации профессионального обучения.

Предусматривается:

  • входной контроль (позволяющий оценить базовый уровень учащихся);

  • тематический контроль (отслеживание результатов по каждой теме);

  • подготовка тестовых заданий (обучающего и контролирующего характера) 3-уровней;

  • «закрытие» пробелов (досдача не усвоенного материала, а не пересдача);

  • свобода выбора заданий по своим силам.

Как показала практика, при условии реализации уровневой дифференциации можно реально обеспечить подготовку подростков с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности, в полной мере реализовать их личный потенциал при овладении рабочей квалификацией.

Основными целями системы начального профессионального образования являются подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе.

Лица с ОВЗ имеют благоприятный прогноз на овладение профессией. Их профессиональная деятельность строго ограничена перечнем показанных профессий, которые могут быть ими усвоены.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся используются разнообразные формы организации учебных занятий. Таким образом, от педагога требуется умение находить оптимальное сочетание форм учебных занятий в зависимости от излагаемого материала. Технология уровневой дифференциации позволяет гибко использовать различные виды занятий и их сочетаний в системе образовательного процесса. Как известно, одни и те же цели при профессиональной подготовке могут быть достигнуты различными путями. Структурированный материал легче запоминается и воспроизводится. Подтверждение теоретических положений примерами конкретной профессиональной деятельности делает эти теоретические положения жизненными, реальными, практически значимыми. Чтобы помочь учащимся запомнить информацию, предлагаются различные виды работы: поработать с записями текста или с учебником; выделить наиболее важные положения; составить план ответа; вычертить график; построить опорный конспект; пользуясь наглядными пособиями, охарактеризовать объект, выполнить задание творческого характера.

Для конструирования системы занятий удобно использовать конструктор урока А.А. Гина[2, с. 71]. Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока - это совокупное творчество преподавателя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях профессионального образования. При использовании "Конструктора" значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество преподавателя переходит на новый, более высокий уровень. У каждого преподавателя может быть свой конструктор. Каждая тема может быть разбита на блоки занятий: вводное, основная часть, тренинг, контроль, анализ (и в соответствии с этим коррекция знаний). Необходимо отметить, что знания, даваемые детям насильно, не дают возможности учащимся развиваться. Задача каждого преподавателя - совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться.

Профессиональное образование подразумевает подготовку рабочего, имеющего квалификацию, отвечающую требованиям в соответствии с содержанием Единого тарифно-квалификационного справочника, профессиональными и образовательными стандартами, а также требованиями потенциальных работодателей. Готовность к профессиональной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта, как показывают исследования и собственный анализ организации производственного обучения в условиях НПО, может быть оценена по ряду показателей.

Во-первых, сформированности мотивации на профессию. Здесь необходимо оценить насколько обучающийся проявляет интерес к профессиональной деятельности; обладает намерениями совершенствовать свое профессиональное мастерство; осознает и понимает значимость своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, сформированности общепрофессиональных, профессиональных и специальных знаний профессиональной деятельности. Определяется уровень знаний основ профессиональной деятельности; глубина и разносторонность профессионально-технических знаний; умение применить полученные знания в различных производственных ситуациях; знание основ безопасности жизнедеятельности.

В-третьих, как на практике применяются приемы, способы и операции профессиональных действий и как обучающийся себя ведет в социуме. Оценивается владение приемами, операциями, способами профессиональных действий; рациональность выбора способов и средств осуществления профессиональной деятельности; прогноз результата; владение основными орудиями труда, производственным оборудованием. А так же рассматривается насколько развиты навыки самоорганизации и самоуправления, понимание правил общения и взаимодействия, сформированность ответственности за собственное поведение.

В-четвертых, рассматривается уровень профессионального самосознания и профессиональной самостоятельности. До какой степени учащийся осознает необходимость дальнейшего роста профессионального мастерства, проявляет самостоятельность в профессиональной деятельности, осуществляет самоконтроль, берет ответственность за выполняемую работу.

Организация профессионального обучения подростков с ОВЗ безусловно требует материальных затрат, связанных не только с материальной базой, но и с подготовкой преподавателей и осуществления медико-социального сопровождения. Сегодня значительно усложняется проблема трудоустройства выпускников, а, следовательно, и процесс их социально-трудовой адаптации. Обучение профессии лишь тогда может считаться завершенным, если каждому подростку с ОВЗ будет гарантировано право на трудовую занятость.

Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие. М.: Владос, 2003. 368 с.

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2004. 87 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: метод. пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 120 с.

  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: М.: Педагогика, 1990. 192 с.


© 2010-2022