Методические материалы Педагогический дизайн

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический дизайн научно-методического сопровождения педагогов как условие развития профессионального потенциала учителя


Методические материалы Педагогический дизайн

Методические материалы Педагогический дизайн

Методические материалы Педагогический дизайн

Методические материалы Педагогический дизайн

Гунина Ю.С., заместитель директора по УВР ДСШ № 115, руководитель РМО учителей французского языка

Если вы владеете знанием,

дайте другим зажечь от него свои светильники.

Томас Фуллер

Одним из ключевых направлений методической работы является развитие учительского потенциала. Это, прежде всего, связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий обусловлена новыми требованиями к системе образования.

Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентации и качеств, творческого стиля мышления, освоения современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии.

Одной из основных форм повышения квалификации педагогов в послевузовский период является методическая работа. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям. Методическая работа рассматривается нами как часть системы непрерывного образования педагогов.

Ситуация, связанная с изменениями, происходящими в последние годы в образовании, проблемно-ориентированные результаты анализа методической

работы, привели к необходимости изменить подходы в реализации методической

работы в школе, сделать акцент на развитие системы мотивации педагогических кадров, на формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Решение данных проблем требует перехода от управленческой к менеджерской системе руководства, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью. Лозунг «Кадры решают всё» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность.

Прежняя система должна уступить место новой системе научно-методической работы, которая должна стать средством процесса развития нового стиля педагогического мышления и деятельности педагога. Поэтому работа должна быть направлена на создание модели методического сопровождения педагогов, которая способна обеспечить профессиональный рост, развитие активного творчества.

Уже не достаточно быть на уроке и вне его актером, режиссером, делопроизводителем, дирижером, дипломатом, психологом, новатором и компетентным специалистом. Модель современного учителя предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Эти качества не выдаются приложением к диплому о педагогическом образовании, а формируются в ежедневной учительской работе.
Современная методика управления школой предлагает руководителям общеобразовательных учреждений разработать " Программы роста педагога ". Но в этом вопросе достаточно лишь распространенных форм методической работы таких, как методические совещания, практические семинары, методические объединения или выездные консультации. Да и не это является главным в росте учителя. Главное - разглядеть, а иногда - почувствовать способность к творчеству,

вовремя дать толчок, который вызывает желание двигаться вперед. И если опытный методист сможет распознать этот росток, приложит определенные усилия для его

развития, результат превысит ожидания.
С чего начать работу? Начало работы требует четкого определения :
- на каком уровне профессиональной компетентности находится конкретный учитель в настоящее время;
- насколько он способен к росту ;
- способен к самообразованию;
- какой именно методической помощи он нуждается т.п. .

Некомпетентность профессиональная является значительным недостатком в любой профессии, поскольку она является причиной претензий и нареканий, поэтому начнем с определения этого термина. Учитывая очень похожие трактовки понятий " компетенция ", "компетентный ", и " компетентность " в толковом словаре, считаем наиболее точным такую ​​трактовку: "Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем», в отличие от термина " квалификация ", включает, помимо чисто профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию ".
Поскольку урок - это главное пространство для учителя и аналитической работы администрации школы, то на школьном этапе диагностики обычный для каждого администратора внутришкольный контроль уже является видом диагностики профессиональной компетентности педагогических работников. Ведь, по словам В. А. Сухомлинского, " учитель должен больше работать не на уроке, а готовясь к нему". Наблюдение и изучение документации, беседы и анкетирование и их правильный анализ помогут определить уровень мастерства учителя.

Проанализировать полученные данные, и определив уровень мастерства учителя, целесообразно использовать критерии качественных результатов деятельности учителя, которые помогут провести своеобразный мониторинг, насколько творчески работает учитель.

Следующим шагом будет определение затруднений учителя в учебно - воспитательном процессе. Компетентность не означает отсутствия затруднений у учителя при выполнении своей роли.
Трудности у учителя чаще всего вызывают внешние факторы. Они зависят от уровня его компетентности, а значит и от его образовательной и моральной подготовленности к педагогической работе, его отношение к избранному делу, степени призвания и профессиональной пригодности.
Одним из наиболее эффективных средств повышения профессиональной компетентности учителя видим в самообразовательной деятельности. Профессиональное самообразование педагога - сознательная деятельность по совершенствованию своей личности как специалиста: адаптации своих индивидуальных неповторимых качеств требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование качеств своей личности. А поскольку научить самого себя значительно сложнее, чем кого-то, она предусматривает методическое сопровождение. Оно должно быть многоуровневым и обязательно - постепенным.

Так что же такое «педагогический дизайн научно-методического сопровождения педагогов» и каковы условия развития профессионального потенциала учителя.

"Педагогический дизайн" в англоязычном варианте звучит как "instruсtional design", то есть разработка модели, схемы, инструкции по обучению; приведенные в систему использования знания (принципы) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

Сущность научно-методического сопровождения, как педагогической категории, заключается в том, что это - профессиональное педагогическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности, условиями которой являются добровольность и партнерство, отличительными особенностями - личностный и профессиональный рост педагогов, а результатом - новое качество профессиональной деятельности учителей, которая проявляется в профессиональной компетентности.

Научно - методическое сопровождение - это целенаправленный, поэтапный, смоделированный, системный процесс обучения педагогических кадров, целью которого является создание условий для реализации потребностей и возможностей педагогов, мотивация к обучению в течение жизни, результатом - готовность учителя к инновационной, творческой результативной деятельности, овладение инновационными подходами и технологиями.
Для создания модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики.

Андрагогика (гр. андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн - вести) - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь - деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся - педагог - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.

На базе основных положений андрагогики, и предлагается строить деятельность по развитию учительского потенциала, главными характеристиками которой считаются активная, ведущая роль обучающегося (педагога) в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и его совместная работа с обучающим - с другой стороны.

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом модели развития учительского потенциала должны стать следующие основные принципы:

  • Приоритет самостоятельного обучения

  • Принцип совместной деятельности

  • Принцип индивидуализации

  • Принцип направленности на проблемные вопросы практики

  • Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов

  • Создание условий для деятельности педагога

Исходя из характеристики андрагогической модели обучения, а также учитывая компоненты педагогической деятельности нами внедряется модель научно-методического сопровождения педагогов, которая формируется и структурируется в соответствии с компонентами педагогического труда. Работа учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:

  • педагогическая деятельность;

  • личность учителя;

  • психолого-педагогическое общение.

Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.

Из практики внедрения модели научно-методического

сопровождения педагогов

Эффективность методической работы зависит от многих факторов и прежде всего от:

  • приоритетных направлений школьного образования;

- учета индивидуальных профессиональных особенностей каждого педагога при ее планировании и организации;

  • опоры на индивидуальность и творчество учителей, их профессиональные интересы и способности;

  • сложившегося передового педагогического опыта;

Планирование методической работы начинается с анализа потребности педагогов, выявления существующих проблем. С этой целью проводится анкетирование, собеседование с учителями, самообследование по всем основным процессам: управленческий, учебный, воспитательный, научно-методический, психолого-педагогический.

Для успешного осуществления методической работы в течение всего времени проводится контрольно-аналитическая экспертиза, по следующим направлениям:

  • состояние и результативность методической работы;

  • эффективность и действенность управления научно-методической работой;

  • уровень профессиональной компетентности учителя;

  • состояние и эффективность инновационной работы;

  • раскрытие творческого потенциала учителей.

Учитывая ключевые направления нашей школы были определены основные направления научно-методического сопровождения педагогов:

  • по повышению профессионального мастерства, творческого потенциала;

  • сопровождение инновационной и опытно-исследовательской деятельности педагогов;

  • сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми;

  • сопровождение педагогов, находящихся в режиме аттестации;

  • сопровождение государственной итоговой аттестации;

  • сопровождение молодых педагогов;

  • сопровождение педагогов, обобщающих передовой педагогический опыт.

Средствами профессионального развития является обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники повышения квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл («Цикл Колба»).

Модель Колба - теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.

Теория обучения Колба содержит четыре основных стиля обучения, которые основаны на четырехэтапном учебном цикле (который может быть также интерпретирован как «учебный цикл»). В этом смысле модель Колба особенно элегантна, поскольку она предлагает способ понимания различных стилей обучения конкретных людей, а также объяснение цикла эмпирического обучения, применимого для всех нас. Колб говорит, что в идеальной ситуации этот процесс представляет собой цикл обучения или спираль, в рамках которой обучающийся «знакомится со всеми основами», т.е. цикл накопления личного опыта, обдумывания, размышления и действия. Непосредственный или конкретный опыт приводит к наблюдениям и размышлениям. Затем эти размышления ассимилируются (воспринимаются и преобразовываются) в абстрактные понятия, имеющие значение для действий, которые человек может активно испробовать и испытать, что позволяет получать новый опыт.

Таким образом, модель Колба работает на двух уровнях - четырехэтапный цикл:

1. Конкретный опыт - (КО)

2. Мыслительные наблюдения - (МН)

3. Абстрактная концептуализация - (АК)

4. Активное экспериментирование - (АЭ)

Методические материалы Педагогический дизайн

Методические материалы Педагогический дизайн



В структуре методической работы педагогов, рассмотренной как деятельность, можно достаточно четко определить цели, средства и мотивы. Исходная цель - повышение качества обучения - достигается средствами саморазвития педагога, а в итоге мы наблюдаем прогрессирующую мотивацию учителя, формирование у него потребности самовыражения. Педагогический процесс становится субъект-субъектным, при котором происходит перераспределение не только обучающей функции, но и функции ученика. Иначе говоря, в этой ситуации не только ученик учит, что становится нормой, но и создаются условия для личностного развития педагога. Мы считаем, что подход в организации саморазвития учителей может быть только дифференцированным. В зависимости от педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности учитель создает индивидуальную программу профессионального и личностного роста. В своей организационной деятельности мы придерживаемся структуры индивидуальной программы, в которой отражены разнообразные направления деятельности педагога. Работа по данным направлениям планируется исходя из реальных потребностей и возможностей учителя.

Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах. Педагоги школы принимают участие в конкурсах разного уровня, добиваются хороших результатов.

Кто не хочет отставать, должен двигаться вперед, и не останавливаться, достигнув вершины, а подниматься выше. В этом и заключается основная миссия современного учителя.


12

© 2010-2022