Доклад по теме Духовно-нравственное воспитание

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. К тому же отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд №1

Сегодня все больше внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Особенно актуален он для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно эта категория детей находится в наиболее сложных социальных условиях и нуждается в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию и занять равноправное место в обществе.

Слайд № 2

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. К тому же отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие - низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

Слайд № 3

Несмотря на ряд проблем нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

Классный руководитель должен направить деятельность учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.



Работу по духовно-нравственному воспитанию строю в соответствии с общешкольным планом внеклассной работы.

Слайд №4

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является создание условий для воспитания личности, стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу;сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

Слайд № 5

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение обучающихся, воспитанников в систему духовно-нравственного воспитания;

- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

- организовывать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;

- создавать условия для формирования у обучающихся, воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

Слайд № 6

Свою работу по духовно- нравственному воспитанию я провожу по следующим направлениям:

 «Я - гражданин» (Воспитание гражданственности, патриотизма)

 «Жизнь дана на добрые дела» (Воспитание нравственных чувств и этического сознания)

 «Труд для себя и для других» (Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду)

 «В здоровом теле - здоровый дух» (Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

Каждое из направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Слайд №7

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования планируется достижение следующих результатов:

Слайд № 8

О том , как работает каждое из направлений я расскажу на примере своего класса.

В своей воспитательной работе я учитываю, что дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям.

Каждый обучающийся моего класса является активным участником всех выше представленных направлений духовно-нравственного воспитания.

Остановлюсь подробнее на каждом из них

Слайд № 9 Я - гражданин

В рамках данного направления дети получают первоначальное представление о Конституции Российской Федерации, знакомятся с обязанностями гражданина; важнейшими событиями своей страны.

Во время мероприятий, посвященных героическому прошлому России, дети учатся чувствовать себя хранителями времени. Музыкальное оформление классных часов, видеоклипы с использованием документальной военной хроники, чтение стихотворных строк о войне, презентации используются для того, чтобы способствовать развитию ценных моральных качеств, милосердия, сострадания, воспитанию чувства гордости за свою Родину. Классный час « Вспомним те дни», посвященный событиям ВОВ запомнился детям проведением Акции «Открытка ветерану». Рисуя рисунки и подписывая их, ребята чувствовали явную значимость своей деятельности.

Слайд № 10

Тема классного часа «Готов служить России» привлекла внимание детей, так как им интересно было узнать о различных родах войск. Ребята приняли активное участие в подготовке классного часа, выучили стихи и нарисовали рисунки. В конце занятия дети сделали для себя главный вывод: свою Родину нужно любить и беречь, а когда надо - защитить!»

Слайд № 11

Чувства долга у детей вызывает забота о памятниках героев ВОВ .Все дружно и очень ответственно отнеслись к порученному делу и привели в порядок территорию возле братской могилы героям-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной.

Слайд № 12«Жизнь дана на добрые дела»

Следующее направление говорит само за себя. В процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения происходит знакомство с нормами морально-нравственного поведения.

а также ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с православной культурой.

Слайд № 13

Второй год ребята посещают лекции священнослужителя Катренко Юрия Александровича. Основной формой работы с воспитанниками являются занятия-обсуждения. Ход свободной беседы сопровождается устным рассказом церковного служителя с показом наглядности. В содержание занятия входят духовная литература, поэзия, сказки и легенды.

Слайд № 14

В продолжении данной работы, мною, как классным руководителем проводится цикл бесед по общим название « Уроки доброты», при проведении которых огромную методическую помощь оказывают представленные книги и мультимедийные пособия.

Слайд № 15

Большую роль в приобщении детей к истокам народной культуры играют православные и народные праздники. Они ориентированы на знакомство воспитанников с историей исконно русских православных обычаев.

Любим и незабываем для детей самый долгожданный праздник-«Святая пасха» .Как готовятся к нему православные люди рассказала детям Карнаухова Н.И., которая является глубоко верующим человеком, соблюдающим все обычаи православной веры.

Слайд № 16

В рамках данного направления много времени отводится семье. Живой интерес у обучающихся вызывают занятия, связанные с темами «Моя большая семья» и «Семейный альбом».

Совместно с родителями подготовленные рассказы о своих родственниках помогли детям больше узнать о собственной семье. Из фотографий, принесенных детьми , были сделаны семейные древа.

Слайд № 17 «Труд для себя и для других»

Посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, экскурсий на предприятия дети знакомятся с различными профессиями. Через проведение различных трудовых акции ребята приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы.

АКЦИЯ ЧИСТЫЙ ДВОР

На протяжении всего учебного года наши ребята являются активными участниками акции «Чистый двор» по наведению порядка на школьной территории. Дети с большим с энтузиазмом участвуют в субботниках, проводимых в рамках данной акции .

Слайд № 18

Ребята не остались в стороне, с удовольствием приняли участие в празднике Древонасаждения , посадив молодой саженец березки.

Слайд № 19

Экскурсия в пожарную часть показала значимость профессии пожарных. Дети с большими удивленными глазами на все смотрели, а главное удовольствие было посидеть в машине, потрогать все своими руками. Ребята почерпнули много полезной информации из беседы с теми, кто ежедневно занимается тушением пожаров и спасением людей.

Слайд № 20 «В здоровом теле- здоровый дух»

В ходе бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, медицинскими работниками обучающиеся приобретают первоначальные знания о здоровье, здоровом образе жизни.

Особое внимание я уделяю работе с родителями по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни посредством проведением родительских собраний и совместных походов .

Слайд № 21

На классном часе « Путешествие за здоровьем», организованном в форме путешествия, процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Дети овладели приемами самомассажа, попробовали целебный напиток ,приготовили сообщения о лекарственных травах.

Слайд № 22

Всем ребятам понравилось веселое и познавательное путешествие в страну под названием Здоровый Образ Жизни. Маленькие путешественники узнали тайну здоровья. Ведь секрет очень прост, и он заключается в том, что они по утрам делают зарядку, занимаются спортом, трудятся, едят вкусные и полезные витамины и радуются жизни...

Слайд № 23

Спортивная игра зарница всегда выражает бурю эмоции. Все ребята класса показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой, заняв 2 призовое место.

Слайд № 24

Одна из любимых детьми форм внеклассной деятельности - походы и экскурсии. Ничто не приносит столько положительных эмоций, как непосредственное общение с природой. Посещая эти места, дети не только любуются природой, но и получают свои первые экологические знания.

Слайд № 25

В начале и в конце учебного года проводится мониторинг, направленный на прояснение ситуации, выявление истинного уровня развития духовно-нравственных качеств, эффективности представленного воспитательного процесса. Для оценки деятельности по духовно-нравственному воспитанию разработана диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности. Из приведенных диаграмм видно, что наблюдается положительная динамика в формировании духовно-нравственных свойств личности. Ребята стали увереннее, у них исчез страх быть непонятыми и непринятыми. Между детьми установились доверительные отношения. Сравнивания результаты диагностики, проведённой в первом классе и в начале 3-го класса можно сделать вывод об эффективности проведения работы по духовно-нравственному воспитанию.

Слайд № 26

ВЫВОД:

Воспитательная работа - дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону детей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

© 2010-2022