Курсовая работа Внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательным учебным заведением

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Отдел: директора и заместители директоров общеобразовательных

учебных учреждений





КУРСОВАЯ РАБОТА

Внедрение современных инновационных технологий в управление

общеобразовательным учебным заведением



Выполнила:

слушатель курсов 1.3.4. «Инновационные подходы к управлению учебным учреждением»

БОНДАРЕНКО В.Л.

Руководитель: _____________________________

_____________________________

Донецк -2015

Аннотация


Бондаренко В.Л. Внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательным учебным заведением: Курсовая работа. - Донецк, Донецкий ИППО, 2015.- 31 с.

В работе раскрываются наиболее характерные инновационные технологии, которые применяются в школьном образовании.

Особое внимание уделено трактовке понятия «инновация», его отличие от термина «новшество».

В роботе выделяется проблема развития творчества в управленческой деятельности, как способа инновационного развития ученого заведения. В разделе ІV «Анализ полученных результатов» приведены результаты работы педагогического коллектива конкретной школы.

Табл. 4, Библиогр.: 21 наим.


Бондаренко В.Л. Впровадження сучасних інноваційних технологій в управління загальноосвітнім навчальним закладом: Курсова робота. - Донецьк, Донецький ІППО, 2015.- 31 с.

У роботі розкриваються найбільш характерні інноваційні технології, які застосовуються у шкільній освіті.

Особливу увагу приділено трактуванню поняття «інновація», його відмінність від терміна «нововведення».

У роботі виділяється проблема розвитку творчості в управлінській діяльності, як способу інноваційного розвитку навчального закладу. У розділі ІV «Аналіз отриманих результатів» наведені результати роботи педагогічного колективу конкретної школи.

Табл. 4, Бібліогр .: 21 найм.



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ І. Основная часть……………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ ІІ. Наиболее характерные инновационные технологии в школьном образовании………………………………………………………………………………..5

2.1.Переход к диалогическим формам взаимодействия…………………………5

2.2.Технология проектных команд ……………………………………………….5

2.3.Информатизация школы……………………………………………………...10

2.4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении………………………………………………………………………………….11

2.5.Внедрение технологий творческих коалиций………………………………11

2.6.Технология исследовательской деятельности ……………………………...11

2.7.Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета…...11

2.8.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника……………………………………….11

2.9.Мониторинг интеллектуального развития…………………………………..11

2.10.Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика…………………………………………………………………...11

2.11.Дидактические технологии как условие развития учебного процесса общеобразовательного учреждения…………………………………………………….11

2.12.Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы……………………………….11

2.13.ПОРТФОЛИО - новое направление оценочной деятельности…………...11

РАЗДЕЛ ІІІ. Определение инновационного потенциала образовательного учреждения……………………………………………………………………………….11

РАЗДЕЛ ІV. Анализ полученных результатов ………………………………………..11

РАЗДЕЛ V. Вывод……………………………………………………………………….11

РАЗДЕЛ VI. Библиография………….………………………………………………….11




4

РАЗДЕЛ І

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Прежде чем говорить об инновационных технологиях в управлении общеобразовательным учебным заведением, необходимо дать четкое определение термина «инновация».

Существует ряд заблуждений, неправильных трактовок и понимания данного термина. Первое неправильное суждение: инновация и новшество (новация) - это одно и то же; второе: инновационная деятельность и производство, т.е. создание новшеств (новаций) - также одно и то же, тогда - это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация - это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

Термин «инновация» в латинском языке появился в середине XVII века и обозначал вхождение нового в некоторую сферу деятельности, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Следовательно, инновация с одной стороны является процессом вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Другие источники трактуют данный термин следующим образом:

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Иннова́ция - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

5

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й.Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно Шумпетером был впервые введен данный термин в экономике.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений.

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

«Инновационное образование» - образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Следовательно, инновационное образование - это развивающее и

6

развивающееся образование.

«Инновационная образовательная технология» - комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

  2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Перевод школы как педагогической системы в новое качественное состояние предполагает владение руководителями и педагогами технологией проблемно-ориентированного анализа. Как известно, проблема "сидит" в результате. Видишь проблему - ищешь пути ее устранения. Анализ образовательной ситуации, выявление проблем и противоречий образовательного процесса позволяет выявить в системе школы компоненты, подлежащие инновационным изменениям, а именно изменениям подлежат:

  • содержание образования;

  • технологии обучения;

  • организация образовательного процесса;

  • подготовка учителя к внедрению современных технологий обучения;

  • система воспитательной работы;

  • система дополнительного образования;

  • управление программным развитием школы.

7

РАЗДЕЛ ІІ

НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


В настоящее время в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

2.1.Переход к диалогическим формам взаимодействия.

К диалогическим формам взаимодействия относятся организационно-деятельностные игры (ОДИ). ОДИ помогают педагогам формировать способность вести диалог с коллегами, осознанию наличия разных решений и позиций не обязательно совпадающих с собственными. ОДИ позволяют:

1.Ориентироваться на принятие альтернативных решений.

2.Расширять горизонты видения и понимания за счет включения дополнительных ресурсов, не принимаемых во внимание раннее.

В результате формируется коллектив единомышленников, который желает работать по-новому.

В условиях полилога, диалога, разноплановых уровней сознания рождается новая стратегия развития школы, выраженная в программе развития.

Цель - новое качество образования, понимаемое как достижение уровня, обеспечивающего удовлетворение запросов личности, общества и государства. Основными принципами управления школой являются:

  1. Принцип новых задач.

  2. Принцип программно-организованного образования.

  3. Принцип уважения и доверия к человеку.

  4. Принцип непрерывного развития (постоянного обновления).

8

  1. Принцип горизонтальных связей: участие в управлении учителей и делегирование полномочий.

  2. Принцип первого руководителя.

  3. Принцип постоянного повышения квалификации.

  4. Принцип ключевых дел и событий.

  5. Принцип поддержки инициатив.

  6. Принцип содержательного партнерства.

  7. Принцип содержательных коалиций.

  8. Принцип наращивания инновационного опыта и др.

Внедрение принципов в управление школой позволяет создать новую развивающую среду.

Повышение квалификации педагогического коллектива пропорционально успешному достижению целевой линии развития школы, в основе которой лежит стратегия успеха.

Стратегия успеха - основа раскрытия, взращивания внутренних ресурсов личности педагогов и обучающихся.

2.2. Технология проектных команд - разновидность модульной технологии управления. Маленькая команда как основной элемент организационной культуры таит в себе большие возможности. Именно командный метод работы позволяет без специальных материальных затрат добиваться успехов в развитии каждой личности. Педагог - человек команды, умеет слушать, уважать мнение другого. В школе создаются исследовательские проекты, авторские программы. Проводятся авторские семинары презентации и мастер классы, внедряются авторские школы. Школа открыта сообществу педагогов, руководителей и учащихся. Результатом командно-проектной деятельности является создание прогрессивной системы ценностей, позволяющей предвидеть развитие ресурсов школы. Школа - субъект инновационно - экспериментального пространства системы образования может рассматриваться как ресурсный центр по внедрению профильного обучения и повышения

9

управленческих кадров.

2.3.Информатизация школы.

Информатизация учебного учреждения предполагает:

  • компьютеризацию школы;

  • выход в Интернет;

  • подключение к информационным сетям, внутренняя локальная сеть;

  • использование мультимедиа по предметам школьного учебного плана;

  • повышение квалификации кадров;

  • расширение использования компьютерных технологий в образовательном процессе.

2.4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал:

10

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик" к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель", повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор ВУЗа, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.

Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей. Далее - это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона. И, наконец, собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

11

Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза .

В педагогике развития - это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.

В образовательной практике - это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.

Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.

Примеров проектной работы, которая ведется в современном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:

● на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

12

● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

● на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;

● на уровне политики в образовании - это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

2.5.Внедрение технологий творческих коалиций.

Это позволяет создавать в педагогическом коллективе мобильные группы для решения оперативно-тактических конкретных задач, которые держат целевую линию развития школы, решают конкретные задачи, возникающие по ходу деятельности. Это научно-методический совет, лаборатория инноваций и совет эксперимента, тесно взаимодействующие с кафедрами развивающего обучения, развития и воспитания личности школьника. Идет наращивание инновационного потенциала.

2.6.Технология исследовательской деятельности позволяет педагогическому коллективу выйти на новый уровень, уровень обобщения опыта. Продуктом являются печатные издания.

2.7. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный, она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении

13

учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

2.8.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника.

Применение такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

2.9. Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. При этом мониторинговые исследования проводятся параллельно заместителем директора по УР и учителями-предметниками. Заместитель директора анализирует динамику изменения качества обучения по параллелям и предметам, учителя-предметники - динамику изменения качества обучения каждого учащегося по предметам.

2.10. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

14

2.11.Дидактические технологии как условие развития учебного процесса общеобразовательного учреждения.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

2.12. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

2.13.ПОРТФОЛИО - новое направление оценочной деятельности.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности - оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопительная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

15

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих об его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами - это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

16

Для учащегося портфолио - это организатор его учебной деятельности, для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем - руководителя процесса обучения.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений;

● портфолио - отчет;

● портфолио - самооценка;

● портфолио - планирование собственной работы.

Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую.

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.

Рефлексия - процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. - 1969г./ «Психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка - умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться:

● отбирать и оценивать информацию;

17

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь;

● планировать свою деятельность;

● давать оценки и самооценки;

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

В данном контексте рассматривается портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления.

Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей - способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование - мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.

Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

18

● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

● новый тип или новая форма общественной практики.

Пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований - из истории отечественного образования:

● источник инновации - уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;

● инновационное предложение - научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;

● технология осуществления - разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;

● инновационный процесс - открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

● новая форма практики - «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

В заключение возникает вопрос - есть ли у образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отмечают три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.

В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего - это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности

19

и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.

В системе профессионального образования и профессионального развития:

● это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;

● это формирование психологической грамотности, шире - психологической культуры педагогического труда;

● это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.

В области образовательной политики:

● это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в стране.

Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем

● в контроле, в оценке результатов.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования

● в области развития определенных способностей учеников и педагогов;

● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.

3.По области педагогического применения

● в учебном процессе.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса

● в коллективном обучении (личностно-ориентированно);

- в индивидуальной, фронтальной, групповой форме;

● в семейном обучении.

5. По функциональным возможностям

● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.).

20

6. По способам осуществления

● систематические.

7. По масштабности распространения

● на международном уровне;

● в школе.

8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения

● системные, охватывающие всю школу как образовательную систему.

9. По социально-педагогической значимости

● в образовательных учреждениях любого типа.

10. По признаку инновационного потенциала

● комбинаторные

● нововведения.

11. По отношению к своему предшественнику

● замещающим;

● открывающим.














21

РАЗДЕЛ ІІІ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Инновационный потенциал образовательного учреждения определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:

1.Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа:

● направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся;

● интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

● решение важных педагогических задач:

- создать эмоционально-комфортную образовательную среду;

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность;

- расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- развивать коммуникативные умения и навыки;

- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута.

2.Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения:

● изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом - к качеству образования;

● форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования;

22

● портфолио учителя - как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;

● активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой).

3.Ресурсные возможности образовательного учреждения:

● систематическая работа по повышению квалификации учителей;

● опыт создания электронного портфолио;

● сетевое компьютерное оснащение кабинетов (компьютерные классы, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть);

● методическое обеспечение курса:

- рабочая папка;

- официальные бланки портфолио (приложение к свидетельству 9 класса);

- рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио));

- диагностические материалы;

- таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»;

- памятки и инструкции для учащихся;

- методические рекомендации по ведению портфолио;

- примерные варианты занятий с учащимися.

4.Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития:

● перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем - профильного обучения;

● построение образовательного рейтинга выпускников 9-ых классов;

23

● оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов;

5.Оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста:

●ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание (применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни);

● накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист».

6.Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям:

● внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений;

● проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки;

● реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса:

- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;

- в учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

- неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.

24

РАЗДЕЛ IV

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №2 отдела образования администрации города Кировское строилась в комплексе с шахтой "Ждановская-капитальная", в настоящее время ПАТ ДТЭК "Шахта "Комсомолец Донбасса".

Юридический адрес: 86300, ДНР, г.Кировское, ул. Шахтерская, 22.

Дата рождения школы - 13 января 1980 года. Проектная мощность школы - 30 классов, 1126 ученика. В 2014-2015 учебном году в школе 577 учеников обучалось в 28 классах, средняя наполняемость составляла - 20,6.

В 2007 году школа прошла аттестацию. Согласно приказа отдела образования Кировского городского совета №453 от 28.12.2007 «Про підсумки атестації загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №2 Кіровської міської ради Донецької області» школа аттестована с высоким уровнем образовательной деятельности.

На выполнение Программы «100 відсотків» все учителя школы успешно овладели основами ИКТ, получили сертификаты о прохождении тренингов «Цифровые технологии».

На протяжении длительного периода школа работала за программой научно-исследовательской и экспериментальной работы за темой «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности» под руководством Киричука В.О. - кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы, доцента кафедры психологии института одаренного ребенка АПН Украины.

Школа имеет высокий кадровый потенциал: 36% составляют учителя высшей категории, 9% - учителя, имеющие звание «учитель-методист», 20% - «старший учитель», 9% - «Отличник образования Украины».

В школе созданы ШПМК (школьные предметно-методические комиссии) и «Школа молодого учителя». У руководству городскими предметно методическими комиссиями на протяжении нескольких лет задействованы лучшие

25

учителя школы (Чумакова Г.В., Софенина А.Г., Крамар Г.П., Огула О.С.). В 2014-2015 учебном году руководителем городского консультационного пункта учителей физико-математического цикла назначена Чумакова Г.В.

В учебно-воспитательный процесс широко внедряются ИКТ. В школе оборудованы два компьютерных классах, имеются компьютеры и в некоторых кабинетах. Школа имеет в наличии 3 проектора. Педагогические советы, уроки проходят с использований современной компьютерной техники.

Администрацией школы проводятся ежегодные мониторинговые исследования учебных достижений учащихся по предметам, по параллелям, что позволяет сделать выводы об уровне учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинговые исследования проводят и учителя для пополнения собственных портфолио, которые используют как результативность работы при аттестации.

Учителями школы организована работа по формированию портфолио ученика, где накапливаются результаты их достижений (учитель английского языка Лысенко В.А.).

В школе внедряется технология исследовательской деятельности - основная часть учителей распространяет собственный опыт работы на страницах предметных газет и журналов.

Сравнительная таблица размещения собственных методических разработок учителями школы в предметных журналах

Таблица 1

2012-2013

2013-2014

2014-2015

9

9

4

Ежегодно учителя школы участвуют в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Лучший работник года»:

«Учитель года»

Таблица 2

2012-2013

2013-2014

2014-2015

3

3

-

-Крамар Г.П., номинация

-Чудаева З.Б., номинация

-

26

«Учитель физики», 12 место;

-Василина С.И., номинация «Учитель русского языка и литературы», учасник;

-Сливина Л.И. - номинация «Учитель информатики», 13 место из 42.

«Учитель начальных классов», учасник;

-Софенина А.Г., номинация «Учитель географии», учасник;

-Скляр Л.М., номинация «Учитель украинского языка и литературы», учасник.



В конкурсе «Лучший работник года» в 2012-2013 учебном году приняла участие Рудакова Н.В. в номинации «Лучший учитель иностранного языка в младших классах», результат - ІІ место. В 2013-2014 учебном году Жданова Л.И, номинация «Лучший преподаватель художественной культуры». Учитель физкультуры Россохатая Л.А. в 2012-2013 учебном году стала участником областного этапа конкурса «Лучший урок физкультуры с элементами футбола».

На протяжении 2004-2012 годов школой проведены ряд региональных семинаров с участием кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы, доцента кафедры психологии института одаренного ребенка АПН Украины Киричука В.О., на которых были рассмотрены ряд вопросов, подведены итоги по работе с программой «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности».

В 2013-2014 учебном году в школе для руководящих кадров города был организован и проведен городской семинар «Модернизация образовательной среды и оптимизация условий обучения путем разработки и внедрения новых здоровьесохраняющих технологий».

Ежегодно в школе отслеживается прохождение учителями курсовой переподготовки.

Педагогические работники школы продолжают работать в областных творческих группах при Донецком ИППО:

27

-«Индивидуализация инклюзивного обучения» ( г.Донецк, Соболева Н.П.);

- Использование здоровьесохраняющих технологий в начальной школе» (г.Донецк, Огула О.С.).

Сравнительная таблица привлечения учителей школы к работе в творческих группах Донецкого ИППО

Таблица 3

2012-2013

2013-2014

2014-2015

3 (6%)

3 (5%)

2 (5%)

Ежегодно активизируется работа коллектива по вовлечению учеников школы для участия в творческих и интеллектуальных конкурсах. На протяжении нескольких лет ученики являются победителями областных, Республиканских олимпиад. Так в 2014-2015учебном году 7 учеников школы приняли участие в Республиканских олимпиадах, из них - 4 в двух олимпиадах:

Таблица 4

Предмет

Класс

ФИО ученика

Результат

1

Украинский язык и литература

10-Б

Переход Юлия

Диплом ІІІ степени

2

Физика

10-А

Черников Павел

Диплом ІІ степени

Физика

10-А

Негру Вячеслав

Диплом ІІ степени

3

Информатика

10-А

Тарасюк Марк

Сертификат участника

Информатика

10-Б

Яроцкая Анастасия

Сертификат участника

4

История

8-А

Волков Валентин

Сертификат участника

История

8-А

Негру Вячеслав

Сертификат участника

5

Английский язык

9-Б

Клипач Анастасия

Сертификат участника

6

Химия

10-А

Черников Павел

Сертификат участника

7

Информационные технологии

10-Б

Яроцкая Анастасия

Диплом ІІ степени

8

Информационные технологии

8-А

Волков Валентин

Сертификат участника

Школа имеет 8 призеров конкурса «К Донецкой Народной республике с любовью!».

С целью поддержки интеллектуальной молодежи Донецкой Народной Республики (Республиканская программа «Молодежная инициатива возрождения

28

Донбасса») ученица 10-Б класса Переход Юлия под руководством учителя географии Софениной А.А. подготовила свою бизнес-идею, направленную на становление и развитие экономики и социальной сферы Донецкой Народной Республики «Открытие мини-блинной старшеклассниками на базе ОШ». В результате Переход Юлия награждена Грамотой за лучшую работу за подписями Министра образования и науки ДНР, Министра экономического развития ДНР, Министра информации ДНР, Министра связи ДНР, Министра культуры ДНР.

Ученица школы Любченко Л. (10-Б) приняла участие в Интернет-соревнованиях «Поэтический вернисаж юных филологов «Мой край, моя земля…», в результате участия ученица определена Лауреатом данного конкурса.



















29

РАЗДЕЛ V

ВЫВОД

Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения и желания работать, творить и постигать новое коллектива школы.




















30

РАЗДЕЛ VI

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. - 1984.

  2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) - 2010. - с.148-150.

  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003.

  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010.

  5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003.

  6. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. - 2010. - с.185-191.

  7. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. - 272с.

  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. - 2008.

  9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. - 2009.

10. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.

31

12. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой - М., 1991.

13. Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. - М., 1984.

14. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. - М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. - М., 1992.

15. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991.

16.erono.ru.

17.nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/22/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v-0.

18. festival.1september.ru/.

19. 74323s031.edusite.ru/p31aa1.html.

20. bibliofond.ru/view.aspx?id=584576.

21. vdohnovlennye.ru/.

© 2010-2022