• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • «Особенности использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка при формировании учебно-познавательной компетентности учащихся»

«Особенности использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка при формировании учебно-познавательной компетентности учащихся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специализированная гимназия №8 имени Ю.Гагарина для одаренных детей с обучением на трех языках

Синквейн

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.


(«Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.


Пошаговое описание метода

Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.

Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.

Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка - одно слово, синоним темы.

Советы преподавателю

В начале предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т.д.)

На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем - индивидуально.

Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.





Тема доклада:


«Особенности использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка при формировании учебно- познавательной компетентности учащихся»

Оразбаева Жанар Азатовна

Заместитель директора

по иностранным языкам



Талгар, 2013

Приоритетная задача современной школы: не овладение учащимися определённым набором знаний, умений и навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.

Реализация компетентностного подхода в образовании - инновационное направление, которое позволяет по-новому осознать и понять значимость школьной дисциплины, в том числе и английского языка.

Методическая задача учителя английского языка - реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Технология «Развитие критического мышления» представленное, как «мышление о мышлении» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Её предложили в середине 90-х годов XX века американские психологи Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Технология критического мышления необходима не только в учебе, но и конечно же и в быту, когда наши ученики смогут выражать свои мысли на изучаемом языке, уважать мнения и идеи своих однаклассников, друзей, близких, и проявлять самостоятельность и саморегуляцию в обучении.

Одним из модулей, который я применяла на своей практике в обучение учащихся является- критическое мышление. Я понимаю критическое мышление, как творческое мышление моих учеников. И соглашусь с утверждениями Джона Брауса и Д. Вуда определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критически мыслящий ученик может уведеть,предложить новое, выслушать мнение, идею других, исправить свои ошибки для достижения результата.

Андрей Викторович Хуторской отметил, что: «Учебно-познавательная компетентность - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. … знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем».

Основные составляющие учебно-познавательной компетентности:

  • знания по английскому языку;

  • умения - познавательные, практические, организационно-оценочные;

  • качества личности - мотивационная направленность, интеллектуально-логические способности, способности к самоорганизации и самоуправлению, нравственные и эстетические качества, психофизиологические свойства личности

В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, конструктивистская традиция Ж. Пиаже и Л. Выготского. Речь идёт о «конструировании» собственного знания в рамках своей собственной деятельности. Это ключевой тезис всей технологии. Он действительно является концептуальным и определяющим всё дальнейшее понимание и изложение.

Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др).

Моей целью внедрения модуля критического обучения на свои уроки было в первую очередь повысить интерес учеников для понимания темы,умение самостоятельно искать, добывать информацию,понимания чтения, аудирования на английском языке, развить лексические, грамматические, диологические навыки, навыки письма, и умение критически мыслить.

Планируя каждый урок я старалась следовать структуре по концепции «критического мышления», которую описал С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия.

В стадии вызова, как я поняла важным является активность учеников. Каждый мой ученик должен принять участие в работе,ставить цели и задачи урока, высказывать свою точку зрения, не бояться учителя и не бояться выражать свои мысли. И мы должны дать понять, что каким бы не был ответ, для нас он не является «неправильным » высказыванием.

При делении на группы я учитывала, то что часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю, поэтому занятия в небольших группах позволило им чувствовать себя более комфортно, свободно.На стадии вызова я поняла, что важно учитывать, как отметилиамериканские ученые Ч. Темпл, К. Мередит и Дж. Стил условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления: важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления, необходимо давать учащимся возможность размышлять, принимать различные мнения и идеи, целесообразно способствовать активности учащихся, необходимо ценить проявления критического мышления и тогда я могла видеть результат. Мои ученики были уверенными, проявляли активность на уроке, с уважением выслушивали различные мнения.

Когда я переходила на стадию осмысления, очень важно было , что бы ученики смогли проявить себя участвуя при работе с различными методами, стратегиями, которые я применяла на уроках.

И любимая стадия моих учеников -стадия рефлексии. В моем понятии, это когда не только твой ученик, но в первую очередь ты можешь осознать достигли мы поставленных целей, какова была деятельность учащихся и учителя. Когда я и мои ученики могут дать оценку не только уроку, но и мне и себе.

Некоторые эффективные приёмы технологии развития критического мышления по формированию учебно-познавательной компетентности:

  1. Кластеры - приём систематизации материала: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке (например, в виде грозди). Может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовка смысловых блоков.

  2. Инсерт - приём маркировки текста по мере его чтения: во время чтения необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы; в таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём «работает» на стадии осмысления.

  3. Синквейн (с фр. - пятистишие) - продуктивный приём на стадии рефлексии. Правилами написания этого стихотворения является определённое количество слов в строке и назначение каждой строки:
    1 строка - название стихотворения, тема - обычно существительное;
    2 строка - описание темы, 2 прилагательных;
    3 строка - действие, обычно 3 глагола, относящиеся к теме;
    4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;
    5 строка - повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно существительное.

Стратегия «Концептуальное колесо»

  1. Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову , находящемуся в ядре слово «музыка», и вписать в секторы колеса. Например: музыка-искусство-эстетика- жанр ит.д и т.п.

  2. Использование стратегии «Ассоциации»

Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения.Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске, затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

6 . Стратегия «Круги по воде» подобрать глоголы или прилагательные к словам и дать определение по теме. Например:

Рисунок зонта- ученик пишет глагол /open/ открывать зонт (приносит несчастье)и т.д.

Результаты обучения:

  • глубокое усвоение материала и его запоминание;

  • повышение уровня понимания изучаемого и формирование позитивного критического мышления;

  • вовлечение всех учащихся в процесс обучения, снижение отвлечённости в поведении;

  • улучшение внутренней мотивации, улучшение психологического здоровья;

  • развитие учебно-познавательной компетентности.
    Разработала для себя рекомендации:

  • Планировать свои уроки, задания, стратегии и приемы на более высоком уровне, для достижению основных целей урока.

  • Разработать критерии оценивания КМ на уроке.

  • Овладеть приемами, умениями критического мышления, уметь анализировать, систематизировать знания учащихся.

  • Научить учащихся работать, обучаться самостоятельно.

Высказывать одобрения, развивать саморегуляцию в обучении языку.
И в будущем на своих уроках буду создавать ситуации выбора, организовывать диалог в процессе решения проблемных задач, знакомить учащихся с принципами, стратегиями критического мышления.

Человек ясно выражается, когда им владеет мысль,

но еще яснее, когда он владеет мыслью.


В.Г. Белинский

© 2010-2022