СЛОВАРЬ В ПОМОЩЬ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ПО УВР

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический кабинет отдела образования

администрации Новоазовского района













ГЛОССАРИЙ

для заместителей директоров

по учебно - воспитательной работе




Составитель:

Хуриленко М.Н., методист

методического кабинета отдела образования

администарции Новоазовского района














Новоазовск, 2016






А

АВТОРСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЕЙ

Это добровольное объединение педагогов с высокой творческой активностью, деятельность которого предусматривает систематизацию и популяризацию педагогического опыта, решения актуальных образовательных проблем и повышения квалификации педагогических работников.


АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержа­щиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.

Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.

Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.

Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обяза­тельно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяс­нение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.

Б

БЕСЕДА

Это одна из основных форм делового общения. Она может иметь различное назначение: выявление и согласование позиций, проявление недовольства действиями работника, обсуждения результатов контроля, убеждение в чем и тому подобное. В зависимости от своего назначения, беседа может иметь различное строение и различные средства для достижения эффективности.

БРИФИНГ

Это занятие, на котором представляются интересные факты относительно данной темы, которые затем составляют основу для дальнейшего обмена вопросами и ответами.

В

ВЕБ - КВЕСТ

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

ВЕБИНАР

Это «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак семинара - интерактивность. Другими словами, вы делаете доклад, слушатели задают вопросы, а вы отвечаете на них. Зарегистрировавшись участники вебинара в назначенное время должны кликнуть на посланную организаторами ссылку и подключиться к соответствующему сайту. В наушниках мы слышим голос ведущего, слайды его презентации у нас перед глазами и ведущий листает их по мере необходимости. Возможность задавать вопросы представлена ​​в чате. На вебинаре, как и на обычном семинаре, есть возможность взаимодействовать с ведущим, то есть выполнять его задания, отвечать на его вопросы и задавать свои. После завершения мероприятия остается запись, ее тоже можно использовать с целью обучения. Фактически, это готовый продукт.

ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

«Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

Г

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Групповая консультация - это форма научно-методической работы с группой педагогов, заинтересованных в решении одних и тех же проблем.

Задача групповой консультации - оказывать постоянную помощь педагогам в самообразовании, решении очередных проблем, анализе личного опыта в свете новых заданий, расширении перспективы использования новых задач на практике, вооружении конкретными приемами самоанализа, самооценки. Плановые групповые консультации проводят тогда, когда группа педагогов длительное время работает над решением сложной проблемы.


Д

ДИСКУССИЯ

Слово «дискуссия» - латинского происхождения, означает «исследование», «коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса с целью правильного его толкования, обмен мнениями, идеями между несколькими участниками».

Цель дискуссии - выявить различия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить истину, прийти к общему мнению. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми. Дискуссия уместна и эффективна тогда, когда она возникает на базе знаний участников по исследуемой теме.

Подготовка к дискуссии начинается с определения темы, которая обусловлена важностью научно-педагогической проблемы, практикой работы педагогических работников.

После определения темы и формулировки цели дискуссии составляют план ее подготовки и проведения. Предусматривается предоставление списка литературы.

Дискуссия целесообразна и эффективна тогда, когда она возникает на основе знаний участников по теме, которая рассматривается. Очень важно включить участников дискуссии в процесс обмена мнениями. С этой целью следует выбрать для обсуждения любой интересный факт (случай, событие, ситуацию), что стимулирует участников подискутировать и поспорить.

К дискуссии готовятся все ее участники: читают рекомендованную литературу, выделяют проблемы, которые их волнуют, знакомятся с вопросами, коллективно их обсуждают.

ДЕБАТЫ

Дебаты - это обсуждение любого вопроса, обмен мнениями, полемика, дискутирования.

Дебаты в методической работе можно использовать для принятия и отстаивания своих решений. Игра в дебаты учит критически мыслить, исследовать различные темы и убедительно излагать свои взгляды аудитории.

В дебатах принимают участие две команды. Одна из них (положительная) утверждает определенную позицию, другая (отрицательная) отрицает ее.

Основная цель дебатов - убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы оппонентов.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Деловая игра - метод обучения професиональной деятельности путем моделирования деятельности, максимально приближенной к реальным условиям, с обязательным динамическим развитием ситуации, задачи или проблемы, решается в строгом соответствии с характером решений и действий участников игры.

В процессе деловой игры происходит диалог на профессиональном уровне, столкновение мнений и позиций, взаимная критика гипотез и предложений, их обоснования и укрепление, что приводит к появлению новых знаний, способствует приобретению опыта решения профессиональных заданий и психолого-педагогических ситуаций.

ДОКЛАД(СООБЩЕНИЕ)

Это оформленное письменно, но предназначенное для устного выступления изложение сути проблемы обсуждения.

Первым шагом в подготовке доклада является определение ее цели. Целью выступления может быть информирование, убеждения или побуждение слушателей. Цель конкретизируют в зависимости от ситуации, она есть основой для подготовки выступления, формирования идей и главных тезисов речи.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Это метод имитации (подражания, отображение) принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры (проигрывания, разыгрывание) по правилам, которые уже составили или составят сами участники.

Дидактические игры связаны в первую очередь с двумя особенностями учебного процесса: проблемного обучения и обучением через действие.

Проблемность реализуется через самостоятельное решение учеником поставленной проблемы (задачи) при недостаточности необходимых знаний, когда он вынужден самостоятельно осваивать новое содержание или найти новые связи между уже усвоенными знаниями. При этом формируются новые умения через реализацию процесса деятельности, то есть происходит обучение через действие.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам усвоения материала, справедливо видит в них возможности эффективного взаимодействия людей, продуктивной формы общения с элементами соревнования, непринужденности, неподдельного любопытства. Игроки узнают, запоминают новое, ориентируются в новых ситуациях, розвивают свое внимание, фантазию. Даже самые умеренные прилагают усилия, чтобы в игре не подвести товарищей. При этом общение является главным энергетическим источником игры, которое усиливает ее эмоциональную сторону.

Анализ идей, реализуемых в процессе игры, дает участникам возможность проверить альтернативные решения, изучить свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми и осуществить анализ ошибок, что в дальнейшем позволяет значительно эффективнее решать вопросы в аналогичных реальных ситуациях.


З

ЗАНЯТИЯ - ПАНОРАМА

Для «занятия-панорамы» можно предлагать темы типа: «Активные методы обучения», «Гуманизация и демократизация учебно-производственного процесса», «Использование активных форм обучения в учебно-производственном процессе», «Педагогика сотрудничества», «Использование новейших педагогических технологий при изучении ... »,«Активизация познавательных интересов учащихся »и др.

Проводятся такие занятия под девизами: «Кто ищет, тот всегда найдет!», «Умеешь сам - научи другого» и др.

Цель занятия: дать возможность творчески работающим педагогам продемонстрировать изобретенные ими методические приемы; ознакомить слушателей с разнообразием решений поставленной проблемы; научить слушателей алгоритма анализу методических находок.

ЗАЩИТА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Это новая форма групповой методическои работы, связанная с предшествующей разработкой и последующей публичной защитой инновационных подходов к решению определенной педагогической проблемы.

Целью организации и проведения такого мероприятия:

• разработка новых подходов к решению педагогических проблем, конкретных педагогических технологий, направленных на усовершенствование учебно-воспитательного процесса;

• подготовка методических кадров к инновационной деятельности в образовании;

• формирование банка данных об инновациях, их анализ и експертиза.

Проектирование - научно обоснованное определение системы параметров будущего педагогического объекта или качественно нового состояния проекта - прототипа предполагаемого или возможного объекта, состояния или процесса в единстве со способами его достижения.

Проектирование предусматривает системное исследование перспектов развития определенного педагогического объекта или явления и охватывает выяснения как предполагаемых проблем, так и средств их решения. Проект считают инновационным, если в нем запропонованы новые пути решения отдельных и общих педагогических проблем, новые формы, методы, прийомы, систему деятельности, ранее неизвестные педагогической науке, школьной практике, или передбаче¬ но существенную модификацию уже видо¬мих путей решения современных задач.

И

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Очень частная ( личная), чаще всего один на один, форма представления обратной информации или советов.

Преимущества. Полезный и безопасный метод, помогает оценивать развитие, дает шанс для помощи, предоставление советов и указаний.

Недостатки. Консультации требуют много времени.

ИННИЦИАТИВНАЯ ГРУППА

Инициативные группы - объединения учителей, образующиеся при подготовке и проведения важных методических мероприятий (заседания педагогического совета, научно-педагогическая конференция, педагогические чтения и т.п.). В период подготовки заседания педагогического совета или осуществления других организационных или итоговых мероприятий инициативная группа педагогов изучает состояние актуальных проблем учебно-воспитательной и методической работы, посещая уроки и внеклассные мероприятия, проводят беседы с учителями, анкетирование, обобщает мнения и пожелания по совершенствованию определенного участка работы. Во время заседания педагогического совета или проведения других организационно-методических мероприятий инициативная группа организует дискуссию, полемику по обсуждаемым вопросам.

ИНТЕРНЕТ - РЕПЕТИТОР

Репетитор - педагог который занимается с учениками на расстоянии, используя Интернет - технологии или другие средства, которые предусматривают интерактивность.

Дистанционный репетитор обладает знаниями в области информационных технологий и учитывает специфику дистанционной формы обучения (психологические особенности взаимодействия с учащимися.).

ИЗЛОЖЕНИЕ

Этот метод не нуждается в особом представлении, ведь он всем нам известен.

Преимущества изложения:

1. Лучше всего применять в работе с большой группой участников.

2. За короткое время позволяет подать значительный объем материала.

3. Позволяет систематизировать материал, является хорошим вступлением к упражнениям.

Недостатки:

1. Ограничивает активность участников.

2. Если продолжается слишком долго, внимание слушателей начинает рассеиваться.

3. Не очень эффективный - слушатели запоминают всего содержания.

МИНИ - ИЗЛОЖЕНИЕ

Метод похож на предыдущий, но очень конденсированный. Длится примерно 8-10 минут. Используется для небольших презентаций, вступительных речей или представлений приглашенных лекторов. В мини-изложении чаще обсуждается только один вопрос.

ИЗЛОЖЕНИЕ ИЛЮСТРОВАННОЕ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Показ в сочетании с языком или изложение с иллюстрациями. Темой может быть все: теория, обсуждение методов деятельности, презентация умений, демонстрация способов выполнения произвольного задания. Этот метод используют часто, пригоден он также для вступления или суммирования. Иллюстрация, картины, графические символы привлекают, облегчают концентрацию внимания и улучшают запоминание содержания.

Недостатки. Не может заменить практических занятий, из-за отсутствия обратной связи нет уверенности, что ученики действительно учатся. Может привести к профанации проблемы - все кажется легким.

К

КОЛЛОКВИУМ

Коллоквиум (в переводе с латинского "беседа, разговор») - форма учебного занятия, понимаемая как беседа преподавателя с учениками с целью проверки знаний. Как и консультация, коллоквиум может рассматриваться частью модульной технологии, так же существовать в виде отдельной педагогической технологии. В отличие от вузов, где на проведение коллоквиумов уделяется не меньше 2-3 часов, школьная система ограничивает учителя 40-45 минутами. В этих условиях занятия проводятся в плотном темпе, используя быструю смену видов деятельности учащихся, опираясь на хорошую организационную подготовку работы. При всей кажущейся сложности проведения этой формы занятий, коллоквиумы успешно применяются в 9-11 классах. Как показывает практика, уже в 5-8 классах оправдано использование элементов коллоквиума, но применением игровых моментов: шутливых задач, игр "горячей мяч", "вопрос-ответ", текстов с ошибками, соревновательных упражнений. Для фронтальной работы в конце урока можно использовать словарный (понятийный) диктант, или тестовые задания. Между тем, опыт работы показывает, что частое применение коллоквиумов нецелесообразно. Подобные формы проверки и контроля знаний возможно использовать как итоговое обобщение в конце изучения большой по объему темы.

На коллоквиум могут выноситься как проблемные (нередко спорно теоретические вопросы), так и вопросы, требующие самостоятельного изучения.

На самостоятельную подготовку к коллоквиуму отводится 1-3 недели Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и составления конспектов. Коллоквиуму может предшествовать написание эссе. Коллоквиум проводится или в форме индивидуальной беседы, или беседа в небольших группах (3-5 человек).

Коллоквиум оценивается по 10-балльной системе.

КАСТОМАРАФОН

Кастомарафон - многочасового семинар или тренинг, часто онлайновый - веб-семинар, вебинар.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Консультация (в переводе с латинского "совещание") - "дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета". Уроки, внеурочные занятия данного типа необходимо проводить перед итоговым (коллоквиумом, зачетом, "контрольным срезом", самостоятельной работой) с целью разъяснения наиболее сложных вопросов учебной темы. Консультация может быть элементом любой модульной технологии, но может быть на ее основе создана самостоятельная педагогическая технология. Как показывает практика, консультаций требуют как отдельные ученики, так и целые классы. Эти уроки способствуют развитию самооценки учащихся, анализа, глубины, прочности усвоения знаний. Консультацию следует рассматривать как методическую технологию, предполагает совокупность методов и средств, способствующих усвоению конкретного учебного содержания определенным контингентом учащихся. Темы консультаций определяются учителем, в соответствии с интересами и потребностями учащихся. Причем, консультации могут быть как содержательного плана так и по способам формирования общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, чтения, классификации, самоконтроля).

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.


Л

ЛЕКЦИЯ

Лекция (лат. Lectio - чтение) - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблемы, метода и т.

М

МАСТЕР - КЛАСС

Мастер-класс - форма передачи опыта, мастерства путем показа приемов работы. Способствует изучению и внедрению в практику инновационных технологий, распространения эффективного прогрессивного педагогического опыта.

Возглавляют мастер-классы опытные, творческие педагоги, мастера педагогического труда, опыт работы которых изучены и обобщены.


МИКРОГРУППЫ

Микрогруппа - одна из форм коллективной методической работы, в которой, в отличие от методических объединений, за определяющий критерий взято взаимную симпатию, главное, интерес к единой педагогической идеи. Она создается на добровольных началах в составе 5-7 педагогов. Каждый участник сначала самостоятельно изучает проблему, определенный ее аспект, затем докладывает коллегам о результатах. После обмена мнениями педагоги направляют свою деятельность на практическую реализацию идеи; проводят открытые мероприятия и тому подобное. Решив проблему, группа распадается или определяет новую проблему.


МЕТОДИЧЕСКИЙ БЕНИФИС

Методический бенефис - групповая форма работы, которая предусматривает комплексное ознакомление с носителем эффективного прогрессивного педагогического опыта: доклад-рассказ о содержании опыта, изучение творческой лаборатории (рабочего кабинета учителя), ознакомление с разработанными дидактическими материалами, сценариями уроков, посещение открытых уроков и т.д.


МЕТОДИЧЕСКИЙ МОСТ

Методический мост - одна из активных форм методической работы, которая проводится с целью развития практических навыков.Темой, как правило, выбирают проблемы обучения и воспитания. Например, «Организация работы со способными учениками», «Организация самостоятельной работы на уроках», «Национально-патриотическое воспитание учащихся при изучении базовых дисциплин». При проведении методического моста слушатели совершенствуют свои аналитические навыки. К участию в этой форме методической работы привлекают преподавателей разных предметов, чтобы рассмотреть определенную проблему с разных точек зрения. Методический мост - разновидность дискуссии. Он отличается составом участников и может быть проведен между преподавателями разных методических комиссий или различных учебных заведений.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Методический диалог - это составная часть любой формы методического обучения, имеет теоретическое домашнее задание, которое дополняют присутствуют педагоги. В методическом диалоге могут участвовать руководители семинара и слушатели. Движущей силой диалога по определенной проблеме является активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, расстановка соответствующих акцентов в материале, в суждениях слушателей, чувство единства двух или более групп. Подводится итог по проблеме, принимается решение о совместных действиях.


МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕССИЯ

Методическая сессия педагогов учебного заведения - эффективная форма работы, которая координирует деятельность всей методической службы и направлена ​​на развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности. Методическая сессия проводится один раз в год в определенные сроки по таким вопросам:

• проведение творческих отчетов педагогов, аттестуемых;

• содействие развитию профессионального мастерства;

• прогнозирование педагогического опыта;

• стимулирование творческой деятельности педагогов.

Методическая сессия проводится в два этапа:

Первый этап методической сессии - «Праздник педагогического творчества». Во время его проведения проходит презентация опыта лучших педагогов, аттестуемых, а также заседания творческих и проблемных групп, проводятся «круглые столы», мастер-классы по проблеме (названием) методической сессии.

Второй этап методической сессии предусматривает творческие отчеты, презентации портфолио (кейсов), проводимых перед коллегами, методическим активом, где педагоги демонстрируют свои творческие работы, пропагандируют собственный опыт, проводят уроки-панорамы, презентует учебные методические рекомендации и тому подобное. Во время методической сессии происходит стимулирование педагогических кадров к творческой деятельности (вручаются дипломы, почетные грамоты, грамоты за участие), выносятся предложения по аттестации, принимаются решения о публикации лучшего опыта.

МЕТОДИЧЕКИЙ АУКЦІОН

Аукцион - форма творческого "продажи" - "покупки" определенных идей, мыслей, изобретений.

Методический аукцион - на таком аукционе "продаются" и "покупаются" творческие идеи педагогов-новаторов; опыт работы по определенной проблеме; методические разработки уроков, воспитательных мероприятий; инновации по определенной проблеме и тому подобное.

"Купить" может тот, кто обоснованно и профессионально докажет целесообразность внедрения той или иной предложенной идеи в учебно-воспитательном процессе.

Целью данного аукциона является расширение и углубление знаний педагогов, совершенствование их профессионального мастерства, распространение перспективного педагогического опыта.

Для ознакомления педагогов с интересными и яркими результативными идеями проводится методический аукцион, с помощью которого можно интереснее построить проведения семинара-практикума или занятия по контролю знаний.

Микрогруппа или отдельный участник выдвигают идею и предлагают «усовершенствовать» ее или заменить другой. Аукцион проводят до тех пор, пока не будут внесены идеи-поправки. Лучшей признают такую, за которую проголосует большинство. Идеи выдвигают для воплощения их в жизнь, но начинают с выдвижения самых мыслей. Во время проведения аукциона может разыгрываться методическая литература и тому подобное.


МЕТОДИЧЕСКИЙ РИНГ

Методический ринг - форма методической работы, которая способствует совершенствованию знаний, дает возможность выявить общую эрудицию и знание педагогов с проблемой.

Методический ринг можно проводить, когда существует два вопроса. Заранее готовятся два оппонента. Каждый оппонент имеет группу поддержки лидера в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень защиты соответствующего взгляда на проблему, уровень подготовки оппонента. Чтобы снять напряжение, следует заранее продумать, чем заполнить паузу (педагогические ситуации, игровые задания и т.д.). Например, методический ринг по теме «Внедрение интерактивных форм и приемов в учебный процесс».

Методический ринг - это соревнование различных методических идей по реализации одной и той же проблемы. Вот, например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся». Для реализации этой темы используются активные формы обучения, игровые задания, повышается роль самостоятельности, самообразования, фактического знания проблемы, эрудиции.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА

Коллективно-групповая форма работы, которая предусматривает ознакомление с опытом педагогической деятельности группы педагогов, который имеет общее тематическое направление.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА -КОНКУРС

Индивидуально-групповая форма организации практической разработки педагогами определенной педагогической проблемы и представление ее в виде творческой работы. Предусматривает защиту творческих работ, проводится по специально разработанным положением.


МЕТОДИЧЕСКИЙ НЕДЕЛЯ

Интересной и эффективной формой обмена опытом, практического обучения педагогов является недели педагогического мастерства. План недели включает представление творческих лабораторий педагогов, проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий, конференций, творческих отчетов, творческих встреч, методических фестивалей, ярмарок педагогических идей, демонстрации методического дидактического материала и т. Информировать педагогический коллектив о достижения педагогической науки, перспективного педагогического опыта, отдельные творческие находки своих коллег помогают методические бюллетени.Они бывают тематические (посвященные какой-то одной проблеме) и обзорные (раскрывается содержание одной из проблем, актуальной для педагогов учебного заведения), например: "Внимание, интересный опыт"; "Чему учиться у своих коллег?"; "Есть идея"; "Приглашаем к разговору"; "Советуем применить в своей практической деятельности"; "Творчество на уроке".

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Методический фестиваль - многоплановая разовая форма методической работы с большой аудиторией педагогов и методистов, предусматривающий пропаганду перспективного педагогического опыта и ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических находок. На фестивале знакомятся с лучшими образцами педагогического опыта, нестандартными уроками и другими формами учебной работы, которые выходят за пределы традиций и устоявшихся стереотипов.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Это нетрадиционная коллективная форма работы с педагогическими работниками, направленная на поиск, развитие, поддержку прогресивного педагогического опыта или поиск новых идей, путей решения актуальных проблем образования.

Подготовка к проведение турнира начинается за 1,5-2 месяца с отбора задач, содержание которых сообщают всем заинтересованным учреждениям. На местах для предварительного решения этих задач формируют команды в составе не менее 4 человека. При значительном количестве задач состав команд целесообразно увеличить до 6-8 человек. В процессе работы команда определяет докладчика или содокладчика по каждому отдельному вопросу.

Во время самого турнира для этих участников организуют личное первенство. Для проведения турнира формируют жюри из числа компетентных в определенных проблемах педагогов, методистов; выбирают ведущего, который принимал участие в подготовке заданий и одновременно является членом жюри; формируют счетную группу, заданием которой является подсчет баллов, определение рейтинга команд и отдельных участников, победителей в командном зачете и личном первенстве.

Турнир проводят в 3 этапа в виде защиты методических идей: четверть финалы, полуфиналы, финал. Если количество команд незначительная (4-6), достаточно провести только 2 этапа.В четверть финальных, полу финальних защитах встречаются 3 команды, которые жеребьевкой определяют функциональную роль: докладчика, оппонента или рецензента.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КВЕСТ

Методический квест - инновационная форма работы с педагогическими работниками, позволяет создать информационное пространство, где каждый педагог может самостоятельно приобретать знания и навыки, способствует повышению его профессионального мастерства.

Методический квест - это дидактическая структура, в рамках которой методист - тьютор формирует поисковую деятельность педагогов, задает им параметры этой деятельности и определяет ее время. Он перестает быть «источником знаний», а создает необходимые условия для их поиска.

Эта деятельность превращает педагогов из пассивных объектов учебной деятельности в ее активных субъектов, повышает не только мотивацию к процессу «добывания» знаний, но и ответственность за результаты этой деятельности и их презентацию.

Квест сочетает в себе идеи проектного метода и игровых технологий. Это интерактивный процесс, во время которого педагоги самостоятельно добывают необходимые знания.

МАСТЕРСКАЯ

Мастерская - возможность обсудить или узнать практические подходы к осуществлению задуманного, преодоление определенных сложных ситуаций. Акцент ставится на практических, а не на теоретических аспектах.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА (КОПИЛКА)

Методическая копилка - обмен опытом. Проводится в конце учебного года. Творческие находки обсуждаются.

Рекомендации. Методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, которые способствуют внедрению эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методическая разработка - издание, которое содержит конкретные материалы в помощь педагогам по организации и проведению какого-либо занятия или мероприятия; сочетает методические советы и рекомендации.


МИРОВОЕ КАФЕ

«Мировое кафе» - всемирно известная технология, которая была разработана в 1995г. The World Café позволяет привлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и призывает к многоуровневого диалога. «Мировое кафе» относится к технологиям, позволяет создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания новых творческих идей и продуктов. Разговор между участниками являются творческим процессом, способствует обмену знаниями и опытом, а также созданию возможностей для дальнейшего сотрудничества. Проводится данная технология может в группах любого размера. По своим принципам подобная технологии «Открытое пространство», однако коммуникация здесь выстраивается по другой схеме: сначала происходит знакомство с правилами проведения дискуссии "мировое кафе", представление участников дискуссии и хозяев и хозяек столиков - 5 мин., Далее - работа в группах ( 20 мин.), обмен столиками (1-й переход участников) - 20 мин., обмен столиками (2-й переход участников) - 15 мин., презентация результатов каждого стола и подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций - чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ

Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней учителя представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение учителей по методическим вопросам (тематический педагогический совет, тематические заседания методических объединений, мастер-классы отдельных учителей и пр.).

Широкое распространение получили также методические бюллетени (педагогические стенгазеты) с информацией для всех педагогов о ценных методических приемах, находках. Подобную информацию можно получать у педагогов своего образовательного учреждения, других учреждений округа, города, России. Таким образом, творческое изобретение одного учителя оперативно может стать достоянием его коллег. Здесь важно только, чтобы данная форма работы оставалась методической, а не превращалась в управленческую, когда стенгазеты наполняются указаниями и инструкциями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УГОЛКИ

В методических уголках в учительских или кабинете заместителей руководителей образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе обычно отражается текущая методическая информация. В школах с развитой системой методической работы при наличии свободного помещения оборудуются отдельные методические кабинеты, которые становятся основной базой для проведения всех видов методической работы и организационных форм самообразования учителей. В методических кабинетах хранятся наиболее интересные монографии и методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы и т.д. Во главе методического кабинета ставится один из опытных высококвалифицированных учителей, заместитель руководителя по УВР или освобожденный методист. В методическом кабинете учителя могут познакомиться с планами изданий педагогических издательств, получить другую информацию, необходимую для самообразования, работы над собой.

Современный методический кабинет должен быть оборудован компьютерной техникой с обязательным выходом в Интернет.


МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и прак­тики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изуче­ния какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Предварительный этап (постановка проблемы). В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. На этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Основной этап (генерация идей). Здесь очень важно соблюдать определенные правила:

Главное - количество идей. Нет никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Заключительный этап (группировка, отбор и оценка идей). На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма проведения - круглый стол.

Методика организации и проведения:

  • Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

  • Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Н

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Это одна из форм теоретической и практической подготовки педагогических работников на основе выявления и обобщения практического передового опыта. По тематике научно-практические конференции можно разделить на три основных типа:

1. межпредметного характера;

2. по отдельным темам;

3. проблемные.

Технология проведения научно-практической конференции.

Тему конференции определяют заранее (за 3-5 месяцев). Продолжительность ее работы в основном 1-2 дня. Основным подготовительным и организационным органом конференции является оргкомитет, сформированный из методистов-специалистов, учителей-методистов, ученых-педагогов и тому подобное.

Научная конференция проходит в три этапа.

Подготовительный этап. Педагогические работники проводят рефлексию опыта работы, обобщающие результаты своей деятельности. Наиболее интенсивно в этот период происходит самообразование.

Репрезентативный этап. Позволяет педагогам «защищать» и получать экспертную оценку своей педагогической деятельности. Важно также и то, что в процессе презентации происходит накопление информации о других вариантах решения проблемы в науке и в инновационной практике.

Аналитико-программируемый этап. Глубокий анализ содержания двух предыдущих циклов и определение основных направлений работы над проблемной темой. Аналитическая работа также может выявить неожиданные ракурсы той же проблемы или нарушить новые проблемы, разработку которых надо организовывать.

НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество - форма участия лучших педагогов с большим профессиональным и жизненным опытом в подготовке и воспитании молодых учителей. Наставники передают молодым педагогам секреты педагогической деятельности; воспитывают их в лучших традициях украинского национального образования; прививают молодежи любовь к труду, гордость за педагогическую профессию, ответственное отношение к делу, помогая молодым учителям быстрее войти в педагогический коллектив, целесообразно организовать свой труд, отдых и самообразование.

О

ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ

Имеет целью популяризацию и распространение эффективной педагогической практики, создание психолого-педагогических стимулов для развития творческой деятельности педагогов, обогащение систем педагогической деятельности нестандартными подходами.

Обмен опытом работы предусматривает диагностирование качества профессионально-педагогической деятельности, анализ и оценка его соответствия задачам и прогрессивным тенденциям, а также уровню его производительности; выявления в системе работы педагога творческих элементов и проблем, которые ему необходимо решить.

Процесс обмена опытом - многоаспектная работа, требующая от исполнителей и участников высокого уровня профессионализма и этической культуры, выявляет степень владения всеми составляющими структуры педагогической деятельности - познавательной, организационной, коммуникативной, развивающей, творческой.

ОПЕРАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ

Задача оперативно-методических совещаний (оперативных совещаний) - повышение научного уровня педагогической работы, предотвращения возможных ошибок, исправление допущенных ошибок. Здесь рассматривают вопросы, которые невозможно предусмотреть заранее.

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Это новейшая пролонгированная динамическая модель последипломного педагогического образования, в основу которой положены компетентно ориентированные технологии обучения, тьюторское научно-методическое сопровождение, проектно-деятельностный подход. Стержневыми задачами Открытого университета являются: создание максимально благоприятных условий для развития индивидуальных систем и профессиональных моделей последипломного образования, имеющих личностно-гуманистическую ориентацию, отражают системное видение педагогической реальности, ориентацию в предметной области, направленные на формирование знания современных педагогических технологий, развитие креативных качеств, рефлексивной культуры педагогов; содействие творческой самореализации молодых руководящих, методических и педагогических кадров через создание целостной сквозной системы научно-методического сопровождения непрерывного развития профессиональной компетентности; решения проблемы развития у педагогов способности к самостоятельной организации и конструирования собственной профессионального поведения в соответствии с вызовами современности.

ОН - ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ

Удаленная он - лайн консультации мало отличаются от консультаций вживую, за исключением личного общения. Создание таких консультаций обусловлено желанием сократить границы и оказать квалифицированную помощь людям в разных уголках.

П

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

Задача педагогической выставки - показ достижений педагогического коллектива в пропаганде новых образцов учебно-воспитательной работы и научно-методической деятельности педагогов, распространение ППД, освещение деятельности родительских и ученических органов самоуправления. Выставки различают:

  • по содержанию и месту в учебном процессе - тематические и обзорные;

  • -по продолжительности: постоянные и эпизодические.

Организуют выставки кафедры, научно-методические советы с привлечением коллектива.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА

Презентация опыта - представление материалов одного педагогов. В проведении принимают все члены методического объединения. Предварительно создается творческая группа, планируется работа. Возможно привлечение родителей и воспитанников.

ПОРТФОЛИО

Портфолио - создание каждым руководителем кружка папки, где каждый самостоятельно фиксирует свои достижения, собирает наработки, грамоты, благодарности и т.

ПРОЕКТЫ

Это формы длительных действий с четко очерченными целями и сроками осуществления. Имеют заранее оговоренные результаты и способы их оценки.

Преимущества. Очень хороший способ действий в рамках согласованной темы или вопросы. Учит определить цели, планировать работу, оценивать. Обеспечивает высокую активность и независимость участников.

Недостатки. Проекты зачастую долговременные.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Педагогический совет - постоянный орган управления учебным заведением, предназначенный для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. Главной задачей педагогического совета является объединение усилий педагогического коллектива на повышение уровня учебно-воспитательной работы, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Педагогические чтения - коллективное изучение и обсуждение актуальных научно-методических проблем, своеобразное подведение итогов работы коллектива над определенной научно-методической проблемой; форма выявления и обобщения перспективного передового опыта.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ

Педагогический консилиум - один из видов малого педагогического совета, главная задача которого - изучение личности каждого ученика и коллектива групп с целью определения их реальных учебных возможностей и уровня воспитанности. Педагогические консилиумы проводятся, как правило, в начале и в конце учебного года с целью определения действенности мер, которые разрабатывались по некоторым учащихся группы.

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Передовой педагогический опыт - учебно-воспитательная или организационно-педагогическая деятельность, в процессе которой стабильные положительные результаты в решении актуальных педагогических проблем обеспечиваются использованием оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых систем обучения, благодаря интеграции уже известных форм, методов, приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ

Педагогическое ателье (от франц. Atelier, что означает мастерская) имеют свои специфически особенности. Ателье (мастерская) - способ передачи педагогом-мастером концептуальной и практически во сторон своей оригинальной педагогичной системы - основная форма, которая используется групой «нового учения» - добровольным творческим объединением учителей практиков. Но это не единственная особенность.

Специфичным в педагогических ателье является демарш (франц. Demarche - действие, поступок, вызов). Он основан на практических действиях, конкретной познавательной и педагогической задачи и предназначенных для самостоятельной творческой деятельности учащимися. Авторы демарш вкладывають в это название - вызов традиционной педагогике. Педагогическое ателье (мастерская) в практике французская коллег - форма занятий мастера с педагогами проводимых с целью их знакомства со своей педагогической системой, созданной методами демаршей, то есть теми методами нестандартной педагогики отдельного мастера.

ПРАКТИКУМ

Практикум - (от греч. Praktikos - деятельный). Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого либо предмета, практическое занятие по какому то предмету. Учебный курс, преимущественно в высшем учебном заведении.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.

Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том чис­ле «Конкурс капитанов»).

Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:

приветствие команд, в котором учитывается (до 10 минут);

разминка, к которой команды готовят по три шутливых вопроса на знание психо­логии личности ученика и межличностных отношений (время на обду­мывание ответа - 1 минута);

домашнее задание (немного театрализованное представление на заданную тему);

конкурс капитанов;

конкурс мудрецов (по два участника от команды), которым, например, предлагается выбрать оптимальный метод разрешения конкретной педагогической ситуации;

конкурс болельщиков (например, решение педагогических задач из прак­тики работы образовательного учреждения).

Р

РОЛЕВАЯ ИГРА

Групповая форма занятий, которая предусматривает практическую обработку различных моделей педагогических ситуаций.

РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ (ПРОБЛЕМОЙ)

Индивидуальная научно-методическая работа - осознанная, целенаправленная, планомерная и непрерывная работа педагогов, направленная на совершенствование их теоретической и практической подготовки, необходимой для практическои деятельности. Научно-методическая тема (проблема) - вопрос или комплекс вопросов, которые объективно возникают в организации учебно-воспитательного процесса и решение которых предполагает существенный практический и теоретический интерес. Работая над индивидуальной научно-методической темой (проблемой), учитель углубленно и целенаправленно анализирует все источники научно-методической информации, особенно полученной в ходе курсовой подготовки, участия в роботе семинаров, в процессе консультаций, путем чтение психолого-педагогической литературы по проблеме, ознакомление с ППД. При этом учитель приобретает навыков анализа содержания публикаций и педагогическои практике, учится приемам научно-исследовательской деятельности, учится оформлять и представлять результаты индивидуальнои работы над темой (проблемой).


РЕФЕРАТ

Это одна из форм письменного представления результатов индивидуальнои работы учителя над выбранной научно-методической темой (проблемой).Чаще всего работа готовят по результатам обработки литературных источников по проблеме исследования. В данном случае он содержит краткое изложение содержания одного или нескольких литературных источников, основные фактические сведения и выводы, перечень необходимых для ознакомления в дальнейшей работе публикаций, а также выводы по практическому использованию положений авторов.


РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, которые требу ют быстро принимать педагогически правильные решения. Сложные педагогические ситуации возникают часто, и педагог должен быть готов к ним. Умение предвидеть ситуацию, готовность влиять на нее укрепляют авторитет педагога, стимулируют его творческую активность, чеканят педагогическое мастерство. Педагогическая ситуация может перерасти в проблему или задание. В педагогической ситуации центральным элементом является субъект, в задаче - знаковая модель, а в проблеме -противоречия. Ежедневно перед педагогами встает множество проблем. Как их решать? Каждый делает это по-своему, исходя из личного опыта, знаний и умений. Есть определенные закономерности, учет которых может способствовать более рациональному влияния на педагогические ситуации, экономии времени, средств и здоровья.


С

СЕМИНАРЫ

Это форма научно-методической работы с педагогическими кадрами, направленная на повышение их квалификации. Этот вид работы требует глубокой всесторонней подготовки организаторов и участников, имеет ярко выраженный учебный характер.Семинар как вид деятельности не может проводиться часто. Он даст высокий результат, если рассматривать конкретную новую проблему. Семинары организуют дирекция школы (школьные), методкабинеты (школьные, межшкольные, районный), областной институт последипломного образования. Предложения о проведении семинаров (постоянных, эпизодических; теоретических, практикумов, комбинированных т.д.) подают директор школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе (педагогический коллектив), руководители методческих объединений, методисты методкабинетов и т.д. Потребность в проведении семинара определяют на диагностической основе. Руководитель семинара - педагогический работник (учитель, зщаместитель директора, методист и т.п.), лучше знаком с проблемой и имеет соответствующие организаторские способности. К работе в семинаре приглашают педагогических работников разных уровней подготовки (25-30 человек).

Психолого-педагогический семинар - это постоянно действующая коллективно-групповая форма, которая объединяет всех педагогов с целью разработки наиболее важных вопросов организации учебно-производственного процесса, изучение и внедрение в практической деятельности достижений психолого-педагогической науки и прогрессивного педагогического опыта. Это также одна из основных форм методическои работы, которая заключается в ознакомлении с новейшими иследованиями психолого-педагогической науки и передового опыта и в обсуждении слушателями сообщений, докладов, рефератов, выполненную ими по результатам исследований самостоятельно под руководством специалистов в данной области. Организация психолого-педагогического семинара требует высокой квалификации организаторов методической работы или прямых связей с учеными, педагогами, квалифицированными лекторами. Важной положительной тенденцией в работе психолого-педагогического семинара является органическая взаимосвязь теории и практики на его занятиях. Проводя занятия психолого-педагогического семинара, необхидимо обеспечить атмосферу творчества, неформального общения. В некоторых случаях после творческого сообщения можно организовать дискуссию, диспут. Во время работы семинара возможно и колективное решение учебно-педагогических задач. Психолого-педагогические семинары могут быть эффективной формой привлечения учителей к творческой научно-иследовательской деятельности. Практика показывает, что работа такого семинара на протяжении многих лет заметно повышает общую и педагогическу культуру его участников.

Проблемный семинар - групповое обсуждение одной и особенно важной и сложной проблемы; организационная форма методической работы с педагогическими кадрами, которые объединены общим интересом к конкретным вопросам деятельности учебного заведения и стремлением к совершенствованию существующей практики в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки; обеспечивает всестороннее изучение соответствующей научной проблемы и формирует личную позицию и практическую готовность участников к использованию результатов научных исследований.

К коллективным формам методической работы относятся семинары-практикумы. Это постоянно действующая форма методической работы. Основная особенность семинаров-практикумов в том, что они носят практическую направленность. Семинары-практикумы - организуются с целью углубленного изучения наиболее важных вопросов учебно-воспитательного процесса, пропаганды и внедрения конкретного передового опыта, и проводятся дифференцированно в зависимости от поставленных задач, состава педагогических работников, уровня их профессиональной компетентности.

Технология организации и проведения семинара - практикума предусматривает:

- в соответствии с тематикой разрабатываются планы, которые предусматривают тему, вопросы, подлежащие обработке. Проблемы, которые предлагаются для обсуждения, должны быть актуальными и интересными, способствовать исследовательской и поисковой работе участников семинара, побуждать к дискуссии;

- в помощь участникам семинара - практикума предлагается список рекомендуемой литературы, проводятся консультации;

- как правило, к семинару - практикуму готовятся все участники по всем вопросам. Однако при этом целесообразно предложить отдельным педагогам углубиться в проблему с целью ее всестороннего обсуждения;

- на занятиях используют различные формы работы: сообщения, выступления, обзоры, дискуссии, посещение уроков (внеклассных мероприятий), экскурсии;

- выступления (сообщения, рефераты и т.п.) участников семинара должны быть научные, конкурентные, отражать собственную точку зрения выступающего;

- на каждом занятии производятся методические рекомендации на основе изученных и обсужденных вопросов по научной темы, внедрение которых будет способствовать повышению профессионального уровня педагога и уровня учебно-воспитательной работы.

Проблемные семинары - практикумы, главная задача которых - расширение теоретических знаний и умений педколлектива с той или иной проблемы. Выбор темы семинара определяется рядом моментов:

- проблемой (единой методической темой), над которой работает район, учебное заведение;

- наличием реальных трудностей у значительной части педагогов по отдельным аспектам учебно-воспитательного процесса;

- необходимостью освоения новых концепций в теории обучения и воспитания;

- потребностью глубокого изучения конкретного педагогического опыта с целью использования его в практической деятельности и т.д.

Работу проблемного семинара организует методист, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Он знакомит педколлектив с темой и планом работы семинара, указывает на его целевую направленность, форму, занятий и время его проведения. Далее проводит консультацию с его участниками о порядке работы семинара (подготовка рефератов, сообщений, обработки первоисточников и т.д.). В методическом кабинете оформляются папки с планами занятий, спискам рекомендуемой литературы, памятками (методическими рекомендациями) по отдельным форм работы участников семинара (выступление, образец выполнения творческого задания и т.д.). После этого проводятся семинарские занятия с широким обсуждением подготовленных материалов.

Методические семинары-практикумы. Ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя, стимулируют их самообразовательную деятельность, интеграцию в сферу педагогических инноваций. Направлены на изучение современных педагогических теорий, анализ собственного опыта. Обработанные материалы оформляют в виде докладов, рефератов.

Зональные семинары - практикумы проводятся с учетом потребностей участников образовательного процесса по изучению перспективного педагогического опыта, образовательных инноваций, повышению профессиональной компетентности. В ходе проведения семинаров происходит обработка комплекса важных и актуальных для всех участников семинара (с учетом их различной профессиональной направленности и предварительной теоретико-практической подготовки к постижению определенных и для обсуждения на семинаре проблем) вопросов педагогики и психологии, развития культурно-просветительского пространства и обогащения духовности, субъектов образовательной деятельности. Обязательным является соблюдение принципа органической взаимосвязи теории и практики. Согласно намеченной тематикой разрабатываются планы проведения семинарских занятий, определяется круг вопросов для рассмотрения, литература, рекомендуемая для обработки участниками семинара.

В практическом туре семинарского занятия целесообразно организовать решение ситуативных задач по актуальным вопросам воспитания, дидактики, психологии. Эффективными в практике методической работы выступают семинары с элементами методического тренинга, семинара-презентации, семинары с использованием методов игрового моделирования. Целесообразно предложение участникам семинаров-практикумов творческих домашних заданий.

Семинары-практикумы по педагогического минимума. Такие семинары- практикумы организуются для молодых педагогов. На таких семинарах их знакомят с основами педагогики и психологии, вопросами методики преподавания (методика подачи нового материала, формы закрепления знаний учащихся на уроке, организация самостоятельной работы учащихся, использование на уроках наглядных пособий, ТСО; индивидуальная работа с учащимися на уроке, подготовка, организация и методика проведения лабораторно-практических работ, работа по комплексному методического обеспечения предмета, профессии и т.д.).

САМООБРАЗОВАНИЕ

Это знания, приобретенные самостоятельно, с учетом личных интересов и объективных потребностей общеобразовательной школы, из разных источников - дополнительно к полученным в базовых учебных заведениях. Отличительной чертой самообразования педагога является то, что результат такой работы - развитие учащихся, а не только самосовершенствования в личном и профессиональном планах.

Формы самообразования педагога:

• углубленная подготовка к урокам;

• выполнение докурсових и межкурсовых задач;

• занятия на очно-заочных курсах;

• выступления на семинарах с докладами;

• систематическое чтение книг и периодических изданий.

Технология организации самообразования педагогов - предметников может быть представлена ​​в виде следующих пяти этапов:

Первый этап - учредительный, предусматривает настройки на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулировки личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

Второй этап - обучающий, когда педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

Третий этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, осуществления экспериментов. Практическую работу сопровождает изучение литературы.

Четвертый этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещения с последующим обсуждение открытых уроков с выбранной проблемы и другие коллективные формы работы.

Пятый этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. Главным здесь есть описание проведенной работы и установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определения перспектив в работе.

СТАРТАП

Стартап - это новая только создана кампания которая находится на стадии развития и будующая свою работу на основе новых инновационных идей, или только зявившихся технологий.

СУПЕРВИЗИЯ

Супервизия - помощь одого профессионала менее опытному коллеге. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги по работе обсуждения сильных и слабых сторон, исправления возникших ошибок. В этом случае супервизии можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий. Как известно, человек, выбирающий помогает профессию, должен быть способен понимать и обрабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам ..

Т

ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Творческая педагогическая мастерская - добровольное объединение педагогов с высокой творческой активностью, с присущим видением проблем образовательного процесса и путей их решения, с высокими результатами собственной педагогической деятельности. Эффективными формами деятельности творческой педагогической мастерской являются: круглые столы, семинары-практикумы, тренинги, методические студии, презентации, педагогические выставки, педагогические гостиные и тому подобное.Творческая мастерская организует работу по разработанному плану работы на учебный год в соответствии с выбранной проблемы.


ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Форма работы, объединяет педагогов-практиков, занимающихся образовательной деятельностью по определенным направлениям, называется творческой лабораторией.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА

Творческая группа - это организованный небольшой коллектив педагогов, углубленно изучают предложенную проблему, сущность и технологию того или иного опыта, обеспечивая его творческое применение.Деятельность творческих групп носит опережающий, поисковый, исследовательский характер. Членами творческих групп могут бать как опытные. так и молодые педагогические работники, как одного профиля, так и разных. Главное, чтобы их объединяла научно-методическая проблема, которую они исследуют. Продолжительность работы творческой группы зависит от сложности решения научно-методической проблемы, над которой она работает.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ

Это форма методической работы, направленная на поиск, поддержку и пропаганду прогрессивного педагогического опыта учителя, а также деятельности всего педагогического коллектива по вопросам новых технологий, организации учебно-воспитательной и методической работы в учреждениях образования. Целесообразно проводить творческий отчет как итог аттестации или школьный этап конкурса «Учитель года». Творческий отчет учителя готовит методический совет школы. Он разрабатывает план его проведения, организует консультации, библиографические обзоры, выставки творческих работ, разработки дидактических материалов.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ

Это форма методической работы, направленная на формирование творческой активности, развития инициативы педагога, обобщения и распространение его опыта, рост авторитета.

Технология осуществления

Подготовительная работа (изучения опыта работы учителя, профессиональной биографии, посещение уроков, внеклассных мероприятий).

Знакомство с выставкой творческих произведений учителя. Презентация учителя, его творческих достижений администрацией школы, коллегами по работе, воспитанниками, родителями. Экспресс-интервью с учителями.

Педагогическая гостиная - мероприятие, в ходе которого коллеги, ученики исполняют песни о школе, вчителе, родном крае, царит юмор, фантазия. Технология имеет вариативный характер и может быть изменена. Это мероприятие способствует сплочению педагогического коллектива, утверждению в нем духа професионального соперничества, творческого поиска.

ТРЕНИНГ

Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или исполь­зоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге - дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.

Целе­сообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и от­кровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.

ТЕХНОПАРК

Технопарки - масштабные инновационно-технологические центры, в которых обеспечиваются условия, максимально благоприятные для научно-технических инновационных проектов, выполняемых совместными усилиями научных центров и промышленности. Технопарки создаются крупными научными центрами на специально отведенных для них благоустроенных территориях, насыщенные первоклассной инженерной, научно-производственной, информационной и социальной инфраструктурой.

Технопарк - научно-инновационный центр, территориально выделенный комплекс, который объединяет в себе организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых идей к выпуску и реализации наукоемкой продукции. Технопарк, как правило, основан на базе ведущих университетов, других научных организаций, включая сервисные и выставочные комплексы, фирмы.

Ф

ФОКУС - ГРУППЫ

Их деятельность сконцентрирована на реализации конкретной, четко обозначенной проблемы. Количество членов фокусной группы и срок ее работы определяется в зависимости от проблемы и цели исследования (группа может работать 30-40 минут и более). Основные преимущества фокусной группы: понимание педагогом важности педагогического труда, необходимости его совершенствования; решения насущных проблем за короткий промежуток времени, творчески, эффективно; получения обратной информации; мотивация участников к саморазвитию, самореализации, инновационной деятельности; создание коллектива единомышленников. Данная форма работы особенно эффективна при планировании системы методической работы.

Ш

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Повышению профессиональной компетентности педагога, его творческой активности способствуют школы педагогического мастерства. Школа педагогического мастерства объединяет педагогов с высокой творческой активностью, с высокими результатами педагогической деятельности и имеет целью создать условия для самореализации каждого участника в их профессиональном развитии. Главной целью деятельности школы является поиск эффективных форм, методов организации учебно-производственного процесса, выработка оригинального педагогического стиля, разработка, моделирование, апробация, коррекция и реализация образовательных технологий, презентация и распространение результатов деятельности учебного заведения по определенной проблемой.

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Деятельность школы должна иметь системный характер, поскольку работа с молодыми педагогами направлена ​​на дальнейшее будущее учебного заведения. Преподавателями в такой Школе могут быть опытные педагоги, члены администрации. Ведущая форма организации занятий - интерактивная , которая будет способствовать установлению эмоциональных контактов, даст возможность изменять направления деятельности. Обучение в школе молодого педагога происходит пять лет после окончания вуза (каждый год меняется план работы с ними). Существенным отличием школ молодых педагогов является то, что их участники требуют усовершенствования не профессионального уровня, а методического. Основные проблемы, подлежащие рассмотрению, касаются дидактики, педагогики и психологии общения. Работа школы молодого педагога как формы профессионального совершенствования педагогов заключается в решении главных проблем и борьбе с наиболее типичными трудностями молодых специалистов. Определить эти проблемы помогают анкетирования и собеседования.

ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Школа перспективного педагогического опыта (ШППД) является источником трансформации опыта в педагогическую практику педагогов. Данная форма работы создается на базе педагога, опыт которого обобщены и одобрены педагогическим советом (методическим советом) учебного заведения.

ШКОЛА МОЛОДОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Школа молодого классного руководителя - форма повышения квалификации молодых учителей-специалистов, имеющих педагогический стаж до 3-х лет; призвана формировать педагогическое мастерство, творческую индивидуальность молодых педагогов.

Э

ЭКСПРЕСС - ТРЕНИНГ

Это короткий тренинговый курс, с помощью которого вы эффективно овладевают одним, иногда двумя навыками, узнаете о современных тенденциях в управление людьми и процессами.

Экспресс - тренинги актуальны, особенно сейчас, когда мы инвестируем время только в том, что действительно изменит нас, ситуацию, скорость достижения цели.

ЛИТЕРАТУРА

1.Жерносек И.П., Красовицкий М.Ю., Беседа Т.И. и др. Повышение квалификации педагогических кадров. - М .: Просвещение, 1992.

2.Онишкив З.М. Основы школознавства. - Тернополь, -1996.

3.Поташних М., Моисеев. О методической работе в школе // Народное образование. - 1987. -№ 11.

4. Портнов М.М. Труд руководителя школы - М .: Просвещение, 1984

5.Жерносек И.П. Организация методичнои работы в школе. - М., 1995.

6. Бондарь В.И. Теоретические основы и технология педагогического анализа: управленческий аспект. - М., 1996..

7.Щербань П.М. Активные методы подготовки будущих учителей. - М., 1988.

8.Жерносек И.П. Научно-методическая работа в общеобразовательной школе: Учеб, пособие. - М .: ИЗМН, 1998.

9.Методическая работа в общеобразовательной школе: Обзорная информация. - М., 1977. - Вып. VI. - С. 17-24.

10.Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. - М .: ИСМО, 1997. -48с.

11.Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. - М .: Просвещение, 1986.- 143 с.

12.Сидоренко А.Л. Содержание и организация научно-методической работы в школах нового типа // Образование и управления. - 1998. - № 4. - С. 21-30.

13.Шувалова В. Методическая работа в инновационной школе: системный подход // Народное образование. - 1998. - № 4. -С. 113.

14.Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М .: Книга,1984. - С. 77-79.

15.Новиков А.М. Научно-зкспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. М .: Профессиональное образование, 1998.. - С. 69.

16.Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В.С.Лазарева. - М., 1995. -С. 110-116.

17.Сопер П. Основы искусства речи. - М .: Прогресс, 1992. - 416с.

18.Жерносек И.П. Школьная научно-методическая тема (проблема) //Директор школы. - 1999. - № 23.- С. 9-10.

19.Психология и педагогика жизнетворчества. - М., 1996..

20.Поташник М.М. Педагогические ситуации. - М .: Педагогика, 1983.

21. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство. - М., 1997.

22. Организация управления общеобразовательной школой на современном этапе: Методические рекомендации. - М .: Просвещение, 1992. - 46 с.

23.Бондарь В. И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. - М .: Сов. шк., 1987. - 160 с.

24.Боглей В.М. Управление общеобразовательной школой на демократических началах. - Львов, ЛГУ, 1995.

25.Ангеловский К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. - М., 1991.

26.Загвазинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.,1987.

27.Управление развитием школы / Под ред. Н.Н. Поташника и В.С.Лазарева. - М .: Новая школа, 1995.

28.Альбеткова Р.И., Герке С.И. и др. Активные формы преподавания литературы. - М .: Просвещение, 1990.- С. 115-167.

29.Панталеева Л. Т. Типы семинарских занятий в старших классах //Литература в школе. - 1988. -№ 4.

30.Падалка А.С., Нисимчук А.М., Смолюк И.А., Шпак А.Т. Педагогические технологии. - М., 1995.

31.Щербаков А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 1987.

32.Протасова Н.Г. Последипломное образование педагогов: содержание, структура, тенденции развития. - М., 1998.

33.Интернет ресурсы.





© 2010-2022