Программа «Одаренные дети»

Рассматривая научно-методическую работу в контексте системы менеджмента качества, я хочу поговорить о процессе, владельцем которого являюсь. Это процесс «Организация инновационно- методической и внеучебной деятельности», который разработан с целью управления процессом организации научно-методической работы (НМР) в нашей школе. Одним из показателей успешной деятельности ОУ является наличие победителей и призеров в олимпиадах и научно-практических конференциях. Проанализировав ситуацию, сложившуюс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко

Паспорт

Программы «Одаренные дети»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 78»

на 2013/2017 годы


1

Наименование Программы

«Одарённые дети»


2.

Основания для разработки Программы

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Концепция развития российского образования на период до 2020 года

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373,зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 г., рег. № 19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., рег. N 16299, "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован в Минюсте РФ 02 февраля 2011 г., рег. № 19676 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,рег. № 19993, "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»)

3.

Заказчик Программы

Совет ОУ

4.

Основные разработчики Программы

Администрация ОУ;

Председатель Совета ОУ;

Методический Совет ОУ;

Привлеченные научные работники - Е.В. Блохина, к.п.н., НИПКиПРО;

Н.П. Абаскалова, д.п.н, НГПУ

5.

Цель Программы

Создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.

Систематизация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность.

6.

Задачи Программы

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы, и как следствие этого - создание системы управления работой с одаренными детьми.

Создание обогащённой образовательной среды в области основного и дополнительного образования для развития одарённости.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений.

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.

Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми.

Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

7.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 4 лет (2013 г. - 2017 г.)

I этап - подготовительный - январь 2013 г. - август 2013 г. - анализ результатов деятельности, разработка Программы «Одарённые дети» по основным направлениям на период до 2017 г.;

II этап - деятельностный - сентябрь 2013 г. - июнь 2017 г. - реализация Программы «Одарённые дети»;

III этап - заключительный - июль 2017 года - анализ эффективности достигнутых результатов, определение дальнейших приоритетных направлений развития

8.

Исполнители Программы

(подпрограмм, проектов и основных мероприятий)

Администрация ОУ

Руководители структурных подразделений

Педагогический коллектив ОУ

Ученическое сообщество

Родители

9.

Объем и источники финансирования

Бюджетное финансирование

Дополнительные привлеченные средства

10.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми.

Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью.

Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

11.

Система организации контроля реализации Программы,

периодичность отчета исполнителей,

срок предоставления отчетных материалов

Внутренний и внешний аудиты (2 раза в год)

Публичный отчет ОУ (1 раз в год)

Сайт ОУ (обновление 1 раз в неделю)

Статистическая отчетность (2 раза в год)

Отчет об исполнении Программы- август 2017 г.








Обоснование программы

Каждый человек - талантлив. Добьется ли он успеха - зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. Россия не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной страной, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи. И вот здесь-то без коренных изменений в системе образования не обойтись.

Целью программы "Одаренные дети" является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.

Создание российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, основанной на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах - это необходимый элемент российской политики на ближайшие годы.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными сферами науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.





Нормативной правовой основой Программы «Одарённые дети» являются следующие документы федерального, регионального, муниципального уровней:

- Конституция Российской Федерации;

- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 № 1662-р);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 ПР-271;

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р);

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2012 № 163-р);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.02.2012 № 61),

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761);

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждён Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р);

- План-график выполнения задач в сфере образования и науки, определённый указами Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, от 15.05.2013 №792-р);

- План мероприятий («дорожная карта») изменений в системе образования Новосибирской области, направленных на повышение эффективности и качества (утвержден Распоряжением Правительства НСО от 23.04.2013 №192-рп);

- Стратегия действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы;

- Стандарты ISO 9001-2011.





Информационная справка об учреждении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 78» расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Макаренко, 28, электронный адрес: [email protected]. Директор школы - И.В. Горева, руководитель высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования. В соответствии с приказами ГУО мэрии г. Новосибирска от 08.02.2010 № 90-од и № 1452 от 23.08.2011 «О проведении конкурсного отбора» школа имеет статус:

  • Городская экспериментальная площадка по теме «Формирование культуросообразного образовательного пространства как среды для становления социально успешной личности»;

  • Пилотная площадка в рамках регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области».

Научными консультантами школы по вопросам управления образовательным процессом является Е.В. Блохина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой управления образования НИПКиПРО, Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, НГПУ.

Предыдущая программа реализовывалась в 2007-2012 годы и достигла своей цели. Открытое образовательное пространство школы было создано, образовательный процесс совершенствовался через гуманитаризацию образования: углублённое изучение предметов гуманитарного цикла, введение второго иностранного языка, элективных курсов по мировой художественной культуре, риторике, праву. Сегодня в школе открыты профильные классы и группы углублённого изучения русского языка и математики. В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования: две театральные студии, КВН, студия изобразительного искусства, три танцевальных коллектива, клуб знатоков, пресс-центр, литературная мастерская, кружки «Юный спасатель», «Я - исследователь», «Тропинка к своему Я», декоративно-прикладного творчества, научное общество учащихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призёрами районных и муниципальных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.

Учителя школы принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, методических конкурсах по обновлению содержания образования, практических семинарах, мастер-классах и конференциях. Ежегодно результаты поисково-исследовательской деятельности педагогического коллектива представляются для внешней экспертной оценки в форме районных, городских, областных научно-практических семинаров. Педагоги и руководители активно участвуют в районных и городских научно-практических конференциях по проблемам развития муниципальной системы образования, публикуют статьи с обобщением опыта инновационной деятельности.

В декабре 2013 года школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Сто лучших школ России» в номинации «Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования» и в номинации «Лидер в сфере патриотического воспитания». Соответствие системы менеджмента качества ОУ требованиям государственного стандарта ISO9001- 2011 подтверждено сертификатом.











Концепция программы

Определение одарённости ребёнка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире- нетривиальное и остроумное решение проблемы.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности. Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие способности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от самообразования, умственного труда.

Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная.

Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить: общую и специальную. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

Различают также типы одарённости по видам деятельности:

В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.

В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны быть одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Цели работы с одаренными детьми:

  • Создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.

  • Систематизация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность.

Задачи:

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы, и как следствие этого - создание системы управления работой с одаренными детьми.

  • Создание обогащённой образовательной среды в области основного и дополнительного образования для развития одарённости.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений.

  • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

  • Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.

  • Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми.

  • Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами. Учитель должен быть:

• увлечен своим делом;

• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотным;

• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

• проводником передовых педагогических технологий;

•психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

• знатоком во всех областях человеческой жизни.

Основные принципы развития системы работы с одаренными учащимися в школе

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

  • Принцип формирования мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности.

  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия реализации программы

  1. Организационные условия предполагают:

• реализацию особых подходов к организации работы с одаренными детьми, ориентированных на обеспечение развивающего характера образования;

• организацию учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся с учетом их склонностей и интересов.

2. Создание педагогических условий предусматривает:

• конструирование содержания обучения одаренных детей на основе учета

индивидуальной направленности;

• обеспечение личностно-деятельностного подхода к освоению знаний;

• предоставление учащимся возможности получения дополнительного образования с учетом их интересов и осуществление мониторинга их развития.

3. Психологические условия - это:

•медико-социальная и психологическая диагностики, направленные на своевременное выявление и развитие одаренности;

• психолого-педагогическая поддержка учащихся, для которых характерны нестандартность мышления и научный склад ума.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Продуманная система организационных, педагогических и психологических условий позволяет эффективно проводить работу с одаренными детьми, тем самым развивать школьную систему выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.

Формы работы с одаренными учащимися

Групповые, факультативные, элективные и индивидуальные занятия учебной деятельности;

Занятия внеурочной деятельностью по интересам;

Индивидуальные и групповые участия школьников в: интеллектуальных олимпиадах и марафонах, научно-практических конференциях (НПК), конкурсах; спортивных соревнованиях и мероприятиях; мероприятиях эстетического направления (фестивали, конкурсы, концерты).

(Приложение № 1)

Ожидаемые результаты

  • Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми.

  • Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

  • Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью.

  • Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Критерии оценки результатов

  • выполнение плана работы с одаренными учащимися;

  • повышение квалификации педагогов по различным направлениям работы с одаренными детьми;

  • охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;

  • число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;

  • увеличение количества призеров конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;

  • количество публикаций педагогов школы по данной проблеме;

  • количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.);

  • результаты анкетирования педагогов, учащихся, родителей.

Для успешной реализации программы необходимо по окончанию учебного года проводить анализ школьной системы работы с одаренными учащимися по следующим параметрам:

  • Деятельность педагогов школы по работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.

  • Выявление одаренных и талантливых учащихся школы через анкетирование классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.

  • Деятельность школьных методических объединений учителей по работе с одаренными детьми.

  • Участие педагогов школы в мероприятиях различного уровня по работе с одаренными детьми.

На основании аналитических данных необходимо дополнять и корректировать план мероприятий работы школы с одаренными детьми на следующий учебный год в соответствии с планом работы МБОУ СОШ № 78.

ПЛАН

работы с одаренными учащимися:

  1. Создание системы раннего выявления одаренных детей.

  2. Обеспечение индивидуального сопровождения одаренных школьников.

  3. Повышение уровня квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

  4. Создание системы поощрения педагогов и учащихся за высокие достижения.

  5. Активизация работы с родителями одаренных школьников.





Основные мероприятия школьной программы «Одаренные дети»

2013- 2017 уч.гг.

№/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.

Подбор и апробация методик по определению одаренности школьников

2013-2017

Зам. директора по УВР, ВР, НМР, педагог-психолог

2.

Создание и пополнение базы данных по одаренным детям школы

2013-2017

Зам. директора по УВР, ВР, НМР, педагог-психолог, классные руководители, педагоги

3.

Организация подготовки и переподготовки педагогических кадров по работе с одаренными детьми

2013-2016

Зам. директора по УВР, ВР, НМР

4.

Пополнение методических материалов по работе с одаренными детьми

2013-2017

Библиотекарь школы

5.

Организация и проведение декады наук, предметных недель, школьных научно-практических конференций и интеллектуальных марафонов

2013-2017

Зам. директора по НМР, ШМО учителей, педагоги

6.

Организация работы школьного научного общества учащихся (ШНОУ)

2013-2017

Зам. директора по НМР, руководитель ШНОУ, ШМО учителей, педагоги

7.

Вовлечение учащихся во внеурочную работу по предметам: кружки, секции, факультативы, элективные курсы.

2013-2017

Зам. директора по ВР, НМР, классные руководители, педагоги

8.

Проведение консультаций, индивидуальных и групповых занятий, факультативов. Организация проектной работы учащихся.

2013-2017

Зам. директора по НМР, руководитель ШНОУ, ШМО учителей, педагоги

9.

Участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях

2013-2017

Зам. директора по НМР, руководитель ШНОУ, ШМО учителей, педагоги

10.

Создание системы поощрения учителей и учащихся за высокие достижения

2013-2016

Директор, зам. директора по УВР, ВР, НМР, ШМО учителей, педагоги

11.

Активизация работы с родителями одаренных детей

2013-2017

Зам. директора по УВР, ВР, НМР, педагог-психолог

Приложение № 1Программа «Одаренные дети»

23


© 2010-2022