Выступление на педсовете Коучинг в образовании

Раздел Завучу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коучинг в образовании

Выступление на педсовете 30.09.13 г.

педагога-психолога МАУ ШИЛИ Диденко М.В.

Цели - формирование представления у педагогов о коучинге, как инновационном инструменте развития личности и преимуществ его использования в учебном процессе.

Слайд 2

Что такое коучинг? Почему внимание к сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы?

ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу.

И индивидуально-личностное развитие ребенка представляется сегодня главной ценностью образования.

Школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.

Слайд 3

Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют учителя на овладение компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча).У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».

Именно Коучинг как инновационная технология поддержки и сопровождения учащихся в обучении и индивидуально-личностном развитии является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта. В основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие внутреннего потенциала человека для максимально быстрого достижения результата.

Слайд 4

Коучинге в образовательной среде - принципиально новое направление в педагогической науке и практике в основе которого лежит раскрытие внутреннего потенциала ученика.

Джон Уитмор писал: «Мы похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». С т.зр. коучинга учитель-коуч помогает ученику в его личностном , раскрыть его потенциал и стать «могучим дубом».

Слайд 5

Слово «коуч» - далеко не новое.

  • впервые упоминается в XVI в., обозначает метод перевозки ;

(«то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути»);

  • в XIX в. слово коуч - «наставник» использовалось в английских университетах по отношению к человеку, который помогал студентам в подготовке к экзаменам;

  • в западной науке появилось около 30 лет назад, первоначально относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию тренер ( в отличии от обычного тренира,задача коуча - помочь ученику стать трениром самому себе);

  • в сфере школьного образования впервые - в Норвегии в 2002 году;

  • с 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях.

Слайд 6

Дословно на русский язык «коучинг» можно перевести как «наставлять, обучать, подготавливать, тренировать, воодушевлять». Но на самом деле понятие «коучинг» включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики, аналитики, бизнес-консультирования и жизненного опыта.

Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру.

Технологии коучинга могут с успехом применяться в процессе преподавания разных дисциплин и открывают множество перспектив для совершенствования процесса обучения. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.

Слайд 7

Цель коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Посредством процесса коучинга люди углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). При поддержке коуча, человек учится самостоятельно решать вопросы и задачи, которые стоят перед ним.

Слайд 8

Основная задача коучинга в образовании - помочь ученикам

  • перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой;

  • поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания;

  • способствовать тому, чтобы они могли осознать и максимально использовать свой потенциал, разобраться в своих возможностях и способностях, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности;

  • помочь четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

Слайд 9

ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

  • Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.

  • В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха.

  • Фокус в сложных ситуациях не на ПРОБЛЕМУ, а на РЕШЕНИЕ

  • Развитие и обучение с акцентом не на НЕДОСТАТКИ, а на СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • Обучение не на ОШИБКАХ, а на УСПЕХЕ

  • Ориентир не на то, ЧТО БЫЛО, а на то что МОЖЕТ БЫТЬ в будущем

  • Акцент - не на ЗАДАНИЕ и КОНТРОЛЬ, а на ВЫЗОВ и ПОДДЕРЖКУ

  • Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам

  • Легкость, позитив, принятие, открытость и доверие - ключ к взаимодействию.

Слайд 10

КОУЧИНГ предполагает новый подход к обучению и диктует для ПЕДАГОГА НОВЫЕ РОЛИ в его деятельности. Он - ОСНОВА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГА

Педагог уже не просто ретранслятор знаний, а наставник, тренер, коуч (видит потенциал, растит личность).

Его Новая роль - РАСТИТЬ, а не учить, БУДИТЬ, а не принуждать.

Педагог-коуч

  • не даёт совета и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с учеником;

  • не учит, как делать ..., а создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности).

Педагог-коуч

  • Активно слушает, задает сильные вопросы

  • Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям

  • Держит фокус на результат

  • Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс

  • Дает обратную связь

Вы видите, что все, что сейчас было озвучено, соответствует основным требованиям ФГОС.

Слайд 11

Как вы уже, вероятно, поняли, коучинг- это процесс, ориентированный на эффективность и осознанность: то есть четкое понимание цели и направления движения.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей.

Задача коуча - помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) - это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

 Что именно мне необходимо достигнуть?

 Как это конкретно будет выглядеть?

 Зачем мне это нужно?

 Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

 Когда я готов начать этот процесс?

 Когда этот процесс завершится?

 Что конкретно мне следует делать?

 Какие возможны препятствия на моем пути?

Слайд 12

Инструменты учителя-коуча

Инструментарий коучинга и применяемые в нем техники довольно разнообразны. Их рассмотрение требует отдельного внимания.

Слайд 13

Коуч-позиция

Коуч-позиции - это основа процесса под названием «коучинг». Скажу больше: коуч-позиция - основа любой успешной коммуникации. Человек, овладевший умением находиться в коуч-позиции, обязательно становится успешным и востребованным в любой сфере жизни, его ищут, его приглашают, его зовут.

Коуч становится неким совершенным зеркалом, отражающим действительность своего ученика. Его миссия заключается в том, чтобы максимально точно отражать то, что попадает в его поле зрения. Прибавьте к вышесказанному еще абсолютную веру коуча в возможности и ресурсы клиента, максимальную заинтересованность коуча в долгосрочном развитии клиента и раскрытии возможностей.

Весь этот комплекс на первый взгляд простых составляющих образует идеальную коуч-позицию: состояние полного и безоценочного принятия своего клиента со всеми его достоинствами и недостатками. «Коуч-позицию» можно сравнить с положением кинокамеры, снимающей определенный сюжет.

Составляющие коуч-позиции:

  • Безоценочное принятие клиента

  • Уверенность в наличии ресурсов и возможностей

  • Искренняя заинтересованность в долгосрочном развитии клиента и достижении им поставленных целей

  • Умение быть совершенным «зеркалом», отражающим действительность клиента

Слайд 14

В качестве примера некоторых Инструментов учителя-коуча

рассмотрим Линия времени

Выступление на педсовете Коучинг в образовании

Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки.

Слайд 15

Наиболее полно и эффективно коуч-позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании, так как основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения, реализуемыми в соответствующих технологиях обучения, являются:

1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;

2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познании своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;

3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.

Слайд 16

Особенность коучингового подхода- Он встраивается в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.).

Слайд 17

  • Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей - коучем.

Слайд 18,

Выводы

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

В третьих, новые требования к квалификационной характеристике ориентируют современного учителя на переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча)


© 2010-2022