КОМПЕТЕНТНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА ШКОЛЫ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентное управление - компетентный выпускник


Вострикова Елена Николаевна



«КОМПЕТЕНТНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА ШКОЛЫ»












Аннотация

Статья посвящена обзору условий, при которых может состояться компетентный руководитель. Внимание акцентируется на профессиональных и личностных качествах управленца.

Ключевые слова: компетентность, самореализация, руководитель, функции управления, принципы управления, методы управления, свойства.

Настоящее время поставило перед обществом новые требования, обозначило новые тенденции развития. Изменились и требования общества к системе образования. Эти требования касаются качества результатов образования выпускника школы. Современная школа должна формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику стать успешным, способным к творческой самореализации в жизни.

Школа… должна не просто дать ученикам тот или иной объем знаний и умений, а и сформировать такого человека, который способен критически мыслить, принимать решения, выработать свою позицию в жизни, собственное мировоззрение, отношение к себе и другим и умение адаптироваться к условиям жизни, изменяя ее к лучшему [4, с.30]

Современный педагог должен быть готов к переменам. Это касается и руководителя школы, в первую очередь. Директор должен быть способен смело принимать педагогические решения, проявлять инициативу, творчество. проблема эффективности, результативности педагогического процесса может быть решена лишь при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего мастерства каждого педагога. Ибо от компетентного руководителя через компетентного педагога можно прийти к компетентному выпускнику школы.

Каким же должен быть современный руководитель? Чем должен обладать?

В книге Поучение Птахотепа, написанной около четырех тысяч лет назад есть такая мысль: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя, не останавливай его до тех пор, пока он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный горем, хочет излить свою душу больше, чем добиться разрешения своего вопроса » [5, с.6].

Проблема организации деятельности управленца волновала не одно столетие и ученных, и практиков. Управление как наука прошло определенные этапы своего развития, в процессе которого возникали и развивались различные подходы, формировались разные школы, оно находится в постоянном развитии и обновлении.

В науке существует множество определений термина «управление». Вот такое предлагают украинские ученые Десятов Т.М. и Коберник А.Н.: «Управление - это предубежденное, целенаправленное влияние на объект управления, которое обеспечивает выполнение поставленных целей» [5, с.7].

Наука изучает закономерности процесса управления и формирование отношений, которые возникают в процессе управления. Разработка теоретических основ управления школой предусматривает исследование сущности, цели, содержания принципов и методов руководства.

Функции управления - особые виды управленческой деятельности, определенное распределение труда и специализация в сфере управления. Содержание управления раскрывается на основе выполнения определенных функций управления. Ученые и практики по-разному разделяют функции управления. Так, О.Мойсеев выделяет четыре функции управления: планирование, организация, руководство и контроль. М.Поташник расширяет спектр функций, к которым относит: прогнозирование, программирование, планирование, организацию, регулирование, контроль, анализ, корректирование, стимулирование.

Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее распределение функций управления: планирование, организация, контроль и анализ.

Планирование - определение мероприятий, сроков, необходимых для достижения цели. Это начальная, основополагающая, стадия управления.

Следующая функция управления - организация. Сюда относятся инструктаж педагогов, выбор технологий, упорядочение процесса, создание взаимосвязей для приведения в действие управленческого решения, регламентирования деятельности всех участников. Ибо деятельность не может быть хаотичной.

Контроль - это проверка соответствия реального хода процесса планам, нормам, инструкциям. Это функция необходима не для констатирования фактов, а выявления причин, недостатков, которые существуют, и разработка способов их устранения.

Анализ - функция управления, цель которой заключается в разработке рекомендаций к усовершенствованию управления на основе изучения состояния дел, тенденций развития, объективной оценки учебно-воспитательного процесса.

Следует учитывать в работе руководителя и принципы управления школой. Принципы управления и руководства школой - это исходные положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов управления и руководства. Чёткое соблюдение этих принципов обеспечивает высокий уровень руководства учебно-воспитательных процессом, должный контроль за работой каждого работника школы.

Принцип научности. Реализация его требует знания руководителем новейших достижений педагогической и психологической наук, а также тех предметов, которые изучаются. Научный подход в руководстве школой дает возможность, принимать организационно-административные решения. Реализация этого принципа зависит от квалификации управленца, от его компетентности. Научное руководство школой требует не только глубокого изучения и анализа учебно-воспитательного процесса, но и создание оптимальных условий для усовершенствования педагогического процесса.

Принцип системности и целостности предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна.

Принцип компетентности и ответственности. Руководитель школы должен хорошо знать теоретические положения педагогики, психологии, специальных методик, законы, нормативные документы об образовании и т.п. Структура знаний директора школы должна базироваться на органическом сочетании теоретического и практического аспектов, а именно:

  • изучение теоретических проблем, наиболее актуальных для практической деятельности директора школы;

  • глубокий теоретический анализ состояния решения каждого вопроса в школе;

  • четкое определение вопросов, на которые нужно обратить внимание в ходе управления;

  • изучение лучшего педагогического опыта и внедрение его в практическую деятельность;

  • выбор целесообразных форм и методов контроля усвоения учебных предметов;

  • создание здоровой творческой атмосферы в педагогическом коллективе.

Принцип конкретности означает оперативность, четкость, конкретность, результативность и точность в решении актуальных проблем. Давать конкретные указания - значит управлять со знанием дела.

Принцип оптимизации в управлении школой означает наилучший выбор целей, способов, методов управления, осуществление контроля с целью достижения максимальных результатов в учебно-воспитательной работе при рациональной затрате времени учителей и учеников. Оптимизация предусматривает создание соответствующих условий педагогического и учебного труда. Достижение желаемого результата зависит от деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Принцип гуманизации - это отношение к человеку как наибольшей ценности, защита его прав на свободу, всестороннее проявление в деятельности. Поэтому важно, чтобы отношение между директором школы, учителями и учениками строились на основах гуманизма. Уважение учителя, признание его достоинства, доверия, готовность прийти на помощь создают благоприятную атмосферу для раскрытия его таланта, повышения педагогического мастерства.

Соблюдение ведущих принципов в управлении школой и их творческое использование в процессе контроля за работой учителей помогут директору школы сделать содержательными все формы учебно-воспитательного процесса, использовать наиболее эффективные методы обучения и воспитания ученической молодежи, подготовки к жизни компетентного выпускника школы.

Методы управления - это способы воздействия на участников управленческого процесса. Методы управления - инструменты в руках руководителей [6, с.13]. Существуют различные классификации методов управления. Для себя мы выделяем такие виды:

  • экономические;

  • организационно-педагогические;

  • социально-психологические.

Каждому из них соответствует своя группа конкретных методов управления школой.

Содержание экономических методов отображает содержание объективных экономических законов. Эти методы формируют экономические интересы. Наиболее известны такие экономические методы: премирование, повышение зарплаты по результатам аттестации и др.

К организационным методам относятся инструктаж, рекомендации и предложения по организации педагогического процесса. Метод нормирования определяет нормативы учебной нагрузки, затрат времени, материалов, средств и т.д. Целесообразность процесса управления также зависит от распорядительных методов. Знание распорядительных актов помогает организовать систему влияния.

Среди социально-психологических методов выделяют две группы: социальные (социальные отношения, связи внутришкольного коллектива и т.п.) и психологические (позволяют создать в школьном коллективе нормальный морально-психологический климат). Руководителю школы следует уделить внимание развитию позитивных мотивов в деятельности педагогов. Психологические методы связаны с развитием духовной сферы человека.

Различают методы управления и по форме влияния: единый (приказ директора) и коллективный (решение педсовета). Признаком классификации может быть и время. Однако в любом случае эффективность управления зависит от умения руководителя школы владеть ситуацией. Методы управления всегда органично взаимосвязаны и представляют собой целостную систему методов.

Бесспорно, что успешная работа учебного заведения зависит от компетентности, личностных и деловых качеств его руководителя. Роль руководителя существенно возрастает в современных условиях жизненных перемен. Согласно определению Шамовой Т.И., главным критерием эффективности управленческой деятельности директора школы в это время является создание условий для достижения цели школы: реализации каждым учеником права на получение образования, соответственно его возможностям, склонностям, интересам. Все это позволяет сделать вывод - директор учебного заведения - квалифицированный, компетентностный педагог, который владеет основами управления, психологии, экономики, руководитель - профессионал [6, с.255].

Руководитель современной школой - центральная фигура всего образовательного процесса. Он должен уметь решать разнообразные управленческие проблемы, уметь не только руководить учебным заведением со своими традициями и укладом, но и перевести его на качественно новый уровень, который требует специальных знаний теории и практики управления, определенных личностных качеств. Очень важны личностные качества руководителя, которые обеспечивают мотивационное управление. Директор школы - это не только должность, но и профессия.

Личность руководителя, его профессиональные и моральные качества могут служить основой для сплочения педагогического коллектива, успешного решения задач обучения и воспитания новых поколений граждан. Негативные стороны в характере и стиле руководства директора могут привести к снижению эффективности работы школы, дискомфорту в педагогическом коллективе.

Сейчас во всем мире широко используются и интенсивно развиваются разнообразные методы оценки профессиональной деятельности руководителей школ. Однако решение проблемы отбора и оценки управленческой деятельности сталкиваются с большими трудностями, которые обусловлены недостаточной разработкой показателей, критериев и методов оценки профессионально значимых качеств. Наиболее важными особенностями организаторской деятельности директора школы являются практический, конкретно-примерный характер организаторской деятельности, ее творческий характер. Выделяют такие свойства, необходимые директору школы: владение ситуацией, способность принимать решение и брать на себя ответственность, высокий творческий потенциал, перспективность мышления, упорство, личностная порядочность.

Только при таких условиях можно рассчитывать на успех в деле формирования компетентных руководителей и, как следствие, компетентных выпускников школы.



Литература:

  1. Бабенко Т. Формирование личности менеджера образования// Директор школы.-2006-№21-22.-С.3-34.

  2. Грицак Н. Управление современной школой// Директор школы.-2007.-№48.-С.3-18.

  3. Михайлик Л. Директор! Кто он?// Директор школы.-2010.-№19.-С.3-4.

  4. Модели компетентного выпускника 12-летней школы: сущность, приоритеты, поиск ответов на вызовы XX столетия: Материалы Всеукраинской научно-поисковой конференции, 16-17 мая 2007 года. - Д., 2007 - 528с.

  5. Наука управления общеобразовательным учебным заведением: учебное пособие/Т.М.Десятов, О.Н.Коберник, Б.Л.Тевлин, Н.М.Чепурна. -Х.:Издательская группа «Основа», 2003.-240с.

  6. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М.Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000-448с.



© 2010-2022