- Преподавателю
- Директору, завучу
- МЕТОДИЧЕСКИЙ АТЛАС «УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ СОШ №10»
МЕТОДИЧЕСКИЙ АТЛАС «УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ СОШ №10»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копылова О.Ю. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
города Муром, Владимирской области
МЕТОДИЧЕСКИЙ АТЛАС
«УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ СОШ №10»
Копылова Ольга Юрьевна, заместитель директора по УВР
Управлять - значит предвидеть. (Екатерина II)
Третий года все образовательное сообщество нашей страны находится в состоянии переосмысления своей педагогической и управленческой деятельности в связи началом реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС). Какими станут те, кто впервые переступил порог нашей школы в сентябре 2011 года? Какой «продукт» мы получим спустя годы работы всей школьной команды, выстроенной в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения? Будет ли наш труд оценен и востребован обществом? На эти вопросы мы получим ответ еще нескоро. Способность педагогов предвидеть, а администрации школы эффективно управлять этим процессом является на сегодняшний день наиболее трудной задачей в ходе реализации стандартов нового поколения.
Что поставить на первое место: материально-техническую базу или овладение современными образовательными технологиями?
С кого начать: с учителей или родительской общественности?
Что ценнее: ЗУНы или УУД?
Эти и многие другие дилеммы возникают перед теми, кто вот уже третий год управляет введением или непосредственно реализует новые образовательные стандарты. Проводя анализ работы школы по ФГОС НОО второго поколения, мы столкнулись с проблемой недостаточного уровня мотивационной и методической готовности учителей школы к изменениям. В связи с этим особое место в модели методической работы отводится развитию профессиональных компетентностей педагогов. Методическое обеспечение деятельности учреждения это, прежде всего, проектирование перспектив развития учреждения; разработка основных концептуальных документов, определяющих стратегию деятельности. Таким образом, одной из наиболее важных задач в работе с педагогическими кадрами является обеспечение учителя необходимым методическим сопровождением в процессе развития школы. В современной школе востребован педагог, владеющий знаниями психологии, современными воспитательными технологиями, способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. В основе методической работы лежит личностно - деятельностный подход к решению проблемы профессионального роста педагога.
Одной из целей методической работы является создание в школе высокого уровня познавательной среды, широких, разнообразных оснований для самосовершенствования учителей, активизации деятельности педагогического коллектива по реализации требований ФГОС НОО второго поколения, а также повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.
В ходе реализации данной цели нами решаются следующие задачи:
- подготовить педагога к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания в рамках развития начального образования;
- создать условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
- создать комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
- совершенствовать систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть со-временным, быть со временем, "оказаться во времени".
На этапе осуществления деятельности школы по введению ФГОС, был создан Методический атлас - система методической работы, направленная на реализацию персональной помощи педагогам в профессиональном развитии.
Методический атлас
- позволяет знакомиться с документами, отражающими развитие российской, региональной и муниципальной системы образования;
- содействует методическому сопровождению деятельности образовательного учреждения.
- позволяет решать вопросы повышения профессиональной квалификации и аттестации.
Успешность методической работы обеспечивается совокупностью условий и факторов, необходимых для развития компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС НОО.
Методический атлас состоит из четырех основных блоков (компонентов методической системы).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАЯКИ:
1 образовательный маяк - содержательный;
2 образовательный маяк - технологическое сопровождение;
3 образовательный маяк - методическое сопровождение;
4 образовательный маяк - обобщающе-аналитический.
1 образовательный маяк - содержательный представлен работой по поддержке и сопровождению компетентностного развития педагогов (Приложение).
2 образовательный маяк технологического сопровождения включает управление внедрением в образовательный процесс передовых информационных, психологических, воспитательных и педагогических технологий.
3 образовательный маяк методического сопровождения включает: учебно - методическое сопровождение, развитие потенциала педагогических кадров, образовательное партнёрство и издательскую деятельность.
4 образовательный маяк обобщающе - аналитический предусматривает получение достоверной и достаточно полной информации о качестве подготовки педагогов и выявляет пути достижения более эффективных результатов.
Сегодня методическая работа школы, имеет уровневую структуру:
Содержание образовательных маяков:
во-первых, выработка подходов реализуемых в ходе управления реализацией ФГОС в МБОУ СОШ №10;
во-вторых, определение миссии педагогов и администрации ОУ в ходе введения ФГОС;
в-третьих, определение цели и задач методической работы, обеспечивающих эффективную подготовку педагогов к реализации ФГОС;
в-четвертых, изучение основных отличительных особенностей «традиционного» урока от урока, проводимого в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе определения миссии педагогов при реализации ФГОС следуем мнению немецкого педагога и политика Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Особенность нового стандарта состоит в том, что он в большей степени направлен на изменение условий самого процесса обучения и в меньшей - его организации. Организационных новаций мало: основа - тот же урок, на уроке - класс, который теперь должен делиться на группы; предмет так же «жестко» сидит в программе. Но сейчас стандарт фиксирует исключительную роль учителя в современных процессах образования. Об особенности его миссии можно лишь утверждать следующее: педагогический дизайн урока усложняется, и педагогу следует кардинально менять свой стиль и технологии. Он должен создать организационные и содержательные условия для проведения разноуровневых занятий, знать, уметь готовить и проводить блиц-контроли после каждого урока и иметь в запасе несколько видов домашних заданий, быть в курсе методик целенаправленного формирования проектных, творческих, креативных способностей, развития теоретических (умственных) операций, организации целенаправленных учебных коммуникаций, владеть методами, поддерживающими и развивающими у детей самоконтроль, самооценку и самоанализ учебной и внеучебной деятельности. Учителю нужно научиться выделять формирование метапредметных результатов как отдельную четкую цель, определять методы и формы ее достижения, объективные формы контроля и логику своих действий в случае получения разных результатов, иметь представление о методах достижения конкретных целей воспитания и владеть ими. А это методы всегда более высокого, если можно так сказать, порядка, ведь в них во многом личность педагога, его ценности и культура являются определяющими. Следовательно, речь идет о целенаправленном формировании этих ценностей и культуры у самого учителя. Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: успешность реализации ФГОС в любой школе зависит в первую очередь от того, как происходит изменение ее педагогов, иначе новые учебники, современное оборудование и открывшиеся возможности окажутся бесполезными.
Основной целью методической работы школы является оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.
Таким образом, правильно организованная методическая работа по вопросам реализации ФГОС дает возможность педагогам овладевать знанием и пониманием концепции и других структурных компонентов стандарта, четко выделять его специфические особенности.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова - одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача - не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».
В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желанье - это множество возможностей,
А нежеланье - множество причин.
(Э. Асадов)
Библиографический список:
1. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.
2. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М., 1993.
3. Галеева Н.Л. Организация ВШК качества образовательного процесса. Структура и особенности организации ВШК в соответствии с требованиями ФГОС// Справочник заместителя директора школы. - 2010. - №9.
4. Курганский С.М Педагогический анализ в управлении образовательным учреждением //Справочник заместителя директора школы.- 2011- №6.
5. Литвинская И.Г. Обеспечение гарантированного результата обучения для каждого учащегося. // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №9.
6. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. - М., 1990.
7. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы. - 1997. - №6.
8. Поташник М.М Управление качеством образования. - М., 2000.
9. Пототня Е.М. Формируем профессиональные компетенции // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №9.
10. Шилова С.Б, Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.,1998.
11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.