- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья на тему Учебные фирмы как возможность самореализации и социализации студентов колледжа
Статья на тему Учебные фирмы как возможность самореализации и социализации студентов колледжа
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермакова П.П. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебные фирмы как возможность самореализации и социализации студентов колледжа
Коньков Роман
студент группы ТП 14-1
БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»,
Безрученко Оксана Викторовна
начальник отдела МиП
БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»
Ермакова Полина Павловна,
преподаватель
БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»
E-mail:[email protected]
Актуальность. На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только федеральные государственные образовательные стандарты, но и требования социальных партнеров (в том числе будущих работодателей наших выпускников). Предложения социальных партнеров являются ценными для модернизации содержания и технологий профессионального обучения.
«Учебная фирма» - это образовательная технология, которая сегодня успешно применяется более чем в 40 странах мира, представляет собой имитацию всех этапов создания и развития бизнеса, интеграции в производственную среду. Объединение учебных фирм в сеть - это единое экономико-информационное пространство, единый виртуальный рынок.
Основной деятельностью учебной фирмы, является формирование у обучаемых творческой инициативы и предприимчивости, совершенствования их профессиональных навыков, с учетом интересов, возможностей и желаний обучаемых, по профилю профессионального обучения.
Целью учебной фирмы является развитие у студентов профессиональных навыков и компетенций, повышающих их конкурентоспособность на современном рынке труда.
Основными задачами учебной фирмы, являются:
-
повышение качества учебно-производственного обучения, производственной практики учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ по специальностям образовательного учреждения;
-
овладение учащимися практическим опытом коллективных форм организации труда, навыками предпринимательства, хозрасчета в условиях рыночных отношений;
-
способствование развитию творческого потенциала и индивидуальных способностей студентов;
-
формирование и развитие у студентов комплексной системы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовать себя в выбранной профессии;
-
интеграция системы знаний по изучаемым предметам специальности; поддерживание сотрудничества с государственной службой занятости по вопросам трудоустройства студентов на практику и основного места работы;
-
более полное использование возможностей образовательного учреждения по оказанию услуг организациям и населению; создание рабочих мест для прохождения учебно-производственной практики учащихся.
Учебная фирма «Живая деревня» осуществляет следующие основные мероприятия:
-
Реализация бизнес-планов: «Сенокос», «Выращивание картофеля», «АгроАрт»;
-
Участие в профессиональной декаде «Трудовой десант»;
-
Проведение экскурсий на предприятия и организации;
-
Участие в конкурсах социальных и бизнес проектов, «Лучший по профессии»;
-
Организация круглых столов, встреч с представителями муниципальной власти и малого бизнеса.
Связи с предприятиями, на которых студенты проходят квалификационную практику, включают постоянные контакты с руководителями практики на предприятии, анкетирование студентов и работодателей. Результаты практики показывают, что на сегодняшний день технологическая практика не выполняет поставленной задачи формирования компетенций будущих специалистов.
При анализе документации, результатов собеседований с социальными партнерами, студентами выясняется ряд проблем.
Предприятия и организации не несут ответственности за качество прохождения практики студентами учебных заведений. Практика зачастую сводится к выполнению мелких поручений, незначительных функций, не раскрывающих всего объема квалификационных характеристик специалиста.
Несоответствие между высоким уровнем теоретических знаний и недостаточным уровнем практических навыков.
В итоге, выпускник не обладает целостностью подготовки, чтобы после окончания учебного заведения (без дополнительного тренинга) конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы.
Проведенный анализ показал, что существует потребность в альтернативных формах организации квалификационной практики студентов, что обусловило необходимость поиска приемлемой формы и методики организации этой практики.
В качестве альтернативной формы организации практики студентов нами была выбрана технология моделирования профессиональной деятельности - "Учебная фирма".
Использование данной технологии - одно из эффективных методических средств профессионального обучения в ОУ.
Учебная фирма может являться ядром учебных дисциплин практического блока, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.
"Учебная фирма" выступает как фактор повышения качества практического обучения:
-
формируется профессиональная компетентность студентов: закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путем их применения на практике;
-
расширяются и углубляются знания за счет работы на имитационных моделях конкретных предприятий и учреждений;
-
происходит практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления;
-
создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни;
-
формируются коммуникативные навыки, умения работать в команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи;
-
обеспечивается мобильность содержания, методов обучения;
-
обеспечивается целостность учебно-производственного процесса;
-
развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Преимущества использования "Учебной фирмы" для колледжа:
-
совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями реального рынка труда.
-
освоение информационных технологий студентами на уровне специалиста.
-
повышение социальной адаптации обучающихся.
-
повышение имиджа образовательного учреждения.
-
новые контакты с другими образовательными учреждениями, социальными партнерами.
-
реализация кооперативной технологии обучения.
Преподаватель в "Учебной фирме" играет роль консультанта для студентов. Наличие квалифицированных преподавателей-консультантов - важный фактор успеха работы. Функция преподавателя Учебной фирмы - инструкционно-консультативная, стиль руководства - демократичный, стиль работы - работа в команде. Оценки - решаются задачи и проблемы. Много возможностей для самостоятельности. Допускаются ошибки. Формы контроля - беседа, наблюдения, аттестация. Преподаватель - советчик, сотрудник, сам обучаемый.
Деятельность студентов в Учебной фирме имитируется через задание игровой ситуации. Игровая ситуация - это учебное время, которое необходимо выделить на ее рассмотрение с учащимися и оформление новых документов разной сложности для каждого отдела в процессе проигрывания ситуации. Для того чтобы отработать навыки в соответствии со стандартом в пределах ограниченного времени, ситуации должны быть тщательно продуманы.
Список литературы.
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 128с.
2. Гусева В.Е. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении: Учебник. / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора О.Б. Епишевой. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. - 260с.
3. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие / С.А.Петрова, И.А.Ясинская. - М.: ФОРУМ, 2010. - 208с.
4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.
5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. - № 5. - С.16-21.
6. Ушаков И.И. Бизнес-план / И.И. Ушаков. - Питер, 2005. - 223с.
3