Статья на тему Учебные фирмы как возможность самореализации и социализации студентов колледжа

На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только федеральные государственные образовательные стандарты, но и требования социальных партнеров (в том числе будущих работодателей наших выпускников). Предложения социальных партнеров являются ценными для модернизации содержания и технологий профессионального обучения.   «Учебная фирма» — это образовательная технология, которая сегодня успешно применяется более чем в 40 странах мира, пре...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебные фирмы как возможность самореализации и социализации студентов колледжа

Коньков Роман

студент группы ТП 14-1

БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»,

Безрученко Оксана Викторовна

начальник отдела МиП

БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»

Ермакова Полина Павловна,

преподаватель

БУ «Междуреченский агропромышленный колледж»

E-mail:[email protected]


Актуальность. На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только федеральные государственные образовательные стандарты, но и требования социальных партнеров (в том числе будущих работодателей наших выпускников). Предложения социальных партнеров являются ценными для модернизации содержания и технологий профессионального обучения.

«Учебная фирма» - это образовательная технология, которая сегодня успешно применяется более чем в 40 странах мира, представляет собой имитацию всех этапов создания и развития бизнеса, интеграции в производственную среду. Объединение учебных фирм в сеть - это единое экономико-информационное пространство, единый виртуальный рынок.

Основной деятельностью учебной фирмы, является формирование у обучаемых творческой инициативы и предприимчивости, совершенствования их профессиональных навыков, с учетом интересов, возможностей и желаний обучаемых, по профилю профессионального обучения.

Целью учебной фирмы является развитие у студентов профессиональных навыков и компетенций, повышающих их конкурентоспособность на современном рынке труда.

Основными задачами учебной фирмы, являются:

  • повышение качества учебно-производственного обучения, производственной практики учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ по специальностям образовательного учреждения;

  • овладение учащимися практическим опытом коллективных форм организации труда, навыками предпринимательства, хозрасчета в условиях рыночных отношений;

  • способствование развитию творческого потенциала и индивидуальных способностей студентов;

  • формирование и развитие у студентов комплексной системы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовать себя в выбранной профессии;

  • интеграция системы знаний по изучаемым предметам специальности; поддерживание сотрудничества с государственной службой занятости по вопросам трудоустройства студентов на практику и основного места работы;

  • более полное использование возможностей образовательного учреждения по оказанию услуг организациям и населению; создание рабочих мест для прохождения учебно-производственной практики учащихся.

Учебная фирма «Живая деревня» осуществляет следующие основные мероприятия:

  1. Реализация бизнес-планов: «Сенокос», «Выращивание картофеля», «АгроАрт»;

  2. Участие в профессиональной декаде «Трудовой десант»;

  3. Проведение экскурсий на предприятия и организации;

  4. Участие в конкурсах социальных и бизнес проектов, «Лучший по профессии»;

  5. Организация круглых столов, встреч с представителями муниципальной власти и малого бизнеса.

Связи с предприятиями, на которых студенты проходят квалификационную практику, включают постоянные контакты с руководителями практики на предприятии, анкетирование студентов и работодателей. Результаты практики показывают, что на сегодняшний день технологическая практика не выполняет поставленной задачи формирования компетенций будущих специалистов.

При анализе документации, результатов собеседований с социальными партнерами, студентами выясняется ряд проблем.

Предприятия и организации не несут ответственности за качество прохождения практики студентами учебных заведений. Практика зачастую сводится к выполнению мелких поручений, незначительных функций, не раскрывающих всего объема квалификационных характеристик специалиста.

Несоответствие между высоким уровнем теоретических знаний и недостаточным уровнем практических навыков.

В итоге, выпускник не обладает целостностью подготовки, чтобы после окончания учебного заведения (без дополнительного тренинга) конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы.

Проведенный анализ показал, что существует потребность в альтернативных формах организации квалификационной практики студентов, что обусловило необходимость поиска приемлемой формы и методики организации этой практики.

В качестве альтернативной формы организации практики студентов нами была выбрана технология моделирования профессиональной деятельности - "Учебная фирма".

Использование данной технологии - одно из эффективных методических средств профессионального обучения в ОУ.

Учебная фирма может являться ядром учебных дисциплин практического блока, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.

"Учебная фирма" выступает как фактор повышения качества практического обучения:

  • формируется профессиональная компетентность студентов: закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путем их применения на практике;

  • расширяются и углубляются знания за счет работы на имитационных моделях конкретных предприятий и учреждений;

  • происходит практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления;

  • создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни;

  • формируются коммуникативные навыки, умения работать в команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи;

  • обеспечивается мобильность содержания, методов обучения;

  • обеспечивается целостность учебно-производственного процесса;

  • развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Преимущества использования "Учебной фирмы" для колледжа:

  • совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями реального рынка труда.

  • освоение информационных технологий студентами на уровне специалиста.

  • повышение социальной адаптации обучающихся.

  • повышение имиджа образовательного учреждения.

  • новые контакты с другими образовательными учреждениями, социальными партнерами.

  • реализация кооперативной технологии обучения.

Преподаватель в "Учебной фирме" играет роль консультанта для студентов. Наличие квалифицированных преподавателей-консультантов - важный фактор успеха работы. Функция преподавателя Учебной фирмы - инструкционно-консультативная, стиль руководства - демократичный, стиль работы - работа в команде. Оценки - решаются задачи и проблемы. Много возможностей для самостоятельности. Допускаются ошибки. Формы контроля - беседа, наблюдения, аттестация. Преподаватель - советчик, сотрудник, сам обучаемый.

Деятельность студентов в Учебной фирме имитируется через задание игровой ситуации. Игровая ситуация - это учебное время, которое необходимо выделить на ее рассмотрение с учащимися и оформление новых документов разной сложности для каждого отдела в процессе проигрывания ситуации. Для того чтобы отработать навыки в соответствии со стандартом в пределах ограниченного времени, ситуации должны быть тщательно продуманы.

Список литературы.

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 128с.

2. Гусева В.Е. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении: Учебник. / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора О.Б. Епишевой. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. - 260с.

3. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие / С.А.Петрова, И.А.Ясинская. - М.: ФОРУМ, 2010. - 208с.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.  1994. - № 5. - С.16-21.

6. Ушаков И.И. Бизнес-план / И.И. Ушаков. - Питер, 2005. - 223с.

3


© 2010-2022