- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рефлексивный отчет о работе учителя-лидера в рамках преобразований
Рефлексивный отчет о работе учителя-лидера в рамках преобразований
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филимонова Е.Р. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рефлексивный отчет за 2014-2015 учебный год
учителя-лидера СШГ № 12 г. Талдыкоргана
Филимоновой Елены Рустамовны
После окончания курсов в ноябре 2014 года я начала планирование своей работы с опроса и анкетирования коллег и учащихся, Результаты показали, что учителя интересуются формами оценивания, но не используют на уроках формативное оценивание как средство повышения мотивации к учению, потому что не владеют данной информацией. 45% респондентов указали на то, что не знают, чем отличается формативное оценивание от суммативного, и как применять его на уроках.
Посетив уроки коллег, я пришла к выводу, что на разных этапах урока отсутствует формативное оценивание. Оценка же ставится суммативная в конце урока и чаще всего учитель не комментирует её.
Из бесед с коллегами я выяснила, что учителя не знают о формах и разнообразии формативного оценивания. Когда, на каких этапах и как применять формативное оценивание на уроках. Следовательно, учителю необходимо получить информацию о видах формативного оценивания и применения оценивания на уроках. Учителям потребуется обдуманно подойти к планированию урока, выбору заданий, которые будут ориентированы на взаимооценивание, самооценивание, критериальное оценивание, а также на развитие критического мышления, умения анализировать и рефлексировать. Коллеги выразили желание получить информацию с целью дальнейшего использования на уроках.
Таким образом, мною была определена тема: «Повышение мотивации к обучению и качества знаний учащихся через формативное оценивание». Поставлена следующая цель: подготовить учителей к изменениям и совершенствованию методов оценивания преподавания и обучения, сформировать у учителей четкое понимание актуальности формативного оценивания с целью повышения профессиональной компетенции. Мною также были спрогнозированы результаты: систематическое использование на уроках учителями предметниками формативного оценивания для повышения мотивации и качества знаний учащихся, учителя и учащиеся должны знать и уметь составлять критерии оценивания к предложенным заданиям на уроках, повышение интереса учащихся к уроку, повышение качества зун. Составлен план развития школы.
Мною была создана творческая группа и определена серия коуч-сессий. Тему первого коучинга я определила так: «Формативное оцениваение как средство повышения мотивации школьников». На коуч-сессию были приглашены учителя-лидеры школ города: сш № 14, 18. Во время проведения коучинга я столкнулась со следующими барьерами: учителя с трудом определяли значимость предложенного им видеоролика, его цель и значение в занятии. Коллеги не соблюдали правила работы в группе, не контролировали время, предложенное им для решения поставленных проблем. Но, тем не менее, я считаю, что первый коучинг прошел успешно. Учителям понравилась работа в группах, предложенные задания, сама атмосфера и форма проведения, что было отмечено ими в обратной связи.
В течение месяца я посещала уроки коллег, наблюдала, как применяется формативное оценивание. Не все учителя были готовы пересмотреть поурочный план с целью внедрения формативного оценивания. Некоторые ограничивались простыми формами, как в среднем звене, так и в старшем. Но большая часть использовали разные формы и виды формативного оценивания, что приводило к успеху, о чем и писали дети на этапе «Рефлексия».
Из бесед с учителями я пришла к следующему выводу: учителя интересуются среднесрочным и краткосрочным планированием и месте формативного оценивания в данном планировании. Поэтому следующий коучинг я провела на тему: «Место формативного оценивания в среднесрочном планировании». Данный коучинг прошел намного успешнее, хотя барьеры, с которыми я столкнулась в предыдущем коучинге, продолжали оставаться. Я думаю, это связано с тем, что часть учителей не смогли посетить данное занятие, но пришли другие, кто был заинтересован данной проблемой. Здесь я обратила внимание на нестабильность моей группы. Сказывались следующие причины: у одних были занятия по подготовке к ЕНТ, кто-то был на больничном, у кого-то проходили в это время уроки. Те, кто посетил данных коучинг, были довольны полученной информацией.
Третий коучинг был не запланирован. На базе нашей школы проходил семинар в рамках двухнедельных курсов повышения квалификации классных руководителей, проводимый ИПКПРАО «Орлеу». Мне предложили провести родительское собрание, в качестве родителей должны были выступить участники семинара. Чтобы использовать тему, над которой работаю, я решила провести родительское собрание в форме коуч-сессии, выбрав следующую тему: «Роль классного руководителя и родителей в воспитании ребенка». Я использовала в работе «Корзину идей» для сбора информации, какова функция классного руководителя и родителей в воспитании ребенка. Затем я разделила участников на шесть групп и продолжила работу по стратегии критического мышления «Шесть шляп». Но чтобы не отходить от темы формативного оценивания, я предложила в качестве обратной связи взаимооценивание работы в группах. Учителям понравилась данная форма работы, но коллеги все-таки склонялись к тому, что важную роль в воспитании ребенка играют не родители, а классные руководители. Лишь участники группы Синей шляпы смогли развернуть дискуссию в нужную сторону, а при взаимооценивании групп, учителя смогли найти ошибки и сделали окончательный вывод, что воспитание ребенка лежит на плечах родителей, а классный руководитель - это лишь вспомогательное звено.
На педагогическом совете в марте выступила с докладом «Применение формативного оценивания на уроках как средство повышения качества знаний».
Роль менти предложила учителю с высоким профессиональным уровнем, которая может организовать работу на уроках так, что мотивация учащихся поднимется на высокий уровень. В данную работу необходимо включить формативное оценивание для повышения мотивации учащихся. Так как учитель-менти не проходила уровневые курсы, запланировала провести менторинг-сессии, целью которых станет овладение навыками использования новых подходов в обучении. Кроме профессионального развития учителя-менти, думаю, нужно поспособствовать созданию атмосферы взаимосотрудничества.
Первую менторинг-сессию «Новые подходы в обучении» была направлена на то, что мы определим проблемы, формы обучения, так как их использование в учебном процессе ведет к созданию сотрудничества «Учитель - ученик» на уроке. Следующая менторинг-сессия «Использование критериев в оценивания на уроках математики» помогла разработать урок учителя- менти с использованием критериев в оценивании.
На четвертой менторинг-сессии «Преодоление барьеров при разработке критериев оценивания на уроках» совместно с менти обсудили, какие барьеры возникли у учащихся и учителя при составлении критериев при формативном оценивании и наметили пути их преодоления.
Мною была проведена серия мастер-классов по просьбе администрации: «Использование стратегии Шести шляп на уроках литературы», «Использование разнообразных форм формативного оценивания на уроках русского языка». Кроме того, были даны открытые уроки на тему: «Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс» присутствовал Алимов А.К., представитель ЦПМ г. Алматы, дал высокую оценку. «Тема «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 8 класс» с использованием стратегии Шести шляп, «Обобщение по теме: «Предлоги» 7 класс» с использованием формативного оценивания и активных форм на разных этапах урока.
Посетив мои уроки и мастер-классы, учителя предложили провести коуч-сессию по использованию на уроке модуля Возрастные особенности учащихся. Некоторые учителя испытывают затруднения при составлении заданий к уроку с учетом возрастных особенностей. Я предложила тему коучинга: «Организация учебной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся», что было одобрено коллегами. По мнению участников, занятие прошло на высоком уровне, кроме того, учителя сами предложили формы оценивания разных видов заданий. Из чего я сделала вывод, что те учителя, которые постоянно посещали мои занятия, успешно работают и применяют полученные знания не только на коучигах, но и на уроках.
Итогом моей работы были открытые уроки учителей с применением формативного оценивания на разных этапах урока, повешение качества зун по предметам: русский язык и литература, черчение, история.
Последним рабочим моментом явилось проведение круглого стола, результатом которого стал обмен мнениями о прошедшей работе, анализ работы, определение темы, целей на следующий год. Я как лидер указала на то, что обязательно, кроме открытых уроков, выступлений на педсоветах, конференциях, семинарах нужно проводить мониторинг успешности учителя и учащихся по рабочей теме.
Результатом запланированной работы стал сборник с разработками коучингов, мастер-классов, среднесрочного и краткосрочного планирования учителей лидеров области. Печать сборника планируется на июль-август 2015 года.
Приложение
Коучинг по теме «Формативное оценивание как средство повышения мотивации школьников»
Ожидаемые результаты: учителя знают, как применять формативное оценивание для повышения мотивации учащихся
Коуч: Филимонова Е.Р.
Присутствовало: 14 учителей
Учителя получили задание по группам: создать постер по определенной теме
Учителя делают презентацию своих постеров
Оценивание работы в группах
Выполнение задания «Слон»
Проведение рефлексии «Две звезды, одно пожелание»
Семинар в рамках двухнедельных курсов повышения квалификации классных руководителей, проводимый ИПКПРАО «Орлеу»
Родительское собрание в форме коучинга на тему « Роль классного руководителя и родителей в воспитании ребенка»
Ожидаемые результаты: учителя знают, как проводить родительское собрание в форме коучинга с использованием стратегии критического мышления «Шесть шляп»
Количество участников: 30
«Корзина идей»
Коуч даёт задание по теме коучинга
Участники коучинга выполняют задание, используя стратегию критического мышления « Шесть шляп» Презентация работы группами
Проведение рефлексии «Пять пальцев»
Коучинг по теме «Организация учебной деятельности с учетом возрастных особенностей»
Ожидаемые результаты: учителя знают, как организовать учебную деятельность школьников, используя модуль «Возрастные особенности» и применяя новые подходы в преподавании и обучении.
Цель: научить учителей составлять задания к уроку с учетом возрастных особенностей учащихся
Провела: Филимонова Е.Р.
Количество участников: 19
Просмотр видеоролика, определение целей коучинга
Участники коуч-сессии получили задание и выполняют его в группах
Работа оценочной группы (эксперты, учителя, прошедшие уровневые курсы)
Презентация постеров участниками групп
Выступление оценочной группы
Открытый урок « Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс»
Работа в группах.
Защита флип-чартов Заполнение таблицы ЗУХ
Мастер-класс «Применение стратегии Шести шляп на уроке литературы»
Учитель дает задание Работа в группах
Выступление групп
Учитель-менти дает открытый урок с применением стратегии критического мышления на тему «Л.Толстой «Детство»