Методически рекомендации о системе промежуточной аттестации обучающихся по ФГОС НОО и ООО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Общие положения


  1. Настоящее Положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся основной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и является обязательным.

Цель создания Положения заключается в разъяснении принципов и особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования.

  2. Положение о системе оценки, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования, Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №88 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - МБОУ СОШ №88 с УИОП)

  3. Настоящее Положение согласовывается с Советом образовательного организации, рассматривается на заседании педагогического совета образовательной организации и утверждается директором МБОУ СОШ №88 с УИОП. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность промежуточной аттестации обучающихся. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников МБОУ СОШ №88 с УИОП.

  4. Система оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся основной школы направлена на реализацию требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей (приложение №1).

  5. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Промежуточная аттестация - форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и метапредметных результатов.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального и основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Оценка личностных результатов обучающихся начальной и основной школы осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации МБОУ СОШ №88 с УИОП) при согласии родителей (законных представителей).

  1. Основными принципами системы оценки, формах и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

  • критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО и ФГОС ООО требованиях к оценке планируемых результатов, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ.

  • уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учётом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов.

  • комплексность оценки - возможность суммирования результатов.

  • приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);

  • гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов.

  • открытость: адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.


  1. Контроль планируемых результатов обучающихся.


  1. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.

  2. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

  3. На персонифицированную итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.

  4. В 1-м классе исключается система бального (отметочного) оценивания, используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Особенностью данной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Текущая аттестация учащихся 1-х классов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах.

  5. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.


  1. Основные виды контроля.


  1. Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.

  2. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) в конце четверти; проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  3. Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио).

  4. Итоговый контроль: предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года.


  1. Формы контроля


  1. Стартовые диагностические работы на начало учебного года.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе, оценки результатов в классном журнале не фиксируется и не учитываются при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося.

  1. Стандартизированные письменные и устные работы.

Стандартизированные письменные и устные работы проводятся по концу четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Практические работы выполняются в соответствии с рабочей программой по предмету. При выполнении практической работы в процессе изучения темы могут оцениваться лишь некоторые критерии её выполнения.

Итоговые годовые контрольные работы проводятся в соответствии с рабочей программой по предмету. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.

  1. Комплексные диагностики метапредметных и личностных результатов на начало и конец учебного года.

  2. Тематические проверочные (контрольные) работы.

Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть.

  1. Самоанализ и самооценка.

  2. Индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

Творческие работы выполняются в соответствии с рабочей программой по предмету. Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе учителя. Оценки выставляются в журнал.

  1. Защита итогового индивидуального проекта.

Проекты разрабатываются и защищаются учащимися по одному или нескольким предметам. Количество обязательных проектов в каждом классе - 1. Оценка за проект выставляется в журнал (приложение №2). Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии с рабочей программой.

Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку и одна контрольная работа по предметам учебного плана по выбору ОО.


  1. Оценка планируемых результатов обучения.


  1. Основным показателем развития обучающихся является уровень

сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

  1. Отметка ставится за каждую учебную задачу, показывающую

овладение конкретным действием (умением) по пятибалльной шкале.

  1. Система оценки предметных результатов освоения учебных

программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

  1. Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует

освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

  1. Выделяют следующие два уровня, превышающие базовый:

  • повышенный уровень достижения планируемых

результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижения планируемых результатов,

оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, необходимо формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее.

  1. Если уровень достижений обучающихся ниже базового выделяются два уровня:

    1. пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно»

(отметка «2»);

  1. низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

  1. Метапредметные результаты включают в себя способность использовать (в начальной школе - освоить) универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике; умение самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

  2. Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.

  3. Оценки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы выставляются в журнал в виде отметок «5», «4», «3», «2» (в зависимости от процента, который высчитывается от максимального балла выполнения контрольной работы); в виде процентов выполнения объема работы оценка фиксируется в специальной тетради учителя с целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося.

  4. Оценка по результатам сформированности универсальных учебных действий и умения их применить выставляется на отдельной странице журнала «Универсальные учебные действия», в личном деле ученика вводится специальная графа «Универсальные учебные действия». Оценка выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», в процентах выполнения всего объема работы результат фиксируется в специальной тетради учителя.

  5. Оценка фиксируется в таблице образовательных результатов обучающихся (приложение №3)

  1. Итоговая оценка выпускника


  1. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

  2. Итоговая аттестация учащихся 1-х классов по общеобразовательным предметам осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах.

  3. Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

6.3.1. результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

6.3.2. оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным

предметам;

  1. оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

  2. оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА).

На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

  1. Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании.

  2. В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

  3. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

    1. отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

    2. даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.

    3. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.


  1. Порядок перевода обучающихся

    1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.

    2. Перевод обучающихся в последующий класс принимается решением педагогического совета образовательного учреждения.

    3. Обучающиеся 5-10 классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки рекомендацией педагогического совета и по заявлению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.


  1. Оценочные шкалы.


  1. Успешность освоения учебных программ обучающихся 5-9 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90 - 100%

высокий

«5»

66 - 89%

повышенный

«4»

50 - 65 %

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»


  1. В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале.

    1. По итогам четверти в журнал выставляется отметка в пятибалльной шкале, в зависимости от процента освоения образовательной программы. Он вычисляется, исходя из нахождения среднего значения результатов выполнения тематических, творческих и итоговых работ.

    2. Итоговая оценка по предметам вычисляется в процентах, исходя из нахождения среднего значения результатов учебных четвертей и результатов итоговых контрольных работ, переводится в отметку в пятибалльной шкале и выставляется в журнал.

  2. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» (приложение №4) ученика, его рефлексивной самооценки


  1. Ведение документации.


    1. Учитель по каждому предмету составляется рабочая программа, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя. В рабочей программе по предмету отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.

      1. Классный журнал является главным документом учителя.

      2. Классный журнал заполняется в соответствии с рабочей образовательной программой и календарно-тематическому планированию, как в бумажном, так и в электроном виде.

      3. Оценка универсальных учебных действий фиксируется в конце учебного года, на специальной странице журнала «Универсальные учебные действия».

      4. Для тренировочных работ используется рабочая тетрадь. Самостоятельные и контрольные работы выполняются учащимися в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ.

      5. Итоговые оценки выставляет в дневник учащегося классный руководитель. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале оценкам, выставленным в дневнике ученика, осуществляет классный руководитель.

      6. Учитель ведёт рабочий журнал, где фиксирует оценки в виде процентов выполнения объема работы за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы с целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося.

    2. Администрация образовательной организации:

      1. Администрация образовательной организации управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.

  1. Срок действия Положения


  1. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

14


© 2010-2022