- Преподавателю
- Директору, завучу
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Раздел | Завучу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Значкова О.С. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «СУРАЖСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________ Т.И. Панус
« » _______________
__________ Т.И. Панус
« » _______________
__________ Т.И. Панус
« » _______________
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО профессионального цикла
Протокол № 1 от « 28» августа 20 14г.
Председатель МО _____ Значкова О.С.
Протокол № от « » августа 20___ г.
Председатель МО _______Значкова О.С.
Протокол № от « » августа 20___ г.
Председатель МО _______Значкова О.С.
2014 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Организация-разработчик ГБОУ СПО «Суражский промышленно - аграрный техникум »
Разработчики:
Значкова О.С., преподаватель спецдисциплин
Дударева Е.Н., зам. директора по НМР
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПАРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
9
11
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
19.02.10 Технология продукции общественного питания
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
-
принципы рыночной экономики;
-
современное состояние и перспективы развития отрасли;
-
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
-
механизмы формирования заработной платы;
-
формы оплаты труда;
-
стили управления, виды коммуникации;
-
принципы делового общения в коллективе;
-
управленческий цикл;
-
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
-
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
98
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
32
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
СР№1.Тема: Научные школы. Этапы развития экономики.
СР№2.Тема: История товарного производства. Нетоварный сектор экономики.
СР№3.Тема: Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые факторы предложения.
СР№4.Тема: Система показателей макроэкономики. Пути и факторы экономического роста.
СР№5.Тема: Рыночная цена и точка равновесия.
СР№6.Тема: Проблема неравенства доходов. Монополии и монополистические союзы.
СР№7.Тема: Социальная политика государства.
СР№8.Тема: Предприятие в условиях рыночной экономики.
СР№9. Тема: Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений.
СР№10.Тема: Малые предприятия, индивидуальное предпринимательство в общественном питании.
СР№11.Тема: Сущность и назначение основных и оборотных фондов предприятия общественного питания.
СР№12.Тема: Выполнить презентацию на тему: Производительность труда.
СР№13.Тема: Фонд оплаты труда и его состав.
СР№14.Тема: Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.
СР№15.Тема: Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
СР№16. Подготовить сообщение на тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, социологические измерения. «Значение и содержание функций менеджмента».
СР№17. Подготовить сообщение на тему: « Значение психологических методов управления».
СР№18. Подготовить сообщение на тему: «Барьеры общения и пути их устранения».
СР№19. Подготовить сообщение на тему: «Управление
неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним".
СР№20. Подготовить сообщение на тему: «История развития
маркетинга и концепции рыночной экономики».
СР№21. Подготовить сообщение на тему: «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности».
СР№22. Подготовить сообщение на тему: « Ассортиментная политика».
СР№23. Подготовить сообщение на тему: « Ценовые стратегии в маркетинге».
28
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы экономики
29
Тема 1.1. Сущность
экономики и история ее
развития
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории
2
2.
Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.
2
Практические занятия
1
ПЗ№1. Составить таблицу по теме: Основные этапы развития экономики
Самостоятельная работа
СР№1.Тема: Научные школы. Этапы развития экономики.
1
Тема 1.2. Производство и экономика
Содержание учебного материала
3
1.
Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства.
Издержки производства.
2
2.
Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.
2
3.
Натуральное и товарное производство. Товарное обращение. Товар как экономическая категория
2
Практические занятия
1
ПЗ№2. Составить таблицу по теме: Натуральное хозяйство. Основные черты товарного хозяйства».
Самостоятельная работа
СР№2.Тема: История товарного производства. Нетоварный сектор экономики.
1
Тема. 1.3. Принципы
рыночной экономики
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм
рыночного саморегулирования и его основные элементы.
2
2.
Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые
рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.
2
Практические занятия
2
ПР№3. Построение кривой спроса и кривой предложения.
Самостоятельная работа
СР№3.Тема: Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые факторы предложения.
1
Тема. 1.4.
Макроэкономические
показатели
Содержание учебного материала
1
1.
Основные черты макроэкономики. Номинальный и
реальный ВНП. Экономический рост в обществе.
2
Практические занятия
1
ПР№4. Расчёт ВНП
Самостоятельная работа
СР№4.Тема: Система показателей макроэкономики. Пути и факторы экономического роста.
1
Тема. 1.5.
Макроэкономическая
нестабильность
Содержание учебного материала
3
1.
Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический
цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия.
2
2.
Безработица, ее типы и последствия
2
3.
Сущность и виды инфляции. Причины и последствия
инфляции.
2
Практические занятия
2
ПР№5. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
ПР№6. Выполнение контрольных заданий
Самостоятельная работа
СР№5.Тема: Рыночная цена и точка равновесия.
СР№6.Тема: Проблема неравенства доходов. Монополии и монополистические союзы.
2
Тема. 1.6.
Макроэкономическое
регулирование
Содержание учебного материала
1
1.
Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики.
2
Практические занятия
2
ПР№7. Решение экономических ситуаций
Контрольная работа№1. по разделу 1. Основы экономики
1
Самостоятельная работа
СР№7.Тема: Социальная политика государства.
1
Раздел 2.
Экономические основы
производственной
деятельности
28
Тема 2.1. Характеристика
отрасли и предприятия
Содержание учебного материала
2
1.
Предприятие как хозяйствующий субъект. Движущие мотивы развития экономики предприятия. Понятие отрасли и предприятия общественного питания
2
2.
Классификация предприятий общественного питания. Типы, классы предприятий.
Организационно -правовые формы предприятий общественного питания.
2
Практические занятия
3
ПР№8. Составление таблицы. Тема: «Основные принципы рыночной системы хозяйствования».
ПР№9. Формы собственности
Самостоятельная работа:
СР№8.Тема: Предприятие в условиях рыночной экономики.
СР№9. Тема: Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений.
СР№10.Тема:Малые предприятия, индивидуальное предпринимательство в общественном питании.
3
Тема. 2.2. Основные фонды и
оборотные средства
предприятия общественного
питания
Содержание учебного материала
1
1.
Сущность и назначение основных фондов предприятий общественного питания, их структура.
Оборотные средства, их экономическая сущность , состав.
2
Практические занятия
2
ПР№10. Решение практических задач и упражнений по основным и оборотным средствам.
Самостоятельная работа:
СР№11.Тема: Сущность и назначение основных и оборотных фондов предприятия общественного питания.
1
Тема 2.3. Трудовые ресурсы в общественном питании,
эффективность их
использования.
Содержание учебного материала
2
1.
Кадры предприятия, их классификация.
2
2.
Производительность труда в общественном питании: понятие, показатели, функции.
2
Практические занятия
2
ПР№11. Выполнение практических заданий по темам «Кадры предприятия и производительность труда».
Самостоятельная работа:
СР№12.Тема: Выполнить презентацию на тему: Производительность труда.
1
Тема. 2.4. Оплата труда в общественном питании.
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы. Принципы формирования, регулирование заработной платы.
2
2.
Формы оплаты труда.
2
Практические занятия
2
ПР№12. Организация оплаты труда.
ПР№13. Расчет оплаты труда
Самостоятельная работа:
СР№13.Тема: Фонд оплаты труда и его состав
1
Тема 2.5. Показатели
деятельности предприятий
общественного питания.
Содержание учебного материала
2
1.
Экономическая деятельность предприятия общественного питания разных форм собственности. Показатели деятельности, их экономическая характеристика. Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.
2
2.
Издержки производства и обращения в общественном питании. Классификация и структура
издержек общественного питания и себестоимость кулинарной продукции. Ценообразование в общественном питании.
2
Практические занятия
2
ПЗ№8. Тема: «Расчет себестоимости единицы продукции. Расчет цены и прибыли».
ПЗ№ 9. Тема: Расчет основных технико - экономических показателей деятельности предприятия
Контрольная работа№2 по разделу 2. Экономические основы производственной деятельности.
1
Самостоятельная работа:
СР№14.Тема: Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.
1
Раздел 3. Основы
менеджмента
23
Тема 3.1. Сущность
современного менеджмента
Содержание учебного материала
1
1.
Цели и задачи менеджмента.
Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Школы менеджмента.
Организация, как форма существования людей.
2
Практические занятия
2
ПЗ№10. Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента.
ПЗ№11. Разбор производственных ситуаций на тему:
«Организация как открытая система».
Самостоятельная работа:
СР№15.Тема: Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
2
Тема 3.2.Цикл управления.
Содержание учебного материала
2
1.
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль
деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента.
2
2.
Цикл менеджмента. Связующие процессы.
2
Практические занятия
1
ПЗ№12. Разбор производственных ситуаций на тему: Цикл менеджмента.
Самостоятельная работа:
СР№16. Подготовить сообщение на тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, социологические измерения. «Значение и содержание функций менеджмента».
2
Тема 3.3. Методы управления
Содержание учебного материала
4
1.
Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое
воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.
2
2.
Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации
2
3.
Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и
приемы делового общения.
2
4.
Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление
неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и
стрессами.
2
Практические занятия
5
ПЗ№12. Использование различных методов управления, разбор ситуаций.
ПЗ№13. Разбор производственных ситуаций на тему: Использование информационных технологий в сфере управления
ПЗ№14. Разбор производственных ситуаций на тему: Законы и
приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.
ПЗ№15. Разбор производственных ситуаций на тему: Изучение основных понятий руководства.
ПЗ№16. Разбор производственных ситуаций на тему: Управление конфликтами и стрессами.
Контрольная работа№3 по разделу 3 « Основы менеджмента»
1
Самостоятельная работа:
СР№17. Подготовить сообщение на тему: « Значение психологических методов управления».
СР№18. Подготовить сообщение на тему: «Барьеры общения и пути их устранения».
СР№19. Подготовить сообщение на тему: «Управление
неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним".
3
Раздел 4. Основы маркетинга.
18
Тема 4.1. Сущность маркетинга.
Содержание учебного материала
2
1.
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития
маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его
связь с менеджментом.
2
2.
Управление и комплекс маркетинга.
Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
2
Практические занятия
2
ПЗ№17. Управление и комплекс маркетинга.
ПЗ№18. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
Самостоятельная работа:
СР№20. Подготовить сообщение на тему: «История развития
маркетинга и концепции рыночной экономики».
СР№21. Подготовить сообщение на тему: «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности».
3
Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга.
Содержание учебного материала
4
1.
Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара.
2
2.
Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной
политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
2
3.
Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы
ценообразования на продукцию.
2
4.
Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.
2
Практические занятия
2
ПР№19. Стратегия разработки нового товара.
ПР№20. Решение задач на управление ценами.
Итоговая контрольная работа №4.
1
Самостоятельная работа:
СР№22. Подготовить сообщение на тему: « Ассортиментная политика».
СР№23. Подготовить сообщение на тему: « Ценовые стратегии в маркетинге».
4
Всего:
98
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Экономика. Бухгалтерский учет и аудит».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- рабочее место преподавателя - 1;
- комплект учебно-наглядных пособий по курсу «экономические и правовые основы производственной деятельности»;
- образцы творческих работ;
- электронные учебники по темам: «Роль и сущность экономики»; Правовой статус предприятия»; «Малые предприятия»; «Трудовые ресурсы.»; «Рынок труда»;
- альбом: Рассказы об экономических словах
- альбом: «Деньги и денежные знаки»
Альбом - презентация на тему: «Все банкноты России»
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Кожевников Н.Н., Басов Т.Ф., Бологова В.В. Основы экономики, - М. : Издательский центр «Академия», 2012.
-
Экономика и управление в сельском хозяйстве: учебник под ред. Г.А. Петраневой. - М.: издательский центр «Академия», 2012.
-
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент, М.: Издательский центр «Академия», 2012.
-
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: практикум, М.: Издательский центр «Академия», 2013.
-
Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг, М.: Издательский центр «Академия», 2012.
-
Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2012.
-
Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. - М.:АКАДЕМИЯ, 2012.
Дополнительные источники:
-
Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2009-476с
-
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2012.
-
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ж. Словарь современных экономических терминов. М, Академия, 2012.
-
Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ.
-
Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве:научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ
-
Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ.
Интернет-ресурсы:
-
Интернет - ресурс«Экономика организации». Форма доступа: ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
-
Интернет - ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: nauki-online.ru/ekonomika
-
Интернет - ресурс economy.gov.ru/
-
Интернет - ресурс econolinks.boom.ru/
-
Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: new-management.info/
-
Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: marketolog.ru/-маркетолог
-
Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации
практические работы
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
практическая работа
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
практическая работа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения экономической теории
домашняя работа
принципы рыночной экономики
тестирование, индивидуальное задание
современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства;
домашняя работа
роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
тестирование
механизмы ценообразования на продукцию (услуги)
тестирование
механизмы формирования заработной платы
тестирование
формы оплаты труда
тестирование и практическая работа
стили управления, виды коммуникации
тестирование
принципы делового общения в коллективе
индивидуальное задание
управленческий цикл
индивидуальное задание
особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства
тестирование
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
тестирование
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
тестирование и индивидуальное задание