РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Раздел Завучу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «СУРАЖСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________ Т.И. Панус

« » _______________


__________ Т.И. Панус

« » _______________


__________ Т.И. Панус

« » _______________




Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рассмотрена и одобрена на заседании

МО профессионального цикла

Протокол № 1 от « 28» августа 20 14г.

Председатель МО _____ Значкова О.С.

Протокол № от « » августа 20___ г.

Председатель МО _______Значкова О.С.

Протокол № от « » августа 20___ г.

Председатель МО _______Значкова О.С.




2014 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности

19.02.10 Технология продукции общественного питания


Организация-разработчик ГБОУ СПО «Суражский промышленно - аграрный техникум »

Разработчики:

Значкова О.С., преподаватель спецдисциплин

Дударева Е.Н., зам. директора по НМР










СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПАРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.



4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

9

11




























  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга



1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

19.02.10 Технология продукции общественного питания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения экономической теории;

  1. принципы рыночной экономики;

  2. современное состояние и перспективы развития отрасли;

  3. роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  4. механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

  5. механизмы формирования заработной платы;

  6. формы оплаты труда;

  7. стили управления, виды коммуникации;

  8. принципы делового общения в коллективе;

  9. управленческий цикл;

  10. особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

  11. сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

  12. формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

32

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

СР№1.Тема: Научные школы. Этапы развития экономики.

СР№2.Тема: История товарного производства. Нетоварный сектор экономики.

СР№3.Тема: Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые факторы предложения.

СР№4.Тема: Система показателей макроэкономики. Пути и факторы экономического роста.

СР№5.Тема: Рыночная цена и точка равновесия.

СР№6.Тема: Проблема неравенства доходов. Монополии и монополистические союзы.

СР№7.Тема: Социальная политика государства.

СР№8.Тема: Предприятие в условиях рыночной экономики.

СР№9. Тема: Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений.

СР№10.Тема: Малые предприятия, индивидуальное предпринимательство в общественном питании.

СР№11.Тема: Сущность и назначение основных и оборотных фондов предприятия общественного питания.

СР№12.Тема: Выполнить презентацию на тему: Производительность труда.

СР№13.Тема: Фонд оплаты труда и его состав.

СР№14.Тема: Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.

СР№15.Тема: Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

СР№16. Подготовить сообщение на тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, социологические измерения. «Значение и содержание функций менеджмента».

СР№17. Подготовить сообщение на тему: « Значение психологических методов управления».

СР№18. Подготовить сообщение на тему: «Барьеры общения и пути их устранения».

СР№19. Подготовить сообщение на тему: «Управление

неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним".

СР№20. Подготовить сообщение на тему: «История развития

маркетинга и концепции рыночной экономики».

СР№21. Подготовить сообщение на тему: «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности».

СР№22. Подготовить сообщение на тему: « Ассортиментная политика».

СР№23. Подготовить сообщение на тему: « Ценовые стратегии в маркетинге».

28

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы экономики


29


Тема 1.1. Сущность

экономики и история ее

развития

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории

2

2.

Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

2

Практические занятия

1


ПЗ№1. Составить таблицу по теме: Основные этапы развития экономики

Самостоятельная работа

СР№1.Тема: Научные школы. Этапы развития экономики.

1

Тема 1.2. Производство и экономика

Содержание учебного материала

3

1.

Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства.

Издержки производства.

2

2.

Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.

2

3.

Натуральное и товарное производство. Товарное обращение. Товар как экономическая категория

2

Практические занятия

1


ПЗ№2. Составить таблицу по теме: Натуральное хозяйство. Основные черты товарного хозяйства».

Самостоятельная работа

СР№2.Тема: История товарного производства. Нетоварный сектор экономики.

1

Тема. 1.3. Принципы

рыночной экономики

Содержание учебного материала

2


1.

Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм

рыночного саморегулирования и его основные элементы.

2

2.

Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые

рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

2

Практические занятия

2


ПР№3. Построение кривой спроса и кривой предложения.

Самостоятельная работа

СР№3.Тема: Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые факторы предложения.

1

Тема. 1.4.

Макроэкономические

показатели

Содержание учебного материала

1

1.

Основные черты макроэкономики. Номинальный и

реальный ВНП. Экономический рост в обществе.

2

Практические занятия

1


ПР№4. Расчёт ВНП

Самостоятельная работа

СР№4.Тема: Система показателей макроэкономики. Пути и факторы экономического роста.

1

Тема. 1.5.

Макроэкономическая

нестабильность

Содержание учебного материала

3

1.

Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический

цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия.

2

2.

Безработица, ее типы и последствия

2

3.

Сущность и виды инфляции. Причины и последствия

инфляции.

2

Практические занятия

2


ПР№5. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

ПР№6. Выполнение контрольных заданий

Самостоятельная работа

СР№5.Тема: Рыночная цена и точка равновесия.

СР№6.Тема: Проблема неравенства доходов. Монополии и монополистические союзы.

2

Тема. 1.6.

Макроэкономическое

регулирование

Содержание учебного материала

1

1.

Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики.

2

Практические занятия

2


ПР№7. Решение экономических ситуаций

Контрольная работа№1. по разделу 1. Основы экономики

1

Самостоятельная работа

СР№7.Тема: Социальная политика государства.

1

Раздел 2.

Экономические основы

производственной

деятельности


28

Тема 2.1. Характеристика

отрасли и предприятия

Содержание учебного материала

2

1.

Предприятие как хозяйствующий субъект. Движущие мотивы развития экономики предприятия. Понятие отрасли и предприятия общественного питания

2

2.

Классификация предприятий общественного питания. Типы, классы предприятий.

Организационно -правовые формы предприятий общественного питания.

2

Практические занятия

3


ПР№8. Составление таблицы. Тема: «Основные принципы рыночной системы хозяйствования».

ПР№9. Формы собственности

Самостоятельная работа:

СР№8.Тема: Предприятие в условиях рыночной экономики.

СР№9. Тема: Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений.

СР№10.Тема:Малые предприятия, индивидуальное предпринимательство в общественном питании.

3

Тема. 2.2. Основные фонды и

оборотные средства

предприятия общественного

питания

Содержание учебного материала

1

1.

Сущность и назначение основных фондов предприятий общественного питания, их структура.

Оборотные средства, их экономическая сущность , состав.

2

Практические занятия

2


ПР№10. Решение практических задач и упражнений по основным и оборотным средствам.

Самостоятельная работа:

СР№11.Тема: Сущность и назначение основных и оборотных фондов предприятия общественного питания.

1

Тема 2.3. Трудовые ресурсы в общественном питании,

эффективность их

использования.

Содержание учебного материала

2

1.

Кадры предприятия, их классификация.

2

2.

Производительность труда в общественном питании: понятие, показатели, функции.

2

Практические занятия

2


ПР№11. Выполнение практических заданий по темам «Кадры предприятия и производительность труда».

Самостоятельная работа:

СР№12.Тема: Выполнить презентацию на тему: Производительность труда.

1

Тема. 2.4. Оплата труда в общественном питании.

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы. Принципы формирования, регулирование заработной платы.

2

2.

Формы оплаты труда.

2

Практические занятия

2


ПР№12. Организация оплаты труда.

ПР№13. Расчет оплаты труда

Самостоятельная работа:

СР№13.Тема: Фонд оплаты труда и его состав

1

Тема 2.5. Показатели

деятельности предприятий

общественного питания.

Содержание учебного материала

2

1.

Экономическая деятельность предприятия общественного питания разных форм собственности. Показатели деятельности, их экономическая характеристика. Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.

2

2.

Издержки производства и обращения в общественном питании. Классификация и структура

издержек общественного питания и себестоимость кулинарной продукции. Ценообразование в общественном питании.

2

Практические занятия

2


ПЗ№8. Тема: «Расчет себестоимости единицы продукции. Расчет цены и прибыли».

ПЗ№ 9. Тема: Расчет основных технико - экономических показателей деятельности предприятия

Контрольная работа№2 по разделу 2. Экономические основы производственной деятельности.

1

Самостоятельная работа:

СР№14.Тема: Продукция и товарооборот предприятий общественного питания.

1

Раздел 3. Основы

менеджмента

23

Тема 3.1. Сущность

современного менеджмента

Содержание учебного материала

1

1.

Цели и задачи менеджмента.

Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Школы менеджмента.

Организация, как форма существования людей.

2

Практические занятия

2


ПЗ№10. Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента.

ПЗ№11. Разбор производственных ситуаций на тему:

«Организация как открытая система».

Самостоятельная работа:

СР№15.Тема: Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

2

Тема 3.2.Цикл управления.

Содержание учебного материала

2

1.

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль

деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента.

2

2.

Цикл менеджмента. Связующие процессы.

2

Практические занятия

1


ПЗ№12. Разбор производственных ситуаций на тему: Цикл менеджмента.

Самостоятельная работа:

СР№16. Подготовить сообщение на тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, социологические измерения. «Значение и содержание функций менеджмента».

2

Тема 3.3. Методы управления

Содержание учебного материала

4

1.

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое

воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

2

2.

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации

2

3.

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и

приемы делового общения.

2

4.

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление

неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и

стрессами.

2

Практические занятия

5


ПЗ№12. Использование различных методов управления, разбор ситуаций.

ПЗ№13. Разбор производственных ситуаций на тему: Использование информационных технологий в сфере управления

ПЗ№14. Разбор производственных ситуаций на тему: Законы и

приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

ПЗ№15. Разбор производственных ситуаций на тему: Изучение основных понятий руководства.

ПЗ№16. Разбор производственных ситуаций на тему: Управление конфликтами и стрессами.

Контрольная работа№3 по разделу 3 « Основы менеджмента»

1


Самостоятельная работа:

СР№17. Подготовить сообщение на тему: « Значение психологических методов управления».

СР№18. Подготовить сообщение на тему: «Барьеры общения и пути их устранения».

СР№19. Подготовить сообщение на тему: «Управление

неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним".

3

Раздел 4. Основы маркетинга.

18

Тема 4.1. Сущность маркетинга.

Содержание учебного материала

2

1.

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития

маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его

связь с менеджментом.

2

2.

Управление и комплекс маркетинга.

Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2

Практические занятия

2


ПЗ№17. Управление и комплекс маркетинга.

ПЗ№18. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Самостоятельная работа:

СР№20. Подготовить сообщение на тему: «История развития

маркетинга и концепции рыночной экономики».

СР№21. Подготовить сообщение на тему: «Особенности маркетинга в профессиональной деятельности».

3

Тема 4.2. Основные стратегии маркетинга.

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара.

2

2.

Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной

политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

2

3.

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы

ценообразования на продукцию.

2

4.

Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

2

Практические занятия

2


ПР№19. Стратегия разработки нового товара.

ПР№20. Решение задач на управление ценами.

Итоговая контрольная работа №4.

1

Самостоятельная работа:

СР№22. Подготовить сообщение на тему: « Ассортиментная политика».

СР№23. Подготовить сообщение на тему: « Ценовые стратегии в маркетинге».

4


Всего:

98




























3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Экономика. Бухгалтерский учет и аудит».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся - 30;

- рабочее место преподавателя - 1;

- комплект учебно-наглядных пособий по курсу «экономические и правовые основы производственной деятельности»;

- образцы творческих работ;

- электронные учебники по темам: «Роль и сущность экономики»; Правовой статус предприятия»; «Малые предприятия»; «Трудовые ресурсы.»; «Рынок труда»;

- альбом: Рассказы об экономических словах

- альбом: «Деньги и денежные знаки»

Альбом - презентация на тему: «Все банкноты России»

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Кожевников Н.Н., Басов Т.Ф., Бологова В.В. Основы экономики, - М. : Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Экономика и управление в сельском хозяйстве: учебник под ред. Г.А. Петраневой. - М.: издательский центр «Академия», 2012.

  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент, М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: практикум, М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  5. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг, М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  6. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2012.

  7. Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. - М.:АКАДЕМИЯ, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2009-476с

  2. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2012.

  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ж. Словарь современных экономических терминов. М, Академия, 2012.


  1. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ.

  2. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве:научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ

  3. Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ.

Интернет-ресурсы:


  1. Интернет - ресурс«Экономика организации». Форма доступа: ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf

  2. Интернет - ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: nauki-online.ru/ekonomika

  3. Интернет - ресурс economy.gov.ru/

  4. Интернет - ресурс econolinks.boom.ru/

  5. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: new-management.info/

  6. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: marketolog.ru/-маркетолог

  7. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации

практические работы

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

практическая работа

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

практическая работа

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные положения экономической теории

домашняя работа

принципы рыночной экономики

тестирование, индивидуальное задание

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства;

домашняя работа

роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

тестирование

механизмы ценообразования на продукцию (услуги)

тестирование

механизмы формирования заработной платы

тестирование

формы оплаты труда

тестирование и практическая работа

стили управления, виды коммуникации

тестирование

принципы делового общения в коллективе

индивидуальное задание

управленческий цикл

индивидуальное задание

особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства

тестирование

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом

тестирование

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

тестирование и индивидуальное задание










































© 2010-2022