- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа по воспитательной работе Каникулы
Программа по воспитательной работе Каникулы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова С.К. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
15
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 55
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 55
_______ Н.В.Ешенко
«15» марта 2013г.
Программа
«КАНИКУЛЫ»
Автор: Орлова С.К.,
Зам.директора по ВР
г.Хабаровск
2013г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
«КАНИКУЛЫ»
Основание для
разработки
1. Конституция Российской Федерации
2. Конвенция о правах ребёнка
3. Семейный кодекс РФ
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Устав МБОУ СОШ № 55 г.Хабаровска
Разработчик программы
Орлова Светлана Константиновна, заместитель директора по воспитательной работе
Цель программы
Совершенствование организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, обучающихся в МБОУ СОШ № 55 в каникулярный период.
Задачи
программы
-
создание условий для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период; для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;
-
сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний и другие каникулярные периоды;
-
развитие связей МБОУ СОШ № 55 с учреждениями культуры и спорта, социальной защиты населения, детскими и молодежными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости детей и подростков;
-
обеспечение социальной защищенности детей;
-
развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей детей и подростков;
-
совершенствование форм и содержания оздоровления детей;
-
вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность;
-
развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.
Сроки и этапы
реализации
Программа рассчитана на 2013-2016 гг
Участники программы
-
обучающиеся МБОУ СОШ № 55
-
Педагогический коллектив школы
Возраст участников программы
6,5 - 17 лет
Перечень разделов
программы
1. Пояснительная записка.
2. Инструктивно-методическая работа.
3. Организационная работа.
4. Реализация дополнительных образовательных программ.
5. Информационное обеспечение.
Ожидаемые конечные
результаты программы
-
развитие разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;
-
укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни;
-
сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярные периоды,
-
сокращение детской и подростковой преступности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Каникулы - время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.
Здоровый образ жизни и активный отдых - две составляющие формирования и становления личности ребенка. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Современный школьник находится в условиях максимально - учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул - одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности.
Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.
Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Каникулы» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, участие в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку предполагает действовать в интересах каждого. В связи с этим, Программа содержит четыре цикла (зимние, весенние, летние и осенние каникулы).
Все направления работы в каникулы - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое - имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны бать для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Она позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, исполнительность, артистизм, научить анализировать и понимать органическую ценность народной культуры, программа позволяет детям получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, рисованию).
Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, администрация школы ставит перед собой задачи по охвату наибольшего количества детей организованным отдыхом, с привлечением детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей.
Концепция программы
-
Актуальность
Проведение социально-экономических реформ в России привело к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Особую роль в цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у подростков появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым. А данная ситуация влияет негативно на его дальнейшую судьбу, способствует увеличению беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.
В каникулярный период, когда подросток большую часть времени предоставлен самому себе и влиянию улицы огромен риск проявления асоциальных форм поведения несовершеннолетних. Поэтому возникла идея разработать эту программу.
II. Ресурсное обеспечение программы
-
Нормативно-правовое:
-
формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность
по выполнению программы;
-
разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности по реализации программы;
-
формирование пакета аналитических материалов по итогам отслеживания процесса и результатов реализации программы.
-
Организационное:
-
организация временных творческих групп для реализации программы;
-
мобилизация деятельности структурных подразделений школы по выполнению программы.
-
Программно-методическое:
формирование банка методических материалов, позволяющего обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации программы;
-
разработка рекомендаций по технологиям работы с учащимися в период каникул.
-
Информационное:
информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о ходе реализации программы;
-
размещение материалов на сайте школы.
-
Мотивационное:
разработка механизмов стимулирования результативной деятельности учителей;
-
деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях программы.
-
Кадровое:
повышение квалификации учителей, реализующих программу;
-
подбор и расстановка кадров;
-
модернизация модели методической деятельности школы в соответствии с задачами программы.
-
Материально-техническое:
материально-техническое обеспечение кружковой работы;
-
приобретение звукоусиливающей аппаратуры;
-
приобретение сценических костюмов;
-
приобретение оборудования для школьных мастерских и кабинета домоводства;
-
совершенствование материальной базы школьного музея;
-
приобретение компьютерной техники;
-
реконструкция школьного стадиона.
8. Финансовое:
-
составление сметы программы;
-
расширение внебюджетного финансирования программы;
-
расширение системы платных дополнительных образовательных услуг.
III. Принципы, подходы и виды деятельности по реализации комплексно-целевой программы «Каникулы»
Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких и далеких людях и быть удовлетворенным этой заботой» обеспечивает социальную направленность деятельности, учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами, способствует развитию у школьников социального самоопределения, социальной активности, формированию ценностно-смысловой позиции.
Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этой деятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; изменений своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания школьников. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыков самоорганизации, проявление самостоятельности способствуют самореализации.
-
Принцип «Каждое дело - творчески, а иначе - зачем?». Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путем включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника.
-
Отношения со взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и подростков в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым - самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
-
Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления побуждает ученика ответственно подходить к выбору своей позиции. А «регулярная поочередная сменяемость выборного актива» предоставляет возможность максимальному количеству ребят ощутить всю меру ответственности за принятое решение, сделанный выбор, самоутвердиться в личностно значимой среде.
-
Активизация собственного «Я» учащихся, создание условий для раскрытия и осознания подростком своих возможностей и способностей, прогнозирование им перспектив своего становления, самовоспитания,самореализации путем отбора учебного материала и способов его проработки на основе принципа опоры обучения на субъектный опыт жизнедеятельности ребенка.
-
Создание ситуаций, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, найти собственный путь и через это открыть мир и найти свое место в нем.
-
Личностный подход, предусматривающий поиск и открытие школьником своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление познающей личности
-
Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самостроительства, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством:
-
осознания подростками своего «Я»;
-
осознания своего «Я» как отличного от других «Я»;
-
осознания того, как их «Я» воспринимается другими;
-
осознания себя в коллективной деятельности (деле);
-
приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать чужую точку зрения и отстаивать свою.
-
Формирование у подростков общих приемов
учебной деятельности (умения производить самооценку, планировать и осознавать свою и коллективную деятельность, устанавливать причинно-
следственные связи, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, мыслить понятиями и т. д.) и усвоение учащимися универсальных способов получения знаний. -
Предоставление школьникам максимально возможной свободы, самостоятельности в ходе подготовки и.проведения мероприятий. Учителя привлекают школьников к планированию, построению занятий, предоставляют возможность самим находить пути решения возникающих проблем и задач, выбираю такие формы коллективной и индивидуальной работы, при реализации которых сами выступают в роли советчика, старшего товарища.
-
Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой подростки чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что учителя используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т. д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.
IV. Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов. Подготовительный этап (ноябрь-декабрь 2012 г.).
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: написание программы; обсуждение и утверждение ее на заседании совета школы; решение организационных вопросов.
Основной этап (январь 2013 г. - август 2016 г.)
Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:
-
реализация дополнительных образовательных программ;
-
организация досуговой деятельности школьников;
-
организация трудовой занятости учащихся;
-
реализация программ социально-общественной направленности;
-
поддержка одаренных детей;
-
физкультурно-оздоровительная деятельность;
-
поддержка школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также обеспечение условий для их успешной реализации;
-
формирование новой и уточнение действующей локальной нормативно-правовой базы школы;
-
осуществление психолого-педагогической поддержки;
-
совершенствование профессионального мастерства педагогических работников;
-
совершенствование материально-технической базы.
На заключительном этап (сентябрь - октябрь 2016г.):
-
Проводятся анализ деятельности по реализации программы;
-
подведение итогов; постановка задач с целью организации дальнейшей
-
продуктивной работы по совершенствованию каникулярного отдыха детей и работы школы в эти периоды.
V. Управление процессом реализации комплексно-целевой программы «Каникулы»
Функции управления
Содержание деятельности
Информационно - аналитическая
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей.
Мотивационно - целевая
Определение целей деятельности коллектива и отдельных учителей, направленной на реализацию программы на каждом ее этапе. Разработка системы стимулирования участников программы.
Планово - прогностическая
Планирование и организация работы по выбранным направлениям реализации программы, прогнозирование результатов деятельности коллектива.
Организационно - исполнительская
Организация выполнения программы, обобщение передового педагогического опыта, повышения квалификации педагогов.
Контрольно- оценочная
Осуществление мониторинга и оценка состояния реализации всех направлений программы
Регулятивно - коррекционная
Обеспечение поддержания позитивных эффектов программы и устранение нежелательных отклонений в работе.
VI. Мероприятия по реализации программы «КАНИКУЛЫ»
Мероприятия программы
Исполнители
Сроки
исполнения
1.Создание оптимальных условий для организации каникулярного отдыха учащихся школы.
1.1 Составление плана работы по организации каникулярного отдыха учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация школы
Ежегодно
Декабрь
Март
Май
Октябрь
1.2 Создание сферы досуга для учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей в каникулярный период на базе МБОУ СОШ № 55
Администрация школы
В каникулярное время
1.3 Вовлечение подростков в социально- полезную деятельность через привлечение их в: бригады по благоустройству территории школы и города, индивидуальное трудоустройство.
Администрация школы совместно с комитетом по делам молодежи.
В каникулярное время
2.Обновление содержания и форм работы по организации каникулярного отдыха учащихся.
2.1 Приоритетное развитие массового участия детей:
- в туристической деятельности;
- в экологическом движении;
- в спортивных мероприятиях.
Администрация школы
В каникулярное время
2.2 Участие в районных праздниках для учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
Администрация школы.
В каникулярное время
2.3.Организация смен ГОЛ «Лукоморье»
Администрация школы.
В летнее время
2.4. Организация работы детской спортивной площадки
Администрация школы.
В летнее время
2.5. Организация экскурсий, поездок, походов
Классные руководители
В каникулярное время
3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности оздоровительного лагеря при школе.
3.1 Организация переподготовки кадров, занимающихся организацией отдыха детей в каникулярное время.
Администрация школы совместно с Управлением образования
Ежегодно
Апрель-май
3.2 Участие в конкурсе программ организации летнего отдыха.
Администрация школы
Март
4.Создание материально-технических условий
4.1 Укрепление материально-технической базы школы по направлениям деятельности.
Администрация школы.
В течение года
4.2 Оборудование спортивной и игровой площадок, стадиона на территории школы.
Администрация школы
В течение года.
5. Информационное и научно-методическое обеспечение
5.1. Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта организации каникулярного отдыха учащихся школы.
Зам. директора по ВР
В течение года
5.2 Подготовка методических рекомендаций по организации каникулярного отдыха учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, совместно с родителями.
Зам. директора по ВР
В течение года
5.3. Оформление подписки на издания, освещающие проблемы летнего отдыха, приобретений соответствующей литературы;
Администрация школы, зав.библиотекой
В течение года
5.4. Отражение реализации программы, хода летней оздоровительной кампании в средствах массовой информации.
Зам. директора по ВР, Начальники лагерей
В каникулярное время
-
Оздоровление и профилактика заболеваний
6.1 Организация медицинских осмотров детей перед началом каждой смены оздоровительного лагеря, выявление и учёт детей, нуждающихся в медицинской помощи.
Медицинский работник школы
В каникулярное время
6.2 Организация работы с детьми и подростками, связанной с предупреждением вредных привычек
Зам. директора по ВР.
В каникулярное время
6.3 Санитарно-просветительская работа с детьми.
Медицинская сестра школы
В каникулярное время
6.4 Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.
Администрация школы
В каникулярное время
6.5. Оздоровление учащихся в рамках Федеральных целевых программ поддержки малообесеченных семей и детей-инвалидов
Администрация школы совместно с КГКУ
В каникулярное время
VII.Диагностика и мониторинг эффективности программы
Диагностические мероприятия включают:
-
отбор-тестирование детей и подростков отдыхающих в летнем лагере по поддержке и развитию детской одаренности (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
-
вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
-
вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей-участников лагеря;
-
текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
-
заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.
-
изучение отзывов от организации экскурсий, поездок, походов;
-
изучение отзывов детей от организации экскурсий, поездок, походов.
-
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов летнего отдыха..
-
Наблюдение за поведением детей во время мероприятий, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
-
Анализ участия классов в творческих делах, уровня активности и достижений .
-
Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов в пришкольных лагерях (экраны соревнований и настроения).
-
Тестирование в конце лета с целью выявления результативности работы.
-
Показатели динамики в профилактической работе по предотвращению совершения правонарушений подростками.
VIII. Условия реализации программы:
-
Наличие помещений для организации и проведения активного досуга (актовый, музыкальный, спортивный, гимнастический залы, библиотека, школьный двор);
-
Наличие наглядного материала и сценарных разработок в соответствии с тематикой воспитательных мероприятий;
-
Создание атмосферы комфорта и доброжелательности;
-
Материально - техническое обеспечение: музыкальный центр, теле - видео аппаратура, компьютер, мультимедиа проектор, канцелярские товары;
-
Помощь родителей в организации, проведении и финансировании воспитательных мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -299 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 352 с.
3. Гудзовская А.А. Самоопределение: Книга для учащихся и их родителей. - Самара: Волга, 2000. - 103 с.
4. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1984. - 367 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-н/Д: Ростовский пед. ун-т, 1994. - 367 с.
7. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Мн.: Беларуская наука, 1990. - 249 с.
8. Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 245 с.
9. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М.: Просвещение, 1977. - 189 с.
10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
11. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж: Изд-во ин-т практической психологии, 1996. - 253 с.
13. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. - М.: Рос. акад. образования, 1996. - 144 с.
14. Розова Т. Н. Технологии воспитания самореализующейся личности: организация и управление. - Ставрополь: Изд. СГУ, 2001. - 192 с.
15. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973..- 262 с.
16. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. - Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986.- 142 с.
17. Цукерман ГА. Психология саморазвития: Задачи для подростков и их педагогов. - М.: Новая школа, 1994. - 160 с.