Обобщение педагогического опыта

"Описание материала: Памятка педагогу Уважаемый педагог Ваш успешный педагогический опыт заслуживает внимания коллег. " Вы можете оказать методическому отделу неоценимую помощь в обобщении Вашего педагогического опыта. Для этого мы просим Вас: Ø Заполнить анкету; Ø Ответить на некоторые вопросы в ходе беседы с методистом; Ø Предоставить свою образовательную программу и дидактические материалы к ней; Ø Подобрать видеоматериал в фонд методического кабинета; Ø Пригласить на свои учебные занятия коллег; Приложения: Ø Требования к современному занятию; Ø Схема самоанализа учебного занятия; Ø Схема анализа учебного занятия; Ø Литература.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта


Памятка педагогу


Уважаемый педагог


Ваш успешный педагогический опыт заслуживает внимания коллег. Вы можете оказать методическому отделу неоценимую помощь в обобщении Вашего педагогического опыта.

Для этого мы просим Вас:

  • Заполнить анкету;

  • Ответить на некоторые вопросы в ходе беседы с методистом;

  • Предоставить свою образовательную программу и дидактические материалы к ней;

  • Подобрать видеоматериал в фонд методического кабинета;

  • Пригласить на свои учебные занятия коллег;

Приложения:

  • Требования к современному занятию;

  • Схема самоанализа учебного занятия;

  • Схема анализа учебного занятия;

  • Литература.

Приложения

(перепечатка из методических рекомендаций ДПШ

«Проектирование и анализ учебного занятия »)

Требования к современному занятию


  1. Дидактические

    • Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами

    • Практическая значимость полученных знаний и умений

    • Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков

    • Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих познавательную активность.

  2. Психологические

  • Определение содержания занятия в соответствии с принципами развивающего обучения

  • Планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

  • Использование различных видов творческих работ

  • Учёт возрастных особенностей учащихся.

  1. Гигиенические

  • Чередование видов деятельности во время занятий

Схема самоанализа учебного занятия


  1. Общие сведения:

    • дать краткую характеристику учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

    • оборудование учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.


  1. Тема учебного занятия:

  • Место в учебном курсе;

  • Степень сложности вообще и для данной группы;

  1. Обосновать постановку цели учебного занятия:

  • Образовательный, воспитательный и развивающий аспект.

  1. Содержание учебного занятия:

  • Соответствует ли содержание занятия его цели;

  • Проведена ли дидактическая обработка содержания;

  • Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей;

  • Способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению;

  • Формированию каких знаний и умений способствует материал.

  1. Тип учебного занятия:

  • Какой тип занятия избран;

  • Место занятия в учебном курсе;

  • Как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

  1. Структура учебного занятия:

  • Каковы этапы учебного занятия;

  • Их последовательность;

  • Выделить главный этап и дать его характеристику;

  • Как обеспечивалась целостность занятия.

  1. Методы обучения:

  • Соответствуют ли применяемые методы цели занятия;

  • В какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей;

  • Какова эффективность используемых методов.

  1. Система работы педагога:

  • Умение организовать работу детей;

  • Управление группой; определение объёма учебного материала;

  • Поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии.

  1. Система работы учащихся:

  • Организованность, активность;

  • Отношение к педагогу, к предмету, уровень освоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.

  1. Общие результаты учебного занятия:

  • Выполнение запланированного объёма;

  • Мера реализации цели занятия;

  • Общая оценка результатов и эффективности занятия;

  • Рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

Примерная схема анализа занятия:


  1. Тема, цели и задачи занятия.

  2. Готовность педагога к занятию (наличие учебного плана занятия, дидактического материала, необходимого оборудования, готовность помещения).

  3. Структура занятия, целесообразность распределения времени:

  • сообщение обучающимся темы и цели занятия;

  • повторение материала прошлого занятия;

  • изложение нового материала;

  • закрепление нового материала;

  • присутствие динамических пауз;

  • подведение итогов занятия.

    • Занятие организовано рационально. Педагог умело использует средства наглядности. Учит детей рационально использовать время.

    • Занятие характеризуется четкой организацией. С пользой расходуется каждая минута. Рационально используются средства обучения.

    • Занятию присущи некоторые организационные недостатки. Время начала и завершения занятия не соблюдаются.

    • Отсутствует четкая организация учебного процесса. Время занятия используется не рационально. Отсутствует необходимая наглядность.

  1. Соответствие содержания занятия его цели и задачам. Целесообразность используемых форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

  • Педагог творчески и в определенной системе пользуется методами и приемами обучения, что позволяет ему добиваться осуществления поставленных познавательных. развивающих и воспитывающих задач.

  • Применяемые методы способствуют обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

  • Педагог эпизодически применяет методы, которые способствуют развитию и воспитанию обучающихся.

  • Практикуемые методы не рациональны, и не способствуют развитию и воспитанию обучающихся.

  1. Соответствие объема и сложности изучаемого материала возрастным особенностям, уровню подготовленности обучающихся.

  • Изложение материала осуществляется планомерно, системно. Педагог всегда выделяет главное. Знания включены в систему. Особое внимание обращено на трудные вопросы. Педагог дифференцирует работу с учащимися разного возраста и уровня подготовки.

  • Материал излагается системно, планомерно, подчеркивается главное. Все вопросы разъясняются на доступном для учащихся уровне с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся.

  • Учебный материал изложен планомерно, но главное не вычленено. Отдельные вопросы остаются без объяснения. Педагог эпизодически осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

  • Учебный материал изложен хаотично. Учащиеся не поняли самых существенных вопросов. Дифференцированный подход к обучающимся отсутствует.

  1. Активность обучающихся на занятии. Наличие и виды обратной связи.

  • Педагог работает со всеми обучающимися, стимулирует их самостоятельность и инициативу. Самостоятельная работа обучающихся носит творческий характер.

  • В учебный процесс включены все обучающиеся. Педагог умело руководит их самостоятельной работой.

  • Познавательная активность обучающихся носит эпизодический характер, обучающиеся преимущественно пассивно воспринимают учебную информацию педагога. При вовлечении обучающихся в самостоятельную работу педагог часто вмешивается в их деятельность.

  • Самостоятельная работа обучающихся не используется. Педагог не стимулирует познавательную активность обучающихся.

  1. Стиль взаимодействия педагога и детей.

    • Авторитарный (педагог определяет цель, способы достижения цели, жестко контролирует процесс учебной деятельности);

    • Демократический (педагог определяет цель и создает ситуацию, при которой обучающиеся активно участвуя в учебной деятельности, сами определяют способы достижения цели);

    • Попустительский (педагог дает свободу обучающимся в определении своих целей и контроля за работой).

  1. Субъект-субъектные отношения педагога и ребенка.

А. Адекватность речевых характеристик:

  • Молчание;

  • Перебивание;

  • Культура речи;

  • Соответствие содержания эмоциональному выражению;

  • Парафраз;

  • Другие реакции.

Б. Адекватность невербальных проявлений чувств;

  • Контакт глазами;

  • Излишний контакт глазами или отсутствие его в нужный момент;

  • Тактильный контакт;

  • Использование жестов, мимики.

В. Адекватность невербальных проявлений чувств:

  • Контакт глазами;

  • Излишний контакт глазами или отсутствие его в нужный момент;

  • Тактильный контакт;

  • Использование жестов, мимики.

Г. Создание ситуации сотрудничества:

  • Поддержка;

  • Оценка действий;

  • Создание эмоционального фона (музыка, видеоряд, наглядные пособия и др.)

  1. Достижение цели и задач занятия.

Литература:

  1. Активные формы обучения педагогических кадров./ Составитель Суслова Н. П., Калининградский ОИУУ. 1990.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.,1982.

  1. Буйлова Л. Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. - Москва. ЦДЮТ «Бибирево»., 1999г.

  2. Быкова В. И., Литвак Р. А. Социально - педагогическая поддержка личности ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской)., Челябинск. 2001..

  3. Верещинская О. В., Маркина Н. В. Образовательная программа Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской., Челябинск. 2001.

  4. Загвягинский В. И. Учитель, как исследователь. - М., 1991.

  5. Справочник администрации школы по организации учебного процесса./Приложение к журналу «Завуч»., М. Центр «Педагогический поиск».,2000.


© 2010-2022