- Преподавателю
- Директору, завучу
- Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хисяметдинова О.В. |
Дата | 09.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обобщение педагогического опыта
Памятка педагогу
Уважаемый педагог
Ваш успешный педагогический опыт заслуживает внимания коллег. Вы можете оказать методическому отделу неоценимую помощь в обобщении Вашего педагогического опыта.
Для этого мы просим Вас:
-
Заполнить анкету;
-
Ответить на некоторые вопросы в ходе беседы с методистом;
-
Предоставить свою образовательную программу и дидактические материалы к ней;
-
Подобрать видеоматериал в фонд методического кабинета;
-
Пригласить на свои учебные занятия коллег;
Приложения:
-
Требования к современному занятию;
-
Схема самоанализа учебного занятия;
-
Схема анализа учебного занятия;
-
Литература.
Приложения
(перепечатка из методических рекомендаций ДПШ
«Проектирование и анализ учебного занятия »)
Требования к современному занятию
-
Дидактические
-
Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами
-
Практическая значимость полученных знаний и умений
-
Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков
-
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих познавательную активность.
-
-
Психологические
-
Определение содержания занятия в соответствии с принципами развивающего обучения
-
Планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся
-
Использование различных видов творческих работ
-
Учёт возрастных особенностей учащихся.
-
Гигиенические
-
Чередование видов деятельности во время занятий
Схема самоанализа учебного занятия
-
Общие сведения:
-
дать краткую характеристику учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
-
оборудование учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
-
-
Тема учебного занятия:
-
Место в учебном курсе;
-
Степень сложности вообще и для данной группы;
-
Обосновать постановку цели учебного занятия:
-
Образовательный, воспитательный и развивающий аспект.
-
Содержание учебного занятия:
-
Соответствует ли содержание занятия его цели;
-
Проведена ли дидактическая обработка содержания;
-
Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей;
-
Способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению;
-
Формированию каких знаний и умений способствует материал.
-
Тип учебного занятия:
-
Какой тип занятия избран;
-
Место занятия в учебном курсе;
-
Как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
-
Структура учебного занятия:
-
Каковы этапы учебного занятия;
-
Их последовательность;
-
Выделить главный этап и дать его характеристику;
-
Как обеспечивалась целостность занятия.
-
Методы обучения:
-
Соответствуют ли применяемые методы цели занятия;
-
В какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей;
-
Какова эффективность используемых методов.
-
Система работы педагога:
-
Умение организовать работу детей;
-
Управление группой; определение объёма учебного материала;
-
Поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии.
-
Система работы учащихся:
-
Организованность, активность;
-
Отношение к педагогу, к предмету, уровень освоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.
-
Общие результаты учебного занятия:
-
Выполнение запланированного объёма;
-
Мера реализации цели занятия;
-
Общая оценка результатов и эффективности занятия;
-
Рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Примерная схема анализа занятия:
-
Тема, цели и задачи занятия.
-
Готовность педагога к занятию (наличие учебного плана занятия, дидактического материала, необходимого оборудования, готовность помещения).
-
Структура занятия, целесообразность распределения времени:
-
сообщение обучающимся темы и цели занятия;
-
повторение материала прошлого занятия;
-
изложение нового материала;
-
закрепление нового материала;
-
присутствие динамических пауз;
-
подведение итогов занятия.
-
Занятие организовано рационально. Педагог умело использует средства наглядности. Учит детей рационально использовать время.
-
Занятие характеризуется четкой организацией. С пользой расходуется каждая минута. Рационально используются средства обучения.
-
Занятию присущи некоторые организационные недостатки. Время начала и завершения занятия не соблюдаются.
-
Отсутствует четкая организация учебного процесса. Время занятия используется не рационально. Отсутствует необходимая наглядность.
-
-
Соответствие содержания занятия его цели и задачам. Целесообразность используемых форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
-
Педагог творчески и в определенной системе пользуется методами и приемами обучения, что позволяет ему добиваться осуществления поставленных познавательных. развивающих и воспитывающих задач.
-
Применяемые методы способствуют обучению, воспитанию и развитию обучающихся.
-
Педагог эпизодически применяет методы, которые способствуют развитию и воспитанию обучающихся.
-
Практикуемые методы не рациональны, и не способствуют развитию и воспитанию обучающихся.
-
Соответствие объема и сложности изучаемого материала возрастным особенностям, уровню подготовленности обучающихся.
-
Изложение материала осуществляется планомерно, системно. Педагог всегда выделяет главное. Знания включены в систему. Особое внимание обращено на трудные вопросы. Педагог дифференцирует работу с учащимися разного возраста и уровня подготовки.
-
Материал излагается системно, планомерно, подчеркивается главное. Все вопросы разъясняются на доступном для учащихся уровне с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся.
-
Учебный материал изложен планомерно, но главное не вычленено. Отдельные вопросы остаются без объяснения. Педагог эпизодически осуществляет дифференцированный подход к учащимся.
-
Учебный материал изложен хаотично. Учащиеся не поняли самых существенных вопросов. Дифференцированный подход к обучающимся отсутствует.
-
Активность обучающихся на занятии. Наличие и виды обратной связи.
-
Педагог работает со всеми обучающимися, стимулирует их самостоятельность и инициативу. Самостоятельная работа обучающихся носит творческий характер.
-
В учебный процесс включены все обучающиеся. Педагог умело руководит их самостоятельной работой.
-
Познавательная активность обучающихся носит эпизодический характер, обучающиеся преимущественно пассивно воспринимают учебную информацию педагога. При вовлечении обучающихся в самостоятельную работу педагог часто вмешивается в их деятельность.
-
Самостоятельная работа обучающихся не используется. Педагог не стимулирует познавательную активность обучающихся.
-
Стиль взаимодействия педагога и детей.
-
Авторитарный (педагог определяет цель, способы достижения цели, жестко контролирует процесс учебной деятельности);
-
Демократический (педагог определяет цель и создает ситуацию, при которой обучающиеся активно участвуя в учебной деятельности, сами определяют способы достижения цели);
-
Попустительский (педагог дает свободу обучающимся в определении своих целей и контроля за работой).
-
-
Субъект-субъектные отношения педагога и ребенка.
А. Адекватность речевых характеристик:
-
Молчание;
-
Перебивание;
-
Культура речи;
-
Соответствие содержания эмоциональному выражению;
-
Парафраз;
-
Другие реакции.
Б. Адекватность невербальных проявлений чувств;
-
Контакт глазами;
-
Излишний контакт глазами или отсутствие его в нужный момент;
-
Тактильный контакт;
-
Использование жестов, мимики.
В. Адекватность невербальных проявлений чувств:
-
Контакт глазами;
-
Излишний контакт глазами или отсутствие его в нужный момент;
-
Тактильный контакт;
-
Использование жестов, мимики.
Г. Создание ситуации сотрудничества:
-
Поддержка;
-
Оценка действий;
-
Создание эмоционального фона (музыка, видеоряд, наглядные пособия и др.)
-
Достижение цели и задач занятия.
Литература:
-
Активные формы обучения педагогических кадров./ Составитель Суслова Н. П., Калининградский ОИУУ. 1990.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.
3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.,1982.
-
Буйлова Л. Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. - Москва. ЦДЮТ «Бибирево»., 1999г.
-
Быкова В. И., Литвак Р. А. Социально - педагогическая поддержка личности ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской)., Челябинск. 2001..
-
Верещинская О. В., Маркина Н. В. Образовательная программа Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской., Челябинск. 2001.
-
Загвягинский В. И. Учитель, как исследователь. - М., 1991.
-
Справочник администрации школы по организации учебного процесса./Приложение к журналу «Завуч»., М. Центр «Педагогический поиск».,2000.