- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект Здоровье в школе
Проект Здоровье в школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фильчакова С.Н. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сеймицкая средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области
Проект
«Здоровье в школе»
2009-2014 г.г.
Разработала заместитель директора по
УВР Фильчакова С.Н.
С. Орлянка
2009 г
Актуальность.
Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения.
Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся нашей школы, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков не превышает 1%.
Исходя из данных медицинского осмотра обучающихся нашей школы за последние два учебных года, наблюдается рост количества обучающихся с заболеваниями органов зрения и нервной системы. Среди причин, повлекших за собой такие показатели, вполне могут быть наследственность, экологический фон, условия жизни ребёнка. При этом существуют также факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье ученика: недостаточное освещение, дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.
Анализ состояния здоровья наших школьников и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания Проекта «Здоровье в школе», которая в свою очередь определяла бы основные направления деятельности школьного коллектива.
В основу обоснования программы легли следующие предпосылки:
детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и т.д. - наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса
Основной замысел Программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению учащихся.
Основополагающей целью Программы является подготовка сознания школьников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.
Задачи:
- создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья обучающихся
- паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.
- разработка и внедрение организационно - педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению.
- введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья.
- формирование в рамках образовательного процесса у обучащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
- укрепление связей с медицинскими и другими учреждениями района, способствующими укреплению здоровья детей и подростков.
- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
- методическое обеспечение валеологического сопровождения образовательного процесса.
Основные подходы к организации здоровьесбережения обучащихся:
Формирование базы данных по состоянию здоровья обучающихся
Формирование основ здорового образа жизни обучающихся
Использование здоровьесберегающих технологий
Организация сопровождения обучающихся
Оптимизация образовательного процесса
Охрана здоровья обучающихся
Основные мероприятия Проекта «Здоровье в школе»
Сроки
1.Формирование единой информационной базы данных о состоянии здоровья детей и подростков.
2009-2014
2.Определение «поля проблем» и создание системы повышения квалификации педагогического коллектива по проблемам здоровьесбережения обучающихся.
2009-2014
3. Внедрение в практику образовательного процесса инновационных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания школьников.
2009-2014
4. Разработка и внедрение системы взаимодействия и повышения валеологической грамотности родителей.
2009-2014
5. Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся и ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья через организацию урочной и внеурочной деятельности.
2009-2014
6. Классные часы по технологии Селевко Г. и Касаткина В. «Самосовершенствование личности школьника» для 5-11 классов.
2009-2014
7. Создание системы спортивно-оздоровительной работы.
2009-2014
8. Формирование единых требований для реализации здорового образа жизни.
2009-2014
9. Организация и проведение школьного конкурса: «Самый здоровый класс».
2009-2014
10. Организация и проведение школьного конкурса: «Самый спортивный класс».
2009-2014
11. Организация и проведение школьного конкурса: «Лучший дежурный класс».
2009-2014
12. Организация и проведение школьного конкурса: «Лучший дежурный».
2009-2014
13. Создание папок с методическими рекомендациями для проведения классных часов по направлению «Здоровье»
2009-2014
14.. Мониторинг состояния здоровья обучающихся.
2009-2014
15..Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся на здоровый образ жизни.
2009-2014
16. Мониторинг удовлетворённости организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны обучающихся и их родителей.
2009-2014
Этапы реализации Проекта «Здоровье в школе»:
I этап: Подготовительный (2009-2011)
1.Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.
2.Подготовка программно-методического обеспечения.
3.Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
4. Ознакомление родителей и обучающихся с Проектом «Здоровье в школе».
5.Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями района для реализации Проекта «Здоровье в школе».
II этап: Практический (2011-2014) Реализация Проекта «Здоровье в школе».
III этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2013-2014)
1.Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Проекта «Здоровье в школе».
2.Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся до и после реализации Проекта «Здоровье в школе».
3.Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся школы на здоровый образ жизни.
4.Обсуждение итогов реализации Проекта «Здоровье в школе» в коллективе педагогов, родителей, обучающихся.
5. Коррекция Проекта «Здоровье в школе» по итогам реализации.
6.Публикации, распространение опыта.
Предполагаемый результат:
1.Снижение показателей заболеваемости детей.
2.Стабилизация состояния здоровья обучающихся по основным показателям.
3.Повышение качества и уровня обучения школьников.
4.Повышение уровня воспитанности детей и подростков.
5.Полученные в школе валеологические знания позволят ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
6. Обучающиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
7. Обучающиеся научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
Конечный продукт: выпускник ОУ владеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, имеет внутреннюю потребность применять их в повседневной жизни.
Критериями эффективности реализации Программы являются:
- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в ОУ.
- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни.
- сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- организация в школе валеологически целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса.
- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны обучающихся и их родителей.
5