Система универсальных учебных действий в дидактической системе деятельностного метода обучения

Новые стандарты второго поколения диктуют нам новые цели. Новая цель - формировать способность к саморазвитию. К умению обучаться в новых условиях. Значит и результаты не только предметные, но  и  метапредметные, с помощью них можно осваивать любые виды деятельности.         Мы не только ориентируемся, а мы идем к тому, что это будет оцениваться. Мы фиксируем на данный момент, что сейчас оцениваются только предметные результаты. А вот как оценить, например, и личностные в комплексе -это разработка, которая идет сейчас.       Как достичь результатов предметных мы знаем, знаем какие результаты должны быть на выходе и к этому стремимся. Личностные результаты, мы с ними в принципе работали, что должен уметь приходящий в школу ребенок, какие ценностные ориентиры мы формируем, какими хотим видеть своих детей? Здесь картина ясна.     Самый большой вопрос как добиться метапредметных результатов? И что такое  метапредметные результаты? Освоение УУД-это и есть метапредметные результаты. И дальше встает опять вопрос. Раз метапредметные результаты - это результаты , формируемые УУД. Что же это за УУД? И раз их много, то их ученые сгруппировали, классифицировали. Само понятие УУД пошло из психологии.       УУД понимается в двух смыслах  Если «своими словами», что значит овладеть УУД- это значит уметь учиться. Второе- это формирование умения осваивать деятельность учения. Самостоятельно учиться организовывать свою учебную деятельность.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система формирования УУД в ДСДМ.

В затруднении содержится возможность. (Энштейн)

- Как понимаете смысл? (Раз возникло затруднение. Значит, ты чего-то не знаешь, есть возможность узнать новое, приобрести новые знания, стать умнее.)

Всех нас на сегодняшний день собрала ситуация, которая возникла сейчас в образовании. То общее затруднение, которое возникло у всех учителей: «Как работать в новых условиях?»

И цель нашего занятия посмотреть, какие есть механизмы реализации стандартов нового поколения в образовательной системе «Школа 2000…»

Мы будем опираться на те знания, которые имеются у вас и узнавать что-то новое.

Итак, новые условия требуют новых способов, новых подходов.

(Работа со статьей)

Нужно внимательно ознакомиться со статьёй и ответить на три вопроса:

  1. Почему, по мнению авторов, возникла необходимость в формировании УУД?

  2. Какой метод положен в основу работы учителя?

  3. Что же нового в образовательных стандартах 2 поколения?

Обсуждение по 1 пункту статьи.

Участвуя в различных международных конкурсах, организаторы стали отмечать, что рейтинги наших учеников, студентов стали значительно падать. Они заметили,что наши дети хорошо справляются со стандартными заданиями, с теми заданиями, где часто не меняется условие, а там , где нужно мыслить вариативно, творчески,где нужно применить тоже знание , что у него есть, но в новых условиях, здесь мы значительно проигрываем.

Почему? Потому что мы формируем на уровне знаний, навыков, а человек должен идти в ногу со временем, уметь перестраиваться. Пока у нас это не очень получается.

Что касается духовного воспитания? Новые стандарты уделяют особое место воспитанию. Мы все с вами знаем, что детский сад, начальная школа уделяют воспитанию много внимания. Но, тем не менее, падение нравственности идет, и это отмечают все. Воспитание всегда было позади обучения. Нет уверенности, конечно, что воспитание пойдет параллельно с обучением, потому что, когда приходит к нам ребенок,мы больше ставим перед ним учебные цели. Учителя начальной школы много делают для того, чтобы из маленького ребенка вырос достойный человек, гражданин общества, но как только дети переходят в среднее звено, мы отмечаем полный спад в этой области. Учителя средней школы сами говорят: « Вы так много внимания уделяете тому,как ребенок одет,как он сидит,как он ест в столовой,общается со сверстниками, здоровается, заходя в класс. А нам это уже не важно, нам важно,чтобы он решал и получал результат». Поэтому в новых стандартах этой проблеме тоже уделяется большое внимание и выделены такие учебные действия, которые называются личностными.

К чему, к какому итогу личностного развития подойдет ребенок. Но если понаблюдать, то опять сейчас будет уклон на регулятивные, познавательные, а личностные немного сзади.

Обсуждение по 2 пункту статьи.

Когда мы с вами учились в школе или начинали работать, метод обучения назывался… объяснительно-иллюстративный. Я объясняю- ты слушаешь, я показываю- ты воспринимаешь. Это действие по образцу. Я делаю- ты повторяешь за мной.

Какой сейчас метод положен в основу обучения? (деятельностный)

Кто теперь будет деятелем? (ученик)

Деятельностный подход - это изменение отношений между учителем и учеником. Эти отношения предполагают «отношения на равных».Безусловно, абсолютно на равных мы быть с учеником быть не можем. Дети в начальной школе подражатели, учитель - идеал, стоящий на пьедестале. Но необходимо выстраивать отношения взаимопомощи, взаимодействия - вот к чему мы идем.

Обсуждение по 3 пункту статьи.

Что нового в стандартах? Что нового должны делать мы с 1 сентября?

(зачитывание из статьи)

Если раньше мы оценивали только знания, умения и навыки - это предметные результаты. А комплексная оценка результатов включает и личностные ( т.е. воспитательные) и они будут подлежать оцениванию и метапредметные.

Что такое метапредметные результаты? Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные- и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий усваиваются обучающимися на базе одного,нескольких или всех учебных предметов и применяются обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, так как именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к более качественному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Если еще раз переформулировать более доступным языком, то метапредметные результаты - умение использовать знания практически.

Итак, наша новая цель - формировать способность к саморазвитию. К умению обучаться в новых условиях. Значит и результаты не только предметные, но и метапредметные, с помощью них можно осваивать любые виды деятельности.

Мы не только ориентируемся, а мы идем к тому, что это будет оцениваться. Мы фиксируем на данный момент, что сейчас оцениваются только предметные результаты. А вот как оценить, например, и личностные в комплексе -это разработка, которая идет сейчас.

Встает вопрос: Как достичь результатов, которые заложены в стандартах?

Как достичь результатов предметных мы знаем, знаем какие результаты должны быть на выходе и к этому стремимся. Личностные результаты, мы с ними в принципе работали, что должен уметь приходящий в школу ребенок, какие ценностные ориентиры мы формируем, какими хотим видеть своих детей? Здесь картина ясна.

Самый большой вопрос как добиться метапредметных результатов?(слайд)И что такое метапредметные результаты?(слайд)

Освоение УУД-это и есть метапредметные результаты. И дальше встает опять вопрос. Раз метапредметные результаты - это результаты , формируемые УУД. Что же это за УУД? И раз их много, то их ученые сгруппировали, классифицировали. Само понятие УУД пошло из психологии.

УУД понимается в двух смыслах Если «своими словами», что значит овладеть УУД- это значит уметь учиться. Второе- это формирование умения осваивать деятельность учения. Самостоятельно учиться организовывать свою учебную деятельность.

Выделили 4 блока УУД (слайд)

Личностные - это воспитательные результаты, умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные - это и есть организация учебной деятельности самими учащимися.

Познавательные - это общеучебные логические действия. Действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные - психологи коммуникативные ставят на 1 место, т.к. от умения общаться во многом зависит и формирование остальных УУД.(умение слушать, вступать в диалог, строить сотрудничество между взрослыми и детьми и т. д. )

Итак, перед нами ставится задача постепенно обращать внимание на УУД и формировать их. Как это делать?

Попробуйте для себя ответить на такой вопрос: «Назвать способ, который позволяет формировать в системе не только один вид УУД и больше ничего, а в системе формировать и с этой группой, и с этой, из урока в урок формировать УУД»

Можно формировать 2 способами:

1)Средствами предметов (дадут учебники, расставят значки-обозначения и покажут, что вот там, где стоит галочка вы будете формировать, допустим, коммуникативные УУД. А дальше вы должны сами разобраться, может ребенок будет обучаться диалогу или на основе этого задания он будет учиться формулировать свои мысли или структурировать материал, либо, допустим, познавательные УУД, умение обобщать. Прочитав какой -то текст, ученик должен с ним поработать так, чтобы выйти с ним на какие-то обобщающие вещи. Но работая так с учебными заданиями, мы формируем УУД, но только отдельные их виды, не системно. Сегодня я работаю с этим заданием, а завтра я его упущу, потому что мне некогда и мне нужно работать с чем-то другим.

Когда ученые начали анализировать УУД, то выяснили, что на чтении, конечно, больше внимания уделяется личностным, ведь мы анализируем ситуации. Мы формируем ценностные установки, если математика, то это больше познавательные УУД.

А вот где действительно это место, чтобы было развитие и регулятивных УУД, и чтобы ребенок не молчал на уроке, а говорил, вступал в диалог, высказывал свою точку зрения. Ученые подошли к выводу, что это технология - т.е. это организация учебного процесса такая, которая позволит ребенку выполнять все виды УУД. И мы сразу говорим о том, что технологий на сегодняшний день существует несколько: есть школа проблемного диалога («Школа 2100…»), а есть технология, которую предлагает группа под рук. Л.Г.Петерсон. Вы можете выбирать любую, которая вам ближе. Но вот о чем говорит Л.Г. Она поработала во многих странах, т.к. муж работал за рубежом. «Когда я приходила на урок, я не понимала, что происходит, то ли это факультатив, то ли это кружок, то ли занятие, первое что бросается в глаза, это нет структуры, поработали в одном углу, перешли на коврик, посидели там. С одной стороны - свобода, с другой стороны, не понятен результат этого урока, не понятно, что формируем, на что выходим. Вот тогда у меня и зародилась мысль, как перестроить урок. Ведь сегодняшний урок по сути все равно остается объяснительно-иллюстративным. Да, мы стараемся создавать проблемные ситуации, вводим новшества, какие-то используем приемы. Но это наши крупинки, наши находки, а вот целого нет. И такая структура урока была разработана. Появилась технология, о которой мы будем говорить. Технология деятельностного метода. (ТДМ)

Итак, как мы с вами отметили, что мы не нашли единственного способа, где системно формируются УУД. Сегодня будем говорить о том, что предлагает «Школа 2000…». Способ комплексный, и рассуждая об обучающей системе мы выяснили, что цель образования - формирование умения учиться. Метод реализации этих целей, т.е. деятельностный метод берут все, как замену объяснительно - иллюстративного. А дальше, как этот метод будет реализовываться? Здесь большой вопрос. Одни говорят только с помощью содержания, методики, методического обеспечения. (слайд) Группа специалистов во главе с Л.Г. Петерсон считают, что этого , чтобы работать в системе и формировать УУД недостаточно. И мы выходим с вами на изменение самой структуры урока, где из урока в урок будут формироваться и познавательные, и личностные, и регулятивные, и коммуникативные УУД. Но мы говорим, что любой способ, какой бы он ни был замечательный, не даст результатов. Если не созданы принципы-условия. Если я смотрю - я просто вижу, а вот когда я действую, я пропускаю все через себя, запоминаю это надолго и прочно.

Сейчас каждая группа получит один из принципов. Задание: представьте себе, что вам в вашей работе очень помогает этот принцип, и у вас есть возможность он ШМО рассказать об этом принципе, но так, чтобы его не называть, а другие группы должны отгадать, что это за принцип. (Это может быть условное обозначение).

После того как вы создали опорный сигнал, придумайте фрагмент урока, где по вашему мнению этот принцип реализуется.



© 2010-2022