Урок на тему «Школьное самоуправление «РМиД»»

"Описание материала: Перемены в общественной жизни страны подтолкнули нас обратиться к ученическому самоуправлению, которое решает важные задачи в формировании навыков активного включения в общественную жизнь школы и поселка, создании условий для освоения учениками "роли гражданина. Уклад школьной жизни строится на законах самоуправления и преемствености – это значит, что ученики участвуют в управлении школой через Управляющий совет школы, школьную ученическую конференцию. Совет министров в те...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»









Проект

Школьное самоуправление «РМиД» («Республика мальчишек и девчонок») как

среда формирования у учащихся

активной жизненной позиции

и развития лидерских качеств.







Исакова Марина Геннадьевна, заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»












п. Алябьевский

2010





Ученическое самоуправление «РМИД»

(«Республика мальчишек и девчонок»).





Место проведения ул. Токмянина 13, п. Алябьевский,

Советский район ХМАО, Тюменской области


Участники учащиеся МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»

Возраст участников 6-18 лет.


Уклад школьной жизни строится на законах самоуправления и преемствености - это значит, что ученики участвуют в управлении школой через Управляющий совет школы, школьную ученическую конференцию, Совет министров в течение всего учебного года и сохраняют принципы самоуправления в период летней оздоровительной кампании в лагере дневного пребывания «Республика мальчишек и девчонок».

Жизнь в школе насыщенная и интересная - это уже традиционные программы:


  1. День самоуправления.

  2. Конкурсная программа «Мисс школьница».

  3. Посвящение в пятиклассники.

  4. Торжественный прием 8-миклассников в Союз «Старшеклассник».

  5. Военно-спортивные игры: «Орленок», «Зарница».

  6. Шефство над стелой воинам -землякам.

  7. Фестиваль военно-патриотической песни «Моя Россия».

Но вместе с тем проводятся диспуты, дискуссии, конкурсные программы, викторины, интеллектуальные игры, КВНы, игры и т.д.


Содержание проекта

Паспорт


  1. Введение

Актуальность

Постановка проблемы

Тема

Цель

Задачи

Гипотеза


  1. Основное содержание

2.1. Этапы развития ученического самоуправления

2.2. Структура самоуправление и организация деятельности РМиД

2.3. Организация деятельности РМиД

III. Заключение

3.1. Предполагаемый результат

3.2. Выводы.





I. Введение

В разработке проекта «Школьное самоуправление РМиД (Республика мальчишек и девчонок)» опиралась на идеи, заложенные в действующем Уставе школы и законодательстве РФ.

Школьное самоуправление создано в организационно - правовой форме - республика.

В своей деятельности мы руководствуемся Конституцией РФ, указами и распоряжениями Правительства РФ, Законом Ханты - Мансийского автономного округа, «Программой развития Ассоциации детских и юношеских объединений Советского района на 2010 - 2015 г.г.», уставом МБОУ СОШ п. Алябьевский.

Школьное самоуправление РМиД имеет свой Устав, свою символику( флаг, герб, гимн), законы и заповеди РМиДовцев. Это создает условия для разностороннего развития личности, является лучшей формой подготовки осознанного участия в жизни демократического государства и гражданского общества выпускника школы.

Актуальность выбранной темы.

В течение долгого времени в общественном сознании укреплялся взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение. Воспитание же рассматривалось как процесс, сопутствующий обучению, поэтому сегодня мы наблюдаем неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья детей и угрозу ухудшения генофонда страны, факты насилия и жестокости по отношению к детям со стороны семьи и улицы.

Отрадно отметить, что в последние годы взгляды на содержание воспитания начали меняться радикально. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести новому качеству воспитания. И на мой взгляд, в основе современной идеологии лежит идея школьного самоуправления, развитие которого в рамках нашей школы является важным шагом. Именно ученическое самоуправление может стать основой в развитии демократической культуры юного гражданина России с активной жизненной позицией. Это является неотъемлемой частью формирования у учащихся системы демократических ценностей и готовность участвовать в общественно-политической жизни не только школы, но поселка и района в целом.

Постановка проблемы

Изучая комфортность образовательной среды нашей школы, анализируя уровень воспитанности учащихся, сталкиваемся с серьезными проблемами, которые состоят в том, что ученики школы:

  • не умеют критически мыслить и действовать для изменения окружающей их социальной действительности;

  • не умеют грамотно отстаивать свои права и свободы;

  • не умеют отстаивать свою точку зрения, вести диалог;

  • не всегда терпимы друг к другу;

  • не имеют навыков самостоятельной организации мероприятий, принятия совместных решений.

Тема проекта: школьное самоуправление РМиД как среда формирования у учащихся активной жизненной позиции и развития лидерских качеств.

Объект исследования: развитие школьного ученического самоуправления.

Цель: создание реального процесса демократизации школьного самоуправления, который выражается в развитии активной гражданской позиции учащихся, освоении гуманистических ценностей и толерантности.

Задачи:

  1. Развивать навыки совместного принятия решений в разновозрастном детском коллективе через проведение конференций, собраний, деловых игр.

  2. Формировать нравственные качества личности через воспитание сознательного и активного выполнения обязанностей гражданина РМиД.

  3. Развивать навыки использования своих гражданских прав, соблюдения и уважения законов РМиД.

  4. Выявлять среди учащихся лидеров, способных сплотить вокруг себя команду единомышленников.

  5. Вовлекать детей «группы» риска в деятельность РМиД.

  6. Совершенствовать организационную модель управления школой через делегирование прав органам ученического самоуправления.

Гипотеза: Если как основу модели самоуправления рассматривать «Республику мальчишек и девчонок», то участники данного объединения, пройдя все этапы развития детского коллектива, приобретают навыки соблюдения и уважения законов страны, использования своих гражданских прав, умения отстаивать свою гражданскую позицию, что облегчит процесс вхождения во взрослую жизнь.

Новизна состоит в том, что данный проект разработан в соответствии воспитательной политикой школы. Форма самоуправления «РМИД» носит непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребенка в школе и продолжается в летнем лагере.

Реализация проекта предполагает активизацию и взаимодействие администрации школы и местного самоуправления, межведомственный подход к решению проблемы нравственно-патриотического воспитания.

Организация самоуправления строится по принципу парламентской республики. Гражданские качества личности формируются там, где дети вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы коллектива, влиять на окружающую их социальную среду.

Данная демократическая система самоуправления поможет детям все решения принимать совместно со взрослыми. Любой ученик получает возможность утвердиться в своих новых «взрослых» качествах в ситуации отсутствия учебной деятельности. Так же данная система самоуправления поможет выявить лидеров, развить гражданские качества, которые впоследствии помогут вхождению во взрослую жизнь.

II. Основное содержание

2.1. Этапы развития ученического самоуправления

Перемены в общественной жизни страны подтолкнули нас обратиться к ученическому самоуправлению, которое решает важные задачи в формировании навыков активного включения в общественную жизнь школы и поселка, создании условий для освоения учениками роли гражданина.

Ученическое самоуправление в нашей школе развивается по трем этапам:


  1. Базовый этап (этап воздействия) - 2010- 2011 учебный год (формирование актива школы, возникновение детского объединения).


  1. Основной этап (этап взаимодействия) - 2011-2013 годы (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического самоуправления).

III. Завершающий этап (этап соразвития) - 2013-2014 годы

(ориентация на личность с активной жизненной позицией).

На этапе воздействия с целью вовлечения школьников в процесс самоуправления были проведены следующие мероприятия:

  • формирование нормативно-правовой базы;

  • вовлечение учащихся в классные активы;

  • создание актива школы, в состав которого входили мэры городов и президенты классных коллективов. В начале учебного года избирался новый актив школы и класса;

  • выявление лидеров;

  • разработка плана внеклассных мероприятий;

  • ежемесячное проведение заседания актива с обсуждением вопросов школьной жизни, разработкой школьных мероприятий, анализом проведенной работы;

На этапе взаимодействия с целью пробуждения интересов личности к управленческой деятельности, осознания того, что в жизни существует порядок, который поддерживается управлением запланированы следующие мероприятия:

  • формирование структуры самоуправления, так в нашей школе возникло ученическое объединение, названное впоследствии «РМиД»;

  • формирование высшего исполнительного органа ученического самоуправления - Совет министров;

  • организация выборов;

  • принятие законов жизни ученического самоуправления на разных ступенях обучения;

  • совместное планирование работы по самоуправлению;

  • определение критериев эффективности деятельности ученического самоуправления и формирование мониторинга;

  • организация работы ученического самоуправления.

На этапе соразвития с целью пробуждения самой личности значимым становится проявление у учащихся активной жизненной позиции и лидерских качеств; умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные, то есть планируется получить следующие результаты:

  • демократические преобразования во всем укладе школьной жизни: от перестройки взаимоотношений между участниками образовательного процесса до демократизации школьного управления;

  • широкое участие обучающихся в разработке и решении общественных проблем;

  • создание школьных проектов по вопросам ученического самоуправления;

  • вовлечение в Управляющий совет обучающихся с активной гражданской позицией;

  • адаптированная и усовершенствованная модель школьного самоуправления.






Основными звеньями нашего ученического самоуправления являются Совет министров и Мэрия Сказочной страны.

Опыт и школьные традиции, организация детского самоуправления в начальной школе обеспечивают успешность каждого ребенка в процессе самореализации в социуме, помогают развить самостоятельность в решении личных и общественных проблем, позволяют включить фактически всех учащихся в гуманистические отношения, реализующиеся в практической деятельности, а также помогают ребятам научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы. Однако в силу возрастных особенностей детей, в начальной школе можно говорить только о построении соуправления, а не самоуправления, где каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию. Соуправление в среде начальной школы это сотрудничество, сопричастность, самореализация, самопознание, самоопределение. Также нельзя забывать, что начальные классы - это такая возрастная ступень, в которой серьезные формы - совещания, заседания и комитеты ребятам не подходят. Им нужна игра, а значит и игровая модель самоуправления. Поэтому вся деятельность Мэрии Сказочной страны построена в игровой форме.

Совет министров осуществляет свою работу через министерства:

  • министерство образования,

  • министерство культуры,

  • министерство здоровья и спорта,

  • министерство информации и печати,

  • министерство внутренних дел,

  • министерство по защите прав детей.

В Совет министров входят выбранные на ученических классных собраниях в начале учебного года представители городов (5-11 классов), из числа которых выбираются открытым голосованием:

  • Президент школьной республики

  • премьер - министр

  • министры

  • секретарь.

Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция, которая проходит не реже двух раз в год. Высшим исполнительным органом ученического самоуправления В период между конференциями является Совет министров, работу которого возглавляет Президент, выборы которого проходят на демократической основе в начале учебного года на ученической общешкольной конференции путем открытого голосования, он же по Положению ученического самоуправления входит в состав Управляющего совета школы от учащихся школы. В ученических коллективах 5-11 классов выбирается кандидатура в президенты. Как правило, кандидат должен хорошо учиться, заниматься активной общественной деятельностью. Каждый кандидат составляет свою предвыборную программу, затем проводится ток - шоу с кандидатами, защита программы. В день выборов всеобщим голосованием выбирается Президент, набравший наибольшее количество голосов. На инаугурации Президент произносит Клятву Президента:


  • Клянусь любить свою школу, чтить Устав и заповеди, уважать ее флаг, герб, гимн.

  • Клянусь продолжать и приумножать традиции школы.

  • Клянусь содействовать развитию взаимопонимания и поддержки между учениками и учителями, семьей и школой.

  • Клянусь развивать в себе стойкость, неприязнь к вредным привычкам, пропагандируя здоровый образ жизни.

  • Клянусь поддерживать и укреплять систему самоуправления (как фактора демократической жизни школы), содействовать воспитанию гражданственности и правовой культуры.

Совет министров в своей деятельности придерживается закона трех «П» -

понимание,

принятие,

поддержка.

Только в этом случае можно говорить о том, что между младшими школьниками и старшеклассниками сложились соотношения сотрудничества, содружества и сотворчества.

Совет министров РМиДовцев выработал:


  • принципы жизнедеятельности

  • содержание деятельности

  • этапы развития

  • формы самоуправления

  • методы работы


Содержание деятельности

Принципы жизнедеятель-ности

Этапы развития


Формы самоуправления


Методы работы


Учеба

Труд

Досуг

Здоровый образ жизни

Правопорядок.

Информационная деятельность.

Социализация

Личностной и социальной значимости. Гармоничного сочетания коллективных и личных интересов в работе.

Добровольности участия.

Гласности в работе.

Развития способностей.

Информированность о возможностях.

Формирование мотивации.

Организация деятельности.

Осуществление деятельности.

Анализ.

Подведение итогов.

Мэрии,

министерства

конференции, собрания, сборы.

Вовлечение

Организация деятельности

Стимулирование

Сотрудничество

Анализ

2.3. Организация деятельности «РМиД»

В школьное самоуправление включаются ученики начального звена, которые живут по законам Сказочной страны, где каждый класс- это городок, который возглавляет Мэр городка. Города имеют свои названия, жизнь в них подчиняется единым законам школьной жизни. Каждый класс - это команда, объединенная общими идеями, главные из которых - освещать путь тем, кто находится рядом, помогая на пути познания, и формирование позиции « Я- гражданин своей школы». Учащиеся начального звена являются активными участниками общешкольных мероприятий. Ребята помогают взрослым в организации и проведении мероприятий, а также учащиеся 3-4 классов организуют и проводят для своих младших товарищей подвижные игры на переменах и во время прогулок в группе кратковременного пребывания. Таким образом, младшие получают первые навыки в работе по самоуправлению.

Учащиеся среднего звена живут и работают по законам школьного объединения Успешный город. Каждый класс ведет бортовой журнал, в котором запечатлены символика, заповеди, собраны документы и фотографии с мероприятий, в которых участвовали ученики, а также Порфолио классных коллективов.

Ученики 5-7 классов активно включились в поиск материала для Уголка Боевой славы «Мои земляки», организуют и проводят экскурсии для младших школьников, что позволяет обучаться гражданской компетенции. Также школьники среднего звена являются инициаторами проведения школьных акций «Забота», «Ветеран живет рядом», «Малышок», «Дари людям радость» и других.

Ребята принимают активное участие в проводимых в школе игре «Зарница», в конкурсе «Вожатый - это звучит гордо», проводят для учащихся начального звена игру «Гандикап», Малые Олимпийские игры, различные конкурсы и мероприятия патриотической, краеведческой, правовой и гражданской направленности. Именно в среднем звене у подростков формируется позиция «Я - гражданин своей страны».

Старшеклассники являются активными членами ученического самоуправления. 100% учащихся 8-10 классов охвачены деятельностью детского школьного объединения. Стало уже доброй традицией по инициативе ребят ежегодное проведение торжественного приема восьмиклассников в союз «Старшеклассник», военно - спортивной игры «Орленок», конкурсов «Мисс осень», «Мисс школьница», чествование ветеранов педагогического труда в декаду Пожилого человека, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, легкоатлетической эстафеты в День Победы, митинга в День вывода Российских войск из Афганистана и других. По инициативе учащихся старших классов проводятся музыкальные переменки для педагогов и обучающихся. Старшеклассники стремятся разнообразить школьную жизнь, поэтому проводят не только развлекательные мероприятия, но и конференции, диспуты, дискуссии.

В последние два года в нашем образовательном учреждении наблюдается подъем общественной активности старших школьников, этому способствуют ежегодно проводимые Управлением образования Советского района сборы актива Ассоциации детских и юношеских объединений и организаций Советского района, а также смена «Лидер» в лагере «Окуневские зори», где ребята имеют возможность не только хорошо отдохнуть, но и обогатиться новыми идеями, которые воплощают в жизнь «РМиД».

Принципиальная позиция нашей школы - гражданское становление ребенка, раскрытие талантов и способностей, реализация потребностей в творчестве, дружбе, познания мира, а также защита прав каждого ребенка. Этой позиции придерживаются не только взрослые, но и ученики старших классов, которые являются наставниками и помощниками для младших во всех благих начинаниях.

Старшеклассники стараются привлечь ребят «группы» риска в деятельность «РМиД». Так 100% таких школьников охвачены деятельностью детского объединения, а также спортивной и кружковой работой. В последнее время дети «группы» риска являются участниками трудовых десантов, спортивных состязаний, общешкольных мероприятий. В этом немалая заслуга не только педагогов школы, но и учащихся. В состав Совета министров ежегодно включаем детей «группы» риска. Как правило, через полгода их снимают с учета, они активно включаются в работу, становятся формальными лидерами в школе.

III. Заключение

3.1. Предполагаемые результаты реализации проекта:

Пройдя все этапы школьного самоуправления, ученик должен овладевать определенной системой умений и навыков.

В сфере правовой культуры:

Знать:

1. Основные права и обязанности

2. Символы государства, округа, района, поселка и организации «РМИД»;

3 Традиции и ритуалы организации.

Уметь

1. Применять полученные знания по правовой культуре в жизни.

2. Соблюдать традиции школы.

3. Уметь работать над созданием законов и правил жизни в школе.

В сфере образовательной деятельности:

Знать:

  1. Основные приемы и методы исследовательской деятельности.

  2. Основные правила ЗОЖ

Уметь:

  1. Применять данные приемы и методы в (дальнейшем) жизни школы;

  2. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.

В сфере коммуникативной деятельности:

Знать:

  1. Правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя права других участников;

  2. Спортивные подвижные и интеллектуальные игры.

Уметь:

  1. Применять полученные навыки игровой деятельности в жизненных ситуациях;

  2. проводить коллективные творческие и спортивные мероприятия.

В сфере общего оздоровления и укрепления здоровья:

Знать:

  1. Основные способы укрепления и сохранения здоровья;

  2. Правила личной гигиены.

Уметь:

  1. Применять элементарные формы самоконтроля в природной среде (во время экскурсий и турпоходов в лес);

  2. Проводить утреннюю физическую зарядку.

В сфере трудовой деятельности:

Уметь:

  1. Выполнять мелкий ремонт игрушек и книжек.

  2. Организовать и провести субботник по уборке территории школы;

  3. Выполнять физическую работу на пришкольном участке и школьной теплицы (прополка, полив овощных культур, побелка стволов деревьев на территории школы);

  4. Содержать в чистоте свое учебное и рабочее место.

В сфере организации безопасности:

Знать:

  1. Правила безопасного поведения на дорогах и в природных условиях;

  2. Возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения и пути устранения.

Уметь:

  1. Соблюдать правила безопасности дорожного движения;

  2. Оказать первую само - и взаимопомощь при наиболее распространенных травмах;

  3. Умение оказать помощь товарищу, попавшему в экстремальную ситуацию.

Результатом деятельности можно будет считать:

1. Эффективное сотрудничество школьников, родителей и педагогического коллектива в управлении школьной жизнью.

2. Продуктивное взаимодействие с социальными партнерами поселка и района.

3. Творчески и социально активную личность с развитыми лидерскими качествами, готовую к выбору будущей профессии и социальной адаптации во взрослой жизни.

4. Свободную, гуманную, духовно богатую и мобильную в условиях современности личность, способную отстаивать свою гражданскую позицию, ценящую гуманизм и толерантность, соблюдающую и уважающую законы своей страны, семьи и школы.

3.2. Вывод: На наш взгляд, самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления, реализуемого в нашей школе, создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника, формируется активная, компетентная личность, способная использовать свои гражданские права и отстаивать свою гражданскую позицию, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Стадия становления школьного объединения «РМиД» продолжается, ибо в основе деятельности главным является ребенок как подрастающий, активный, инициативный, творческий, сознательный гражданин своего Отечества, любящий Родину.

Именно гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, развитие активной гражданской позиции ученика, освоение гуманистических ценностей и толерантности - вот принципиальные позиции, к которым мы стремимся. В процессе дальнейшей деятельности структура нашего школьного самоуправления будет видоизменяться и совершенствоваться в соответствии с общими задачами личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, направленного на развитие личных способностей учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.


© 2010-2022