Дорожная карта учителя по подготовке к реализации ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cтатья опубликована в журнале «Управление школой» №2 , 2013 год

Дорожная карта учителя по подготовке к реализации ФГОС второго поколения.


Машина Е.Б., заместитель директора

по научно - методической работе

АНО СОШ «Премьер» ЮАО г. Москва


Актуальным в работе методической службы школы является внедрение в учебный процесс образовательных стандартов второго поколения. Наша школа не «пилотная» по введению стандартов основного общего образования, мы находимся на подготовительном этапе.

Школьной методической службе сегодня необходимо подготовить учителей к изменениям, заявленным в требованиях ФГОС, организовать сопровождение учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми в новых стандартах, обеспечить понимание учителями идеологии стандарта.

Методическая служба нашей школы разработала дорожную карту по подготовке учителя основной школы к реализации ФГОС второго поколения. (Приложение 1). Составление данной карты было бы невозможно без помощи научного руководителя, профессора МПГУ Галеевой Н.Л., которая сотрудничает с нашей школой, проводит обучающие семинары, лекции для учителей.

Данная карта поможет учителю наметить путь по осмыслению и изучению новых образовательных стандартов, а методической службе школы организовать методическое сопровождение и обучение учителей основным направлениям стандарта. Итоговым продуктом должно стать составление рабочей программы учителя по предмету на основе примерных рабочих программ.

Данную карту можно превратить в инструмент проверки готовности учителя к работе по новым стандартам. (Приложение 2).

Успешность реализации требований ФГОС в школе во многом определяется уровнем профессиональной компетентности работающих в ней педагогов. Надеемся, что данные методические разработки помогут организовать работу методической службы школы по подготовке учителей к введению новых стандартов.









Дорожная карта учителя по подготовке к реализации ФГОС второго поколения

Этап 1

Структура Стандарта - 3Т

3 требования: к результатам, к структуре, к условиям

Концептуальные основы:

  • Компетентностный и системно-деятельностный подходы

  • Принцип критериального оценивания

«Портрет выпускника основной школы» - становление личностных характеристик выпускника

Чтение, осмысление, ФГОС второго поколения / раздел «Общие положения»

Этап 2

Три группы результатов

Содержание результатов

  • Личностных

  • Метапредметных (межпредметные понятия и УУД, способность их использования на практике)

  • Предметных

Чтение, осмысление, ФГОС второго поколения /раздел «Требования к результатам…»

Этап 3

1.Умение выявлять и отбирать способы и средства формирования УУД

2.Знание эффективных форм организации учебной деятельности при формировании УУД

3.Способность учителя целенаправленно проектировать задания, развивающие/диагностирующие заявленные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

Чтение, осмысление, ФГОС второго поколения /раздел «Требования к результатам…»

Знания и умения, связанные с программой формирования УУД

Этап 4

Реализация принципов критериального оценивания в практике учителя

Владение способами анализа и интерпретации полученных результатов

Чтение, осмысление, ФГОС второго поколения /разделы «Требования к результатам…»

«Требования к условиям…»

Знания и умения, связанные с системой оценки планируемых результатов

Этап 5

Ресурсы учителя, реализующие требования ФГОС к образовательным результатам:

применение образовательных технологий деятельностного типа (проблемного диалога, продуктивного чтения, проектная технология, постановка учебных задач и др.)

Знание основных принципов развивающего обучения

Владение технологией интегрированного обучения

Владение технологией критического мышления

Чтение, осмысление, ФГОС второго поколения /раздел «Требования к результатам…»

Знания и умения, связанные с технологиями реализации стандарта

Этап 6

Ресурсы учителя, реализующие требования ФГОС к образовательным результатам:

информационно-методическое сопровождение образовательного процесса: технологические карты тем, информационные карты уроков,

картотеки заданий, и т.д.

Чтение, осмысление, ФГОС второго поколения /раздел «Требования к структуре программ…»

Этап 7

Знакомство с программами, УМК, рекомендованными к использованию в образовательном процессе.

Выбор оптимального варианта программы, УМК в сопоставлении с приобретенными знаниями

Модификация выбранного варианта под собственный контингент учащихся, цели и задачи, ресурсы…

Выбор и разработка рабочей программы на основе рекомендованных программ и требований ФГОС



Приложение 2.

Критерии готовности учителя образовательного учреждения к введению

ФГОС ООО


Уважаемые коллеги!

По этим критериям можно провести анализ готовности к введению стандартов второго поколения. Нам необходимо знать, по каким вопросам вам необходима методическая помощь, чтобы спроектировать маршруты повышения квалификации.

Поставьте галочку в нужной колонке.




Критерий


Показатель

Степень готовности

Помощь не нужна

Помощь нужна

частично

Нужна значимая помощь









Знание содержания и структуры ФГОС

Структура Стандарта - 3Т

3 требования: к результатам, к структуре, к условиям




Концептуальные основы:

Компетентностный и системно-деятельностный подходы

Принцип критериального оценивания




«Портрет выпускника основной школы»




Содержание результатов

Личностных

Метапредметных (межпредметные понятия и УУД, способность их использования на практике)

Предметных









Знания и умения, связанные с программой формирования УУД

Умение выявлять и отбирать способы и средства формирования УУД




Знание эффективных форм организации учебной деятельности при формировании УУД




Способность учителя целенаправленно проектировать задания, развивающие/диагностирующие заявленные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.









Знания и умения, связанные с технологиями реализации стандарта

Применение образовательных технологий деятельностного типа (проблемного диалога, продуктивного чтения, проектная технология, постановка учебных задач и др.)




Знание основных принципов развивающего обучения.




Владение технологией интегрированного обучения.




Владение технологией критического мышления.




информационно-методическое сопровождение образовательного процесса: технологические карты тем, информационные карты уроков, картотеки заданий




Знания и умения, связанные с системой оценки планируемых результатов

Реализация принципов критериального оценивания в практике учителя.




Владение способами анализа и интерпретации полученных результатов




Выбор и разработка рабочей программы на основе рекомендованных программ и требований ФГОС

Знакомство с программами, УМК, рекомендованными к использованию в образовательном процессе,выбор оптимального варианта программы, УМК.

Модификация выбранного варианта под собственный контингент учащихся, цели и задачи, ресурсы.




Обратите внимание! Необходимо знать: концепции, идеи, ведущие положения ФГОС ООО. Необходимо осваивать деятельностные технологии.

Учитель-предметник не сможет построить образовательный процесс в основном и старшем звене, не понимая, какие изменения происходят в начальной школе.



© 2010-2022