- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педсовет от А до Я
Педсовет от А до Я
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туркова И.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Система работы по подготовке и проведению педагогических советов в КГУ «Гимназия №21»
Туркова И.А., заместитель директора по УВР КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного
Обучать, значит вдвойне учиться.
Жубер.
Педсовет был и остается явлением проблематичным. К сожалению, очень редко будущих и настоящих руководителей обучают азам искусства проведения педсоветов. А ведь это действительно искусство, потому что, даже очень талантливым руководителям школ прийти к педагогическому совету, где учителя действительно советуются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение удается не сразу. Нужно серьезно подумать, как сделать педсовет ненавязчиво легким, искрометным, по возможности веселым, игровым, исподволь донося то главное, что хотелось сказать.
Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где дается старт новым начинаниям и подводится итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.
Педагогический совет в гимназии - это лаборатория педагогического мастерства, одно из условий развития экспериментально - исследовательской работы. Мы определили для себя, что педагогический совет должен быть генератором интересных идей, поэтому к его подготовке привлекаем как можно больше людей. Педсовет в гимназии - это орган, который объединяет всех общей заботой о сегодняшнем и завтрашнем дне, побуждает к поиску, творчеству, создает в коллективе атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения. Педагогический совет в нашем образовательном учреждении выполняет следующие методические функции: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.
Все начинается с объявления. Мы стремимся, что бы от педсовета была конкретная помощь и каждому ученику, и учителю, и родителю, ведь впереди многолетний совместный труд. От взаимопонимания зависит успех. Поэтому задолго до педсовета вывешивается объявление:
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Начинаем подготовку к педагогическому совету по теме ____________________________________________________________________.
Всех, кому небезразлична судьба тех, кого он учит, всех, кто хочет помочь ребенку учиться с увлечением, мы приглашаем принять участие в подготовительном этапе. Консультацию Вы можете получить у зам.директора по УВР.
НАДЕЕМСЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО!
При подготовке и проведении педагогического совета коллектив школы придерживается следующего алгоритма деятельности:
1 этап - этап разработки (осуществляется методическим советом). Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.
2 этап - этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, методические объединения, методический совет. Разрабатываются планы работы педагогического совета.
На данном этапе каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений. Совместно они занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету. К примеру, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме, изучают документацию образовательного учреждения, разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педагогическом совете и, в заключении, разрабатывают проект решения и рекомендации по представленному вопросу.
3 этап - этап проведения. Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета:
1. Начинать заседание вовремя, никогда не ожидать опоздавших.
2. Предельно четко формулировать цель заседания.
3. Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном завершении.
4. Решаемую проблему представить интересно, образно с воодушевлением.
5. Открытие заседания должно длиться не более 2-х минут.
Одним из способов повышения эффективности работы педсовета является использование на его заседаниях игр. Да! Да! Взрослые тоже любят играть, как показывает опыт нашей гимназии, даже самые серьезные мероприятия с пользой для дела превращать в игровые действа.
Мы применяем игры: на переключение внимания, включение резервов организма; на переключение эмоций, снятие напряжения, игры с элементами юмора; на коллективообразование, сплочение людей; деловые; представляющие собой ситуационное погружение в тему или «мозговой штурм».
Приведем пример игр, которые мы использовали начале педсовета. В игре «Развяжи узел проблем» предлагается развязать обыкновенный или морской узел. Таким образом начатый педсовет нацеливает на то, что мы будем решать различные школьные проблемы и находить выход из них.
Мы также использовали в начале педсовета юмористический фотоколлаж «Новые должности в школе». На доске представлены фотомоменты школьной жизни. Ведущий педсовета объявляет, что сейчас мы представим вам список и смысл новых должностей, введенных с 1 января в нашей школе.
Педагогический мерчендайзер - раскладчик брошюр на стендах перед приходом комиссии;
Материалист - отвозит материалы в ГорОО;
Хренолог - методист, ищущий недостатки и ошибки в работе;
Бредидатор - изучающий и обобщающий несуществующий передовой опыт;
Стыдоратор - работает с родителями;
Страдатор - учитель перед пенсией;
Задирант - заместитель директора по научной работе.
Практика подготовки и проведения педсоветов дает возможность выделить наиболее приемлемую общую схему отбора и структуры содержания:
На этом этапе должны выполняться следующие требования:
-
Теоретическая часть должна быть актуальна, обоснована и проверена жизнью.
-
Примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными.
-
Обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм.
-
Сформулирована установка на профессиональное совершенствование в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педагогическом коллективе.
-
Выступающий должен вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.
Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения.
В заключение педагогического совета необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают, о чем идет речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс и время прошло не напрасно. Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели, и в ходе его работы были решены выделенные задачи мы, как правило, используем специальные приемы, объективные методы оценки результатов (так ли это).
В конце работы для определения эффективности педагогического совета просим каждого учителя оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:
- свою работу в процессе педагогического совета (я);
- работу творческой группы, в которой Вы принимали участие (мы);
- работу всего коллектива (дело).
Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) и заполняется большая общая схема.
Или составляем коллаж «Лицо педсовета». Для определения эмоционального состояния учителей в процессе работы педсовета каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков: