Тематический педагогический совет «Познавательный интерес - важнейшее средство привития любви к познанию»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематический педагогический совет

«Познавательный интерес - важнейшее средство привития любви к познанию».

Школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их "ум, сердце и руки", опираясь на стойкие познавательные интересы.

Песталоцци И.Г.

ЦЕЛЬ:

Через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации значений о ключевых понятиях «познавательного интереса» и получению представлений о роли учителя в его развитии.

Задачи педсовета:

  1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о познавательном интересе как основном средстве среди мотивов учения.

  2. Определить, в чем состоит стимулирующая роль учителя при развитии познавательного интереса у школьников.

  3. Используя практический опыт учителей, познакомить с приемами формирования познавательного интереса за счет использования современных технологий.

  4. Способствовать созданию в школе условий, способствующих развитию познавательных интересов у школьников.

Подготовительная работа к педсовету:

1 Оформление выставки «Методические основы развития познавательной активности учащихся».

  1. Анкетирование учащихся.

  2. Анкетирование учителей

  3. Подготовка мастер - классов педагогов (способы и методы повышения познавательной активности учащихся на разных этапах урока).



Ход педсовета

Вступительное слово

Перемены в жизни нашего общества в условиях глобализации и модернизации требуют существенных изменений в современном образовании. Улучшить его качество не значит в корне изменить процесс обучения и воспитания. Инновационные процессы в сфере образования требуют переосмысления форм учебного процесса как управления познавательной деятельностью ученика. Это, в свою очередь, определяет необходимость использования новых технологий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся

Что же можно сделать для того, чтобы ученики не только усваивали программный материал, но и умели мыслить нестандартно, выдвигали гипотезы, развивали творческие способности?

Прежде чем переступить порог школы, учителю необходимо проанализировать предыдущие свои занятия, чтобы новую тему связать с пройденной. Он должен хорошо знать, что будут делать учащиеся, какую проблему решать и каким путём. Поэтому рекомендуется использование различных методов и приёмов для активизации познавательного интереса к учебному предмету.

Ученик, стремящийся познать новое, всегда ставит вопрос «Почему?» На это опытный учитель должен отвечать обратным вопросом «А как ты думаешь?» или «Вспомни, что мы узнали об этом на прошлом уроке». Именно таким образом формируются и проверяются память и мышление учащихся, их находчивость и сообразительность.

Чтобы стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся и организовать индивидуальную работу с ними, учителю очень важно знать способности каждого ученика и быть твёрдо убеждённым в том, что потенциально они способны справиться с теми задачами, которые учитель перед ними выдвигает.

Чтобы глубже вникнуть в проблему необходимо вспомнить основные понятия.

Показ слайдов:

Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающих направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующее ориентировке , ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, науке.

Мотив (от латинского) - приводить в движение, толкать.

Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Смысл учения - внутреннее отношение школьника к учению, т.е. осознание ребенком объективной значимости учения;

Постановка целей - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что к данной теме педагоги проявляли большой интерес:

по словам И.И. Бецкого, "… природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению".

"Необходимо избавить учеников от жалостного мучения, от зубрежки и наказаний" - считал Ф.И. Янкович. Он выступал за использование элементов занимательности, игры в обучении.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что "воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет".

Привлекает наше внимание педагогическая идея Л.Н. Толстого о том, что познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно.

Для развития интереса необходимы наглядность, эвристика, повторение уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

А.И. Анастасиев в труде "Дидактический катехизис", углубляя эту мысль, писал: "Старайтесь развивать в учениках интерес к приобретению знаний, как одно из важнейших условий успешного обучения", так как интерес - это "живое, возбуждаемое чувством приятного ожидания, стремление человека познать окружающие предметы и явления". При этом, отмечал он, интерес должен быть предметом постоянной заботы каждого мыслящего и преданного своему делу учителя.

Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям, воспитателям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский подход;

- готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:

- эмоциями удивления;

- чувством интеллектуальной радости;

- чувством успеха.

Психологи убеждают, что познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш.А Амонашвили, И. П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, да и учителя, имеющие большой опыт работы, знают, что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.

Психологическая диагностика показывает, что уровень учебной мотивации начинает снижаться уже после перехода в школу второй ступени.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Для развития интереса необходимы наглядность, эвристика, повторение уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

Можно составить список наиболее важных методов, для развития познавательной активности:

· больше коллективной деятельности;

· разнообразие системы урока;

· проведение бесед для выявления интересов учащихся;

· использование наглядных пособий и материалов;

· просмотр развивающих фильмов;

· организации экскурсий и викторин;

· внедрение новых технологий в процесс обучения;

· использование уже имеющегося педагогического опыта.

Если соблюдать все перечисленные пункты, то можно максимально увеличить уровень познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе.

Так где же истоки учебной мотивации? На какие «рычаги» нужно «нажимать» учителю, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться для того, чтобы побуждать школьника к учебному труду?

3. Проведение мастер-классов педагогов

Педагоги разных методических объединений показывают мастер - классы использования методов и приемов повышения познавательной активности учащихся на разных этапах урока

4. Рефлексия. Анализ проведенных мастер-классов «Три звезды и одно пожелание»

4. Заключительное слово заместителя директора.

"Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью", - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

И немало важную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика - творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.

Показ презентации, являющейся обобщением мастер-классов педагогов и подведением итогов педсовета.

Установки и действия педагога по формированию познавательного интереса:

1. совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

2. выбор средств, адекватных цели;

3. учет возрастных особенностей школьников;

4. выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

5. использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

6. нестандартная форма проведения уроков;

7. создание ситуации успеха;

8. создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

9. использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

10. эмоциональная речь учителя;

11. использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

12. применение поощрения и порицания;

13. вера учителя в возможности ученика;

14. формирование адекватной самооценки учащихся;

15. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

16. оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.



© 2010-2022