- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рабочая программа Основы бухгалтерского учета
Рабочая программа Основы бухгалтерского учета
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арефьева Е.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(средне специального учебного заведения)
"Красноярский техникум социальных технологий"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Учебной дисциплины: Основы бухгалтерского учета
2013 г.
РАССМОТРЕНО
Методическая комиссия
Протокол №___________
от_______________2013 г.
ПредседательМК ________________(Ф.И.О.)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ТО
________О.В. Вербицкая
______________2014 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 100701.01 «Продавец, контроллер - кассир», относящейся к укрупненной группе «Сфера обслуживания»
Организация - разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский техникум социальных технологий»
Разработчик: Арефьева Елена Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО100701.01 Продавец, контролер-кассир, относящейся к укрупненной группе «Сфера обслуживания»
Программа учебной дисциплины может быть использована как часть основной профессиональной образовательной программы НПО по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Основы бухгалтерского учета» входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в операциях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
ориентироваться в операциях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
знать:
сущность и содержание бухгалтерского учета в коммерческих организациях;
основные правила и методы ведения бухгалтерского учета;
виды бухгалтерских счетов;
учет хозяйственных операций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов; самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
практические занятия
30
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы бухгалтерского учета.
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям
5
Тема 1.1.
Содержание и значение дисциплины. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
3
1
Содержание дисциплины и её задачи.
1
2
Связь с другими дисциплинами.
3
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету на предприятиях с различной формой собственности.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата.
2
Тема .1.2.
Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях.
4
1
Бухгалтерская информация и её значение.
1
2
Требования к ведению бухгалтерского учета. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».
3
Бухгалтерская служба, её структура и функции. Обязанности кассира.
4
Пользователи бухгалтерской информации. Техника бухгалтерского учета.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада к семинару.
4
Раздел 2
Сущность и функции бухгалтерского учета
ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
14
Тема 2.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение.
4
1
Понятие о хозяйственном учете.
1
2
Измерители, применяемые в учете.
3
Виды хозяйственного учета: оперативный, статистический, бухгалтерский.
4
Финансовый, управленческий и налоговый учет.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект на тему «Финансовый, управленческий и налоговый учет» используя дополнительную литературу.
2
Тема 2.2.
Предмет бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета.
2
1
Предмет бухгалтерского учета.
2
2
Объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства, источники их формирования и хозяйственные операции.
3
Классификация хозяйственных средств.
Практические занятия
2
1.Группировка хозяйственных средств предприятия по составу и источникам их образования
Самостоятельная работа обучающихся
Сгруппировать хозяйственные средства предприятия и источники их образования на основе данных предприятия.
4
Раздел 3. Счетв бухгалтерского учета и двойная запись
ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
12
Тема 3.1.
Счета и двойная запись
План счетов бухгалтерского учета
2
1
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, его строение и содержание
2
2.
Классификация счетов бухгалтерского учета
Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу классификации счетов бухгалтерского учета.
2
Тема 3.2.
Двойная запись операций на счетах
2
1
Понятие: двойная запись, бухгалтерская проводка, корреспонденция счетов.
2
2
Проводки простые и сложные
3
Значение двойной записи.
Практические занятия
Отражение хозяйственных операций на двух взаимосвязанных счетах способом двойной записи. Определение корреспондирующих счетов. Составление бухгалтерских проводок.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить корреспонденцию счетов бухгалтерского учета на основе данных операций.
4
Раздел 4.
Методы ведения бухгалтерского учета
ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
17
Тема 4.1.
Документация
3
1
Сущность и значение документов.
2
Классификация документов.
3
Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению бухгалтерских документов.
4
Документооборот.
Практические занятия
2
1. Составление бухгалтерских документов.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему документооборота
2
Тема 4.2.
Инвентаризация
2
1
Сущность и значение инвентаризации.
2
2
Порядок проведения инвентаризации и отражение её результатов в учете.
Практические занятия
2
Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, оформление документов.
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить инвентаризационно-сличительную ведомость на основе данных инвентаризации и бухгалтерии.
6
Раздел 5.
Учет денежных средств
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям
20
Тема 5.1.
Учет кассовых операций.
5
1
Цели, задачи и принципы учета денежных средств. Понятие расчетных отношений.
2
2.
Понятие кассовых операций. Порядок ведения кассовых операций
3
Документальное ведение кассовых операций.
4
Отчет кассира. Ревизия кассы.
5
Журнал-ордер №1 и ведомость №1, порядок её заполнения.
Практические занятия:
Заполнение первичных документов по кассе, составление отчёта кассира.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить отчет кассира
4
Тема 5.2.
Безналичные формы расчетов в Российской Федерации.
3
1
Положение о безналичных расчетах в РФ.
1
2
Аккредитивная форма расчетов. Расчеты чеками. Расчеты в порядке плановых платежей.
3
Расчет банковскими картами.
Практические занятия.
Оформление безналичных форм расчетов.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме «Развитие Безналичных форм расчетов в Российской Федерации» с использованием дополнительной литературы.
2
Раздел 6
Учёт материалов на складе и в бухгалтерии
ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
8
Тема 6.1.
Учет материалов на складе и в бухгалтерии
2
1
Методы учёта материалов.
3
2
Взаимосверка данных складского учёта с данными бухгалтерского учёта
3
Аналитический учёт запасов
Практические занятия
4
Составление накопительных ведомостей по приходу и расходу товарно-материальных ценностей
Самостоятельная работа обучающихся
Составить накопительную ведомость на основе данных.
2
Раздел 7
Понятие и виды отчетности организации
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям
19
Тема 7.1.
Бухгалтерская отчетность как система данных.
3
1
Виды отчетности.
3
2
Порядок составления бухгалтерской отчетности
3
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
Практические занятия
4
Составление бухгалтерской отчетности по формам.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему классификации отчетности.
1
Тема 7.2 Балансовая оборотная ведомость
Сущность и назначение балансовой оборотной ведомости
3
Практические занятия
8
Составление балансовой оборотной ведомости и отчета по движению на счетах
Дифференцированный зачет
2
Итого
105
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным обеспечением, калькуляторы.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральные законы и нормативные документы
-
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ.
-
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные приказами Минфина РФ.
-
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. №49.
-
Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03г. № 67-н.
Основные источники:
1. Блинова Т.В. Основы бухгалтерского учета.- М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005.
2. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Швецкая В.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007-400с.
Дополнительные источники:
1.Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций.- М., 2008.
-
Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.Д. Новодворского. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 464 с.
-
Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03г. № 67-н.
-
Пленкина В.В., Андронова И.В., Осиновская И.В. Технология разработки и реализации решений в антикризисном управлении: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 136 с.
-
Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 592 с.
-
http: //WWW bussinec net.ru/content/document
-
http: //info-union.ru/uchet/subscribt-uchet-0001/html
-
Программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант Плюс: Высшая школа. Учебное пособие. Выпуск 13, 2010. (consultant.ru edu. сonsultant.ru) .
-
Система «ГАРАНТ», платформа F1 2010г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать сущность и содержание бухгалтерского учета
Подготовка реферата
Знать основы организации бухгалтерского учета на предприятиях
Подготовка доклада к семинарскому занятию
Знать хозяйственный учет, его сущность и значение
Составление конспекта на заданную тему с использованием дополнительных источников
Знать предмет и объект бухгалтерского учета
Текущий контроль в форме расчетно-графической работы на тему: «Группировка хозяйственных средств предприятия по составу и источникам их формирования.
Уметь классифицировать хозяйственные средства предприятия и источники их формирования.
Текущий контроль в форме расчетно-графической работы.
Знать План счетов бухгалтерского учета.
Текущий контроль в форме составления таблицы классификации счетов бухгалтерского учета.
Знать понятия: двойная запись, бухгалтерская проводка, корреспонденция счетов.
Текущий контроль в форме составления бухгалтерских проводок
Уметь составлять бухгалтерские проводки используя двойную запись, определять корреспонденцию счетов.
Текущий контроль в форме составления корреспонденции счетов на основе данных операций
Знать сущность и значение документооборота и требования предъявляемые к нему
Текущий контроль в форме составления схемы документооборота
Уметь пользоваться основными правилами и методами ведения бухгалтерского учета
Текущий контроль в форме заполнения и обобщения первичных бухгалтерских документов
Знать сущность, значение и порядок проведения инвентаризации.
Текущий контроль в форме сравнения данных инвентаризации с бухгалтерскими данными.
Уметь применять правила и методы при проведении инвентаризации.
Текущий контроль в форме составления инвентаризационно-сличительной ведомости
Знать виды кассовых операций и порядок ведения кассовых документов
Текущий контроль в форме заполнения первичных кассовых документов
Уметь ориентироваться в кассовых операциях
Текущий контроль в форме составления отчета кассира
Знать безналичные формы расчетов в Российской Федерации
Подготовка реферата на тему «Развитие безналичных форм расчета в Российской Федерации» с использованием дополнительных источников
Знать методы учета материалов на складе
Текущий контроль в форме составления аналитического учета запасов(материалов)
Уметь ориентироваться и обобщать данные по ведению складского учета
Текущий контроль в форме составления накопительных ведомостей по приходу-расходу материалов на складе
Знать виды бухгалтерской отчетности
Оформление видов бухгалтерской отчетности в классификационную таблицу
Уметь применять правила ведения бухгалтерской отчетности
Итоговый контроль в форме контрольной работы
5