- Преподавателю
- Директору, завучу
- Планирование коучинг-занятия Создание коллаборативной среды
Планирование коучинг-занятия Создание коллаборативной среды
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бисембаева Г.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рефлексивный отчет по реализованному процессу коучинга
на тему: «Создание коллаборативной среды»
Коучинг на тему: «Создание коллаборативной среды для активизации учебного процесса» был проведен согласно общешкольному плану развития школы. Это был третий коучинг, который я проводила с коллегами.
Было интересно апробировать все, что мы изучили на курсах по программе второго(основного) уровня. Особенно я спешила поделиться с коллегами своими знаниями, помочь им совершенствовать свою практику преподавания. Тема коучинга был выбран неслучайно. В течение всего этапа «Практика в школе» я испытывала недостаток знаний по данному вопросу. Как оказалось, мои коллегам по группе также недоставало опыта организации работы в малых группах. Поэтому в рефлексивных отчетах В1 я запланировала подробнейшую проработку данного вопроса, а именно, создание коллаборативной среды на уроках.
Основная цель коучинга - рассмотреть понятие «коллаборативное обучение» как философию взаимодействия, расширить представление о сотрудничестве и взаимодействии через групповую работу. Соответственно данной цели определились задачи: раскрыть понятия «коллаборативная среда», «сотрудничество, «совместная работа», оказать методическую поддержку через знакомство с приемами создания коллаборативной среды.
Как показала беседа с учителями в начале коучинга после просмотра вводного видеоролика. Большинство из присутствующих учителей не знакомы с понятием «коллаборативное обучение», имеют смутное представление о формах организации групповой работы. .
Анализируя свою практику преподавания, участники пришли к мысли, что, при кажущейся легкости организовать групповую работу в классе сложно. Многие испытывают трудности при выборе способа формирования групп, при выборе заданий. Были участники, которые брали под сомнение целесообразность применения групповой работы в практике преподавания и обучения.
Работа на коучинг-сессии подчинялась поиску ответов на следующие вопросы:
-
Зачем работать в группах?
-
Как организовать работу в группах?
-
Какие приемы использовать для создания коллаборативной среды на уроках?
В ходе коучинга были проведены следующие виды групповых работ:
-
Тренинг-упражнение «Групповое ожерелье» - выход на задание
№ 1
-
Задание № 1 -создание постера «Правила работы в группе»
-
Задание № 2 - работа раздаточным материалом
«Виды заданий для работы в группе»
-
Задание № 3 - «Техники организации групповой работы»
-
Тренинг «Цветная импровизация»
Каждый этап коучинга имел определенную смысловую нагрузку.
Способ формирования групп - цветные стикеры, которые затем будут использованы в упражнении «Групповое ожерелье».
На мысль о необходимости работать в группах наталкивал видеоролик «Муравьи». Презентация раскрыла суть ключевых понятий. Таким образом, эти два этап коучинга ответили на первый вопрос коучинга.
Презентация «Создание коллаборативной среды»
Тренинг «Групповое ожерелье» наводил участников на мысль о сложностях в формировании групп, организации совместной работы.
Как организовать работу в группах так, чтобы учесть личностные, деловые качества участников группы, как подвести их к взаимодействию?
Что если в группе окажутся дети с высоким уровнем притязаний? Или, наоборот, в группе будет большинство детей с заниженной самооценкой? Как организовать работу в группах так, чтобы учесть личностные, деловые качества участников группы, как подвести их к взаимодействию?
Над этим задумались участники коучинга, комментируя расстановку кругов на листе с «групповым ожерельем».
Таким образом, участники коучинг-сессии пришли к мысли о необходимости соблюдения всеми членами группы определенных правил работы. Выполняя задание № 1, участники создавали свои правила для работы в группах, изображая их на постере.
Постеры «Правила работы в группах
Выработанные правила после защиты и обсуждения постеров Однако создание участники имели возможности сравнить со слайдом «Правила работы в группе», обращая внимание на неотмеченные на постерах моменты.
Конечно же, каждый учитель невольно примеряет материал коучинга к свойе практике: необходимо ли это моим ученикам? Гдея могу это применить?
Задание № 3 дало возможность участникам рассмотреть разные виды заданий для групповой работы. Особенно важно было отметить роль учителя при выполнении подобного вида задания.
Задание № 2 «Виды заданий для работы в группах»
Данное задание вызвало небольшое затруднение у участников, так как они затруднялись определить роль учителя при выполнении определенных заданий в группах.
Ответом на наиболее часто задаваемых учителями вопросов: «Какие же приемы можно использовать при работе группах? - стало задание № 3
«техники организации работы в группах». Для данного задания была использована техника структурирования здания по группам.
«Цветную» тему,начатую в начале коучинг-сессии при формировании групп, подхватил в конце тренинг «Цветная импровизация». Наряду с тем. Что тренинг давал заряд бодрости, высвождал творческую энергию, участники вновь имели возможность сотрудничать, обсуждая предстоящеее выступление группы.
Анализируя данное занятие можно отметить положительные моменты:
-
Участники коучинга были активны, творческую активность;
-
Выполнение заданий дало учителям опыт колллаборативной работы;
-
Участникам была оказана методическая поддержка в виде буклетов с
Тренингами-разминками и памятками о правилах работы в группе.
Но были и недоработки моей стороны:
-
Мой инструктаж перед заданием № 2 был не совсем четким, потребовался повторный инструктаж, так как некоторые участники не совсем поняли суть задания;
-
В группах хронометражисты не всегда следили за временем, поэтому выполнение заданий затягивалось.
-
Для коучинга я выбрала три вида оценивания: самооценивание, оценивание между группами оценивание лидером группы, но, я думаю, участники отнеслись не совсем серьёзно к оцениванию, формально оценивания и себя и других. Мне кажется, дело в том, что не было чётких критериев оценивания.
Несмотря на вышеперечисленные трудности и недочеты, я думаю, что цели коучинга в основном были реализованы. Учителя имеют понятие о «коллаборативном обучении», знают правила работы в группах, вооружены приёмами организации групповой работы, понимают роль учителя в этом процессе, могут применить полученные в ходе коучинга умения в практике преподавания. Вот что написали учителя в анкетах в ходе рефлексии:
-
«Много информации. Хорошая подготовка» ( С.А)
-
«Нашла ответы на многие волновавшие меня вопросы»
-
Получила много информации. Сотрудничала с коллегами. Спасибо»
Если буду иметь возможность провести коучинг, то внесу учту следующие моменты:
-
Тщательный отбор системы оценивания;
-
Чёткий инструктаж к каждому заданию;
-
Учёт времени выполнения каждого задания;