- Преподавателю
- Директору, завучу
- Материал к выступлению Современные подходы к введению и реализации ФГОС ООО
Материал к выступлению Современные подходы к введению и реализации ФГОС ООО
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Книжникова Е.Ю. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Современные подходы введения и реализации ФГОС ООО» Книжникова Е.Ю.
«Современные подходы введения и реализации ФГОС ООО»
Слайд 1 (фото школы)
Здравствуйте. Меня зовут Книжникова Елена Юрьевна.
Я работаю заместителем директора по УВР в НОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Д. Чурсина» города Ставрополя.
Слайд 2 (фото наших детей)
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться. Стихотворение Федора Ивановича Тютчева
Слайд 3 (ФГОС)
С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие образовательные программы основного общего образования, переходят на обучение в 5-х классах по ФГОС ООО.
Слайд 4
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Слайд 5
«ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».»
Представляю вашему вниманию опыт педагогов нашей школы по теме: «Современные подходы введения и реализации ФГОС ООО», который стал важным подспорьем на пути к достижению основной цели: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.
Введение в действие ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях на образовательные программы основного общего образования, соответствующие требованиям стандарта, является комплексным, многоплановым процессом. Нормативно-правовое обеспечение этого процесса осуществляется на основе сочетания нормативного и системного подходов к работе с документами, постоянного их совершенствования по мере изменения федеральной и региональной нормативной правовой базы.
Слайд 6
«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012г., ст.2.п.1
Не секрет, что образование - это главный ресурс развития общества. Выдвинутая стратегия - «образование на протяжении всей жизни человека» (взамен прежней установки «Образование на всю жизнь») - поменяла многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.
Слайд 7
Одна из приоритетных целей внедрения ФГОС в том, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга учебных дисциплин.
Новое понимание обществом целей и ценностей образования, определенное в программе «Наша новая школа», формирует направления модернизации образования.
Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения. Мы пришли к такому выводу, что в нашей работе назрела острая необходимость перехода от предметно-ориентированного обучения к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления.
Вместе с тем, мы видим, что в практике образования существует ряд нерешенных проблем, таких как:
-
Отсутствие индивидуализации обучения.
-
Ориентированность учебного процесса на передачу теоретических знаний.
-
Приоритет освоению узкопредметного содержания.
-
Отсутствие компетентностного подхода в обучении.
-
Авторитаризм в отношениях между обучающимися и учителем.
-
Отсутствие системно-деятельностного подхода в обучении.
Слайд 8
МНЕНИЯ или ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ:
- неопределенность последствий перемен;
- изменения не решат проблем, а только их умножат.
Слайд 9
А желание найти ответ на вопрос: как построить образовательный процесс в школе, отвечающий уровню современных требований, привело к убеждению в том, что наша деятельность должна быть построена как система, в основе которой заложены принципы ФГОС.
Как устранить все эти проблемы?
И как переубедить тех, кто скептически относится к переходу на ФГОС второго поколения?
О решении данной проблемы мы можем говорить нормативным языком, апеллируя законами, положениями, поправками и т.д. и это займет много времени.
А мы сейчас с вами пойдем другим путем, решение данных проблем разберем и, как говорится, «покажем на пальцах».
Достаем 1-ый лист из файла, на котором нарисованы руки.
Слайд 10:
На левой руке мы с вами напишем основные критерии (разделы, понятия), которые помогут нам ответить на один из главных вопросов, задаваемых учителями, родителями и учениками:
Зачем переходить на стандарты 2-го поколения?
Можно ли было оставить так, как было: работать по-старому?
Слайд 11
ЧТО обязывает нас к переходу на ФГОС? (Какой документ)
- ЗАКОН-
Слайд 12
«Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012г., ст.2.п.6
Слайд 13
ЧТО поможет нам безболезненно и эффективно перейти на ФГОС ООО?
- УСЛОВИЯ-
Хочу обратить внимание на Внешние условия:
Слайд 14
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012г.:
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010г.
- Новый Сан Пин.
Слайд 15
Закон и условия нельзя осуществить без ЧЕГО?
Слайд 16
- УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА- или -ОТНОШЕНИЯ- МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА-
Слайд 17
ЧТО является вектором индивидуализации обучения в основной школе? (ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования)
Слайд 18
- ООП ООО-
Слайд 19
А что является «комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012г., ст.2.п.29
Слайд 20
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ-
Слайд 21
ГИПОТЕЗА
- Можно подготовить СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА, построить СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛУ, если использовать СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, которые находят своё отражение:
- в требованиях ФГОС;
- в компонентах ФГОС;
- в современном уроке;
- в модели учителя (педагогический стандарт педагога - «Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)»)
- в модели ученика;
- системе оценки;
- предметных дисциплинах;
- во внеурочной деятельности;
- в проектной деятельности;
- технологиях, методах, формах и т.д.
Слайд 22 и Слайд 23:
Цель, объект, предмет и задачи исследования
- Вы согласны с выдвинутой гипотезой?
ОТВЕТ слушателей
- Сейчас мы с вами это и проверим.
КОНВЕРТЫ
Перед вами лежат два конверта. Откройте 1-ый конверт.
Что Вы видите?
Правильно. Это символы, с помощью которых мы с вами ещё раз убедимся в том, что переход на новый ФГОС неизбежен и не так уж и страшен.
На одной стороне уже написаны основные характеристики, присущие традиционной школе, а на другой - ничего. Вспомнив, как это было раньше, напишите, что бы хотели изменить.
Но есть среди них такой символ, в который мы с вами ничего не добавим. За нас это уже сделали… Это Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО и ПООП ООО.
_ЗАКОН- картинка_
В наших силах сформировать нормативно-правовую базу, отвечающей требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ООО.
Слайд 24
ГОС ориентированы на:
На решение задачи: сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания.
ФГОС - это:
- развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования.
- изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта;
- впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе;
- впервые стандарт предусматривает внеурочную деятельность.
Слайд 25
_УСЛОВИЯ- картинка_
Процесс внедрения ФГОС в учебный процесс в нашей школы проходит последовательно и целенаправленно.
Основываясь на ключевых особенностях ФГОС, а именно, учитывая
методологическое основание
(системно-деятельностный подход -
проектирование целей, способов действий, содержания, результатов),
мы поставили:
- цели образовательного процесса в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, и которые учитывают не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержания обучения в их взаимосвязи;
- выделили основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Начиная с введения ФГОС НОО школа работает над переходом от минимального содержания к индивидуальному максимуму результата, от парадигмы ЗУН к парадигме вариативного, развивающего, смыслового образования.
И мы осознаем, что основная ответственность за успех в этом деле лежит в первую очередь на администрации школы, регулирующей образовательный процесс в ОУ.
В связи с этим, прежде всего, был осуществлен внутренний мониторинг уровня готовности в соответствии с картой самооценки готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО.
• разработана и утверждена основная образовательная программа;
• нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС;
• приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;
• определен список учебников и учебных пособий;
• определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
• разработан план методической работы («дорожная карта»), который предусматривает мероприятия по организационному, информационному, нормативному, методическому, материально-техническому обеспечению процесса перехода на ФГОС ООО;
• осуществлено повышение квалификации;
• обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.
Выше перечисленному предшествовало следующее:
- работа педколлектива над внедрением метода проектов,
- технологии дистанционного обучения в образовательный процесс,
- обобщение опыта работы школы по здоровьесберегающим технологиям,
- активизация исследовательской деятельности со школьниками,
- презентации материалов новых стандартов для учителей на семинарах и педсоветах,
- разъяснение содержания новых образовательных стандартов среди родителей.
Слайд 26
_ ООП- картинка «КНИГА»_
ТРЕБОВАНИЯ ГОС
-
совокупность 3-х компонентов (федерального, регионального, национально-регионального ОУ), определяющая в первую очередь содержание ООП;
-
обязательный минимум содержания программы;
-
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
-
требования к уровню подготовки выпускников (учащийся должен знать, уметь и использовать в практической деятельности).
Слайд 27
«ООП ООО»
Свою образовательную программу мы разработали, на основе примерной основной образовательной программы,
которая подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина.
и одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
«Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012г., ст.2.п.10
Слайд 28
Данная программа ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе. Именно вокруг этой основной идеи и строятся все основные разделы Программы.
При составлении мы учитывали:
1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к ООП, а именно:
- к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей ООП и их объему, а так же к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации ООП, в то числе и кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения ООП:
- ориентир для оценки состояния системы общего образования;
- основа аккредитации ОУ;
- основа для аттестации учителей и руководителей ОУ
- критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;
- основа для нормирования и создания ресурсов;
2. ФГОС - это стандарты выбора:
- ФГОС предоставляет учителю свободу в выборе путей средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации ООП.
- ФГОС предоставляет ученику возможность выбора образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы.
В нашем образовательном учреждении обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
- кадровых;
- финансово-экономических;
- материально-технических;
- психолого-педагогических;
- информационно-методических.
Слайд 29
_УРОК - картинка «Колокольчик»_
Модель традиционного урока.
Компоненты:
- триединая цель урока;
- преобладающая фронтальная форма обучения;
- традиционные методы и приемы обучения;
- традиционные типы уроков.
Модель современного, инновационного урока - модель деятельтностная и развивающая.
Компоненты:
- ключевые и базовые компетенции;
- проектирование урока;
- разнообразные формы обучения;
- практический опыт деятельности.
Слайд 30
Более подробно о Модель формирования познавательной активности в урочной деятельности в рамках ФГОС вы можете познакомиться на слайде.
Слайд 31
_МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ - картинка «Учитель с доской»_
МОДЕЛЬ учителя традиционной школы:
- учитель-лектор;
- носитель информации;
- хранитель норм и традиций;
- пропагандист предметных знаний;
- авторитарный стиль;
- монологичность, закрытость.
МОДЕЛЬ учителя современной школы:
- творческий саморазвивающийся учитель.
- планирует образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки.
- использует инновационных технологий в образовательном процессе.
- осуществляет обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов.
- способен решать учебно-познавательные и учебно-практические действия.
- формирует и развивает у учащихся УУД.
- формирует у учащихся навыков аргументации собственной точки зрения.
- Знает:
- Ради чего учить (уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания).
- Как учить (расширены методические приемы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовывать деятельностный подход).
- Чему учить (обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая).
Слайд 32-45
«НАШИ ПЕДАГОГИ» (пролистывая слайда, я рассказываю)
Педагоги нашей школы работают в соответствии с современными требованиями. Приобретенный опыт позволяет им использовать методы активного обучения, и повышать эффективность урока, а значит, качество знаний учащихся.
Постоянно совершенствуют педагогическое мастерство, изучая и внедряя в образовательную практику передовой педагогический опыт, расширяют арсенал используемых форм и методов обучения.
Принимают участие в сетевых профессиональных сообществах.
Принимают участие в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах на международном, Всероссийском, краевом, городском и школьном уровнях. Победителями и призерами являются как сами педагоги, так и наши школьники.
Имеют публикации научных статей в электронных журналах.
Ежегодно принимают участие в городском и школьном этапах конкурса «Учитель года».
Награждены Почетными грамотами и благодарственными письмами министерства образования Ставропольского края, администрации города Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя. Награждены дипломами, грамотами и сертификатами международного, Всероссийского, регионального уровней.
Формируют надпредметную познавательную компетентность школьников, грамотное и избирательное отношение к самостоятельно добываемой информации, умение самостоятельно находить нестандартные решения учебных задач.
Применяя методы проектной деятельности на занятиях, способствуют развитию творческой активности и самостоятельности детей, формированию всестороннего развития личности.
Наших учителей отличает стремление находить новые решения различных педагогических задач.
Педагогический коллектив нашей школы систематически знакомится с новинками педагогической литературы и использует новые идеи в своей педагогической деятельности, расширяют арсенал используемых форм и методов обучения.
Профессионализм, увлеченность и творчество в педагогической деятельности, открытость к сотрудничеству высоко оценивается нашими учениками и их родителями.
Слайд 46
_МОДЕЛЬ ШКОЛЫ - картинка «Школа-дом»_
Традиционная школа:
- предметно-ориентированного обучения;
- базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет);
- «картина мира»;
- подготовка к выбору профессий.
Современная школа:
- обучение, ориентированное на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления;
- умение работать с большими объемами информации;
- коммуникативные компетенции;
- креативность;
- способность переобучаться.
- школа жизни в меняющимся мире, школа управления этими изменениями.
В нашей школе количество учеников позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Слайд 47
_МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - картинка «Человек»_
Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня - значит остановиться в развитии. Мы должны закладывать в стандарты образования модель будущего.
МОДЕЛЬ выпускника традиционной школы
МОДЕЛЬ выпускника современной школы
(функционально-грамотной личности школьника) - компетенции XXI века - обобщенный заказ ФГОС: модель выпускников начальной, основной, средней школ.
В результате нашей педагогической деятельности мы должны получить функционально-грамотную личность.
Это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий: соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;
- готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя, своих близких;
- обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- понимающий, что жизнь среди людей - это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
ПОДВОДКА к правой руке
А теперь, сравнив традиционные и современные подходы, скажите, что мы делаем для того, чтобы подготовить Современного выпускника.
Слайд 48
Слайд правой руки:
- создаем нормативно-правовую базу в соответствии с ФГОС ООО;
- совершенствуем условия для введения и реализации ФГОС ООО;
- изменяем роли участников образовательного процесса;
- реализовываем ООП ООО, в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ООО и нового САН ПИНа;
- и переходим новый, высокий уровень качества образования.
Сравнивая обе руки, можно заметь, что на левой написаны существительные, а на правой - глаголы. Учителя русского языка помогут нам вспомнить правила о существительном и глаголе. Если существительные - это предметы, то пора их воплотить в действия.
Введение ФГОС во многом изменит школьную жизнь ребенка.
Стандарт аккумулирует все лучшее, что было разработано за последние годы, предполагает ряд серьезных инноваций в образовательном процессе.
- Как вы думаете, мы доказали с вами, что если использовать СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, то можно построить СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛУ, в которой созданы все условия для развития СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА.
ОТВЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ
И в заключении:
Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном, постоянно меняющимся обществе.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив и успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!
Всё в ваших руках!
Созвучно идеи темы выступления предлагаю вам посмотреть ФИЛЬМ «ПЕРЕМЕНА» НОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Д. Чурсина».
Слайд 49
«Спасибо за внимание»
11